Главные вкладки

    Конспект НОД «По следам осени»
    материал

    Федорова Анастасия Сергеевна

    Закрепление представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_po_sledam_oseni.docx31.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД  «По следам осени»

    Цель: Закрепление представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

    Задачи:

    • Развивать умение детей называть приметы осени  используя образные слова и выражения, связную речь .

    • Закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, делать выводы .

    • Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путём сделать вывод о наличии хлорофилла в листьях.

    •Познакомить с нетрадиционной формой рисования на молоке пищевыми красками и жидким мылом.

    •Воспитывать творчество, любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
    Приёмы: Наглядный, практический, словесный, игровой.
    Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
    групповая и индивидуальная.
    Оборудование и материал:  Посылка, гелиевый шарик; тайное письмо, сундук,  мнемотаблица-  загадка, лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики;  листья настоящие крупные и мелкие разной формы; молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, кисточки;   мультимедийная презентация; проектор, компьютер, экран, музыкальное сопровождение НОД.

    Ожидаемый результат: У детей сформирована интонационная выразительность речи , умеют сочетать движенье с речью. Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.  
                                  ХОД НОД

    (Дети входят в группу )  Слайд №1

    Воспитатель
    Собрались все дети в круг

    Я твой друг и ты мой друг

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся. Ребята, посмотрите к нам пришли гости,

    давайте мы с вами  подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)

    Воспитатель: (обращает внимание на  кучу листьев на полу) Ребята, а кто это листья принёс? Ты Милена? Никита? Катя убери, пожалуйста, листья. (Входит почтальон, вручает посылку, вылетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
    Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
    - Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
    - Воспитатель-это какой-то чистый лист, ну и что это может быть?

     (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
    Воспитатель –А  разве бывают такие письма?
     Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или молоком)
    Воспитатель- А вы знать как узнать,  что в нем написано?  Развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо. А у меня как раз есть такая водичка.
    Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)
    Воспитатель – Посмотрите, проявляется что-то.
      - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
    Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
     Слайд №2   Дети находят сундук

    Воспитатель:
    Знаю, знаю наперед
    Вы, смекалистый народ.
    Отгадайте-ка, ребятки
    Интересную загадку.
    Слайд №3   (Отгадывание загадки по мнемотаблице).
    Слайд №4  Дети: Это письмо от осени
      Воспитатель  – (читает письмо от осени)
    Дорогие ребята ! Одни говорят, что осень только началась, другие говорят, что зима уже приближается. Я не знаю, что делать. Пора уходить, или ещё ненадолго остаться? Подскажите мне, пожалуйста,  все ли дела я успела сделать? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства.
    Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?

    -Поможем осени. Тогда для начала предлагаю вспомнить  и назвать  признаки осени, а поможет нам в этом мяч.

    Ты скорее мяч лови,

     И примету назови

    Игра с мячом «Назови признаки осени». 

    Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают.

    Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают.

    Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

    Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

    Птицы осенью — Птицы осенью улетают в тёплые края.

    Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

    Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

    День осенью — день осенью становиться короче

    Ночь осенью  ночь осенью становиться длиннее

    Люди осенью — люди осенью одевают демисезонную одежду

    Небо осенью —небо осенью хмурое, скучное, тёмное.

     Воспитатель : - А какой осенний месяц называют рябинником? Почему? Сентябрь – рябинник (потому что в это время появляется рябина).
    - А какой осенний месяц называют листопадником?  Почему ? Октябрь – листопадник  (потому что опадают листья).  

     - А какой осенний месяц называют зимником? Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
    Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

    Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман, град). А что вы можете сказать про осенние осадки?
    Воспитатель: - А что можно сказать об осени? Осень какая?  ( яркая, хмурая, теплая, холодная, богатая, разноцветная, грустная, дождливая …и т. д.

     Слайд №5 Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что осенью часто идут дожди. А я вам предлагаю поиграть с дождем, изобразить его, какой он бывает разный. А для этого нам понадобится спинка вашего соседа, сделаем массаж спины.

