Выступление на педсовете: "Диганостика воспитанности"
статья
Выступление на педсовете: "Диганостика воспитанности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_vospitannosti_kak_odna_iz_prioritetnyh_roley_vospitaniya_shkolnikov.docx | 66.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26:
«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».
Приоритетная роль воспитания – воспитание ученика, востребованного современным обществом.
Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированной школе.
Одним из важнейших путей улучшения воспитательной работы школы в этих условиях является построение ее на основе педагогической диагностики. Каким станет наше общество завтра, зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники. В современных условиях диагностика является обязательным компонентом педагогического процесса.
Обращение к практике воспитания показывает, что, несмотря на достаточно большое количество публикаций, посвященных проблемам диагностики воспитательного процесса, педагоги-практики испытывают значительные затруднения при отборе диагностического инструментария для изучения результатов воспитательного процесса, его эффективности.
Сведения, полученные в результате диагностики, —исходный материал для профессиональной деятельности педагога.
Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий, одной из которых является диагностика уровня воспитанности.
Диагностика воспитанности – это процесс определения уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.
На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии
Результаты диагностики уровня воспитанности позволяют наглядно увидеть изменения уровня воспитанности каждого обучающегося, каждого класса и коллектива школы в целом, помогают констатировать положительное и отрицательное приращивание и определить цели и задачи воспитательного процесса весьма конкретные, обоснованные, реально достижимые и решаемые.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
- конкретизировать цели воспитательной работы;
- дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
- обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
- обосновать выбор содержания и методов воспитания.
Чтобы определить уровень воспитанности учащихся можно использовать различные методики Н. П. Капустина. Они просты в проведении и обработке.
Каждому ученику раздаются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что эта анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а поэтому всегда приходится задумываться над тем, как это делать.
Детям сказать: «Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. Расшифровка дана на доске».
Разъяснив учащимся смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале.
«0» - всегда нет или никогда.
«1» - очень редко, чаще случайно.
«2» - чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
«3» - чаще да, чем нет, иногда забываю.
«4»- всегда да, постоянно.
Долг и ответственность | ||||||
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Бережливость
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Дисциплинированность
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Ответственное отношение к учебе
1 | Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Отношение к общественному труду
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Доброта и отзывчивость
1 | Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Честность и справедливость
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Простота и скромность
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Культурный уровень
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: «Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. Расшифровка дана на доске».
- “0” - всегда нет или никогда.
- “1” - очень редко, чаще случайно.
- “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
- “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
