Сочинение-описание внешности по картине В.М. Васнецов
методическая разработка (7 класс)

Швыдкина Надежда Александровна

Сочинение-описание внешности по картине В.М. Васнецов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Сочинение — описание внешности по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный».

Любите живопись, поэты!

Ведь ей, единственной, дано...

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Н. Заболоцкий.

Цели урока: развивать планетарное мышление ( любовь к человеку, добро, ответственность и т. д.); сравнить литературный и живописный портреты; выявить, как во внешности героя просматривается его характер; научиться описывать внешность героя картины, используя причастия; вспомнить факты биографии Ивана I.

Ход урока:
I. - Ребята, вспомните автора картины «Богатыри», «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке».

- Да, это Виктор Михайлович Васнецов.

II. Знакомство с биографией художника.

  В. М. Родился в 1848 году, в 1926 году умер. Это выдающийся русский живописец — передвижник. Родился в селе Лопьял в Вятской губернии, в семье священника. Учился в семинарии в Вятке, где и проявился его талант художника. В 1867 году Васнецов переехал в Петербург и обучался в течение года в школе художеств под руководством И. Н. Крамского. В 1868 году Васнецов поступил в Академию художеств, где сблизился с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым. Васнецов создал ряд жанровых картин, отражающих нищету и темноту народа. В 1878 году Васнецов переехал в Москву, где начинается новый расцвет его творчества. Художник обращается к образам национальной истории, русской былины и народной сказки, посвятил им почти полностью все свое дальнейшее творчество. В 1880 году он написал на основе «Слова о полку Игореве» большое полотно «После побоища Игоря Святославовича с половцами», потом в 1881 году знаменитую «Аленушку», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Богатыри» и другие.

Затем он создает декорации и костюмы для «Снегурочки» А. Н. Островского. Он изучал произведения древнерусского искусства и архитектуры. Он исполнил в стиле «новгород-псковской» архитектуры проект церкви, сооруженной в усадьбе Абрамцево. Позднее по его проекту был создан фасад Третьяковской галереи. В 1883-1885 годах написал для исторического музея в Москве большое панно «Каменный век», расписывал Владимирский собор в Киеве. Васнецов создал огромную портретную галерею. Знаменитые картины Васнецова принадлежат к лучшим образцам русской классической живописи, они воссаздают в красках с огромной впечатляющей силой поэтический, полной жизненной правды образ русского народа.

III. Ассоциативное сравнение полотен Васнецова и Репина.

- Ребята, как вы думаете, что это за пятно изображено на полотне уже другого художника? ( показывается фрагмент картины Репина).

- Да, это кровь. Что произошло? С кем? Как это связанно с Васнецовым?

Рассказ учителя об убийстве сына Ивана.

IV. Это картина И. В. Репина «Иван Грозный убивает сына Ивана», написанная в 1885 году. Действие происходит 16 ноября 1581 года в Александровской слободе. Причина ссоры неизвестна, но зная характер Грозного, это легко предположить.

Среди портретов Васнецова есть портрет Ивана Грозного.

V. А что вы знаете об этом царе? Его настоящая фамилия — Рюрикович( отчество деда), народ дал кличку Грозный, почему?

  Рассказ ученика о биографии Ивана Грозного:

Иван IV родился 25-10 августа 1530 года — это князь Московский и всея Руси и первый русский царь. Мать Ивана умерла в 1838 году. Отец — Василий III — из династии Рюриковичей умер, когда Ивану было 3 года. После смерти отца Иван стал царем. Из-за его малого возраста власть получили мать и Боярская дума. Бояре правили до 1548 года. Он видел интриги, перевороты, борьбу за власть между боярами. Бояре не обращали внимания  на Ивана: не слушали его, держали в бедности, убивали его друзей и покровителей. Ивана окружали жестокость и насилие. Сам царь уже в детстве стал проявлять агрессию, мучая животных. Иван был очень образованным и обладал отличной памятью, много читал. Всю жизнь Иван мучался от мысли о том, что он будучи царем по праву рождения, не имея реальной власти. В результате Иван стал ставить свою власть выше всего, даже нравственных законов. Кровь во время его правления лилась рекой. Умер он в 1584 году.

VI. Литературный портрет Иван IV.

  Обратимся к «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина: «Он был велик ростом, строен; имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, исполненные огня, и лицо некогда приятное. В сие время он так изменился, что его нельзя было узнать: на лице изображалась мрачная свирепость; все черты исказились; взор угас; а на голове и в бороде не осталось ни одного волоса от неизъяснимого действия ярости, которая кипела в его    

душе. - Характер царя.

