Внеурочная деятельность
материал

Сальманова Наталья Ивановна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Я - гражданин России49.08 КБ
Microsoft Office document icon Элективный курс86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                                                                 

.                          

Принято педагогическим советом

Протокол № 1 от «28 » августа 2019 г.

Утверждаю

Директор школы ____________Туценко З.Н.

Приказ №346 от  28.08. 2019г.

logo

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по направлению внеурочной деятельности:

духовно – нравственное

«Я – гражданин России»

5 класс

учителя высшей квалификационной категории

Сальмановой Натальи Ивановны

на 2019-2020учебный год

г. Нижневартовск

2019 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.  

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.

Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Актуальность программы:

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.

        Средний  школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Программа «Я – гражданин России» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы в области дополнительного образования и воспитания младших школьников.

Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир,  литература,  изобразительное искусство и художественный труд, краеведение) и существенно дополняет школьное базовое образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, единство методов обучения и творческой активности детей.

Нормативно-правовой и документальной основой программы «Я — гражданин России» являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей Старооскольского региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей младших школьников, их интересов и способностей.

Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

Задачи:

  • дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
  • дать представления о символах государства – Флаге, Гербе России;
  • способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
  • дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
  • способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  • воспитывать любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;
  • дать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
  • способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;
  • формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Программа направлена на формирование следующих ценностей:

  • любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
  • служение и долг перед Отечеством;
  • правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность:
  • долг перед старшими поколениями и семьёй;
  • межэтнический мир; доверие к людям.

Направление программы  - духовно-нравственное.

Место проведения занятий – кабинет учащихся в школе, библиотека.

             Программа «Я – гражданин России»  рассчитана на 1 год обучения, 35 часов, 1 час в неделю.

В программу включены как теоретическая, так  и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают участие в творческих конкурсах, изготовление открыток, выполнение рисунков, создание фотоальбома, разучивание народных игр, песен, обрядов, экскурсии,  участие в акциях.

              Формы  и методы работы:

- индивидуальные;

- групповые (экскурсии, викторины, беседы, обсуждение)

- индивидуально-групповые;

- мнемотехника (развитие образной памяти / эйдетики/, которая способна сохранить яркие образы на долгое время);

- работа в парах, в тройках, в четвёрках;

- обсуждение результатов;

- подведение итогов.

  - беседа;

  - рассказ;

  - путешествие;

  - игра;

  - викторина;

 - экскурсия;

 - конкурс;

 - сказка.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка.

               

               ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

         

    Входящий контроль включает в себя тестирование, позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребёнка, об основных интересах, увлечениях (игра «Знакомьтесь, это мы!», диагностика нравственной воспитанности, изучение самооценки личности младшего школьника).

           Промежуточный контроль проводится в середине года, позволяет отследить уровень полученных знаний (русские посиделки, творческий конкурс рисунков).

           Итоговый контроль включает в себя конкурсную игровую программу «Я- гражданин России»


                             УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

        

Разделы программы и темы занятий

Количество часов

Общее кол – во часов

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

2.

Моя Родина – Россия

5

3

2

2.1

Народы России

2

2

2.2

Русские сувениры

1

1

2.3

Изображение матрёшки

2

2

3.

Наши права и обязанности

5

2

3

3.1

Я и семья. На что имею право

1

0,5

0,5

3.2

Я и семья. Мои обязанности

1

0,5

0,5

3.3

Моя родословная

2

0,5

1,5

3.4

Мир дому моему

1

0,5

0,5

4.

Праздники России

9

2

7

4.1

День государственного флага

1

1

4.2

День пожилых людей

1

1

4.3

Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей

2

2

4.4

День матери

1

1

4.5

Конкурс рисунков ко Дню матери

1

1

4.6

Конкурс чтецов «Стихи о маме»

1

1

4.7

Праздник Весны и Труда

1

1

4.8

Конкурс поделок о весне

1

1

5.

