Конспект НОД по развитию речи в средней группе
план-конспект
Конспект по развитию речи, звук З-Зь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе.
Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »
Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, загадкам и,чистоговоркам.
Задачи:
Обучающие: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Материал, оборудование:
1.Демонстрационный материал: картинки
Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый цветком).
Методические приёмы: дидактическая игра малой подвижности «Пчёлы», беседа.
Структура НОД:
1. Вводная часть (длительность 3мин)
Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха
2. Основная часть (длит.15мин)
Методические приёмы
- Артикуляционная гимнастика
2. Логопедическая распевка «Песок», «Лиса» (Звук С)
3. Знакомство со звуком З-Зь
4. Дидактическая игра «Пчёлы»
5. Работа по картинкам
6. Логопедическая распевка «Коза»
3. Заключительная часть. Подведение итога НОД (длит2мин)
I.Вводная часть
Воспитатель. Ребята, а какое время года у нас сейчас ? (Зима) Какие признаки зимы вы знаете? (на улице морозно, вода превращается в лед, замерзают водоемы, ночи становятся длинными, а дни короткими, идет снег, образуются сугробы, некоторые звери впадают в спячку, а другие меняют окрас своей шерсти…)
1.Дыхательная гимнастика «Задувание свечи»
Нужно глубоко вздохнуть
Чтобы свечку нам задуть
И.п.- встать прямо, ноги на ширине плеч.
1.Сделать свободный вдох и задержать дыхание.
2. Сложить губы трубочкой и сделать 3 глубоких выдоха, сказать «Фу-уу».
Повторить 4-6 раз.
II.Основная часть
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами развитие речи , мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде чем начать закреплять и изучать новое, надо подготовить наш артикуляционный аппарат.
1.Артикуляционная гимнастика « Пароход гудит»
-губы в улыбке
-открыть рот
- с напряжение произнести долгое « Ы-ЫЫЫЫ-ЫЫЫ»
2.Закрепление пройденного материала Звук С
-Как поёт песочек? (С-С-С…) Давайте споём песенку песочка.
1.Логопедическая распевка «Песок» (Звук С)
-Давайте вспомним чистоговорку лиса.
2.Логопедическая распевка «Лиса» (проговаривание чистоговорки)
Са-са-са
Эта хитрая лиса,
Су-су-су
И живёт она в лесу,
Сы-сы-сы
Много дела у лисы,
Со-со-со
Она крутит колесо.
3.Знакомство с новым материалом
1. Знакомство со звуком З-зь
-Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идёт речь :
Это вовсе не пчела, нос-точеная игла
Писк его всех раздражает, очень больно он кусает (Комар)
-Как поёт комар?( З-з-з…)
-Если звук С – «песенка песочка» — звучит тихо, то звук З песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.
- Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
- Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
- Попросите детей повторить ее.
-У меня на даче летом и осенью очень много комаров, больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.
-Какие ещё насекомые произносят звук З?
Все жужжит, она жужжит
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла
Мед готовит нам …( кто? -(пчела))
2.Дидактическая игра «Пчелы»
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.
Материал. Картинка с изображением улья.
Воспитатель. Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».
Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны ). А там (показ на противоположную сторону ) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).
Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).
Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).
3.Работа по картинкам
Воспитатель. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?
Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З…? (Замок, зубы, зонт)
Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара Зь…? (корзина, зеркало, зима)
Назовите слова в которых звука З нет? (кошка, дом, собака)
Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Замок, зубы, зонт, корзина, зеркало, зима)
4.Логопедическая распевка «Коза» (проговаривание чистоговорки)
Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».
Скажите, а в слове коза есть звук З? ( Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
За-за-за-за-за – здесь привязана коза
Зы-зы-зы-зы-зы – мало травки у козы
Зу-зу-зу-зу – отвязали мы козу
За-За-За-За- залезает в сад коза
Зу-зу-зу –зу –привязали мы козу
За-за-за-за здесь привязана коза
IV.Подведение итога
Воспитатель. Ребята скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)
С каким звуком дружит звук З? (Со звуком С..)
Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)
Ребята, вы молодцы! Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «Стоит в поле теремок»
Цели:Познакомить детей с загадками - рифмами.Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия предметов по...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития "Нужные профессии"
Интегрированное занятие проводилось в рамках реализации окружного проекта «Профессиональная ориентация дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/30/picture-445609-1514623069.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Гнездо птицы»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Гнездо птицы"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/03/picture-888750-1486144525.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему"Дикие животные"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему"Дикие животные" поможет педагогу обобщить знания детей по теме.Занятие построено в игровой форме,все задания объединены единым сюжетом ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-1027535-1548703783.jpg)
конспект занятия по развитию речи в средней группе
Учить детей воспринимать и осознавать образные слова и выражения в тексте; развивать эмоции детей; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-1169539-1569932852.png)
Конспект ООД по развитию речи в средней группе
Конспект ООД по развитию речи для детей средней группыТема: «Чтение сказки К. И. Чуковского «Телефон»»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/11/picture-1078167-1607672531.jpg)
Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: "Мебель"
Цель: Расширение представлений детей о предметах мебели и их назначении....