- “4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
- До 0,5 – низкий уровень воспитанности
- 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
- 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
- До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
- 1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса.
- Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции, ситуативны.
- Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
- Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
- Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Уровень воспитанности 5 «А» класса.
Классный руководитель: Омбоева Д. А.
№ | Ф. И. О. | Долг и ответственность | Бережливость | Дисциплина | Отношение к учебе | Отношение к труду | Коллективизм | Доброта и отзывчивость | Честность | Простота и скромность | Культурный уровень |
1 | АдлибишиевДоржи | 0,56 | 0,75 | 0,88 | 0,56 | 0,94 | 0,56 | 0,94 | 0,75 | 1 | 0,75 |
2 | Акулаева Валентина | 0,69 | 0,88 | 0,88 | 0,81 | 0,88 | 0,81 | 0,88 | 0,81 | 0,94 | 0,94 |
3 | Ананков Данил | 0,44 | 0,94 | 0,63 | 0,75 | 0,88 | 0,63 | 0,63 | 0,75 | 0,81 | 1 |
4 | Брыков Алексей | 0,63 | 0,94 | 1 | 0,81 | 1 | 0,75 | 0,63 | 0,44 | 0,81 | 1 |
5 | Будунова Диана | 0,69 | 1 | 0,94 | 0,88 | 1 | 0,88 | 1 | 1 | 0,81 | 0,88 |
6 | Веснина Саша | 0,69 | 0,75 | 0,88 | 0,88 | 0,81 | 0,81 | 0,81 | 0,69 | 0,81 | 0,75 |
7 | Гонтова Виктория | 0,38 | 1 | 0,88 | 0,88 | 1 | 0,94 | 1 | 0,69 | 0,75 | 0,81 |
8 | Елисеев Вадим | 0,31 | 0,81 | 0,63 | 0,81 | 0,75 | 0,94 | 0,69 | 0,63 | 0,56 | 0,69 |
9 | Жамбаев Антон | 0,56 | 1 | 0,75 | 0,88 | 0,94 | 0,88 | 0,81 | 0,81 | 0,81 | 0,81 |
10 | Золотовский Богдан | 0,38 | 0,94 | 0,88 | 0,81 | 0,94 | 0,94 | 0,94 | 0,88 | 0,81 | 0,75 |
11 | Качанин Денис | 0,13 | 1 | 0,69 | 0,69 | 0,94 | 0,75 | 0,88 | 0,63 | 0,63 | 0,88 |
12 | Кириллов Никита | 0,44 | 0,81 | 0,88 | 0,63 | 0,69 | 0,56 | 0,81 | 0,75 | 0,75 | 0,44 |
13 | Константинова Алина | 1 | 0,94 | 0,88 | 0,94 | 1 | 0,94 | 1 | 1 | 0,88 | 0,63 |
14 | Роговая Ксения | 0,63 | 1 | 0,88 | 0,94 | 1 | 0,94 | 1 | 0,88 | 0,88 | 0,94 |
15 | Сатышев Данил | 0,63 | 1 | 0,63 | 1 | 1 | 0,81 | 1 | 0,44 | 1 | 0,81 |
16 | Смирнова Настя | 0,56 | 0,88 | 0,56 | 0,94 | 0,94 | 0,69 | 1 | 0,88 | 1 | 0,88 |
17 | Сумарокова Лера | 0,63 | 1 | 0,81 | 1 | 1 | 0,88 | 1 | 1 | 0,94 | 1 |
18 | Тепкесова Катя | 0,69 | 0,94 | 0,81 | 0,88 | 0,88 | 0,94 | 0,75 | 0,88 | 0,75 | 0,81 |
19 | Трухина Дарья | 0,81 | 0,75 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,94 | 0,75 | 0,75 | 1 |
20 | Фадевва Настя | 0,38 | 1 | 0,63 | 0,63 | 0,81 | 0,44 | 0,38 | 0,48 | 1 | 0,81 |
21 | Хлыстов Дима | 0,56 | 0,44 | 0,75 | 1 | 0,75 | 1 | 0 | 0,5 | 0,25 | 0 |
22 | Цын Андрей | 0,13 | 0,88 | 0,75 | 0,69 | 0,75 | 0,75 | 0,63 | 0,56 | 0,63 | 0,75 |
23 | Чернышева Настя | 0,75 | 1 | 1 | 0,94 | 0,94 | 0,81 | 0,81 | 0,75 | 0,69 | 0,69 |
24 | Яманов Семен | 0,88 | 0,88 | 0,88 | 0,94 | 0,88 | 0,88 | 0,88 | 0,88 | 0,94 | 0,88 |
25 | Яременко Данил | 0,06 | 0,94 | 0,75 | 0,94 | 1 | 0,94 | 0,94 | 0,81 | 0,81 | 0,81 |
Уровень воспитанности 5 «А» класса.
№ | Ф. И. О. | Результат уровня воспитанности: |
1 | АдлибишиевДоржи | |
2 | Акулаева Валентина | 0,94 |
3 | Ананков Данил | 0,83 |
4 | Брыков Алексей | 0,89 |
5 | Будунова Диана | 1 |
6 | Веснина Саша | 0,88 |
7 | Гонтова Виктория | 0,93 |
8 | Елисеев Вадим | 0,76 |
9 | Жамбаев Антон | 0,92 |
10 | Золотовский Богдан | 0,91 |
11 | Качанин Денис | 0,8 |
12 | Кириллов Никита | 0,83 |
13 | Константинова Алина | 1 |
14 | Роговая Ксения | 1 |
15 | Сатышев Данил | 0,92 |
16 | Смирнова Настя | 0,93 |
17 | Сумарокова Лера | 1 |
18 | Тепкесова Катя | 0,93 |
19 | Трухина Дарья | 1 |
20 | Фадевва Настя | 0,73 |
21 | Хлыстов Дима | 0,58 |
22 | Цын Андрей | 0,41 |
23 | Чернышева Настя | 0,93 |
24 | Яманов Семен | 0,9 |
25 | Яременко Данил | 0,5 |
ИТОГО по классу: | 0,858 |
Уровень воспитанности 6 «А» класса.
Классный руководитель: Омбоева Д. А.