  Неограниченная никакими законами власть ведет к даградации личности. О жестокости Ивана историк пишет: «Царь, упоенный крепким медом, плясал с любимцами в масках, а князь Михайло Репнин заплакал от горести. Иоан хотел надеть на него маску: Репнин растоптал её и сказал: «Государю ли быть скоморохом?» Царь выгнал его и через несколько дней велел умертвить его, стоящего в храме. Кровь его обагрила церковный помост».

  Количество преступлений взросло с возникновением опричнины ( личные телохранители в количестве 1000) Карамзин пишет: «В июле 1568 года, в полночь, любимцы Иоановы князь Афанасий Вяземский, Малюта Скуратов, Василий Грязной с Царскою дружиною вломились в домы ко многим знатным людям, взяли их жен, известных красотою, и вывезли из города. Вслед за ними въехал сам Иоан. На первом ночлеге ему представили жен: он избрал некоторых для себя, других уступил любимцам, ездил с ними вокруг Москвы, жег усадьбы опальных бояр, казнил их верных слуг, истреблял скот, возвратился в Москву и велел ночью развести жен по домам: некоторые из них умерли от стыда и горести.»

- От казни одного он переходит к тысячам замученных: « Опричники в Торжке на Ярморке завели ссору и драку с жителями: царь объявил граждан бунтовщиками, велел мучить их, топить в реке. То же сделалось в Коломне и такие же были следствия.»

- Историк перечисляет ужасы пыток: чаны с горячей водой, сковороды над костром, печи, клещи, острые иглы, виселицы, сдирали кожу, выкраивали ремни. « Таков был царь, - пишет историк, - таковы были подданые! Если он не всех превзошел в мучительстве, то они превзошли всех в терпении, ибо считали власть государеву властию божественного и всякое сопротивление беззаконию.»

  Таков царь Иван Грозный. Звучит музыка А. Прокофьева из фильма « Иван Грозный». Обратимся к кино. Филь Сергея Эзенштейна «Иван Грозный». Демонстрируется экранный образ Грозного.

VII.  А теперь вернемся к портрету Ивана Грозного, написанного Васнецовым. Он

      написан 1897 году и находится в Третьяковской галерее.

  Посмотрите на портрет.

- Кого видим?

- Как выглядит царь? Во что одет? Такое мужское платье называется ферязь.

- Удалось ли художнику передать его характер?

Работа над портретом Васнецова.

  В описании внешности выделяется наиболее существенная черта, важная в характере человека. Лицо царя выражает величие, злой ум, силу, твердость воли и, вместе с тем, мрачную подозрительность и деспотизм.

  Царь находится в Грановитой палате, стоя на ступеньках. Как выглядит палата? Во что одет царь? Это парчовая ферязь с горностаевым воротником, замшевые чоботы, зеленые перчатки, на голове — шапка Мономаха, в руках он держит знаменитый шестигранный посох. Что вы помните об Иване Грозном из « Песни про купца Калашникова...» М. Ю. Лермонтова? Как звали любимого опричника царя? Упоминается ли посох? Каков характер царя в этом произведении?

  Описание лица царя.

Какими средствами выражает автор свое отношение к герою? (Души изменчивой приметы) Повторение. Причастие.

VIII. Подбор словосочетаний с причастиями для описании внешности царя: Повторение прицастий. Стоящий на ступеньках, покрыта дорожкой, держащий посох, расшитые золотой нитью, украшенная узором ферязь, отороченная собольем мехом, всклокоченная, поседевшая борода, припухшие красноватые веки, глубоко посаженные глаза, настороженные, пронизывающий взгляд, чоботы, унизанные жемчугом, арка, покрытая узором.

IX. Составление плана.

   I. Портрет Ивана Грозного.

   II. Внешность царя:

а) поза, осанка царя;

б) одежда, обувь;

в) лицо, взгляд;

г) посох, шапка.

1. Удалось ли художнику передать характер царя?

III. Мое отношение к герою картины.

X. Устный пересказ описания картины по плану.

XI. Написание сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание внешности человека по картине

Данная презентация содержит сведения о художнике, истории написания картины "Охотники на привале", вопросы и задания для учащихся, составление сложного плана, устное описание картины....

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...