«Ансамблевое музицирование, как способ развития мотивации в обучении детей в классе классической гитары»
статья

Стародубцева Людмила Николаевна

Теоретический аспект формирования мотивации.

Роль мотивации в учебной деятельности.

Игра в ансамбле, как способ развития мотивации в обучении.

Некоторые особенности ансамблевой музыкальной техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ansambl_rabota.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Мастерград» г. Перми

«Ансамблевое музицирование, как способ развития мотивации в обучении детей в классе классической гитары»

Стародубцева Л.Н.

                       педагог дополнительного образования  

     МАОУ «Мастерград» г. Пермь

2020 г.

Содержание

Введение

Глава I  Формирование мотивации – как один из главных факторов успешного обучения в классе классической гитары.

          § 1. Теоретический аспект формирования мотивации.

§ 2. Роль мотивации в учебной деятельности.

Глава II  Ансамблевая игра – как способ развития мотивации в обучении на классической гитаре.

        § 1. Игра в ансамбле, как способ развития мотивации в обучении.

          § 2. Некоторые особенности ансамблевой музыкальной техники.

Заключение.

 

Введение.

За последние десятилетия произошли существенные изменения во всех сферах жизни российского общества. Коснулись они и той составной части социально-культурной среды, к которой относится детское коллективное исполнительство на народных инструментах.

Вместе с тем, необходимо отметить, что, не смотря на сохранение большого количества желающих учиться на гитаре, под влиянием современных тенденций в музыкально-слуховом опыте детей наблюдается снижение мотивации к коллективному музицированию, выбор классического репертуара вызывает меньше интереса. Сохраняющаяся тенденция сокращения численности детских ансамблей и падения престижа их деятельности выдвигают проблему мотивации к обучению в классе классической гитары. Перегруженность детей в информационном поле также не способствует успешному формированию мотивации в достижении высоких результатов в обучении.

Актуальность рассмотрения данной проблемы заключается в необходимости рассмотреть ансамблевую игру как универсальное, важнейшее условие формирования мотивации в обучении в классе классической гитары, а также становления профессионализма юного музыканта-исполнителя в процессе его подготовки к исполнительской деятельности.

Практическая значимость написания данной работы заключается в том, что изучение данного вопроса позволит повысить эффективность процесса формирования мотивации.

Глава I  Формирование мотивации – как один из главных факторов успешного обучения учащихся в классе классической гитары.

§ 1. Теоретический аспект формирования мотивации.

        Преподаватель, который умеет активизировать учеников, достигает, как правило, значительных успехов в обучении. Знания по мотивации необходимы преподавателю класса классической гитары, так как, опираясь на них можно уверенно и грамотно ставить цели в обучении и достигать их.

        Анализ и актуализация мотивов имеют важное значение для руководства деятельностью. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Понимая мотивы, которые побуждают человека в активности можно целеустремленно влиять на его мотивы и деятельность.

        Мотив – это то, ради чего выполняется деятельность[1], например ради самоутверждения, денег и т.п. Понятие мотив (от лат. movere – двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину к деятельности и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, самоутверждение, долг перед родителями и т.п. Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация.

Под мотивацией мы понимаем сложное психологическое образование, вызванное каким-либо мотивом или группой мотивов, побуждающее личность к действию.

Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом.

Например: мотивация ребенка обучающегося на музыкальном инструменте зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов, а именно, указаний, установок учителя, конкурсной ситуации.

Таким образом, мотивация – это совокупность всех факторов, как личностных, так и ситуативных, которые побуждают человека к активности.

Чтобы понять, как формируется мотивация, необходимо, знать природу рождения мотива. Необходимо отметить, что сила мотивов определяется потребностями. Если потребности остаются вне контроля, то никакого положительного результата не будет. Наши потребности сильнее наших мотивов. Идея потребности – это не просто понятие потребности. Хорошо известно, что идея, овладевшая человеком, определяет его поведение. Человек, охваченный идеей потребности, например в музыке, придает всему своему поведению соответствующий оттенок: он интересуется музыкой, накапливает знания о ней, занимается музыкой намного больше, чем ему требуется, то есть, все делает ради музыки.

Процесс мотивации неразрывно связан с отношением учащегося к обучению музыке. Уровень развития мотивационно - потребностной сферы личности у детей в классе классической гитары выступает особым показателем образования, объединяющим в себе музыкальность, художественно – образное мышление, творческое воображение, ценностные ориентиры, креативность, способность к переживанию эстетических чувств, художественный вкус, интерес к музыкальной и творческой деятельности.