№ | Ф. И. О. | Долг и ответственность | Бережливость | Дисциплина | Отношение к учебе | Отношение к труду | Коллективизм | Доброта и отзывчивость | Честность | Простота и скромность | Культурный уровень |
1 | АдлибишиевДоржи | 0,6 | 0,75 | 0,88 | 0,62 | 0,94 | 0,56 | 0,94 | 0,75 | 1 | 0,75 |
2 | Акулаева Валентина | 0,69 | 0,88 | 0,88 | 0,89 | 0,88 | 0,81 | 0,88 | 0,9 | 0,94 | 0,94 |
3 | Ананков Данил | 0,54 | 0,94 | 0,74 | 0,75 | 0,88 | 0,82 | 0,63 | 0,75 | 0,81 | 1 |
4 | Брыков Алексей | 0,63 | 0,94 | 1 | 0,81 | 1 | 0,75 | 0,63 | 0,44 | 0,81 | 1 |
5 | Будунова Диана | 0,92 | 1 | 1 | 0,88 | 1 | 0,88 | 1 | 1 | 0,81 | 0,88 |
6 | Веснина Саша | 0,88 | 0,89 | 0,88 | 1 | 0,81 | 0,81 | 0,81 | 0,88 | 0,81 | 0,75 |
7 | Гонтова Виктория | 0,56 | 1 | 0,88 | 0,94 | 1 | 0,94 | 1 | 0,69 | 0,75 | 0,81 |
8 | Елисеев Вадим | 0,31 | 0,81 | 0,63 | 0,81 | 0,75 | 0,94 | 0,69 | 0,63 | 0,56 | 0,69 |
9 | Жамбаев Антон | 0,63 | 1 | 0,75 | 0,88 | 0,94 | 0,88 | 0,81 | 0,81 | 0,81 | 0,81 |
10 | Золотовский Богдан | 0,38 | 0,94 | 0,88 | 0,81 | 0,94 | 0,94 | 0,94 | 0,88 | 0,81 | 0,75 |
11 | Качанин Денис | 0,56 | 1 | 0,69 | 0,69 | 0,94 | 0,75 | 0,88 | 0,63 | 0,63 | 0,88 |
12 | Кириллов Никита | 0,44 | 0,81 | 0,88 | 0,63 | 0,69 | 0,56 | 0,81 | 0,75 | 0,75 | 0,44 |
13 | Константинова Алина | 1 | 0,94 | 0,88 | 0,94 | 1 | 0,94 | 1 | 1 | 0,88 | 0,63 |
14 | Роговая Ксения | 0,63 | 1 | 0,88 | 0,94 | 1 | 0,94 | 1 | 0,88 | 0,88 | 0,94 |
15 | Сатышев Данил | 0,63 | 1 | 0,63 | 1 | 1 | 0,81 | 1 | 0,44 | 1 | 0,81 |
16 | Смирнова Настя | 0,56 | 0,88 | 0,56 | 0,94 | 0,94 | 0,69 | 1 | 0,88 | 1 | 0,88 |
17 | Сумарокова Лера | 0,63 | 1 | 0,81 | 1 | 1 | 0,88 | 1 | 1 | 0,94 | 1 |
18 | Тепкесова Катя | 0,69 | 0,94 | 0,81 | 0,88 | 0,88 | 0,94 | 0,75 | 0,88 | 0,75 | 0,81 |
19 | Трухина Дарья | 0,81 | 0,75 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,94 | 0,75 | 0,75 | 1 |
20 | Фадевва Настя | 0,38 | 1 | 0,63 | 0,63 | 0,81 | 0,44 | 0,38 | 0,48 | 1 | 0,81 |
21 | Хлыстов Дима | 0,56 | 0,56 | 0,75 | 1 | 0,75 | 1 | 0,44 | 0,5 | 0,44 | 0,56 |
22 | Цын Андрей | 0,44 | 0,88 | 0,75 | 0,69 | 0,75 | 0,75 | 0,63 | 0,56 | 0,63 | 0,75 |
23 | Чернышева Настя | 0,75 | 1 | 1 | 0,94 | 0,94 | 0,81 | 0,81 | 0,75 | 0,69 | 0,69 |
24 | Яманов Семен | 0,88 | 0,88 | 0,88 | 0,94 | 0,88 | 0,88 | 0,88 | 0,88 | 0,94 | 0,88 |
25 | Яременко Данил | 0,44 | 0,94 | 0,75 | 0,94 | 1 | 0,94 | 0,94 | 0,81 | 0,81 | 0,81 |
Уровень воспитанности 6 «А» класса.