Родной край

5

2

3

5.1

Достопримечательности родного края

Достопримечательности родного края

2

1

1

5.2

Знаменитые люди нашего края

Знаменитые люди нашего края

Знаменитые люди нашего края

3

1

2

6.

Традиции и обычаи русского народа

9

3

6

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

6.9

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима»

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Рождество

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Старый Новый год

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица

9

3

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

7.

Итоговое занятие

1

1

Итого:

35

13

22


         КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы программы и темы занятий

Количество часов

Примечание

Общее кол – во часов

Теория

Практика

Дата проведения

1.

Введение

1

1

2.

Моя Родина – Россия

5

3

2

2.1

Народы России

Народы России

2

1

1

2.2

Русские сувениры

1

1

2.3

Изображение матрёшки

Изображение матрёшки

2

1

1

3.

Наши права и обязанности

5

2

3

3.1

Я и семья. На что имею право

1

0,5

0,5

3.2

Я и семья. Мои обязанности

1

0,5

0,5

3.3

Моя родословная

Моя родословная

2

0,5

1,5

3.4

Мир дому моему

1

0,5

0,5

4.

Праздники России

9

2

7

4.1

День государственного флага

1

1

4.2

День пожилых людей

1

1

4.3

Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей

2

2

4.4

День матери

1

1

4.5

Конкурс рисунков ко Дню матери

1

1

4.6

Конкурс чтецов «Стихи о маме»

1

1

4.7

Праздник Весны и Труда

1

1

4.8

Конкурс поделок о весне

1

1

5.

Родной край

5

2

3

5.1

Достопримечательности родного края

Достопримечательности родного края

2

1

1

5.2

Знаменитые люди нашего края

Знаменитые люди нашего края

Знаменитые люди нашего края

3

1

1

1

6.

Традиции и обычаи русского народа

9

3

6

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

6.9

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима»

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Рождество

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Старый Новый год

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица

9

3

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

7.

Итоговое занятие

1

1

Итого:

35

13

22


                              СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Введение

 Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с мероприятиями.  Повторение пройденного материала.(07.09)

  • Моя Родина – Россия.

Теоретическая часть:   Ознакомление с народами России(05.10),городами (12.10), в которых живут люди разных национальностей,  с особенностями их культуры и быта. Ознакомление с русскими сувенирами (19.10)

Практическая работа: Выполнение рисунка матрёшки (26.10), (09.11).

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: историческая карта, книги, картины., раздаточный материал, модели старинных предметов быта.

  • Наши права и обязанности

Теоретическая часть: Знакомство с конвенцией о правах ребёнка (15.02),  правами детей в семье (22.02), моя родословная(10.05). Обязанности детей и взрослых в семье (22.02).   Родословная семьи.

 Практическая работа: Составление альбома «Моя родословная» (17.05), (24.05)

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, «Конвенция о правах ребёнка».

  • Праздники  России

 Теоретическая часть: Праздники, которые отмечаются в России (День государственного флага (15.03) День пожилых людей (14.09), День матери (23.11), праздник Весны и Труда (03.05))

Практическая работа: Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей (21.09), (28.09) Участие в конкурсе рисунков ко Дню матери (16.11).. Участие в конкурсе чтецов «Стихи о маме» (01.03) Изготовление поделок на тему «Весна» (05.03)

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, календарь праздников России.

  • Родной край

Теоретическая часть:  Знакомство с литературными произведениями о родине, знакомство с произведениями изобразительного искусства, достопримечательности родного края (22.03), (05.04),  знаменитые люди нашего края (12.04)

Практическая работа: встреча со знаменитыми людьми нашего края (19.04), (26.04)

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: карта России, Белгородской области, книги, раздаточный материал,книги писателей и поэтов Белгородской области.

  • Традиции и обычаи русского народа

 Теоретическая часть:  Знакомство с зимними русскими народными праздниками («Рождество» (14.12), «Крещение Господне» (18.01),(25.01)  «Масленица» (01.02), «Старый Новый год»28.12)), обычаями, традициями и атрибутами, их сопровождающими (30.11) Зимние приметы и пословицы (30.11).