Исследование практики в классе обучения на музыкальном инструменте свидетельствует о том, что воспитание правильной мотивационной  направленности, постановки целей у учеников должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение их к учению. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе учения. Между тем, роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе мало положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные – скука, страх. Эмоциональная сфера оказывает влияние на мотивацию с энергетической стороны. От ее особенностей зависит внешняя выраженность мотивации, динамика ее протекания  в процессе поведения и деятельности.

Вместе с тем, эмоциональное благополучие, захваливание ученика, преобладание удовлетворенности собой у учащихся в крайних случаях может приводить к застою в учебной работе, к прекращению творческого роста. Поэтому в учебном процессе должны присутствовать и эмоции с отрицательной модальностью.

В настоящее время мотивационная сторона обучения учащихся на музыкальном инструменте наименее управляема. Формирование мотивации часто идет стихийно, являясь скорее, результатом достижения передовых преподавателей, чем предметом специальной, запланированной, систематической работы.

Анализ практической деятельности учителя музыкальной школы, студии свидетельствует, что часто педагог строит свою работу с учетом только внешней, формальной характеристики поведения учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания. Добившись от учащегося форм поведения, внешне результативно отвечающих определенным правилам поведения, он, не зная мотивов, по которым в данной ситуации эти правила выполняются учеником, ничего не знают о самом ребенке. Не зная о подлинных личностных мотивах деятельности учащегося, преподаватель не может рассчитывать на то, чтобы верно определить поведение ученика в музыкальном образовании. Некоторые педагоги, не умеют проникнуть во внутреннее содержание действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, такой педагог работает «вслепую». Ему неизвестны ни ученик, на которого он должен воздействовать, ни результаты его собственного воздействия.

Задача преподавателя класса классической гитары состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью для ученика.

§ 2. Роль мотивации в учебной деятельности.

Рассмотрим частный случай мотивации – учебная мотивация.

Согласно методике школьной мотивации М. Р. Гинзбурга (1988г) выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1. Первый уровень -  высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все методические рекомендации преподавателя. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
  2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. Третий уровень – положительное отношение к обучению, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Для них престижно ощущать себя учениками музыкальной школы, посещать концерты. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньше степени, и учебный процесс их мало привлекает.
  4. Четвертый уровень -  низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. К урокам часто не готовы. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
  5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной программой, испытывают трудности во взаимоотношениях с учителем. В некоторых случаях ученики могут отказываться выполнять домашние задания, так как у них отсутствует мотивация к обучению в классе.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

Во – первых, мотивация определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во – вторых, - организацией образовательного процесса; в – третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.); в – четвертых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в – пятых, спецификой учебного предмета.

Таким образом, успех в обучении на музыкальном инструменте зависит не только от музыкальных способностей и теоретических знаний ученика, но и от мотивации (стремления заниматься на инструменте и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают учащегося к занятиям на инструменте, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Если ученик на уроке испытывает состояние неуспешности, то у него не будет желания учиться дальше.

На мой взгляд, большую роль здесь играет личность самого учителя. Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического общения – владение психикой и приемами общения, т.е. преподаватель класса классической гитары должен иметь элементарные знания психологии ученика. И, наконец, третье составляющее успеха – это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и называется профессионализм учителя, мастерство. При соблюдении этих аспектов преподавателем обучение в классе классической гитары достигнет успеха, интерес в обучении детей будет сохраняться.

Необходимо заметить, что, преподаватель не должен ставить своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной музыкальной деятельности.  Приоритетная цель -  музыкально-эстетическое воспитание широкого круга детей и подростков, но, кроме того,  наиболее способных учеников при их большом желании необходимо готовить для поступления в специальные учебные заведения. Только шаг за шагом, ведя учеников от первых еще поверхностны музыкальных впечатлений к глубокому и серьезному постижению музыки, формируя у учеников мотивацию в обучении, педагог класса классической гитары сможет добиться, чтобы искусство из приятного время препровождения превратилось для ученика в жизненную потребность. Таким образом, педагог – музыкант сумеет приобщить своих учеников к миру музыкального искусства.

Не вызывает сомнения тот факт, что мотивация – это один из способов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания. Следовательно, ее формирование является важнейшей частью педагогической деятельности в обучении. Поставленная в программных документах ДМШ задача развития личности ребенка на практике, к сожалению, подчас решается за счет «натаскивания» со стороны педагога, и неосмысленного заучивания нотного текста со стороны ученика. В этих условиях обучение превращается в безрадостный, скучный процесс, а пребывание в качестве ученика становится тягостной повинностью.