№ | Ф. И. О. | Результат уровня воспитанности: |
1 | АдлибишиевДоржи | 0,78 |
2 | Акулаева Валентина | 0,96 |
3 | Ананков Данил | 0,87 |
4 | Брыков Алексей | 0,89 |
5 | Будунова Диана | 1 |
6 | Веснина Саша | 0,95 |
7 | Гонтова Виктория | 0,98 |
8 | Елисеев Вадим | 0,76 |
9 | Жамбаев Антон | 0,92 |
10 | Золотовский Богдан | 0,91 |
11 | Качанин Денис | 0,8 |
12 | Кириллов Никита | 0,83 |
13 | Константинова Алина | 1 |
14 | Роговая Ксения | 1 |
15 | Сатышев Данил | 0,92 |
16 | Смирнова Настя | 0,93 |
17 | Сумарокова Лера | 1 |
18 | Тепкесова Катя | 0,93 |
19 | Трухина Дарья | 1 |
20 | Фадевва Настя | 0,73 |
21 | Хлыстов Дима | 0,7 |
22 | Цын Андрей | 0,68 |
23 | Чернышева Настя | 0,93 |
24 | Яманов Семен | 0,95 |
25 | Яременко Данил | 0,84 |
ИТОГО по классу: | 0,89 |
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности
учащихся 1 – 2 классов (методика Н.П. Капустина).
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
- мне интересно учиться;
- я люблю мечтать;
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
- мне нравится выполнять домашние задания;
- я стремлюсь получить хорошие отметки.
2. ТРУДОЛЮБИЕ:
- я стараюсь в учебе;
- я внимателен;
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;
- мне нравится помогать в семье ,выполнять домашнюю работу;
- мне нравится дежурство в школе.
3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
- я берегу землю;
- я берегу растения;
- я берегу животных;
- я берегу природу.
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:
- я выполняю правила для учащихся;
- я добр в отношениях с людьми;
- я участвую в делах класса и школы.
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
- я аккуратен в делах;
- я опрятен в одежде;
- мне нравится все красивое вокруг меня;
- я вежлив в отношениях с людьми.
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
- я самоуправляю собой;
- я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;
- у меня нет вредных привычек.
Оценивание проводится в 5-балльной системе:
5 - это есть всегда;
4 – часто;
3 – редко;
2- никогда;
1 - у меня другая позиция.
По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок.
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл:
5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности
учащихся 3 – 4 классов (методика Н.П. Капустина)
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
- мне интересно учиться;
- я всегда выполняю домашнее задание;
- я люблю читать;
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
- я стремлюсь получать хорошие отметки.
2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
- я стараюсь в учебе;
- я внимателен;
- я самостоятелен;
- я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью;
- мне нравится самообслуживание в школе и дома.
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
- я берегу землю;
- я берегу растения;
- я берегу животных;
- я берегу природу.
4. Я И ШКОЛА:
- я выполняю правила для учащихся;
- я выполняю правила внутришкольной жизни;
- я участвую в делах класса и школы;
- я добр в отношениях с людьми;
- я справедлив в отношениях с людьми.
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
- я аккуратен и опрятен;
- я соблюдаю культуру поведения;
- я забочусь о здоровье;
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха;
- у меня нет вредных привычек.
Оценивание проводится по 5-балльной системе:
5 - это есть всегда;
4 – часто;
3 – редко;
2 – никогда;
1 - у меня другая позиция.
По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл:
5 - 4,5 - высокий уровень;
4,4 - 4 - хороший уровень;
3,9 - 2,9 - средний уровень;
2,8 - 2 - низкий уровень.
Тест на сплочение классного коллектива:
- Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса
- Думаю, что всем учащимся тепло, уютно и комфортно в классе, они в кругу друзей.
- Далеко не все чувствуют дружественную поддержку класса.
- Есть в классе одинокие ребята.
- Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса
- В основном ребята дорожат классом.
- Основная масса учащихся не задумывается о значении класса в своей школьной жизни.
- Думаю, что есть такие ребята, которые хотели бы поменять класс.
- Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса
- Чувствуется, что в классе проявляется забота о каждом ученике.
- Класс выходит в своей деятельности за рамки заботы о себе, о школе, проявляет заботу в больших масштабах.
- Можно сказать, что класс беспокоят скорее внешние дела, нежели внутренние – защита каждого ученика.
- Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса
- Можно высказать удовлетворение от воспитательной работы в классе.
- Думаю, что воспитательная работа в классе может быть дополнена некоторыми важными моментами.
