Главные вкладки

    Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»
    методическая разработка

    Федорова Анастасия Сергеевна

    Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»

    Цель: Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

    Задачи: Активизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

    уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения НОД по обучению грамоте.

    Предварительная работаПодготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

    Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы предложений, плоскостные корзинки- карманы красного, желтого и зеленого цветов, карточки с картинками. Выставка методической литературы.

    Участники семинара - практикумапедагоги

    Ход семинара – практикума.

    Воспитатель: Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем педчасе.

    Артикуляционная считалка (автор Куликовская Т. А.).

    Итак, сели ровно, спинки выпрямили, плечи расправили, ручки положили на колени, ножки подружили, посмотрели на меня - улыбнулись.

    А теперь, внимание на экран. Начинаем.

    Все ребята по порядку

    Утром делают зарядку.

    Язычок наш хочет тоже

    На детишек быть похожим.

    Раз – зевнул в лесу мышонок.

    Два – лакает суп котенок.

    Три – лошадка поскакала

    На четыре - постояла.

    Пять – болтают индюки

    Шесть – качели у реки.

    Семь – варенье мы попросим.

    Восемь – мячик мы подбросим.

    Девять – звонко барабаним.

    Десять – тихо отдыхаем.

    Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

    1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».

    Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Уже в средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»(ответы педагогов)

    Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

    Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.

    Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является

    подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.

    Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и

    воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Исходя из этого определения, считаюправильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

    2. Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

    • Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц, шипящих (ш, ж, африкатов (ч, щ, соноров (л, р);

    • Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

    • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

    3. Блиц - опрос

    - что такое речь? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)

    - из чего состоит наша речь? – (из предложений)

    - что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)

    - из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)

    - из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)

    - формы речи – (устная и письменная)

    - какие бывают звуки? – (гласные и согласные)

    - чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

    В каждом слове слышим звуки.

    Звуки эти разные:

    Гласные, согласные.

    Гласные тянутся в песенке звонкой,

    Могут заплакать и закричать.

    В тёмном лесу

    Могут звать и аукать

    И в колыбельке Алёнку баюкать,

    Но не желают свистеть и ворчать.

    А согласные согласны

    Шелестеть, шептать, скрипеть,

    Даже фыркать и шипеть,

    Но не хочется им петь.

    Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.

    - Вспомните и назовите гласные звуки (А,О,У,И,Ы,Э)

    - Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, (МММ). Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие зеленым.

    - Давайте немножко поиграем.

    Игра «Твердый – мягкий» педагоги стоят в кругу, и под музыку одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает буквуПедагоги, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.

    - Звук может стоять в начале, середине и конце слова.

    Игра «Разноцветные корзинки»

    Педагог помещает на доску три корзинки с изображенными на них схемами, а на стол – карточки с картинками и объясняет, что в красную корзинку нужно положить картинки, в названиях которых заданный звук находится в начале, в желтую – те картинки, в названиях которых звук находится в середине, в зеленую – те картинки, в названиях которых звук находится в конце. Картинки: кот, морковь, мишка, утка, фиалка, рак, хек, хомяк.

    - Самое сложное дается детям – это звуковой анализ слова. Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить. При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом. Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализа слова «МАК»

    Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.

    1. Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)

    2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук? (согласный, твердый)

    3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). Какой это звук? (гласный)

    4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (согласный, твердый)

    5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к)

    6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука). Сколько гласных? Сколько согласных?

    Минутка отдыха.

    Небольшая разминка для педагогов.

    1. Встаньте те, у кого в имени есть звук Р.

    2. Встаньте те, у кого фамилия состоит из 5 слогов.

    3. Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук О.

    4. Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог

    5. Выйти тем, у кого в имени нет звука Н.

    Игра «Придумай слово к схеме». На экране схемы звукового анализа слов.

