Внеурочная деятельность
материал

Гареева Ильвина Илдаровна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_patriot.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Сейтяково

муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

Рассмотрено на заседании  педагогического совета  

Протокол

от  31 августа 2019 г. №

Согласовано

Заместитель

 директора по УВР __________Валиуллина А.А

31 августа 2019 г.

     Утверждаю

     Директор школы

     _________Ибрагимова Р.В.

     Приказ

     от 31 августа 2019 г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности духовно-нравственного,

 социального направления

«Патриот»

для 5-8 классов

на 2019/2020 учебный год

                                                                          Гареева Илвина Илдаровна,

              учитель первой квалификационной категории

Пояснительная записка

  Рабочая программа по внеурочной деятельности «Патриот»для 5-8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года;

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями и дополнениями)

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06. 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

- Закона Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з "Об образовании в Республике Башкортостан";

- Постановления  Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями;

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).-М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);

- Устава МОБУ СОШ с.Сейтяково;

- Учебного плана МОБУ СОШ.С.Сейтяково на 2019/2020 учебный год;

- ООП ООО МОБУ СОШ с.  Сейтяково – (Приказ №162   от 31.08.2019 );

- Положения о рабочей программе учебного предмета по МОБУ  СОШ с. Сейтяково;

Рабочая программапо внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления «Патриот» для 5-7,8 классов рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

  В воспитании детей роль музеев  определяется их основной функцией, заключающейся в документировании объективных процессов, происходящих в жизни природы и  общества на основе  вещественных памятников. Став элементами музейной  экспозиции предметы приобретают значение символа конкретной эпохи или явления.

 Отсюда цель  программы – на примерах героического прошлого народа, приобщить школьников к традициям и культуре Малой Родины, развить у учащихся лучшие качества патриотов России.

     В кружке  «Краеведение» участники получают навыки музейной работы, что помогает учащимся активизировать деятельность в организации работы школьного  музея «Истоки» и способствовать постижению родной истории и культуры, воспитанию патриотизма, уважению к прошлому. Не случайно Д.С.Лихачев писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться  историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки:

в сборе материалов могут принимать участие и большие ученые, и школьники». Знания, полученные на данном курсе, могут быть востребованы при оформлении семейных архивов, создании домашних музеев.

    Программа содержит компоненты.

Предметный: включает в себя ознакомление учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами, методами исследования и описания предметов материальной культуры.

Метапредметный: предусматривает формирование практических навыков комплексной работы с различными видами исторических источников, развитие логического и креативного мышления, привитие навыков самостоятельных исследований, развитие коммуникативно-речевых умений и навыков, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Личностный: создает условия для развития интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, интереса и уважения к истории и культуре своей страны, воспитание патриотизма, бережного отношения  к культурному и историческому наследию, осознанного формирования собственной культурной среды.

     В основе программы  лежит идеяучениябез принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе истории Малой Родины.

      Применяемые методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, поисковый.

Реализация программы позволит решить следующие задачи:

1. Изучить историю родного края, особенности быта, занятий, культуры народа, его населяющего, посредством наблюдения,  экскурсий.

  1. На основе изучения истории семей учащихся содействовать укреплению связи поколений в семьях, развитию чувства гордости, ответственности и долга за судьбу семьи, края, Родины.
  2. Развивать у учащихся стремление к активному образу жизни посредством походов,  экскурсий, формировать основы здорового образа жизни.

.     4.    На основе создания микроколлективов продолжить развивать коммуникативные навыки у подростков, умение брать на себя решение и ответственность за них, умение создать комфортный микроклимат в коллективе.

    5. помочь ребенку увидеть то, что стоит за вещью, понять её символический язык, сохранить преемственность поколений на основе исторической памяти.

Программа представляет собой комплекс подготовительных, исследовательских,  творческих, досуговых мероприятий (проходят в образовательном учреждении, библиотеках, пеших походах,  экскурсиях) и состоит из двух основных частей:

Уровни: программа предполагает 3 уровня реализации программы.

  1. Подготовительный - выявление источников, архивных документов, подбор материала.
  2. Изучающий - изучение материалов в библиотечных фондах, подбор фотоматериалов, оформление эскизов.
  3. Практический - реализация полученных знаний на практике (создание экспозиций, стендов, организация
    экскурсионной работы, проведение тематических лекций, бесед).

Формы и методы проведения занятий:

  • Беседа. Дискуссия
  • Проведение в школьном музее тематических бесед, экскурсий.
  • Знакомство с интересными людьми нашего края.
    Доклады и сообщения о деревне.
  • Встречи.
  • Поисково-исследовательская работа по классам (сбор, изучение и инвентаризация материала)
  • Подготовка и проведение лекторской группой тематических бесед и литературно- музыкальных композиций
  • Презентации.
  • Конференции.

