Программа психологическая коррекция 5 кл.
рабочая программа

Барабанова Екатерина Викторовна

Программа  психологическая коррекция 5 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihologicheskaya_korrektsiya_5_kl.docx53.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Тазовская школа-интернат среднего общего образования

                

 

               Рассмотрено                              Согласовано                                        «Утверждаю»

               Руководитель МО                     Заместитель директора                      Директор МОУ ТШИ

               _____//___________                  по УВР _____________                      Зятев И.А.

               ФИО _____________                ФИО________________                     ____________________

               Протокол № __ от                     «___»__________2019 г.                    Приказ №_____ от

               «___»__________2019 г.                                                                         «___»__________2019 г.  

                                                                                                                         

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Психологическая коррекция»

для учащихся 5 «Д» класса

педагога-психолога

Барабановой Екатерины Викторовны

без категории

2019 – 2020 уч. г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета составлена на основе:

o «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. 5-9кл.: в 2 сб.», / Под редакцией В.В. Воронковой.-8 – е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

o Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 года, №29/20 65-н. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».

o Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального, общего, основного общего, среднего общего образования»

o Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

o Закона Алтайского края от 0409.2013 № 56 – ЗС «Об образовании в Алтайском крае»

o Учебного плана образовательного учреждения.

В 2019-2020 учебном году в 5 классе выделено 3 час в неделю, т.е. 105 часов в год. Рабочая программа разработана на основе программы «Коррекция познавательной деятельности», составители педагог-психолог Мырзагулова А.Д. и педагог-дефектолог Баландина О.С., г.Темиртау, Республика Казахстан. Настоящая программа создана для учащихся 5 класса.

Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

Программа включает в себя все разделы и темы, предусмотренные примерной программой.

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается не подготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь. Вместе с тем результаты исследований и практик свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может, при соответствующих условиях, стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.

Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Учебный план специальной (коррекционной) школы включает в себя часы коррекции. Данная программа предполагает работу над коррекцией всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы учащихся с нарушением интеллекта.

Тематический план предмета коррекции познавательной деятельности направлен на коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально – волевой сферы. В данной программе много внимания уделяется играм и упражнениям, направленным на формирование коммуникативных навыков. Умственно отсталые подростки часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.

Содержание плана будет последовательно реализовываться в течение учебного года, что позволит проводить соответствующую психокоррекцию психологического развития детей с помощью развивающих игр, заданий, упражнений, ситуаций и т.д., проводимых на занятиях.

Критериями количественной и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов учащихся, успеваемости по учебным предметам.

Основной целью создания данной программы является - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи. А так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.

Задачи:

1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

2. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.

3. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться, поддержать беседу, диалог.

4. Повышение мотивации к учебной деятельности.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

2. Воспитание элементов трудовой культуры.

3. Привитие желания есть доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Метапредметные результаты:

1.алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

2.самостоятельная организация и выполнение различных практических заданий;

3.приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического решения; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

4.выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, ин- тернетресурсы и другие базы данных;

5. соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

6.соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметные результаты:

1. представление о санитарно-гигиенических нормах;

2.общие сведения о питательных веществах и витаминах;

3. виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье человека;

4. подбор материалов с учётом характера работы;

5.выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

6.формирование физически здорового, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни ученик;

7.готового к профессиональному самоопределению, способного к самостоятельному и осознанному построению и дальнейшему постоянному корректировка самим подростком профессиональных и жизненных перспектив своего развития;

8.обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

9. уважение и соблюдение прав и законов;

10.жить по законам морали и государства;

11.быть законопослушными гражданами;

12.быть толерантными во всех областях общественной жизни;

13 осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честь, долг, справедливость.

В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:

 Психологические игры

 Уроки психологического развития

 Уроки общения

Эти формы работы предполагают как групповые, так и индивидуальные занятий с детьми.

Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с нарушениями интеллекта. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения умственно отсталых детей. Включает в себя: Упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива. Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий. Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. Данные виды работ помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся вспомогательной школы. Такая комплексная психолого – педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформировать у учащихся представление об общих приемах и способах выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

На уроках по коррекции познавательной деятельности уточняется значение новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты об природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде. Во время занятий учащиеся рисуют, конструируют, лепят и т.д. Все это предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами, такими как русский язык, чтение, мир вокруг, естествознание, математика, изобразительное искусство, социально - бытовая ориентировка, трудовое обучение.