- Полагаю, что она требует коренного изменения.
- Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса
- Можно положительно оценить проводимые в классе коллективные творческие дела.
- Надо бы чаще вводить в практику коллективные творческие дела.
- Новые коллективные творческие дела классу не нужны.
- Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса
- Думаю, что в классе есть основа для общей дружбы.
- В основном дружат группами, общего не получается.
- Дружба всех в классе невозможна.
- Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса
- Думаю, что большинство ребят проявляет свои способности и интересы в классе.
- В классе слишком ограничены возможности для проявления способностей ребят.
- Есть много ребят в классе, способности и интересы которых еще не раскрыты.
Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы:
№ вопросов | Ответы в баллах | ||
А | B | C | |
1 | 10 | 2 | -10 |
2 | 10 | 2 | -10 |
3 | 10 | 20 | -10 |
4 | 10 | 5 | -10 |
5 | 20 | 10 | -10 |
6 | 10 | 6 | -5 |
7 | 30 | 20 | -10 |
Подсчитывается общий суммарный результат в баллах. Наибольшей суммой баллов может быть 100, наименьшей – 65.
Высокий уровень групповой сплоченности – 76-100 баллов (имеется сплоченный коллектив, где среди всех ценится и уважается личность каждого ученика, учащиеся не только осуществляют активную значимую деятельность внутри класса, но и оказывают положительное воздействие на окружающих).
Средний уровень групповой сплоченности – 46 – 75 баллов (в классе отсутствует единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам и т. д., позитивная деятельность учащихся ограничена только рамками своего класса).
Низкий уровень групповой сплоченности – 30-45 баллов (учащиеся разобщены, имеются лишь отдельные лидеры, подавляющие личности остальных, коллективные дела проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния как на учащихся данного класса, так и на окружающих).
Критический уровень групповой сплоченности – ниже 30 баллов (учащиеся неорганизованны и почти неуправляемы, нет лидеров среди них самих, отсутствуют и авторитеты среди взрослых – учителей).
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ:
Цель: выявление социометрического статуса учащихся в коллективе; определение микрогрупп; уровня социально-рефлексивных навыков учащихся.
Возраст: учащиеся 5-8 классов.
Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред».
Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. При ответе не забудь тех, кто отсутствует сегодня.
- Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.
1.
2.
3.
4.
5.
2.А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.
1.
2.
3.
4.
5.
3. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.
1.
2.
3.
4.
5.
4. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.
1.
2.
3.
4.
5.
5. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты бы хотел увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером — фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.
1.
2.
3.
4.
5.
В целях мотивирования учащихся класса на выполнение теста классный руководитель после раздачи листка с вопросами может сопроводить процедуру диагностики устной инструкцией:
«Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним».
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.
1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
а)
б)
в)
2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
а)
б)
в)
3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?
а)
б)
в)
Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
Если вы согласны с тем, что сказано, если это верно по отношению к вам напишите слово да (или поставьте плюс). Если сказанное не подходит вам, пишем слово нет (или поставьте минус).
Цель: определение творческих наклонностей у школьников.
- Я люблю сочинять собственные песни.
- Я люблю гулять один.
- Мои папа и мама любят играть со мной.
- Я задаю много вопросов.
- Сочинение рассказов и сказок - пустое занятие.
- Я люблю, чтобы у меня бал только один или два друга.
- Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры.
- У меня есть несколько действительно хороших идей.
- Я люблю рисовать
- Я люблю вещи, которые трудно делать.
- Солнце на рисунке должно быть всегда желтым.
- Я люблю все разбирать, чтобы понять, как это работает.
- Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжки, чем рисовать самому.
- Легкие загадки – самые интересные.
- Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь вместе со мной.
- Я люблю узнавать новое о животных.
- Мой папа любит делать что-то по дому.
- Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.
- Трудно найти себе занятие, когда находишься один.
- Мой папа думает, что я обычно поступаю правильно.
- Я люблю рассказы о далеком прошлом.
- Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.
- Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое.
- Я всегда играю с друзьями, а один я не люблю играть.
Подсчет результатов: Опросника для определения творческих наклонностей:
За каждый положительный ответ «да» начисляется 1 балл, за отрицательный ответ «нет» начисляется 0 баллов.
Внимание! В пунктах 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 оценка проводится следующим образом: вместо одного балла начисляется ноль, а вместоноль баллов - 1 балл. Это делается потому, что в указанных пунктах утверждается признак, противоположный оцениваемому. Другими словами, в этих пунктах за ответ «да» начисляется 0 баллов, а за ответ «нет» - 1 балл.
Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Наконец, существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка. Проанализируем эти качества.
1.Разнообразие интересов.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 1,5,9,16,21. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности разнообразия интересов ребенка:
1 степень - 0-1 слабо выражено; 2 степень - 2-3 выражено средне; 3 степень - 4-5 явно выражено.
2. Независимость.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 2,8,11,13,19,24. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности независимости ребенка:
1 степень - 0-1 слабо выражено; 2 степень - 3-4 выражено средне; 3 степень - 5-6 явно выражено.
3. Гибкость, приспособляемость.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 6,7,22. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности гибкости поведении ребенка:
1 степень - 0-1 слабо выражено; 2 степень - 2 выражено средне; 3 степень - 3 явно выражено.
4. Любознательность.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах: 4,12,18. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности любознательности ребенка.
1 степень - 0-1 слабо выражено; 2 степень - 2 выражено средне; 3 степень - 3 явно выражено
5. Настойчивость.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах: 10,14,23. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности настойчивости ребенка.
1 степень - 0-1 слабо выражено; 2 степень - 2 выражено средне; 3 степень - 3 явно выражено.
6. Сведения о семейной обстановке.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах: 3, 15, 17,20.
Количество набранных баллов соответствует степени благоприятного влияния семейной обстановки для развития творческих наклонностей ребенка:
1 степень - 0-1 мало способ-т; 2 степень - 2 – 3 способствует средне; 3 степень - 4 явно способствует
Тест: «Волшебная палочка»:
Представьте, что вы оказались в сказке и добрая волшебница предлагает вам свои услуги. Вы можете выбрать два любых волшебных предмета их перечисленных ниже.
При этом следовать необходимо двум условия. Первый – это предмет, который вам больше всего необходим в данный момент. А второй – это предмет, в котором вы абсолютно не нуждаетесь.
Итак, выбирайте:
- волшебная палочка,
- шапка-невидимка,
- ковер-самолет,
- скатерть-самобранка,
- волшебный клубок,
- молодильные яблоки,
- волшебное зеркало,
- хрустальный шар
- меч-кладинец.
Интерпретация результатов теста: «Волшебная палочка»:
Первый предмет – это ресурсы и качества, которыми вы обладаете, но наличие у себя которых вы отрицаете.Второй предмет – это ресурсы и качества, которых у вас нет, и которые вы ищете в окружающих людях.
Интерпретация волшебных предметов:
- Волшебная палочка — уверенность в себе, умение добиваться поставленное цели.
- Шапка-невидимка — хитрость, изворотливость, склонность к интригам, ироничность, остроумие.
- Ковер-самолет — гибкость ума, умение взглянуть на ситуацию по-новому. Талант командной работы.
- Скатерть-самобранка — талант выступать генератором идей и решать проблемы.
- Волшебный клубок — умение заинтересовать людей и увлечь их за собой, склонность к лидерству.
- Молодильные яблоки — умение делать выводы, милосердие, человеколюбие и понимание.
- Волшебное зеркальце — прямолинейность, открытость, честность. Склонность идти напролом, неприязнь к интригам. Правдоискательство.
- Хрустальный шар — интуиция, способность к ясновидению.
- Меч-кладинец — решение проблемы «грубой силой». Умение рисковать. Отсутствие страха перед ошибками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка выступления "Основные принципы художественного воспитания детей"
Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, я...
Выступление на педагогическом совете "Воспитание и обучение успехом как фактор здоровьесберегающей среды учащихся"
20 - 25 возможных вариантов сказать ребенку "Ты молодец"...
Выступление на тему "Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся"
Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....
Выступление к методической выставке «Воспитание семьянина в условиях детского дома» (Из опыта работы воспитательной группы)
Что значит семья для того, чье детство прошло вне ее? Какова роль воспитателя в формировании семейных понятий? Как в дальнейшем будут применять на практике наши воспитанники теорию семейных отношений?...
Выступление на тему: "Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"
Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самым важным и актуальным для становления челове...
Выступление на педсовете "Семейное воспитание"
Выступление на педсовете из опыта работы с родителями....
Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе »
Проблема духовно-нравственного воспитания. Воспитание и социализация. Реализация процесса становления духовно-нравственного сознания ребёнка через систему уроков и внеклассных мероприятий....