Некоторые педагоги не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие преподаватели класса классической гитары, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в класс обучения на музыкальном инструменте, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Постепенно формируется нежелание учиться на инструменте, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Для ребенка любого возраста необходимо чувствовать свою значимость состоятельность в обучении. Если ребенок испытывает неудачи в занятиях на музыкальном инструменте, если учитель его постоянно критикует, то ожидать от него большого интереса к обучению не приходится.  

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать идти в школу. После большой нагрузки в общеобразовательной школе, ребенок идет на урок гитары, идет получить удовольствие от общения с учителем, от самого процесса игры, идет за успехом, а вместо этого встречается с той же критикой учителя. Если взрослый человек, не имея интереса к какому либо виду деятельности, может себя пересилить, и выполнять свои обязанности, то ребенок делать этого не будет, он оставит обучение в классе такого критичного учителя. Таким образом, часто педагоги теряют свой контингент.

Для того чтобы сформировать интерес к обучению на музыкальном инструменте необходимо доброжелательное отношение к каждому ученику со стороны учителя. Готовность замечать и поддерживать все лучшие личностные качества ребенка, умение услышать и отметить привлекательные черты исполнения ученика, как бы скромны они не были – все это способствует возникновению доверительных отношений между учителем и учеником когда ученик видит, что учитель проявляет к его личности неподдельный интерес, он всегда будет готов учиться, так как именно внимания со стороны взрослых не хватает ребенку независимо от возраста. Ощущение успеха в обучении является центральным фактором формирования мотивации у учащихся. Если ученик испытывает заинтересованность учителя в его успехе, если он ощущает свою ценность как ученика, а это ощущение ему может подарить учитель независимо от результатов – то такой ученик вряд ли оставит обучение на гитаре. Таким образом, мотивация в обучении играет решающую роль в достижении результатов в творческой деятельности учащихся, и педагогу необходимо уделять достаточно внимания для формирования правильных мотивов в обучении, которые способствовали бы желанию самостоятельно учиться ребенку, а не из мотива давления родителей, или из-за давления («натаскивания») со стороны преподавателя.

Глава II  Ансамблевая игра – как способ развития мотивации в обучении на классической гитаре.

§ 1. Игра в ансамбле, как способ развития мотивации в обучении.

Индивидуальный подход к каждому ученику занимает центральное место в обучении детей музыке. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой интересной игре – играть на классической гитаре.

Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Ансамбль как вид музыкального творчества является одним из важнейших факторов развития мотивация в обучении на музыкальном инструменте.

Ансамбль – это вид совместного музицирования,  которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Радио, телевидение, кино, постоянно воздействует на слуховое развитие детей. С самого раннего возраста, дети привыкают к музыке, естественно и легко воспринимают ее, и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира. Поэтому вначале занятий музыкой ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель-ученик. Материалом для ансамбля могут служить уже накопленные сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, мультфильмам, телешоу и т.д. Г. Нейгауз писал: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование, совместно с учителем он играет простые, но еже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные особенности. А это и есть начало работы над художественным образом, работа, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на инструменте». Такое совместное музицирование с учителем, несомненно, будет формировать интерес к занятиям на инструменте.

Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко. Игра в ансамбле служит не для работы над техническими трудностями, для этого есть этюды, гаммы, упражнения на разные виды техники, а для преодоления присущих ему недостатков, а именно: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм, помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Обмен опытом, знаниями, навыками и умениями намного обогащает ансамблистов. Менее продвинутые учащиеся неизбежно равняются по более сильному исполнителю, что побуждает к домашним занятиям, с целью преодоления недостатков в исполнении. Игра в ансамбле чрезвычайно дисциплинирует его участников в ритмическом отношении, активно совершенствует их метроритмические навыки, методический, полифонический, ладогармонический и тембровый слух. Кроме того, игра в ансамбле развивает в каждом из исполнителей чувство уверенности в своих силах, позволяет укрепить творческие позиции.

Интерпретация в ансамбле, как и в любом виде коллективного музицирования, - это  результат творческих усилий участников, разных по особенностям творческого мышления, темпераменту, складу характера. Следовательно, возникают закономерности, не свойственные индивидуальному творчеству. Здесь субъективное начало – мысли, представления, эмоциональное переживание музыки каждым из исполнителей становятся объективными, так как все, что думает каждый из ансамблистов высказывается вслух. В результате возникает своего рода озвученный творческий процесс.

