Экологическая тропа
проект по экологии

Бусловская Любовь Тимофеевна

Экологическая тропа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx588.52 КБ

Предварительный просмотр:

Карта -схема экологической тропы «Зеленый мир»

C:\Users\Александр Николаевич\Desktop\С флешки доки БАРСИКА\dlya_detey_pro_berezu_2_25093631.jpg

        6

                1

5

                                                         

                                  7                                                                                                                                        

                                                                                                       

                                                                                          2

                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                          3

                   4

  

Остановка 1"Березовая"

 Остановка2 "Водоем"

Остановка 3" Альпийская горка"

Остановка 4"Болото"

 Остановка 5" Дуб"

 Остановка 6 "Сосна"

Остановка 7 "Фруктовый сад"

Режим  использования: остановки 1,5,6,7  - круглогодично,

                                           остановки 2,3,4- межсезонная

Краткое описание границ маршрутов:

В  маршруте  7 остановок. Тропа расчитана на  возрастную категорию 6-18 лет.

Маршрут начинается с остановки №1 – МОУ «Колосковская СОШ»  «Березовая», далее в 100 м на северо – восток на территории школы  расположена остановка №2 «Водоем», далее в 3 м на юго – запад расположена остановка №3«Альпийская горка», далее в 400 м на северо – восток  расположена остановка №4«Болото», далее в 500м на юго – восток  расположена остановка №5«Сосна»,  далее в 300м на северо - запад расположена остановка №6«Дуб», далее  в 500 м на северо - запад остановка №7 "Фруктовый сад" на территории школы. Протяженность экологической тропы 1800 м

Режим использования остановок на маршруте:  круглогодичный, межсезонный, сезонный.

                        ОПИСАНИЕ  ОСТАНОВОК

C:\Users\Александр Николаевич\Desktop\С флешки доки БАРСИКА\dlya_detey_pro_berezu_2_25093631.jpg

Остановка 1 "Березовая"расположена  на входе в школу.                             

           

    В 1966   году  на территории школы посажены 42 березы. Тем,   которые     сохранились, более  полувека. Каждая из них особая, со своей  историей , со своими обитателями.

 Берёза повислая (Betula pendula). Один из самых распространенных видов берёз (всего 120). Растёт в смешанных насаждениях. Белоствольное дерево, 20 метров высоты. Возраст до 150 лет (некоторые до 400 – 500). Нетребовательна к почвенным условиям, мелкие однополые цветки собраны в серёжки. Плоды – многочисленные орешки-крылатки. Крепкая упругая древесина хорошо полируется, является ценным сырьём для изготовления мебели.

При сухой перегонке древесины получают скипидар, уксусную кислоту и берёзовое масло, а также активированный уголь. Из листьев издавна получали стойкую зелёную и жёлтую краску для различных тканей. Почки содержат эфирные масла, используемые в парфюмерии. В медицине используют: отвар почек как мочегонное и желчегонное средство; берёзовый дёготь в составе мази Вишневского и Вилькенсона, применяют для заживления ран и против чесотки. Активированный уголь — при отравлении и болях желудка.

с квасным паром да березовым веничком. И метлы из березового прута честно служат чистоте.

Виды деятельности на  остановке

1. Фенологические наблюдения

2.Экологические беседы

3.Экскурсии

4.Целевые прогулки        

5.Экологические конкурсы

6.Сбор семян

7. Подкормка птиц

8.Исследовательская работа

                                            Остановка №2"Водоем"

      Построен в 2010 году на территории школьного двора.  Площадь - 9 кв. м   Флора и  фауна  соответствует растительности и животному миру естественного водоема.

 

Кувшинка является водным растением, которое растет исключительно на пресных водоемах. Это растение известно всем, более того, те, кто видел кувшинку, восхищались ее красотой. Она имеет по форме округлые листья, а также цветы, которые способны достигать огромного размера, находиться на поверхности воды и при этом вовсе не тонуть.

