Открытый урок по ОРКСЭ "Паломничество в Мекку" Составители: Талипова Замиля Габдулхаковна, учитель МБОУ "Школа №5", Магасумова Ильвера Расуловна, учитель МБОУ "Школа №2" г. Муравленко ЯНАО
план-конспект урока

Талипова Замиля Габдулхаковна

На данном уроке учащиеся расширят свое представление об исламской культуре, узнают о понятии «Хадж» и месте паломничества мусульман, сумеют выделить особенность представления мусульман о добрых поступках, научатся сравнивать ценности в исламской культуре с общечеловеческими ценностями. Цель: - Формирование представления у детей об обязательных условиях совершения хаджа- паломничества в Мекку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palomnichestvo_v_mekku.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Паломничество в Мекку»        

«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»        

                                                                                                                   Конфуций 

Аннотация:

  На данном уроке учащиеся расширят свое представление об исламской культуре, узнают о понятии «Хадж» и месте паломничества мусульман, сумеют выделить особенность представления мусульман о добрых поступках, научатся сравнивать ценности в исламской культуре с общечеловеческими ценностями.

Цель занятия:

         - Формирование представления у детей об обязательных условиях совершения хаджа- паломничества в Мекку.

Задачи занятия:

  1. Актуализировать опыт ребят о понятии ислама и исламской культуры;
  2. Выявить обязательные условия и последовательность действий мусульман для совершения паломничества – Хаджа.
  3. Развивать творческую и познавательную активность.
  4. Формировать уважительное отношение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • Учебник;
  • подборка текстов;
  • иллюстрации;
  • Карточки с заданиями;
  • Цветные карандаши.

Место проведения – кабинет татаро-башкирской культуры.

Виды и формы деятельности: учебный диалог, чтение и анализ текста, работа с карточками, устный рассказ на тему, экскурсия (заочная экскурсия), самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия: Мекка, паломничество (хадж), мечеть, Кааба, Чёрный камень, Замзам.

Средства наглядности: изображение мечети (внешний вид), виды города Мекки, храм Кааба.

Предварительная подготовка:

  • Подготовка учебно–справочной литературы;
  • Подбор текстов;
  • Подготовка карточек заданий;
  • Подготовка презентации

План урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний.
  • Формирование новых знаний
  • Работа с информационным текстом.
  • Проектная  работа и  её защита
  • Рефлексия.

Ход урока        

  1. Организационный момент.

- Ассалямагаляйкум, ребята!!!

-Вэгаляйкумассалям!!!

- Добрый день, уважаемые гости!!!

  (Музыка усиливается)  Восток издавна притягивал  путешественников своей самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Всё поражало людей, побывавших в восточных странах - танцы, стихи, восточные песни.

 Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Ребята, сегодня мы с вами заглянем в таинственный мир восточных религиозных традиций и отправимся в увлекательное путешествие. Итак, внимание на экран.

     Блиц-опрос

  1. Восток связан с самой молодой религией мира, назовите эту религию мира (Ислам)

(Ислам в переводе с арабского языка означает «Мир и покорность Богу»).

2.  В каком веке возникла  религия-ислам? (в VII в. н. э.)

3. Где зародился ислам? (на Аравийском полуострове)

4. Назовите основоположника исламской религии. (Пророк Мухаммад)

5.Что случилось в пещере на горе Хира, куда Мухаммад удалился для размышлений?

(Пророку Мухаммаду  явился архангел Джибриил и был ниспослан Коран.)

6. В Коране, как вы уже знаете,  5 столпов ислама. Скажите, пожалуйста, ребята, как вы понимаете, что означает слово «СТОЛП»? (Столп- это фундамент, на котором держится исламская религия, это обязанности мусульман перед Всевышним). Назовите, пожалуйста, эти столпы.

  1. Шахада - Вера в единого бога;
  2. Намаз -пятикратная молитва
  3. ураза - пост;
  4. закят- обязательная милостыня (садака);
  5. Хадж-паломничество в Мекку

Учитель:    

- Сегодня мы раскроем еще одно таинство востока - 5-й столп ислама

Хадж- паломничество в Мекку.

- Как вы понимаете значение слова «Паломничество»?

- Это посещение святых мест.

-Мы говорили том, что Хадж-паломничество в Мекку. Где расположен город Мекка?

-На аравийском полуострове.

-На Аравийском полуострове много городов, почему именно города Медина и Мекка считаются святыми городами?

(Потому что первая мечеть ислама также находится неподалёку от Медины и называется Мечеть Аль-Куба, а в Мекке находится священный храм Кааба.)

- Почему это место выбрали для постройки священного храма Кааба?