Практическая работа: Разучивание народных песен, народных игр, обрядов.(07.12)

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: карта России, Белгородской области, книги, раздаточный материал,книги писателей и поэтов Белгородской области.

  • Итоговое заняти

Конкурсная игровая программа «Я – гражданин России». (23.05)


МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран

Экранно-звуковые пособия: диски, фильмы, презентации.

Интернет ресурсы

http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html

http://redday.ru/

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-kray-rodnoy/42/

Библиотечный фонд для учителя

  1. Жиренко О.Е.,  Лапина Е.В.,  Киселёва Т.В.  Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  2. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  3. Персидская И.В., Фонова  Г.А. и др.  Классные часы в 1-4 классах.  – Волгоград: «Учитель», 2006.
  4. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.

Периодическая печать

  1. Досуг в школе. Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных и средних классов. – Мытищи
  2. Педагогическое творчество. Газета.– Мытищи
  3. Педсовет. Газета. – Мытищи
  4. Школьные игры и конкурсы. Газета. – Мытищи

Библиотечный фонд для учеников

1.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о Родине. Справочник школьника. – СПб.:  Издательский Дом «Литера», 2008.

2.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория.



Предварительный просмотр:

C:\Users\shestakov\Desktop\эскиз - копия.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

Рассмотрено педагогическим советом

Протокол №

Утверждаю

Директор школы ____________ Приказ №

ЭЛЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ПАРАМЕТРАМИ

8 классы

учителя   высшей     квалификацонной категории

Сальмановой Натальи Ивановны

На 2017-2018 учебный год

г. Нижневартовск

2017 год

Пояснительная записка

   Предлагаемый элективный курс «Решение уравнений и неравенств с параметрами» (17ч) является предметно ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах для расширения теоретических и практических знаний учащихся. Решение уравнений, содержащих параметры,- один из труднейших разделов школьного курса. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний необходим для овладения ими методами решения некоторых классов заданий с параметрами, для обобщения теоретических знаний.

   Целью данного курса является изучение избранных классов уравнений с параметрами и научное обоснование методов их решения, а также формирование логического мышления и математической культуры у школьников. Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся. Программа данного элективного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач с параметрами. Курс входит в число дисциплин, включенных в компонент учебного плана образовательного учреждения.       Изучение данного курса тесно связана с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и начала анализа, геометрия.

    В результате посещения курса учащиеся должны научиться применять теоретические знания при решении уравнений и неравенств с параметрами, знать некоторые методы решения заданий с параметрами (по определению, по свойствам функций, графически и т.д.)

   Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений.

   Данный курс может иметь существенное образовательное значение для изучения алгебры. Он призван способствовать решению следующих задач:

       - овладению системой знаний об уравнениях с параметрами как о семействе уравнений, что исключительно важно для целостного осмысления свойств уравнений и неравенств, их особенностей;

       - формирование логического мышления учащихся;

       - вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному курсу.

   Ставшие уже традиционными такие формы занятий, как лекции и практикум, тем не менее являются непривычными формами работы старшеклассников. Кроме них желательно использовать такие организационные формы, как выступления с докладами ( в частности, с отчетными докладами по результатам написания рефератов или выполнения индивидуального домашнего задания) или содокладами, дополняющими лекционные выступления учителя.   Возможны и разные формы индивидуальной или групповой деятельности учащихся, такие как «Допишем учебник», отчетные доклады ( «Эврика, или вот что мы нашли!).

   Содержание курса предполагает работу с различными источниками математической литературы, содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

   Введение. Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром.

  1. Линейные уравнения, неравенства и их системы.
  2. Квадратные уравнения и неравенства.
  3. Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами.
  4. Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.

Содержание основных разделов

Введение. Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром.

Тема 1. Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром.

