Внеурочная деятельность
материал
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Сейтяково
муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол от 31 августа 2019 г. № | Согласовано Заместитель директора по УВР __________Валиуллина А.А 31 августа 2019 г. | Утверждаю Директор школы _________Ибрагимова Р.В. Приказ от 31 августа 2019 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности духовно-нравственного,
социального направления
«Патриот»
для 5-8 классов
на 2019/2020 учебный год
Гареева Илвина Илдаровна,
учитель первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Патриот»для 5-8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями и дополнениями)
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06. 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
- Закона Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з "Об образовании в Республике Башкортостан";
- Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).-М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);
- Устава МОБУ СОШ с.Сейтяково;
- Учебного плана МОБУ СОШ.С.Сейтяково на 2019/2020 учебный год;
- ООП ООО МОБУ СОШ с. Сейтяково – (Приказ №162 от 31.08.2019 );
- Положения о рабочей программе учебного предмета по МОБУ СОШ с. Сейтяково;
Рабочая программапо внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления «Патриот» для 5-7,8 классов рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
В воспитании детей роль музеев определяется их основной функцией, заключающейся в документировании объективных процессов, происходящих в жизни природы и общества на основе вещественных памятников. Став элементами музейной экспозиции предметы приобретают значение символа конкретной эпохи или явления.
Отсюда цель программы – на примерах героического прошлого народа, приобщить школьников к традициям и культуре Малой Родины, развить у учащихся лучшие качества патриотов России.
В кружке «Краеведение» участники получают навыки музейной работы, что помогает учащимся активизировать деятельность в организации работы школьного музея «Истоки» и способствовать постижению родной истории и культуры, воспитанию патриотизма, уважению к прошлому. Не случайно Д.С.Лихачев писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки:
в сборе материалов могут принимать участие и большие ученые, и школьники». Знания, полученные на данном курсе, могут быть востребованы при оформлении семейных архивов, создании домашних музеев.
Программа содержит компоненты.
Предметный: включает в себя ознакомление учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами, методами исследования и описания предметов материальной культуры.
Метапредметный: предусматривает формирование практических навыков комплексной работы с различными видами исторических источников, развитие логического и креативного мышления, привитие навыков самостоятельных исследований, развитие коммуникативно-речевых умений и навыков, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Личностный: создает условия для развития интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, интереса и уважения к истории и культуре своей страны, воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию, осознанного формирования собственной культурной среды.
В основе программы лежит идеяучениябез принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе истории Малой Родины.
Применяемые методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, поисковый.
Реализация программы позволит решить следующие задачи:
1. Изучить историю родного края, особенности быта, занятий, культуры народа, его населяющего, посредством наблюдения, экскурсий.
- На основе изучения истории семей учащихся содействовать укреплению связи поколений в семьях, развитию чувства гордости, ответственности и долга за судьбу семьи, края, Родины.
- Развивать у учащихся стремление к активному образу жизни посредством походов, экскурсий, формировать основы здорового образа жизни.
. 4. На основе создания микроколлективов продолжить развивать коммуникативные навыки у подростков, умение брать на себя решение и ответственность за них, умение создать комфортный микроклимат в коллективе.
5. помочь ребенку увидеть то, что стоит за вещью, понять её символический язык, сохранить преемственность поколений на основе исторической памяти.
Программа представляет собой комплекс подготовительных, исследовательских, творческих, досуговых мероприятий (проходят в образовательном учреждении, библиотеках, пеших походах, экскурсиях) и состоит из двух основных частей:
Уровни: программа предполагает 3 уровня реализации программы.
- Подготовительный - выявление источников, архивных документов, подбор материала.
- Изучающий - изучение материалов в библиотечных фондах, подбор фотоматериалов, оформление эскизов.
- Практический - реализация полученных знаний на практике (создание экспозиций, стендов, организация
экскурсионной работы, проведение тематических лекций, бесед).
Формы и методы проведения занятий:
- Беседа. Дискуссия
- Проведение в школьном музее тематических бесед, экскурсий.
- Знакомство с интересными людьми нашего края.
Доклады и сообщения о деревне. - Встречи.
- Поисково-исследовательская работа по классам (сбор, изучение и инвентаризация материала)
- Подготовка и проведение лекторской группой тематических бесед и литературно- музыкальных композиций
- Презентации.
- Конференции.
Формы проведения контроля:
- Творческое домашнее задание – рисунок, рассказ, сочинение.
- Викторина, кроссворды.
- Оформление творческих выставок
- Работа с разнообразными информационными источниками.
- Создание совета музея (инициативной группы).
