Эссе "Я учитель"
материал

Боровикова Валентина Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап конкурса «Учитель года»

Эссе

учителя русского языка и литературы  Боровиковой Валентины Ивановны.

Я – учитель.

        

Я учитель! Это моя судьба! И с этим не поспоришь. Жизнь показывает, что это было предначертано изначально, с моим рождением. Тому у меня есть много веских доказательств. Я постараюсь это объяснить.

Я помню школу ещё до той поры, когда  стала первоклассницей… Нет – нет, я не ходила в школу с родителями-учителями: мои родители – простые деревенские люди: папа всю жизнь проработал шофёром на лесовозе, редко бывал дома, потому что возил лес в наши Кулундинские степи, а мама – то работала  разнорабочей в совхозе, то была домохозяйкой – пятерых детей надо было растить, пока папы не было дома. Мои родители – образец трудолюбия, они и сейчас, в глубоком возрасте, не научились сидеть без дела, физический труд – это их основное занятие.

Впервые я попала в школу, когда мне было пять лет. Иногда меня просили отнести в школу сестре - первокласснице ножницы для урока труда или что-то ещё.  А двоюродная сестра, что была старше нас, увидев меня в школе, ради своей забавы вместе с подружками заводила меня в кабинет на перемене и заставляла писать на доске. Им было весело – такая маленькая и уже пишет длинные слова!- а мне очень интересно: белый кусочек мела оставляет свои «следы».

… А потом я случайно (то есть раньше времени) попадаю в первый класс: родители хотели отдать меня в школу через год, но пока мамы не было дома, когда старшую сестру собирали первого сентября на линейку и дали букет цветов, я расплакалась, потому что тоже хотела такой же. Папа и сестра, видимо, решили: чем бы дитя  не тешилось, лишь бы не плакало – нарядили в школьную форму, и я с букетиком в руках пошла с сестрёнкой на линейку – а меня директор записала в первый класс, потому что знала, что я уже умею читать и писать.

Я хорошо помню свою первую учительницу – Кеммер Марию Александровну. Нет, не лицо ее (к сожалению). Я помню свое чувство к ней – я очень скучала, когда она уехала: я, наверное, ее любила… И я уже тогда полюбила играть «в школу». Я до сих пор помню  распахнутые руки и объятия Марии Александровны, ее открытку, которую она мне подарила на Восьмое марта – с нарисованной красивой девочкой и надписью на обратной стороне: «Учись только на пять». Я верила, что это было ее очень искреннее пожелание, и я всегда старалась. Видимо, мне очень хотелось быть похожей на нее.

Шли годы. Мы переехали в другое село. Но игры «в школу», начатые еще до первого класса, продолжались: в нашем доме часто собирались соседские мальчики и девочки,  и во время игры чаще всего «назначали» учителем меня…  Да, я любила учиться, любила ходить в школу.

Помню, в четвертом классе у нас появился новый предмет  - история. Вела ее до самого выпускного класса Дубова Алевтина Александровна. Таких учителей еще нужно поискать! Забегая вперед, хочу сказать, что многие современные требования к урокам (которые считаются сейчас новыми технологиями) Алевтина Александровна применяла уже тогда. Правда, компьютеров не было. Зато было живое слово! Благодаря этому учителю я и сегодня на уроках литературы применяю переданные ею знания из истории. А еще она – пример для подражания как человек высокой культуры, интеллигентности. Именно таким и должен быть учитель! Она до сих пор остается такой!

Эти же черты были свойственны и другой моей школьной учительнице – Логвиненко Нине Дмитриевне, учителю географии. Кроме уже названных качеств, ещё она обладала энергичностью, высокой инициативностью, творческим подходом к своей работе; ее уроки географии неоднократно были связаны с литературой (вот они, интегрированные уроки)…

И опять мне хочется сказать о своих родителях – ведь они тоже мои учителя, пример для подражания по отношению к книге. Мои очень простые родители – даже без среднего специального образования – воспитали во мне любовь к чтению. Без книг я жить не могла. С детства любила читать. И литература была у меня одним из самых любимых предметов.   По вечерам у нас в семье читали все, каждый что-то свое.

А когда в девятый класс к нам пришла молодая учительница после филологического факультета,  я «заболела» школой, литературой. Полина Нина Григорьевна, только что покинувшая стены института, покорила меня. Каждый ее урок был долгожданным, она умело связывала литературу с современной жизнью. С этого времени я уже определилась с будущей профессией – буду учителем… Русский философ Василий Розанов говорил: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель,  и в третью очередь учитель. А потом все остальное». Думаю, в школьные годы мне очень повезло: у меня были Учителя - Личности, которые, наверное, разбудили во мне генетические учительские корни – ведь моя бабушка, которую я видела очень мало, много лет проработала учителем начальных классов.

Мои учителя – это люди, живущие по принципу: если выбрал для себя этот путь, иди по нему достойно. И это и мой принцип, которому я стараюсь следовать.

 Я учитель почти четыре десятка лет. И я смело и уверенно могу сказать: «Я учитель! Я учитель по призванию, по духу». И еще нужно, наверное, добавить, что в моей жизни учитель – это не профессия, это образ жизни. Изменить этому образу жизни я не смогу. Лет тридцать назад мне пришлось уйти из школы в райком комсомола – назначили секретарем. Были такие времена: надо! Я стала там работать. Но проработала только один год. Да, у меня тоже все хорошо получалось, но там я была «не в своей тарелке». Школа, дети – вот мое пространство. Работая в школе, по-особому ощущаешь стремительность жизни, держишь руку на пульсе! Работая в школе, особенно в настоящее время, понимаешь важность этой профессии: слово «учитель» – это синоним грамотной речи, воспитания, учителя - это носители моральных ценностей. И я стараюсь соответствовать этому.

Времена меняются, но суть жизни учителя неизменна – он всегда должен быть способным на новые свершения, должен раскрывать в детях человека. Настоящий учитель понимает, что не только настоящее, но и будущее его учеников во многом зависит от него. Мудрый учитель сумеет понять своих учеников, поддержать их в разных жизненных ситуациях, особенно когда речь идет о выборе профессии. И здесь мне хочется сознаться, как я считаю, в одной своей ошибке (а может, это и не ошибка?): любя свою работу, я никогда никого  из выпускников школы не агитировала стать учителем. Конечно, я могу это объяснить: я считаю, что в эту профессию нужно идти только по призванию. Сейчас  стоит напомнить слова великого писателя Л.Н.Толстого: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность  в том, что он есть, должен быть и не может быть иным». Не агитировала никого, но есть среди моих выпускников те, кто пошел в педагогику.

Самое главное для учителя – быть счастливым человеком. Да, так бывает далеко не всегда. Но настоящий учитель в своей профессии будет счастливым.

Из чего же складывается учительское счастье? Конечно, из ученических побед.  Я горжусь успехами своих учеников: и  их результатами на экзаменах по русскому языку и литературе, и победами на олимпиадах и конференциях… Я горжусь и их искренним участием во многих общественных делах, когда они помогают  пожилым людям, ветеранам. Учить заботиться о других – это, я считаю, одна из моих главных задач как учителя.  В современном обществе изменились многие моральные ценности. И задача учителя – не только дать знания по предмету (хотя это очень-очень важно!), но и  подготовить ответственных людей, которые после окончания школы будут честно трудиться. Главное для учителя – быть самим собой, быть хорошим примером: интересным собеседником, терпеливым наставником, разносторонним человеком.  Мне очень хочется, чтобы мои ученики были грамотными, умели увлекательно говорить, чтобы у них была потребность думать, чтобы они стремились к благородным целям… И поэтому я должна учиться, повышать свой профессиональный уровень. И я это стараюсь делать – осваивать новое, опираясь на опыт коллег, изучая новые технологии…

Воспитывая ученика,  учителю всегда нужно помнить о его родителях, о том, что они тоже воспитывают своего ребёнка. И надо так строить воспитание, чтоб учитель и родители шли в одном направлении.

Профессия учителя изначально говорит о том, что не всё будет гладко. Так и есть на самом деле: есть победы и поражения, есть взлёты и падения, есть открытия и бессонные ночи… Но это и есть жизнь!  И учитель должен научить ученика преодолевать препятствия!

Настоящий учитель всегда молод! Моя жизнь как учителя никогда не была спокойной: ни в начале педагогического пути, ни сейчас. Мне некогда скучать, потому что я люблю свою профессию! Я уверена, что я на своём месте. И за это я многократно благодарна своим учителям! Я всегда говорю об этом. Но никогда мне не пришлось об этом написать. И этот конкурс для меня – отличный повод ещё раз сказать: «Спасибо Вам, учителя!»

Я счастливый человек, потому что я люблю свою работу, потому что занимаю свою нишу в этом мире, потому что я – учитель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...