Конспект НОД по развитию речи в средней группе
план-конспект

Герасимова Анастасия Владимировна

Конспект по развитию речи, звук З-Зь 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, загадкам и,чистоговоркам.

Задачи:

Обучающие: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком. 

Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.  Совершенствовать интонационную выразительность.

Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал, оборудование:

1.Демонстрационный материал: картинки

Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый цветком).

Методические приёмы:  дидактическая игра малой подвижности «Пчёлы»,  беседа.

Структура НОД:

1. Вводная часть (длительность 3мин)

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

1. Упражнения на развитие речевого выдоха

2.   Основная часть (длит.15мин)

Методические приёмы

  1. Артикуляционная гимнастика

      2.    Логопедическая распевка  «Песок», «Лиса» (Звук С)

      3.   Знакомство со звуком З-Зь

     4.  Дидактическая игра «Пчёлы»

     5.   Работа по картинкам

     6.   Логопедическая распевка  «Коза»

3.  Заключительная часть.  Подведение итога НОД (длит2мин)

I.Вводная часть

Воспитатель. Ребята, а какое время года у нас сейчас ? (Зима) Какие признаки зимы вы знаете? (на улице морозно, вода превращается в лед, замерзают водоемы, ночи становятся длинными, а дни короткими, идет снег, образуются сугробы, некоторые звери впадают в спячку, а другие меняют окрас своей шерсти…)

1.Дыхательная гимнастика  «Задувание свечи»

Нужно глубоко вздохнуть

Чтобы свечку нам задуть

И.п.- встать прямо, ноги на ширине плеч.

1.Сделать свободный вдох и задержать дыхание.

2. Сложить губы трубочкой и сделать 3 глубоких выдоха, сказать «Фу-уу».

Повторить 4-6 раз.

II.Основная часть

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами развитие речи , мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде чем начать закреплять и изучать новое,  надо подготовить  наш артикуляционный аппарат.

1.Артикуляционная гимнастика « Пароход гудит»

-губы в улыбке

-открыть рот

- с напряжение произнести долгое « Ы-ЫЫЫЫ-ЫЫЫ»


2.Закрепление пройденного материала Звук С

-Как поёт песочек? (С-С-С…) Давайте споём песенку песочка.

1.Логопедическая распевка  «Песок» (Звук С)

-Давайте вспомним чистоговорку лиса.

2.Логопедическая распевка  «Лиса» (проговаривание чистоговорки)

Са-са-са                                                                                                                                                  

Эта хитрая лиса,                                                                                                                                                

Су-су-су                                                                                                                                                      

И живёт она в лесу,                                                                                                                              

Сы-сы-сы                                                                                                                                            

Много дела у лисы,                                                                                                                                      

Со-со-со                                                                                                                                                                                        

Она крутит колесо.

3.Знакомство с новым материалом

1. Знакомство со звуком З-зь

-Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите  о каком насекомом  в ней идёт речь :

Это вовсе не пчела, нос-точеная игла

Писк его всех раздражает, очень больно он кусает (Комар)

-Как поёт комар?( З-з-з…)

-Если звук С – «песенка песочка» — звучит тихо,  то звук З  песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
  • Попросите детей повторить ее.

-У меня на даче летом и осенью очень много комаров,  больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.

-Какие ещё насекомые произносят звук З?                                                                                                      

Все жужжит, она жужжит

Над цветочками кружит.

Села, сок с цветка взяла

Мед готовит нам …( кто? -(пчела))

2.Дидактическая игра «Пчелы»

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.

Материал. Картинка с изображением улья.

Воспитатель.  Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».

Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны ). А там (показ на противоположную сторону ) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).

Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).

Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).

3.Работа по картинкам

Воспитатель. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?

Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З…? (Замок, зубы, зонт)

Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара Зь…? (корзина, зеркало, зима)

Назовите слова в которых звука З нет? (кошка, дом, собака)

Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Замок, зубы, зонт, корзина, зеркало, зима)

4.Логопедическая распевка  «Коза» (проговаривание чистоговорки)

Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».

Скажите, а в слове коза есть звук З? ( Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

 За-за-за-за-за – здесь привязана коза

Зы-зы-зы-зы-зы – мало травки у козы

Зу-зу-зу-зу – отвязали мы козу

За-За-За-За- залезает в сад коза

Зу-зу-зу –зу –привязали мы козу

За-за-за-за здесь привязана коза

IV.Подведение итога

Воспитатель. Ребята скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)

С каким звуком дружит звук З? (Со звуком С..)

Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)

Ребята, вы молодцы! Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «Стоит в поле теремок»

Цели:Познакомить детей с загадками - рифмами.Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия предметов по...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития "Нужные профессии"

Интегрированное занятие проводилось в рамках реализации окружного  проекта  «Профессиональная ориентация дошкольников»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Гнездо птицы»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Гнездо птицы"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему"Дикие животные"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему"Дикие животные" поможет педагогу обобщить знания детей по теме.Занятие построено в игровой форме,все задания  объединены единым сюжетом ...

конспект занятия по развитию речи в средней группе

Учить детей воспринимать и осознавать образные слова и выражения в тексте; развивать эмоции детей; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды...

Конспект ООД по развитию речи в средней группе

Конспект  ООД по развитию речи для детей средней группыТема: «Чтение сказки К. И. Чуковского «Телефон»»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: "Мебель"

Цель:  Расширение представлений детей о предметах мебели и их назначении....