Тростник является многолетним растением, которое широко распространено по всей территории Российской Федерации. Имеет длинное, ползучее корневище. Стебельная система полая, прочная и толстая. Способна достигать шести метров в длину. Листья образованы в форме пластин, с плоской поверхностью.

Визуально соцветия способны вызвать ассоциацию с широкой и плотной метелкой. Тростник является отличным кормом как для диких, так и домашних животных. Но люди смогли более распространить полезность этого вида. 

Частуха подорожниковая— многолетнее растение, которое имеет более 10 различных видов. Некоторые из них отлично используются в садоводческих целях, для улучшения земельного участка.Название произошло еще в древнегреческие времена. Так как по форме частуха напоминает подорожник, то за это качество стала иметь второе название — подорожник водоемов. Но лечебных свойств, как подорожник не имеет. Практически не используется в медицине. Многие ошибочно считают ее лекарственным растением. На самом деле, она не имеет каких-либо лечебных свойств

Рогоз широколистный — растение, которое легко узнается по буровато-коричневым початкам или соцветиям. Является также многолетним растением. Имеет полное смешанное соцветие. Растет в основном в заболоченных местах. В момент, когда начинается созревание, способен распылить свои семена по всей округе.

Ряска является однодомным растением, очень маленького размера, плавает на поверхности огромными скоплениями. Не имеет расчленений на стебель и лист. Тело полностью покрыто пластинчатой формой, оно имеет зеленый цвет. Есть один плотный корень и побег той же формы, что и сам цветок. Имеет одну или пять жилок с воздушными полостями, некоторые способны иметь пигментные клетки.Практически никогда не цветут. Содержит мелкой формы различные соцветия. Есть две тычинки и один пестик. Это говорит о том, что цветок в основном состоит из мужских соцветий. Само соцветие представлено листовым придатком. Плод похож на мешочек, который имеет выросты и киль. Он позволяет спокойно плавать растению на поверхности воды. Ряска отлично подходит как корм для черепах и гусей, так и мелким рыбам.

Стрелолист — многолетнее растение, которое имеет более 40 видов. Полностью растет в воде. Состоит из короткого стебля 20−120 сантиметров в размере. Имеет воздухоносную ткань. Листья различной формы, в основном напоминают стрелы. Цветки собраны кистью, имеют диаметр один метр. Также есть зеленая чашечка и белое основание. С мая до августа — период цветения. Плод — семянка с носом. Сами семена распространяются при помощи течения. Клубни употребляют в качестве пищи. Их едят как люди, так и животные.

Осока — многолетняя трава, для которой характерно трехрядное расположения листьев в плоской форме. Осока принимает участие в правильном образовании земляной почвы. Ее часто пересаживают из водоема в сады и огороды. Тем самым она обогащает и делает более плодородной почву, способствуя благоприятному росту полезных культур. В основном это делается по осени, когда растения уже собраны. Главное качество, за которое осока ценится людьми — торфообразование.Осока является полезным растением, которое применяют для плетения различных сумок. Способна образовывать плотное волокно. Из нее получается отличная по качеству веревка. Также стоит отметить, что ее используют в роли украшения водоемов и при создании различных букетных композиций.

Телорез — растение, которое имеет многочисленные широколинейной формы листья. Цветы двудомные, имеют лепестковую форму листьев. Телорез поднимается на поверхность воды только тогда, когда начинает свое цветение. Способен накапливать большое количество крахмальных веществ.

Виды деятельности на  остановке

1.Фенологические наблюдения, экскурсии, экоуроки,  экоконкурсы, лаборатория юного зоолога и ботаника

Остановка № 3 "Альпийская горка"      Создана в 2010 году. Видовое  разнообразие, постоянное  цветущие растения, способные адаптироваться  к жестким  почвенным и климатическим условиям.