Кроме того, если исполнитель-солист, работая над  новым произведением, долгое время остается единственным слушателем и ценителем игры, то ансамблист не только чувствует постоянную помощь со стороны участников ансамбля, но и осознает, что его игра   может быть раскритикована, опровергнута. Так как это касается в равной степени всех участников  ансамбля, то критика со стороны учителя воспринимается ребенком более адекватно. Бывают случаи, когда учащийся, не достигший высоких результатов в индивидуальном исполнительстве, чувствуя себя успешным среди участников ансамбля, исполняя, например, альтовую или басовую партию, то есть технически несложную. Его успешность в такой роли крайне важна. Иногда только таким способом можно поддерживать интерес к обучению.

Хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеников. Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ребенка.

Ансамблевое музицирование является важным компонентом в системе комплексного обучения учащихся в классе классической гитары и помогает преподавателю решить следующие задачи:

-   расширить музыкальный кругозор учащихся;

- продолжить формирование у учащихся навыков ансамблевого музицирования;

- ознакомить с особенностями исполнения на гитаре эстрадной музыки, джазовой, классической.

Важным положительным фактором при занятиях в ансамбле является формирование коммуникативных качеств личности учащихся, а именно умения достигать психологического компромисса. Педагогическая функция в ансамбле зиждется на общности взглядов участников ансамбля, умения находить корректные формы для высказывания своего несогласия в решении того или иного вопроса.

Необходимым условием для формирования интереса у учащихся к уроку ансамбля является профессионализм руководителя. Преподаватель должен владеть необходимыми знаниями об ансамблевой технике.

§ 2. Некоторые особенности ансамблевой музыкальной техники.

Термин «ансамбль» (от франц.  ensemble – «вместе») – многогранное понятие, которое всегда подразумевает совместность, согласованность. Элементы ансамбля неизменно образуют общность, соподчиненность между собой. В любом из понятий «музыкальный ансамбль» - будь то группа исполнителей, совместное исполнение или же произведение для того или иного коллектива музыкантов, обязательным критерием всегда будет сбалансированность и целостность составляющих частей. Обычно число ансамблистов колеблется от двух до десяти, хотя в фольклорной практике количестве может составлять более ста человек.[2] В любом ансамблевом музицировании участникам необходимо осуществить две совершенно различные задачи. С одной стороны, для каждой личности важно максимально выявить собственную индивидуальность и особенности личной техники. Но с другой стороны, что гораздо более существенно для создания единого целого из всех индивидуальностей, как правило, разных по темпераменту, типу мышления, характеру, да и уровню исполнительства, каждому из участников ансамбля нужно выработать в себе особые свойства. Прежде всего, для совместной игры необходимы не только самоотдача, но и самоограничения, преодоления каждым черт самолюбования, даже честолюбия и самолюбия – ради максимальной согласованности всех исполнительских устремлений. Только в этом случае возникает подлинно коллективная координация. Лишь такое диалектическое соединение индивидуальностей даст новое органичное целое, которое и определяет творческий облик ансамбля.

Любой ансамбль – это не только неразрывное, единое художественное целое, в котором индивидуальное «Я» каждого из участников перерастает в общее творческое «Мы», но и диалог. В таком  диалоге всегда доминирует принцип равноправия. В этом заключено отличие ансамблиста от оркестранта.

Рассматривая вопрос ансамблевой техники необходимо подчеркнуть, что важнейшим свойством является синхронность общего звучания. Достигаемая в результате выбора оптимального темпо-ритма произведения, достижения необходимого тембрового, динамического, и артикуляционно-штрихового баланса звучания всех участников ансамбля. Синхронность звучания возникает в результате единого понимания участниками темпа, метра и ритма. В процессе работы над произведением учащиеся должны найти тот темп, который наиболее точно выражает характер художественного образа, и в то же время, способствует выявлению индивидуальных черт и технических возможностей, свойственных данному коллективу.

Достижению ансамблевого единства в значительной мере способствует визуальный контакт между исполнителями. Например, при необходимости начать вместе произведение один из партнеров должен дать ауфтакт едва заметным, но четким движением головы – точно в том темпе, в котором будет звучать пьеса. Аналогичный прием может быть целесообразным и в момент завершения музыкального сочинения, снятия последнего звука или аккорда. Необходимость визуальных контактов при игре в ансамбле обусловлено самой музыкой, в которой обычно много диалогов, «общения голосов».

Одним из действенных выразительных средств исполнения является динамика. Умелое пользование ею помогает полнее раскрыть общий характер музыки, передать ее эмоциональное содержание, подчеркнуть конструктивные особенности формы.