    Физминутка

     Массаж спины «Дождик»
    Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
    По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
    Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
    Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
    Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
    А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
    ( поворачиваются на 180* и повторяют массаж)

    Встают в круг

    Воспитатель: - Ребята, мы с вами на прогулке наблюдаем как  наш участок с каждым днем становится красивым, деревья  стоят с разноцветными листьями.
    -А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? 
    Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
    Слайд №6  (нарисована лупа и лист)

    Воспитатель: Что бы ответить на этот вопрос нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории. Я предлагаю вам на  время  стать учеными, проходите в лабораторию, которая у нас расположилась в спальне.

    Слайд №7.  Уходят в спальню

    Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
    Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
    Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
    А для того, чтобы получше рассмотреть лист, что нам понадобится?
    Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой.(Лупа, листья)
    Исследование №1 строения листа с помощью лупы.
    Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
    Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
    Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
    Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
    Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
    Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
     

    Исследование №2  «Почему лист зеленый?» 

    Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
    (Дети: На ткани появились зеленые пятна).
    - Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет.

    Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
    -какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).
    Исследование №3  «Как падают листья?»
    На прогулках мы с вами  замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Для того чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться, мы проведём опыт.
    Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
    Воспитатель. Что вы заметили?
    Ответ детей. (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
    Вывод. Крупные листья падают быстрее и почти не кружатся, а маленькие листья падают медленнее и больше кружатся.
    Воспитатель. Что происходит дальше с опавшими листьями ?
    Ответ детей: Они высыхают.
    А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? (да) 
    Воспитатель шуршит коробочками, сначала с сухими листьями, а потом с недавно опавшими.
    Вывод. Сухие листья шуршат сильнее.

    Поиграем с листочками:
    Слайд №8    Физминутка  «Осенние листья»

    В правую руку возьмите большой лист, а в левую маленький. Проверьте соседа, правильно, ли все взяли листья?

    -Листья на ветках всё лето висели   (Покачивание листьями в стороны)

    Сентябрь пришёл и они пожелтели  (вращение листьями)

    Октябрь принес за собой листопад  (плавно опускаем листья)

    Листья летают и в танце кружат     ( кружатся)

    Ноябрь пришел и весь лист облетел. ( присели)

    Воспитатель вспоминает про сундук. Ой, ребята, я кажется еще что – то видела на дне сундука.   (педагог достаёт кисточку)

    Слайд № 9 Это  волшебная кисточка осени, которая  помогала ей творить множество чудес. Именно ей Осень раскрашивала листочки сразу несколькими  красками, и они получались такими разноцветными.
    -  А вам хочется стать волшебниками?
    Для этого нам понадобятся кисточки из сундучка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?
    Дети находят столик, где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают, как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.
    Слайд №10   Рефлексия

    Воспитатель:  Вам понравилось наше занятие? Ребята, что было самым интересным? - Какое задание вам показалось самым сложным?- А какое было самым лёгким?

    Что вам больше всего понравилось?

     - А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

    Дети: - Потому что мы очень дружные, умеем отгадывать сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде.

    Ребята, если вы , считаете что хорошо справились с заданиями возьмите себе листья  красного цвета, а если считаете что вам что-то не удалось, возьмите листья зелёного   цвета.

    - Я вас всех благодарю за активное участие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

    Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

    Конспект урока «По следам путешественников каменного века»

    Тема урока: «По следам путешественников каменного века »Тип урока и его структура: Изучение нового материалаДанный урок в разделе «История географических открытий». Первый  по счет...

    конспект урока "По следам Жюль Верна"

    Целью нашего урока стало желание познакомить учащихся с творчеством Жюля Верна, заинтересовать сюжетом его романов.Обратить внимание учащихся на описание  географических объектов. Способство...

    Конспект классного часа "Следи за здоровьем и физическим развитием" по программе Г. К. Селевко "Саморазвитие личности"

    В программе Г. К. Селевко в 5 и 6 классах изучаются вопросы, связанные с познанием особенностей собственного внутреннего мира. Среди прочих в 6 классе выделяется блок тем, направленных на познание уча...

    Конспект урока "По следам Олимпийского факела берем со спортсменов пример!"

    Приобщение детей к олимпийскому движению через знакомство с пригородами Петербурга - улицами города Пушкина....

    Конспект урока "По следам Христофора Колумба"

    Этот урок проводится в 5 классе при изучении темы:  "Открытие Америки"...

    Конспект занятия на тему "Осень, осень, листопад..."

    Конспект занятия "Осень, осень, листопад..." разработан для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Это занятие дает представление о временах года, помогает уточнить основные признаки осе...