Сценка

Ишмухаметов Айдар:  Это длинная история, чтобы ответить на этот вопрос, мы хотим показать вам небольшую сценку.

Амина: Древнее предание о появлении священного города Мекки…

    Пророк Ибрахим, проживший много лет в браке, не имел детей. Тогда его жена Сара предложила Ибрахиму:         

Сара: (Алина)

«Ибрахим, женись-ка ты на молодой невольнице Хаджар. Может быть, Бог наградит тебя сыном».

Айдар: Так Ибрахим и поступил. И вот случилось радостное событие: Хаджар родила сына, его назвали Исмаилом. Счастливый отец решил сына показать Саре и принёс его. Но Сара впала в гнев:

Сара: «Или я в этом доме, или Хаджар со своим ребёнком! Убирайтесь прочь!».

Амина. Ибрахим вместе  с Хаджар и Исмаилом ушли. Они забрели далеко в пустыню. Ибрахим поставил палатку и оставил там сына с матерью, а сам вернулся к Саре.

   Хаджар и Исмаил жили в пустыне, но скоро у них кончилась вода. Тогда Хаджар оставила малыша и пошла  на поиски источника. Долго бродила она, семь раз обежала холмистую местность, но так и не нашла воды. Падая с ног, она вернулась в палатку, потеряв надежду  увидеть своего сына в живых.

    Айдар:   Однако, войдя в палатку, женщина увидела, что Исмаил жив и невредим. Он спокойно лежал и улыбался! Пока Хаджар бегала между холмами, Ибрахим сучил ножками по песку. И вдруг в этом месте начал бить источник Замзам, из которого струилась свежая и прохладная вода.

    Амина:   Проезжавшие мимо торговцы были поражены красотою тех мест и приняли решение поселиться в маленькой долине. Со временем поселение Мекка выросло в большой город.

     Люди помнили, что здесь жил чудесный ребёнок, который по воле Аллаха  заставил воду бить из-под земли в этой безводной пустыне. Недаром арабы считают Исмаила своим прародителем.

  Айдар:   Когда Ибрахим пришёл проведать жену и сына, он не узнал эти места. Именно здесь, спустя 13 лет,  Исмаил и Ибрахим построили Каабу, которая стала первым храмом Аллаха на земле.

Амина:

  Вот такая история священного города Мекки.

Учитель:

   В безводной пустыне чудесный ребенок Исмаил по воле Аллаха заставил бить воду из-под земли. Это священный источник Замзам, возле  которого поселились арабы,  и появился священный для паломников город – Мекка, который является колыбелью ислама и где жил наш пророк Мухаммад. Именно здесь он получил откровение от Аллаха и здесь ему был ниспослан Коран, именно здесь находится первый храм Аллаха – Кааба, куда мусульмане всего мира совершают хадж в последний месяц Исламского Лунного календаря –Зуль Хиджах.

   

   Ребята, мы раскрыли небольшую часть тайн востока, осталось еще много нераскрытых тайн. Для этого нам нужны исследователи и архитекторы.

- Итак, ребята, вы сегодня становитесь самыми настоящими исследователями и архитекторами. Две группы будем  работать над проектом  «Паломничество в Мекку».

                

  1. Первая группа «Исследователи».

Ваша задача: используя материалы, которые на ваших столах, подготовить и защитить проект «Условия и последовательность совершения хаджа»

- Кто и когда может совершить хадж, и как он  проходит?

  1. Вторая  группа  «Архитекторы».

А ваша задача, ребята, опираясь на инструкцию, построить макет священного храма Кааба и достойно защитить свой проект.

  1. А нашим гостям особое, не менее интересное задание:

 Вам предстоит выявить  и  исправить ошибки в предложенном тексте. Задания в конверте.

Задание.   Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните и запишите правильный вариант):                

     Ислам, как религия,  появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются православные. В священный для всех мусульман день, в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

На практическую часть вам дается 8-10 минут.

Музыка- 10 минут.

     Время подходит к концу, команды готовы? .

В знак уважения слово мы предоставим нашим гостям.  (Проверка текста). Слайд.

А теперь, ребята, слово за вами.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ:

Группа  «Архитекторы»

  Айдар: Наша группа  «Архитекторы» работала над созданием макета храма Кааба. Из источников  мы выяснили, что Храм Кааба представляет  собой каменное сооружение кубической формы .Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15, а длина и ширина – 10 и 12 метров. Каждый угол храма  имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный),  каменный (восточный).

   Луиза:   Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри находится помещение, куда ведет дверь, сделанная из чистого золота. Эта дверь весит 286 килограммов. А в  восточном углу Каабы вмонтирован Чёрный камень - камень прощения.

Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Мусульмане  уверены, что этот камень был послан Аллахом с неба.

Севиндж: Джамиля Габдулхаковна,  этот макет священного храма Кааба мы хотим подарить  вам. Пусть он украсит наш кабинет и останется как память  о нас.

ЗАЩИТА: Группа «Исследователи».

Амира:

А перед нашей командой была такая задача: используя материалы,  назвать условия и последовательность совершения хаджа.

   Итак, мы выяснили, что обязательными условиями совершения хаджа является следующее: 

I.

1) в хадж может отправиться только совершеннолетний;
2) человек, отправляющийся в хадж, должен быть психически здоровым;
3) он должен быть обязательно мусульманином;
4) должен быть свободным; (то есть, он не должен находиться под уголовным следствием);
5) он должен иметь достаточно средств, чтобы обеспечить своё паломничество и содержание семьи, оставшейся дома;
6) он должен осознавать и не отрицать обязательность хаджа;
7) он должен заблаговременно выехать в дорогу, чтобы успеть к моменту начала хаджа.

        

Марат:

   Далее, мы узнали какая последовательность совершения хаджа:

  1. Облачение в одежду для паломников, которая называется ихрам.
  2. 7-й день - паломники совершают первый обход вокруг Каабы. Входят в мечеть  с правой ноги через Врата мира и направляются  к «Черному камню», затем  касаются рукой, подносят руку к губам и глазам.
  3. Совершают семикратный бег между холмами Сафа и Марва.
  4. После этого посещают священный источник Замзам. Из источника сначала пьют воду, а затем обливают тело с головы до ног.
  5. 9-й день главный  обряд хаджа - все паломники совершают молитву в долине Арафат.
  6. 10-й день паломники держат путь в долину Мина, где бросают семь камней в последний из трех столбов, которые символизируют Сатану.
  7. В тот же день начинается Курбан-байрам и все паломники совершают «прощальный» обход вокруг Каабы.

Учитель: Уважаемые гости, ребята, сегодня мы  с вами совершили удивительное путешествие, раскрыли еще одну тайну востока – паломничество в Мекку.

Спасибо нашим командам, также большое спасибо нашим гостям.

Вы отлично справились с заданиями.        

Рефлексия.

 Подведем итоги нашего занятия. Перед вами открытые предложения. Ваше отношение к сегодняшнему занятию.

   

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "АНАЛИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРЕДМЕТА"(презентация на семинаре учителей ИЗО и черчения РСО – Алания

Цель урока.  Научить учащихся уверенно различать модели геометрических тел,  правильно  называть  их, а также мысленно расчленять предмет на составляющие его геометрические тела с ...

Открытый урок на тему: « You are welcome to London» учитель Хрулева Лала Владимировна

Урок составлен на основе УМК под редакцией В.М.Кузовлева, имеется презентация и индивидуальные карточки....

Открытый урок геометрии в 9 классе. Тема: Повторение. Треугольники. Учитель: Степанчикова И. А. ГБОУ СОШ № 1038

Тема: Повторение. Треугольники (Урок первый: виды треугольников по углам, виды треугольников по сторонам, медиана, биссектриса , высота, сумма углов треугольника, внешний угол треугольника.)...

Конспект открытого урока в 5 Б классе (составлен и проведён учителем русского языка и литературы Басюк Н.С.)

Конспект открытого урока в 5 Б классе (составлен и проведён учителем русского языка и литературы Басюк Н.С.)Тема урока: Вид глагола.Цель:1.    дать понятие видов глагола; знать, на каки...

Открытый урок "Ансамблевое исполнение как одна из форм воспитания учителя музыки"

Выпускник, получающий квалификацию учителя музыки, должен быть готов способствовать социализации, формирования общей культуры личности обучающихся(возраст учащихся 15-19 лет), использовать разнообразн...

КОНСПЕКТ Открытого урока по баскетболу для слушателей «Комплексного повышения квалификации учителей физической культуры» ПК ИРО Тема: «Взаимодействие игроков на площадке и штрафной бросок по кольцу»

КОНСПЕКТ Открытого урока по баскетболу для слушателей  «Комплексного повышения квалификации учителей физической культуры» ПК ИРОТема: «Взаимодействие игроков на площадке и штрафной бросок по...

Открытый урок по обществознанию в 6 классе по теме "Гражданин-Отечества достойный сын" для конкурса "Учитель года-2015"

Даггый урок был разработан и проведен в рамках муниципального конкурса "Учитель года -2015" в городе Сосногорске. При разработке презентации  была так же оказана помощь завучем школы Кочерги...