Важнейшим критерием осмысленного исполнения произведения при игре в ансамбле является также артикуляция, то есть искусство произнесения музыки с той или иной степенью атаки, связности или расчлененности звуков. Участники ансамбля должны стремиться к максимальной согласованности артикуляции.

Большое выразительное значение в ансамблевом исполнительстве приобретает «исполнение» паузы, что связано напрямую с качеством ансамблевой игры. Правильно выдержанная пауза определяет характер начала и конца произведения, задает эмоциональный настрой исполнения, освобождает мышечный аппарата от напряжения. В определенных случаях необходимо «выискивать» место для паузы, «вздоха» в технически сложных эпизодах, что облегчит их исполнение, позволит учащимся на короткий миг расслабить свой моторно-двигательный аппарат. В то же время, нужно сказать и об активности паузы, как решающем факторе в ансамблевом музицировании. Закрепление навыка «исполнения» пауз является техническим процессом, что требует от учащихся сознательной работы по фиксации данного навыка.

Таким образом, исполнительская техника в ансамбле предполагает целый комплекс средств выражения: с одной стороны – владение инструментом каждым из участников ансамбля, с другой – координацию темпа, метро-ритма, динамики, артикуляции, тембров и ряда других элементов музыкального произведения. Исходным ориентиром в выборе тех или иных исполнительских приемов всегда должно быть эмоционально-образное содержание музыки. Техничен тот коллектив, который способен в звуке полноценно, художественно убедительно воплотить свои творческие намерения.

Именно ансамбли способны в особой степени развивать художественное мышление, вкус и общую эрудицию учащегося.

Ансамбль рождает дух соревнования, позволяет также активнее развивать творческие способности и технические навыки учащихся. Немаловажным здесь оказывается и то, что более сильный партнер может оказывать сильное художественное воздействие на менее продвинутого, существенно стимулировать развитие его музыкальных и технических навыков.

Коллективное исполнительство способно играть также существенную дисциплинирующую, организационную. Роль, поскольку ансамблист чувствует ответственность перед коллективом вместе с тем учащиеся имеют возможность обмениваться накопленными знаниями, что делает процесс их художественного обогащения особенно интенсивным.

Заключение.

В своей педагогической деятельности педагог должен не только ставить цель – достигнуть высокого результата в обучении на музыкальном инструменте, а уметь анализировать, каким образом происходит изнутри процесс обучения, как общение с учителем, с музыкальной деятельностью влияет на формирование личностных качеств. Педагог класса классической гитары, как и любой другой преподаватель музыкального инструмента должен иметь элементарные знания психологии, уметь прогнозировать и планировать свою работу с учеником, уделять особое внимание мотивационной стороне обучения, так как мотив формирует деятельность человека во всех направлениях.

Ансамбль – необходимый  педагогический инструмент, без которого невозможно полноценное развитие учащихся в обучении на музыкальном инструменте. Ансамблевая игра – это тот элемент, который помогает формировать мотивацию к обучению, сохранять интерес к занятиям, формирует необходимые личные качества ученика и исполнительские навыки.


[1] Занюк С. Изд. Ника – Центр, Эльга – Н. 2001 г.  Серия «Новейшая психология», вып. 7. стр. 352.

[2] «Достаточно отметить, что в русском коллективном вокально-инструментальном музицировании, число рожечников во Владимирской и Ивановской областях, по данным этномузыковдениея, в первой половине XX века доходило до 120 человек»: Имханицкий М.И. «История исполнительства на русских народных инструментах» М., 2002, с.143.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе.

Метод обучения – это важнейший компонент урока, ключ к достижению его триединой цели.Пассивный метод предполагает, что учитель-главное действующее лицо урока, а ученики - его слушатели.Активный метод ...

Статья "Формы и методы диагностики успешности одаренных детей как средства развития мотивации в обучении"

Проблема работы с одаренными детьми волновала нас давно, но основательно наше МО гуманитарного цикла стало решать данную проблему в течение 3 последних лет. Дело в том, что в современном российс...

Роль ансамблевого музицирования в реализации принципов развивающего музыкального обучения

В работе рассматривается ансамблевое музицирование как сроедство всестороннего развития учащихся...

Способы повышения мотивации при обучению английскому языку школьников.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят д...

Презентация "Виртуальная экскурсия как способ формирования мотивации в обучении английскому языку"

В процессе обучения иностранному языку виртуальная экскурсия позволяет сделать изучение страноведческой информации более интересным и увлекательным, способствует формированию культурологического компо...

Здоровьесберегающие технологии как способ развития мотивации и интереса к предмету "Физической культуры"

Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью....