Классный час на тему ,,Умение общаться с друзьями"
классный час (10 класс)

Субракова Лариса Ананьевна
Тема: «Умение общаться с друзьями». Цель: уточнить правила и нормы общения, принятые в поведении с друзьями. Задачи: Продолжать работу по развитию положительных качеств личности учащихся. Развивать умение высказывать и аргументировать свое мнение. Сформировать представления о «Кодексе дружбы». Оборудование: карточки с тестами и ситуациями. Ход занятия. 1.Организационный момент. 2.Обобщения имеющихся у учеников знаний. Учитель: Ребята, вспомните, что такое общение? Ученики: Обмен информацией между людьми. Учитель: А для чего люди общаются? (Ответы обсуждаются). Учитель: Какие правила поведения вы знаете? (Выслушиваются ответы учеников и при необходимости дополняются). Учитель: Конечно, в любом обществе есть принятые правила поведения и общения, они необходимы для правильной организации деятельности людей, для взаимопонимания, для взаимного влияния друг на друга. 3.Новый материал. А) Упражнение на создание доверительной атмосферы. Учитель: Сегодня мы с вами уточним, какие правила общения, поведения приняты у друзей. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки. Вы уже много лет учитесь в одном классе и хорошо знаете друг друга. Подумайте, что вам нравиться в вашем товарище, который стоит справа, скажите ему об этом. (Учитель начинает первый). Учитель: А теперь подумайте и скажите, что вам не нравиться в вашем классе и почему. Скажите это товарищу, который стоит слева. (Учитель начинает первым, акцент не на личности ученика, а на классном коллективе). Учитель обобщает высказывания детей. Учитель: Сегодня мы попытаемся с вами составить такие правила дружеских отношений, которые сделают наш класс еще сплоченнее! Ребята садятся за парты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Умение общаться с друзьями».
Цель: уточнить правила и нормы общения, принятые в поведении с друзьями.
Задачи:
Продолжать работу по развитию положительных качеств личности учащихся.
Развивать умение высказывать и аргументировать свое мнение.
Сформировать представления о «Кодексе дружбы».
Оборудование: карточки с тестами и ситуациями.
Ход занятия.
1.Организационный момент.

2.Обобщения имеющихся у учеников знаний.
Учитель: Ребята, вспомните, что такое общение?
Ученики: Обмен информацией между людьми.
Учитель: А для чего люди общаются? (Ответы обсуждаются).
Учитель: Какие правила поведения вы знаете? (Выслушиваются ответы учеников и при необходимости дополняются).
Учитель: Конечно, в любом обществе есть принятые правила поведения и общения, они необходимы для правильной организации деятельности людей, для взаимопонимания, для взаимного влияния друг на друга.
3.Новый материал.
А) Упражнение на создание доверительной атмосферы.

Учитель: Сегодня мы с вами уточним, какие правила общения, поведения приняты у друзей.
Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки. Вы уже много лет учитесь в одном классе и хорошо знаете друг друга. Подумайте, что вам нравиться в вашем товарище, который стоит справа, скажите ему об этом. (Учитель начинает первый).
Учитель: А теперь подумайте и скажите, что вам не нравиться в вашем классе и почему. Скажите это товарищу, который стоит слева. (Учитель начинает первым, акцент не на личности ученика, а на классном коллективе).
Учитель обобщает высказывания детей.
Учитель:
 Сегодня мы попытаемся с вами составить такие правила дружеских отношений, которые сделают наш класс еще сплоченнее!
Ребята садятся за парты.
б) Решение проблемной ситуации.
Учитель: Вы часто слышали пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы думаете, а что же на самом деле лучше и почему?
Высказывания учеников.
Учитель:
 Согласна, хорошо иметь и сто рублей, и сто друзей одновременно! Но деньги найти гораздо легче, чем обрести хороших, верных друзей и сохранить дружбу, которую уже удалось найти!
Все люди разные, у каждого свои привычки и нрав. Часто случается так, что друзья ссорятся между собой, как разобраться, кто прав, кто виноват? Чью сторону принять и как сохранить дружеские отношения после ссоры? Давайте попробуем разобраться в этой проблеме.
На доске макет в виде солнца, в центре запись «если твои друзья поссорились то…», на каждом лучике записано правило поведения в ссоре (перевернуто записью вниз), учащиеся по очереди читают правила и объясняют, почему необходимо поступать именно так.
Учитель объясняет алгоритм действий.
Записи на лучах солнца:
Не спеши сразу становиться на сторону кого-либо из них.
Постарайся выяснить, из-за чего произошла ссора.
Предложи своим друзьям спокойно обсудить причину конфликта.
Ни в коем случае не встревай в словесную перепалку.
Дай товарищам высказать претензии, «выпустить пары», а потом начинай выяснять с ними отношения.
Постарайся сделать все возможное, чтобы избежать обид.
Помни, извиняться – никогда не поздно и не позорно.
Все ответы обсуждаются.
Учитель:
 А как себя вести после ссоры с друзьями? Стоит ли поддерживать отношения? Я раздам вам карточки, а вы отметьте ответы, которые считаете правильными.

Карточка:
Если твои отношения с кем-то из твоих друзей изменились после ссоры, то:
- не стоит делать из этого трагедии;
- при встрече делать вид, что не замечаешь товарища;
- отворачиваться, не разговаривать с ним;
- продолжать общаться, ведь учитесь в одном классе;
- настроить остальных ребят против этого человека.
- все люди меняются, надо воспринимать это спокойно.
Обсуждаются ответы учеников.
Учитель: Конечно, любую ссору можно решить, нужно только не молчать, не копить обиды в себе, а поговорить об этом откровенно и спокойно, попытаться найти правильное решение!
Учитель: К любому человеку можно найти подход, каждого можно понять, но каждый сам выбирает, с кем дружить по-настоящему. Нужно понять и принять для себя одно мудрое изречение: невозможно нравиться всем! Как вы это понимаете? (Высказывания ребят).
В) Выбор действия.

Учитель: Как помочь себе и друзьям исправить недостатки, опираясь на нормы этикета? Начнем с теста. (Ученикам выдается тест)

Что делать, если ты не хочешь делиться с друзьями своей новой компьютерной игрой?
1.Притвориться, что болеешь очень заразной болезнью, поэтому нельзя дотрагиваться даже до твоих вещей.
2.Никому не говорить, что у тебя есть новая игра.
3.Назначить цену за прокат игры.
4.Дать вместо новой игры какую-нибудь старую.
5.Наврать, что она подходит только к твоему компьютеру.
6.Поссориться со своими друзьями.
7.Сказать, что игру взяли, но еще не вернули.
8. Сказать, что пока не наиграешься – никому ничего не дашь.
Учитель: Ребята, если вы выбрали хоть один ответ из предложенных, то вывод можно сделать только один – ты жадина! Но не отчаивайся, это не болезнь!

А если серьезно, то нужно просто четко определиться, какие свои вещи ты можешь дарить или давать на время своим друзьям. Когда ты научишься делиться с другом чем-либо без особых мучений, то сможешь точно понять глубокий смысл высказывания великого философа Сенеки «Высшее богатство – отсутствие жадности», это подтверждается, если тебе нравиться радовать своих друзей, ты испытываешь удовольствие от открытости и доверия к друзьям.
Какими вещами ты можешь распоряжаться?
Ученики: Только своими.
Учитель: Как вежливо отказаться дать свою вещь другу, чтобы не прослыть жадиной?
Ученики высказывают свои точки зрения, учитель обобщает.
Учитель:
 Не отказывай постоянно, а только в важных для тебя случаях, отказывая – извинись и поясни мотивы своего поступка. Как возможно было дать отказ в случае с игрой? (Высказывания учеников).
Учитель: Возможно было предложить другу поиграть, но на твоем компьютере, пригласив его в гости.
А теперь хочу рассказать одну историю. Как-то раз пришла в гости к Вовочкиной маме ее подруга. Мама говорит сыну:
- Вовочка, поздоровайся с тетей Людой!
Вовочка вежливо:
- Здравствуйте, тетя Люда!
Та в восторге:
-Какая прелесть! Замечательный мальчик! На-ка тебе конфетку!
Вовочка хватает угощение. Мама говорит:
- Вовочка, а что сказать надо?
- Дай-ка еще одну, жадина!- сказал мальчик.
Учитель: Как, по Вашему мнению, почувствовала себя мама мальчика? Почему так получилось? (Ответы ребят, обсуждение).
Г) Разговор о правде.
Учитель: Скажите, ребята, а нужно ли говорить другу правду? Если да, то о чём? Как это сделать? (Высказывания детей, подвести их к тому, что правду говорить необходимо).
Учитель: Единственное, что вызывает сомнения, - какую именно правду ты можешь высказать. Представьте, что у вас есть друг, очень веселый, сообразительный, надежный, но у него есть маленькие недостатки: любит похвастать, перебивает тебя, когда ты говоришь, частенько опаздывает, бывает забывчив и у него слишком большие уши. О каком из этих недостатков имеет смысл сказать другу? (Высказывания ребят).
Учитель:
 Конечно, можно сказать обо всем, кроме больших ушей, потому что это внешний недостаток, который нельзя исправить. Существует много способов так подать правду или критику, чтобы не оскорбить человека. А еще очень важно следить за речь, и тоном своих высказываний.
Работа в парах.
Учитель:
 Я хочу предложить вам игру, попробуйте заменить высказывания, которые я вам подготовила такими выражениями, которые не обидят вашего товарища. (карточки на выбор, если ученик затрудняются с ответом, то карточки-подсказки).
«Вечно ты опаздываешь!» - «Мне всегда хотелось быть пунктуальным человеком, а тебе?»
«Знаешь, у тебя и так куча недостатков, так ты еще ругаешься плохими словами!» - «Мне кажется, что ругательства тебя не украшают, многие даже могут подумать, что ты плохой человек, хотя я знаю, что это не так!».
«Надоело выручать тебя, ты все время все забываешь!» - «Я вижу. У тебя нет ручки (ластика, линейки), мне хочется подарить тебе ее. Каждый человек должен иметь свою собственную любимую вещичку! Надеюсь, тебе понравится мой подарок и ты не захочешь с ним расставаться!»
«Ну чего ты ходишь лохматый как чучело, причешись!» - «Мне нравится, что ты всегда следишь за собой, хорошо одеваешься, но сегодня тебе, наверное, некогда было причесаться?»
Ребята обсуждают варианты ответов.
Учитель:
 Никогда не критикуйте своих товарищей незаслуженно, не обижай зря окружающих, как Вовочка из нашей истории. Помните, что друг – это очень близкий человек, который доверяет тебе самое тайное, но ты не имеешь права обсуждать его тайны и проблемы с другими людьми. Не обижайся, если друг не может решить твою проблему.
Учитель: Прочитайте высказывание на плакате:
ДРУЖБА НЕ ПАДАЕТ С НЕБА, ЕЕ НУЖНО ИСКАТЬ И ДОБИВАТЬСЯ, ПРИКЛАДЫВАЯ К ЭТОМУ ВСЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ СВОИ СИЛЫ.
Учитель: Объясните, как вы понимаете это? Какие силы имеются ввиду?
Учитель: Если ты относишься к людям по-доброму, не стремишься к пакостям и обидным проделкам, то у тебя всегда найдутся единомышленники, которые при желании могут стать настоящими друзьями.
4) Обобщение.
Учитель: Каковы же правила поведения с друзьями?
Ученики высказываются.
Учитель: 
Эти правила можно объединить в Кодекс дружбы. Кодекс – это свод правил, законов. (Раздаются карточки).
Кодекс дружбы гласит, что друзья должны:
1. Делиться новостями и успехами.
2. Эмоционально поддерживать друг друга.
3. Добровольно помогать в случае нужды.
4. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе.
5. Быть уверенным в друге и доверять ему.
6. Защищать друга в его отсутствие.
7. Быть терпимым к другим друзьям своего друга.
8. Не поучать.
9. Не критиковать друга публично.
10. Сохранять доверенные тайны.
11. Уважать внутренний мир и свободу своего друга.
Учитель: Я предлагаю вам, ребята, прикрепить этот кодекс на самом видном месте в классном уголке и у вас в комнатах. А еще очень хочу, чтобы солнышко, которое светило нам на занятии тоже осталось в нашем классе. Ведь в жизни без друзей очень скучно, так же как и без солнышка! Надеюсь, что все эти правила помогут вам сохранить и укрепить ваши дружеские отношения!
И снова я приглашаю вас в круг. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Я хочу зажечь эту свечу как символ единения, ведь с древних времен огонь объединял людей, разжигал очаг в домах, поддерживал тепло не только в домах, но и душах людей. Я очень хочу, чтобы этот хрупкий огонек сделал вас еще более сплоченными и дружными. Давайте передавать этот огонь дружбы и от вей души желать друг другу что-то доброе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Мама считает,что у меня не те друзья."

Тема: Мама считает, что у  меня  не те друзья.Цель:  воспитание чувства толерантности в классном коллективе.формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу....

Классный час на тему "Ревность в отношениях друзей"

Ревность - чувство, разъедающее самые лучшие чувства. Что делать, если в дружбу прокралась ревность? Классный час проходит в виде беседы, в ходе которой дети приходят к пониманию необходимости уважать...

Разработка классного часа по теме:"Как завоевать друзей"

Цель данной методической разработки классного часа: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развитие творческой активности.Воспитат...

Классный час – диспут на тему «О дружбе и друзьях», 9 класс

Цель этого диспута - сформировать у учащихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям....

Методическая разработка классного часа на тему "Берегите друзей"

Данная разработка будет полезна всем классным руководителям при проведении классного часа на тему "Дружба. Берегите друзей! для учащихся 5-7 классов....

Урок - тренинг по обществознанию в 6 классе по теме "Умение общаться"

Урок - тренинг по обществознанию в 6 классе проводиться как урок практикум, на котором учащиеся могут в свободной форме применить теоретические знания, полученные ранее на уроках. здесь можно увидеть ...