Виды деятельности на остановке:                                                      

1. Фенологические наблюдения

2.Экологические беседы

3.Экскурсии

4.Целевые прогулки        

5.Экологические конкурсы

8.Исследовательская работа

Остановка № 3 "Болото"

  Болото  граничит со школьной спортивной площадкой и является  экосистемой с богатым растительным и животным миром

Водокрас имеет побеги с короткими листьями, побеги плетенообразной формы, есть придаточные корни, помимо основных. Способен к двояковому размножению. Цветы двудомные. Имеет так называемые зимующие почки, в которых накапливается огромное количество питательных веществ. Без таких почек растение просто погибнет, благодаря им оно активно питается и размножается.Постоянно находятся на дне водоема и лишь весной поднимается на поверхность воды. Корневая система полностью покрыта волосками. Протоплазма постоянно вращается, обеспечивая хорошую устойчивость к холодам.

Роголистник. Самая большая глубина, на которой он способен активно существовать, составляет от 5 метров до 10 метров. Это связано с тем, что он очень любит тень. Солнечные лучи просто спалят растение. Способен к сильному разрастанию на дне. Те растения, которые находятся по соседству, способны к сильному потеснению со стороны роголистника. Корневая система полностью отсутствует. Стебель жесткой формы, отлично обогащен корневищем.

Редко поднимается на поверхность воды, в основном лишь в вечернее время, когда солнце полностью село. Ранним утром снова прячется под воду. Поднимается над поверхностью воды, с целью, чтобы набрать больше питательных и полезных микроэлементов, которые входят в это растение.Листья разделены на несколько долей, имеют жесткий состав. Растение полностью покрыто кутикулой. Цветки очень маленького размера, без лепестков.

Купальница является многолетним растением. Листья широкой формы. Имеют небольшую розетку, которая соединяет все листовые пластины в одну. Один побег, нижние листья намного больше в размере, чем верхние. Цветки имеют шаровидную форму. Лепесточки представлены нектаринами. Имеют приятный и долгий запах

Виды деятельности:

. 1.Фенологические наблюдения, экскурсии, экоуроки,  экоконкурсы, лаборатория юного зоолога и ботаника

Остановка № 5 "Дуб"

Дубы располагаются в лесополосе. Сопутствующие деревья :  ясень,

клен, тополь, береза

Виды деятельности на остановке:                                                      

1. Фенологические наблюдения

2.Экологические беседы

3.Экскурсии

4.Целевые прогулки        

5.Экологические конкурсы

8.Исследовательская работа

Темы:понятие о фитоценозах, зооценозах, биоценозах, биогеоценозах. Влияние факторов среды на количество видов, особей. Адаптивные особенности организмов разных экологических групп: мезофиты, ксерофиты. Демонстрация приспособлений к взаимному произрастанию: разновременность цветения, разная высота, размещение листовой поверхности, продолжительность и т. д.

         Остановка  №6 "Сосна"  

   В 2011 году  возле спортивной площадки высажено 50 саженцев сосны. И теперь рядом со школой  свой маленький со

 Виды деятельности на остановке:                                                      

1. Фенологические наблюдения

2.Экологические беседы

3.Экскурсии

4.Целевые прогулки        

5.Экологические конкурсы

8.Исследовательская работа

сновый бор.                                                          

  • Остановка №7 "Фруктовый  сад"

  • Это территория учебно-опытного участка, где растут несколько сортов яблонь, за которыми учащиеся ухаживают: делают своевременную обрезку ветвей, покраску ствола, окапывание земли и пытаются делать прививки.Кроме этого проводят экскурсии на тему «Яблоневый сад», конкурсы «Птицы в саду», учатся делать скворечники и изготавливают их своими руками, а также другие средства защиты урожая от пернатых (пугала и ловушки), пишут доклады.  

Виды деятельности на остановке:                                                      

1. Фенологические наблюдения

2.Экологические беседы

3.Экскурсии

4.Целевые прогулки        

5.Экологические конкурсы

8.Исследовательская работа

Темы:понятие об агроценозах, их свойствах и отличиях от природных ценозов, меры борьбы с вредителями, болезнями, их обоснование. Удобрения и химические средства защиты. Примеры внутривидовой борьбы, симбиоза. Фотопериодизм, длиннодневные и короткодневные культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»

Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о про...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...