- сбор и поиск реликвий воинской славы.
- создание экспозиций, стендов,
- организация экскурсионной работы,
- проведение тематических лекций, бесед, литературно- музыкальных композиций
- Отслеживание результатов воспитания проводится с помощью изучения, анализа, тестирования, наблюдения учащихся
Виды деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследование окружающего мира, способов их обработки; анализ работ, их свойств, принципов и приемов создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов;
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление процесса и результата работы).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Осознавать себя гражданином России, в том числе:
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России,
- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках,
- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению,
- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,
- базовых российских гражданских ценностей,
- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,
- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,
- сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,
- сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.
Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).
Регулятивные:
– определять и формулировать цель деятельности;
– проговаривать последовательность действий;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
– учиться работать по предложенному плану
Познавательные:
Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
Коммуникативные:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
- При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
- Учиться критично относиться к собственному мнению.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
- – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
- – вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
- Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Результаты
– обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;
– владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);
– привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;
– усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;
– толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
– эффективновладеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;
– способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Форма организации | Вид деятельности |
1. | Введение в курс | Беседа | Познавательная деятельность | |
2. | Введение. Краеведение как составная часть обществознания. | Беседа | Познавательная деятельность | |
3. | Краеведение как наука об обществе. | Дискуссия | Проблемно – ценностная; познавательная деятельность | |
4. | Жизнь людей в природных условиях нашего региона. | Экскурсия | Познавательная деятельность | |
5. | Древние жители нашего края. | Просмотр презентации | Познавательная деятельность | |
6. | Основные занятия первобытных людей | Просмотр видео фильмов | Проблемно– ценностная;познавательная деятельность | |
7. | Вещи в моём доме: история появления и судьба. | Защита презентаций | Трудовая; художественное творчество | |
8. | Береги природу. | Беседа | Познавательная деятельность | |
9. | Изучаем родную природу. | Эскурсия на природу | Познавательная деятельность; досуговое общение | |
10. | Какие люди в селе, в котором я живу!(художники, поэты, музыканты) | Встреча с известными людьми | Проблемно ценностное общение; познавательная | |
11. | Фольклор, традиции, обычаи. | Просмотр презентации | Проблемно– ценностная; познавательная деятельность | |
12. | Традиционные промыслы. | Просмотр видеофильма | Проблемно– ценностная; познавательная деятельность | |
13. | Краеведческий музей | Экскурсия в музей | Познавательная деятельность; досуговое общение | |
14. | Кто я, какие мы? | Устный журнал | Проблемно– ценностная;познавательная деятельность | |
15. | Зачем человеку семья | Беседа | Познавательная деятельность | |
16. | Семейные реликвии | Творческая мастерская | Трудовая, художественное творчество | |
17. | Семейные династии | Просмотр фотоальбомов. | Проблемно– ценностная;познавательная деятельность | |
18. | Мир дому моему, мир дому твоему | Викторина | Познавательная деятельность | |
19. | Летопись. История моей семьи | Понятие о генеалогическом древе. | Познавательная деятельность художественное творчество | |
20. | «По волнам нашей памяти» | Устный журнал | Проблемно– ценностная, познавательная деятельность | |
21. | Детство наших бабушек и дедушек | Просмотр видеофильма | Познавательная деятельность | |
22. | День Защитника Отечества. | Конкурс | Познавательная деятельность | |
23. | День героев. | Конкурсы | Познавательная деятельность | |
24. | Толерантность. | Диспут | Проблемно– ценностная | |
25. | История школы | Встреча с учителями - ветеранами | Проблемно ценностное общение, познавательная | |
26. | Вот моя деревня, вот мой дом родной. | Экскурсия по деревне | Познавательная деятельность, досуговое общение | |
27. | Красота родной природы | Конкурс рисунков | Художественное творчество | |
28. | Памятники культуры и архитектуры | Сбор материалов, интервьюирование, фотографирование, | Проблемно ценностное общение;познавательная, художественное творчество | |
29. | Экологические проблемы | Игра-путе шествие | Игровая деятельность | |
30. | Честь имею. | Практикум | Познавательная деятельность | |
31. | Чтим великий День победы | Просмотр видеофильма | Проблемно ценностное общение;познавательная, | |
32. | Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой | Конкурс чтецов | Познавательная деятельность | |
33. | Игра «Что я узнал?» | Викторина | Проблемно ценностное общение;познавательная | |
34. | Обобщающее занятие | Беседа | Обобщение |
Список литературы для учеников и родителей:
- Серия книг «История России». – М: «Просвещение», 2016 г.
- Я познаю мир: Дет.энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...