    Игра «Новое слово»

    - Что такое слоги? (Это части слова). Как можно определить сколько слогов в слове? Слова делим на слоги при помощи хлопков, слова можно прошагать, можно определить с помощью ладони руки под подбородком, сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

    - А сейчас приглашаю вас в круг. Игра называется «Полслова за вами»

    Бросающий громко говорит половину какого- либо слова и бросает мяч, тот кто ловит должен назвать его вторую половину (ма-ма)

    Игра «Кому в какой дом» (деление слов на слоги)

    На экране изображение домов (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный)- предлагается определить количество слогов в словах, изображенных на картинке и «заселить» эти слова в соответствующие домики.

    - Что же такое предложение? Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

    Педагогам предлагается составить предложение по опорной картинке из 3, 4, 5 слов.

    Составление предложений по графической схеме (индивидуально)

    Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

    Разнообразие игр позволяет нам интересно, увлеченно и занимательно обучаться грамоте.

    Рефлексия «Закончи фразу»

    Педагогам предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением.

    - Сегодня я узнала…

    - Меня сегодня удивило…

    - Больше всего мне понравилось…

    - Хотелось бы добавить…

    Планирую использовать в своей дальнейшей работе и т. д.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Семинар – практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте» Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок» Федорова Анастасия Сергеевна, воспитатель I квалификационной категории

    Слайд 2

    Артикуляционная гимнастика Раз – зевнул в лесу мышонок. ( Открывать широко рот и закрывать его.)

    Слайд 3

    Два – лакает суп котенок. ( Рот открыть. Высунуть широкий язык. Выполнять лакательные движения языком.

    Слайд 4

    Три – лошадка поскакала. ( Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к небу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.)

    Слайд 5

    На четыре - постояла. ( Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу и не открывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. )

    Слайд 6

    Пять – болтают индюки. ( Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед – назад по верхней губе: «бл – бл – бл».)

    Слайд 7

    Шесть – качели у реки. (Открыть рот. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.)

    Слайд 8

    Семь – варенье мы попросим. ( Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизать верхнюю губу. При этом стараемся «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.)

    Слайд 9

    Восемь – мячик мы подбросим. ( Рот открыть. Вытягивать язык вверх, забрасывая его на верхнюю губку.)

    Слайд 10

    Девять – звонко барабаним. ( Держать рот широко открытым. Стучать языком по внутренней поверхности верхних резцов, произнося «д – д – д».)

    Слайд 11

    Десять – тихо отдыхаем. ( Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту.)

    Слайд 12

    РЕЧЬ Предложения Слова Слог Звук

    Слайд 13

    Речь

    Слайд 14

    Звуки речи бывают: гласными твёрдыми согласными мягкими согласными

    Слайд 15

    слышим произносим в идим пишем читаем звуки буквы

    Слайд 16

    гласные

    Слайд 17

    согласный согласный

    Слайд 18

    Игра «Разноцветные корзинки»

    Слайд 19

    Звуковой анализ слов

    Слайд 21

    «Придумай слово к схеме»

    Слайд 22

    «Новое слово» с о л н

    Слайд 23

    «Новое слово» з и м а

    Слайд 24

    Деление слов на слоги

    Слайд 25

    Предложение

    Слайд 27

    -Сегодня я узнала… - Меня сегодня удивило… -Больше всего мне понравилось… -Хотелось бы добавить… - В дальнейшем я буду использовать…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте

    Тема организованной деятельности "Путешествие в зимний лес" . Цель - развитие знаний о буквах, звуках, о понятиях "звук" и "буква", о слоговой структкре речи. в конспекте прописаны задачи, материал, п...

    Семинар -практикум "Охрана и укрепление здоровья детей в соответствии с ФГОС"

    Семинар-практикум для педагогических работников дошкольного учреждения по задаче ФГОС - охрана и укрепление здоровья детей....

    Методическая разработка НОД по подготовке детей к обучению грамоте

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13983117","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

    Буклет для родителей по подготовке детей к обучению грамоте

    Данный буклет содержит методические рекомендации родителям при подготовке к обучению грамоте...

    Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

    Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...