«Деятельностный подход в обучении биологии как средство достижения метапредметных результатов»
статья

Гаврилова Елена Ревмировна

Инновационная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_podhod_15-16.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Деятельностный подход в обучении биологии как средство достижения метапредметных результатов»

Метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета.

Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году.

В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

Таким образом, существующие подходы, хотя и рассматривают метапредметность с разных позиций, имеют явные области пересечения. При этом именно подход Научной школы А.В. Хуторского является наиболее полным, представляющим, в том числе, и поле для реализации метапредметности с позиций ФГОС.

Основополагающая цель моей деятельности в рамках методической системы сводится к построению процесса обучения биологии на основе деятельностного подхода как средства развития у учащихся универсальных учебных действий, которые создадут условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать, обеспечат успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей не только в моей предметной области, но и в любой другой.

Подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе – это деятельностный подход.

Деятельностный подход позволяет реализовать в практике преподавания такие принципы дидактики, которые обеспечат обучение, ведущее за собой развитие ученика:

В зависимости от учебных ситуаций приоритеты отдаются:

  • проблемному методу обучения, чаще на уроках получения новых знаний;
  • проектному методу, дающему возможность индивидуализировать учебный процесс, развивать умения и навыки самообразования учащихся;
  • исследовательский (модельный) метод, используемый при проведении лабораторных, практических работах, во внеурочной деятельности;
  • метод мотивации учебно-познавательной деятельности через познавательные игры, занимательные ситуации.

Один из наиболее эффективных способов реализации деятельностного подхода в процессе обучения является проблемное обучение. Полностью данной схеме, основанной на психолого-педагогических закономерностях обучения, я следую на уроке изучения нового материала. На уроках другого типа применяю отдельные элементы.

Учебная проблема реализуется в двух основных формах: как тема урока и как несовпадающий с темой вопрос, ответом на который будет новое знание. К учебной проблеме я подвожу учеников двумя путями: создав проблемную ситуацию, или с помощью мотивирующих приемов.

Применяю в постановке учебной проблемы также мотивирующие приемы. В качестве этого использую сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки. Этот прием чаще всего я использую при изучении тем и разделов, значимость которых интересна для  ученика: это изучение основ экологии, основ генетики. Это позволяет ученику ответить на вопрос «Для чего мне это нужно знать?» Например: в 11 классе при изучении темы «Биосфера» предлагается для осмысления круговорота веществ фрагмент из стихотворения Николая Заболоцкого.

  • Как все меняется! Что было раньше птицей,
  • Теперь лежит написанной страницей,
  • Мысль некогда была  простым цветком,
  • Поэма шествовала медленным быком,
  • А то, что было мною, то , быть может,
  • Опять растет и мир растений множит….

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии техника “знающего не – знания”. Осваивая ее, школьники учатся выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Формулируют, что именно они не знают, намечают ту зону, где должны осуществить следующий этап поиска.

Так при заполнении схемы «Функции живого вещества» на уроке «Биосфера» в 11 классе учащиеся сами искали функции, которые не были указаны в схеме и их формулировали.

Деятельностный подход– это переход от теории к практике. Применить его можно при помощи метаспособов.

В зависимости от метапредметной темы выбираю способ ее реализации. Это может быть “МЕТАЗНАК”. Работая с метазнаком у учащихся формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала.

С помощью “Метазадач” на уроках биологии учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения (задачи по генетике на наследственность и изменчивость, по экологии и д.р.)

  • Примеры задач: 
  • Взрослое дерево за сутки производит 180 литров кислорода. Взрослый человек (а людей на планете стало много), работая, потребляет до 900 литров в день. Сколько нужно деревьев, чтобы обеспечить одного человека кислородом в сутки?
  • У  птицы клушицы (Pyrrhocorax pyrrhocorax), обитающей в Сибири, встречающейся близ  Байкала окраска определяется доминантным геном А, зеленая – рецессивным аллелем а. В  исследуемой популяции птицы с зеленой окраской встречаются с частотой 400 на 10000, т.е. составляют 4% (0,04) всех особей в популяции. Определить генетическую структуру популяции.

Интерес вызывают задачи практической направленности. А также задачи -дилеммы.

В рамках “Метазнание” формирую способность работать с понятиями как особой формой знания. На уроке «Биосфера» от определения понятия «биосфера» мы переходим к определению понятия «ноосфера». Если определение понятия «биосфера» касается не только предмета биологии, это  интеграции знаний предметов физики, химии, экологии, географии, то при определении понятия «ноосфера» прибавляются знания предметов философия, история, социология.

Результатом метапредметной деятельности можно считать развитие чувства собственного достоинства, рост креативности учеников. Получив на уроках биологии метазнания и метаумения, ученики воплощают их на практике.

При создании инновационной среды в школе и использовании метапредметного подхода мы создаем целостную картину мира в сознании учащихся.

Список литературы:

  • Спирина Е.В., доцент кафедры естествознания ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.б.н. «Деятельностная модель урока биологии в условиях ФГОС: проектирование и анализ».
  • Мухина, И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе. - 2007. - № 6. - С. 37-39.
  • Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007.
  • Савина Наталья Васильевна МАОУ «Лицей № 9», г.Пермь

     «Метапредметность в современном уроке биологии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике

В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...

Обучение смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов.

Данная работа представляет собой обобщение опыта по актуальной теме:"Смысловое чтение как планируемый результат в области ууд....

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения

В работе рассмотрены: -Характеристика метапредметных результатов обучения математике; -Роль проектов в формировании универсальных учебных действий; -Примеры работы над проектами, выполняемыми уче...

Виртуальная экскурсия как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС ООО

Актуальность этой работы состоит в том, что решаются проблемы достижения метапредметных результатов обучения через создание грамотно составленной и оформленной ВЭ....

Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....