Линейные уравнения с параметром. Алгоритм решения линейных уравнений с параметром. Решение линейных уравнений с параметрами. Зависимость количества  корней уравнения в зависимости от коэффициентов а и в. Решение уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения. Решение уравнений с параметрами, приводимых к  линейным. Линейные неравенства  с параметрами. Классификация систем линейных уравнений по количеству решений (неопределенные, однозначные, несовместные). Понятие системы с параметрами. Алгоритм решения систем линейных уравнений с параметрами. Параметр и количество решений системы линейных уравнений.

Тема 2. Квадратные уравнения и неравенства.

Понятие квадратного уравнения и неравенства. Алгоритмическое предписание решения квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений с параметром. Зависимость количества корней уравнения от коэффициента а и дискриминанта. Решение с помощью графика. Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции. Решение квадратных уравнений с параметром первого типа («для каждого значения параметра найти все решения уравнения»). Решение квадратных уравнений второго типа («найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям»). Решение квадратных неравенств с параметром первого типа. Решение квадратных неравенств с параметром второго типа.

Тема 3. Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами.

Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. Использование симметрии аналитических выражений. Метод решения относительно параметра. Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с параметром.

Тема 4. Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.

Решение тригонометрических уравнений и неравенств с параметром. Решение логарифмических уравнений, неравенств с параметром. Решение иррациональных уравнений, неравенств с параметром.

Методические рекомендации по содержанию

и проведению занятий

Введение. Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром.

Элективный курс целесообразно начать с вводного  (организационного) занятия, где учитель знакомит учащихся с содержанием и структурой курса, объемом и видом самостоятельных работ, а также формой итоговой работы, которую они выполнят в конце изучения курса. На первом занятии рекомендуется предложить учащимся темы и обсудить их для выступлений на практических занятиях.

Во второй части вводного занятия рекомендуется перейти к раскрытию понятий уравнения с параметром как семейства уравнений, равносильности уравнений, понятия уравнения с параметром, рассмотреть примеры задач, приводящих к уравнению с параметром и решения некоторых уравнений с параметром.

Тема1. Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром.

При изучении темы на уроке дается понятие линейных уравнений с параметром, рассматривается три случая зависимости количества корней от значения коэффициентов а и в. Здесь же необходимо начать решение уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения.

На последующих уроках необходимо рассмотреть понятие линейных неравенств с параметрами, на практическом занятии необходимо повторить свойства линейных неравенств и использовать их при решении линейных неравенств с параметрами.

Ввести классификацию систем линейных уравнений по количеству решений ( неопределенные, однозначные), дать понятие системы с параметрами и алгоритм решения систем линейных уравнений с параметрами.

Тема2.Квадратные уравнения и неравенства.

Данная тема- самая главная и основная тема курса, именно здесь отводится больше часов для изучения, на уроках необходимо ввести понятие квадратного уравнения с параметром, обратив внимание на неравенства нулю коэффициента а, рассмотреть зависимость корней уравнения от коэффициента а и дискриминанта , записать алгоритм решения квадратных уравнений с параметром, На практическом занятии целесообразно рассмотреть решение квадратных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения.

В содержании данной темы раскрываются теоретические сведения о нахождении корней квадратного трехчлена в зависимости от значений параметров. Учащиеся должны представлять, как может проходить график параболы в том или ином случае.

Тема3. Аналитические и геометрические приемы и методы решения задач с параметрами.

На этих уроках нужно рассмотреть различные приемы и методы решения уравнений с параметрами. Учащиеся должны понимать, что красота и краткость решения зачастую зависят от выбора пути решения задания. Необходимо подчеркнуть, какие именно задачи удобнее всего решать графическим методом.

Тема4.Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.

Этот урок, по сути, является зачетным. Здесь подводятся итоги, проверяются самостоятельные и индивидуальные задания. Урок по теме лучше проводить в виде семинара, на котором рассматриваются задания, выполненные учащимися.

Тематическое планирование

Номер темы

Содержание материала

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром

5

3.

Квадратные уравнения и неравенства с параметром

5

4.

Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметром

5

5.

Решение различных видов уравнений и неравенств с параметром

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...