Формы проведения контроля:

  • Творческое домашнее задание – рисунок, рассказ,  сочинение.
  • Викторина, кроссворды.
  • Оформление творческих выставок
  • Работа с разнообразными информационными источниками.
  • Создание совета музея (инициативной группы).
  • сбор и поиск реликвий воинской славы.
  • создание экспозиций, стендов,
  • организация экскурсионной работы,
  • проведение тематических лекций, бесед, литературно- музыкальных композиций
  • Отслеживание результатов воспитания проводится с помощью изучения, анализа, тестирования, наблюдения учащихся

Виды деятельности учащихся:

- простейшие наблюдения и исследование окружающего мира, способов их обработки; анализ работ, их свойств, принципов и приемов создания;

- моделирование, конструирование из разных материалов;

- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление процесса и результата работы).

Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Осознавать себя гражданином России, в том числе:

- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России,

- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках,

- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению,

- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:

- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,

- базовых российских гражданских ценностей,

- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,

- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,

- сопереживания в радостях и в бедах  «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,

- сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.

Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности;

проговаривать последовательность действий;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

– учиться работать по предложенному плану

Познавательные:

Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
  • При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
  • Учиться критично относиться к собственному мнению.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
  • – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
  • – вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
  • Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Результаты

– обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

– владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);

– привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

– усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

– толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

– эффективновладеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

– способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Форма организации

Вид деятельности

1.

Введение в курс

Беседа

Познавательная деятельность

2.

Введение. Краеведение как составная часть обществознания.

Беседа

Познавательная деятельность

3.

Краеведение как наука об обществе.

Дискуссия

Проблемно – ценностная;

познавательная деятельность

4.

Жизнь людей в природных условиях нашего региона.

Экскурсия

Познавательная деятельность

5.

Древние жители нашего края.

Просмотр презентации

Познавательная деятельность

6.

Основные занятия первобытных людей

Просмотр видео фильмов

Проблемно– ценностная;познавательная деятельность

7.

Вещи в моём доме: история появления и судьба.

Защита презентаций

Трудовая; художественное творчество

8.

Береги природу.

Беседа

Познавательная деятельность

9.

Изучаем родную природу.

Эскурсия  на природу

Познавательная деятельность; досуговое общение

10.

Какие люди в селе, в котором я живу!(художники, поэты, музыканты)

Встреча с известными людьми

Проблемно

ценностное общение; познавательная

11.

Фольклор, традиции, обычаи.

Просмотр презентации

Проблемно– ценностная;

познавательная деятельность

12.

Традиционные промыслы.

Просмотр видеофильма

Проблемно– ценностная;

познавательная деятельность

13.

Краеведческий музей

Экскурсия в музей

Познавательная деятельность; досуговое общение

14.

Кто я, какие мы?

Устный журнал

Проблемно– ценностная;познавательная деятельность

15.

Зачем человеку семья

Беседа

Познавательная деятельность

16.

Семейные реликвии

Творческая

мастерская

Трудовая, художественное творчество

17.

Семейные династии

Просмотр фотоальбомов.

Проблемно– ценностная;познавательная деятельность

18.

Мир дому моему, мир дому твоему

Викторина

Познавательная деятельность

19.

Летопись. История моей семьи

Понятие о генеалогическом древе.

Познавательная деятельность художественное творчество

20.

«По волнам нашей памяти»

Устный журнал

Проблемно– ценностная, познавательная деятельность

21.

Детство наших бабушек и дедушек

Просмотр видеофильма

Познавательная деятельность

22.

День Защитника Отечества.

Конкурс

Познавательная деятельность

23.

День героев.

Конкурсы

Познавательная деятельность

24.

Толерантность.

Диспут

Проблемно– ценностная

25.

История школы

Встреча с учителями - ветеранами

Проблемно

ценностное общение, познавательная

26.

 Вот моя деревня, вот мой дом родной.

Экскурсия по деревне

Познавательная деятельность, досуговое общение

27.

Красота родной природы

Конкурс рисунков

Художественное творчество

28.

Памятники культуры и архитектуры

Сбор материалов, интервьюирование, фотографирование,

Проблемно

ценностное общение;познавательная, художественное творчество

29.

Экологические проблемы

Игра-путе

шествие

Игровая деятельность

30.

Честь имею.

Практикум

Познавательная деятельность

31.

Чтим великий День победы

Просмотр видеофильма

Проблемно

ценностное общение;познавательная,

32.

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой

Конкурс чтецов

Познавательная деятельность

33.

Игра «Что я узнал?»

Викторина

Проблемно

ценностное общение;познавательная

34.

Обобщающее занятие

Беседа

Обобщение

Список литературы для учеников и родителей:

  1. Серия книг «История России». – М: «Просвещение», 2016 г.
  2. Я познаю мир: Дет.энцикл.:  История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
  3. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит.,  2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...