Использование инновационных технологий на уроках математики
статья (6, 8, 9 класс)

Филиппова Жанна Михайловна

«Использование инновационных технологий на уроках математики»

Мы все с вами работаем в этом направлении: решение задач прикладного характера, измерительные работы на местности используем как на уроках, так в играх в рамках недели математики. Такая работа обычно вызывает множество положительных эмоций как у ребят, так и учителей, которых мы приглашаем на мероприятия. Тем более, что задачи реальной математики встречаются и на выпускных экзаменах, и их решение затребованы ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovats_tehnologiy.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Филиппова Ж.М. – учитель

МАОУ «СОШ №52» г. Улан-Удэ

«Использование инновационных технологий на уроках математики»

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов.

С декабря 2013 года по распоряжению Правительства Российской Федерации вступила в силу Концепция развития математического образования.

Цели концепции:

 -вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире;

-обеспечить готовность учащихся к применению математики в других областях;

- систематизировать знания, существенно влияющих на интеллектуальную готовность школьников.

Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Основная задача Концепции развития математического образования - популяризации математических знаний среди учащихся. Ведь распространение математических знаний в современной и доступной форме увеличивает количество людей, интересующихся этой наукой, благодаря стимуляции интереса к ней. Главное – заинтересовать, не перегрузив научной информацией.

Проблемы развития математического образования

  1. Проблемы мотивационного характера
  2. Проблемы содержательного характера
  3. Кадровые проблемы

Сегодня я хотела остановиться на проблеме мотивационного характера

Низкая учебная мотивация школьников связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.

Для математического просвещения и популяризации математики предусматривается: обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения; создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области, понимания важности математического образования для будущего страны, формирование гордости за достижения российских ученых; обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Система дополнительного образования, включающая математические кружки и соревнования, является важнейшей частью российской традиции математического образования и должна быть обеспечена государственной поддержкой. Одновременно должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества.

Это все в теории, а на практике мы часто слышим от учащихся, особенно старшеклассников, вопросы такого рода как «Зачем мне ваши интегралы и логарифмы? Где пригодятся синусы и косинусы?».   И ответ словами М. Ломоносова «Математика в порядок ум приводит» не выглядит для учащихся убедительными.

Поэтому перед учителем ставиться проблема: как научить детей математике и сделать ее интересной и практичной для школьников.

Мы все с вами работаем в этом направлении: решение задач прикладного характера, измерительные работы на местности используем как на уроках, так в играх в рамках недели математики. Такая работа обычно вызывает множество положительных эмоций как у ребят, так и учителей, которых мы приглашаем на мероприятия. Тем более, что задачи реальной математики встречаются и на выпускных экзаменах, и их решение затребованы ФГОС ООО.

Использование инновационных технологий на кружках и факультативах и в рамках декады математики также способствуют развитию интереса к математике и творческих способностей учащихся.

 В современном обществе происходят стремительные изменения, которые требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям. Ускорение в сфере информатизации отрицательно сказалось на отношении некоторых учащихся к обучению в школе. Часть ребят считает вообще зазорным учиться, другая часть, наоборот, хочет быть успешной, но не хочет прикладывать к этому никаких усилий, а часть ребят хотят быть успешными и идут к этой цели, прикладывая все свои силы.

Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Сегодня наши выпускники должны обладать необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих им уверенно чувствовать себя в современном  высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков по математике, но и универсальными учебными действиями по их приобретению и применению.

Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо - ученик. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в своей практике.
        Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

       Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

На своих занятиях я использую различные технологии: проектный метод, проблемное обучение, ИКТ технологии, тестовые технологии.

Проектную деятельность я начинаю уже с пятого класса. В 5 классе учащиеся с увлечением составляют кроссворды, математические ребусы, придумывают свои задачи. Такие задания с удовольствием выполняют даже учащиеся, которые с трудом одолевают математику. Таким образом, они усваивают математические термины, учатся формулировать вопросы и находить на них ответы. Шестиклассники готовят учебные проекты по темам «Проценты в нашей жизни», «Координатная плоскость», «Пропорция». Проектная деятельность учит ребят работе с большим объёмом информации, анализу изучаемого материала, его систематизации, постановке проблемы, целей своей деятельности. Использование метода проектов даёт возможность формирования и развития исследовательской и познавательной компетентностей обучающихся, необходимых современному выпускнику.

Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну.
Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

       На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики. 
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся. При подготовке учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ использую в своей работе тренировочные тестирования  на платформе сайта Узтест, где можно провести контроль и составить предварительные прогнозы.
Использование  здоровьесберегающих технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ,  что дает положительные результаты в обучении.

Участие в различного рода мероприятиях, несомненно, способствует популяризации математических знаний. В своих работах ребята стараются подчеркнуть мысль о том, что математика – царица всех наук. Дети работают над исследованием прикладного значения математики. И можем сказать, что в математика – это не только цифры и сухая информация. В ней много нескучного и удивительного. Надо только не лениться и это удивительное поискать, удивиться самому и заразить интересом других.

Ежегодно мои ученики принимают активное участие в российских и международных дистанционных олимпиадах по математике - Международных конкурсах –играх  «Слон»  и «Кенгуру»,  олимпиадах проводимых на сайте платформы Учи.ру,   где являются призёрами и победителями. У учащихся со слабой мотивацией появился интерес к математике.

Применение инновационных технологий помогает научить учащихся активным способам получения новых знаний, создать комфортные условия для их обучения.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 
Определение мотивации к предметам

Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых  
в школе предметов.                                                                                                                         Предмет

  • Информатика
  • Биология
  • География
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Бурятский язык
  • Обществознание
  • Математика
  • Русский язык
  • Английский язык
  • Французский язык
  • Интересное содержание предмета
  • Интересное преподавание
  • Предмет имеет практическое значение
  • Уважаю учителя ________________________________________________________________                                                                                                                      
  •  Хотел бы получать дополнительные знания_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

 

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 

«Определение школьной успешности ученика»

( с точки зрения ученика и учителя).

1. Степень работоспособности на уроке: ( подчеркните нужную цифру).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Внимание на уроке: постоянно высокое, переменно высокое, часто отвлекается

не может сконцентрировать внимание.

3.Задания на уроке выполняет:  в полном объеме, по желанию, когда задания интересные,

когда задания легкие, когда задания понятные, когда задания оригинальные и требуют творческого подхода, частично, изредка.

4.Внимательно слушает объяснения учителя.

5        Задает интересные вопросы.

6        В письменных и устных текстах высказывает оригинальные суждения.

7        С удовольствием выполняет творческие задания.

8        Посещает предметный факультатив

10.. Понимает предмет: глубоко, поверхностно, частично, плохо.

11. В микро-групповой работе: играет роль лидера, пассивен, активно участвует в обсуждениях

12. С удовольствием: отвечает у доски, выполняет творческие задания. Выполняет письменные работы.

13. Считает, что знает предмет: глубоко, нормально, недостаточно.

14. Нравится получать по предмету высокие отметки.

15. Переживает , если учитель недоволен моими школьными успехами.

16. Нуждаюсь, в специальной помощи учителя, поскольку не успеваю за темпом изучения материала.

17. Я могу выполнить задания: любой сложности, достаточно сложные, задания средней сложности, просты задания.

18. Я люблю решать учебные задания и выполнять их: Самостоятельно, с помощью родителей, с помощью учителя, совместно с ребятами из класса.

19. Поведение на уроках: дисциплинирован, редкие нарушения дисциплины. Ученику доставляет удовольствие выводить учителя из равновесия, ученик ведет себя вызывающе, грубит на уроках.

20.С удовольствием помогает учителю в качестве ассистента. Помощника.

21. Любит советоваться с учителем по разным жизненным и проблемным вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование инновационных технологий на уроке математики

Каждый раз, готовясь к уроку, учитель старается выбрать оптимальные средства и способы его проведения. Для оптимизации урока часто использовались различные технические средства обучения, на...

Использование инновационных технологий на уроках математики.

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции...

Использование инновационных технологий на уроках математики

Использование инновационных технологий на уроках математики...

Использование инновационных технологий на уроках математики.

Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Сегодня наши выпускники ...

«Использование инновационных технологий на уроках математики».

laquo;Использование инновационных технологий на уроках математики». Использование компьютерной техники на уроках математики позволяет выйти на новые технологии в обучении детей разных уров...

Использование инновационных технологий на уроках математики

Применение инновационных технологий помогает научить учащихся активным способам получения новых знаний и создать комфортные условия для их обучения....

Использование инновационных технологий на уроках математики.

Обобщение опыта по использованию современных технологий на уроках математики....