Программа содержит три этапа:

I. Этап психодиагностики (проводится психологом школы в начале учебного года).

II. Этап ориентировочный (выбор методов, форм и средств).

III. Этап практический (проведение коррекционных занятий).

Диагностическая работа предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития ребенка. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемыми детьми с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого – педагогических мероприятий и т.п. Системные психолого – педагогические исследования дают основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый и противоречивый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в социально – психологическом становлении личности ребенка. Выраженность отклонений в развитии определяется состоянием основных психических образований: интеллекта, памяти, речи, мотивации, воли, а так же сформированностью механизмов произвольной саморегуляции и межличностного взаимодействия. Одним из объективных показателей неблагополучия в психическом развитии, становлении личностных качеств ребенка является школьная успеваемость и поведение.

Принципы построения коррекционных занятий заключаются в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему поведенческими стереотипами, и демонстрации результатов, свидетельствующих о возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.

Чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.

При подготовке к коррекционному занятию педагог должен поддерживать тесный контакт с психологом школы для наиболее полного учета индивидуального уровня развития ребенка, который определяется психологом в результате комплексного обследования детей.

Структура коррекционного занятия.

1. Тема.

2. Цели и задачи занятия.

3. Оборудование.

4. Игры и упражнения, используемые на занятии.

План занятия:

I. Вводная часть.

Создание положительной атмосферы.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.

Ритуал можно менять, но не слишком часто.

II. Основная часть.

Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания могут быть дополнены другими в зависимости от базы учреждения образования, количества учащихся школы и творческого потенциала педагогов – психологов).

III. Заключительная часть

Рефлексия.

Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела
программы

Кол-во
часов

1

Введение

7

2

Исследования учащихся

4

3

Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"

49

4

Познание себя

24

5

Я и другие

18

6

Итоги

3

Всего:

105 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела
программы

Тема занятия

Кол-во
часов

Аудиторное

/внеаудиторное занятие

1

Введение

Знакомство

1

аудиторное

Вводное занятие

1

аудиторное

Раскрепощение и доверие

1

аудиторное

Здравствуй, пятый класс!

1

аудиторное

Находим друзей

1

аудиторное

Узнай свою школу

1

аудиторное

Ознакомление со школьными правилами.

1

аудиторное

2

Исследования учащихся

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

1

аудиторное

Тест школьной тревожности Филлипса.

1

аудиторное

Тест на оценку самостоятельности мышления (Л.А. Ясюковой).

1

аудиторное

Тест на оценку сформированности навыков чтения (Л.А. Ясюковой).

1

аудиторное

3

Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир" 

Познавательные процессы.

1

аудиторное

Ощущение.

1

аудиторное

Виды ощущений.

1

аудиторное

Наглядные примеры ощущений.

1

аудиторное

Восприятие и его свойства.

1

аудиторное

Виды восприятия.

1

аудиторное

Наглядные примеры восприятия.

1

аудиторное

Внимание и его виды.

1

аудиторное

Свойства внимания.

1

аудиторное

Наглядные примеры внимания.

1

аудиторное

Устойчивость внимания.

1

аудиторное

Переключение внимания.

1

аудиторное

Распределение внимания.

1

аудиторное

Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов.

4

аудиторное

Мышление.

1

аудиторное

Виды и формы мышления.

1

аудиторное

Наглядные примеры мышления

1

аудиторное

Обобщение и отвлечение.

1

аудиторное

Проблемные ситуации.

1

аудиторное

Процессы абстракции.

1

аудиторное

Диагностика мышления.

2

аудиторное

Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.

4

аудиторное

Память.

1

аудиторное

Процессы и виды памяти.

1

аудиторное

Наглядные примеры памяти.

1

аудиторное

Зрительная память.

1

аудиторное

Словесно – логическая память.

1

аудиторное

Продуктивность запоминания.

1

аудиторное

Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания.

4

аудиторное

Тренировка ума.

1

аудиторное

Воображение

1

аудиторное

Коррекция и развитие восприятия и воображения.

3

аудиторное

Речь.

1

аудиторное

Виды речевой деятельности.

1

аудиторное

Наглядные примеры речи.

1

аудиторное

Воля

1

аудиторное

Эмоционально-волевая сфера.

1

аудиторное

4

Познание себя

Зачем нужно знать себя?

1

аудиторное

Эмоции.

1

аудиторное

Влияние эмоций на познание.

1

аудиторное

Чувства.

1

аудиторное

Структура личности.

1

аудиторное

Свойства личности.

1

аудиторное

Характер.

1

аудиторное

Палитра характеров.

1

аудиторное

Нравственные черты характера.

1

аудиторное

Самооценка.

1

аудиторное

Самооценка и уровень притязаний.

1

аудиторное

Стресс.

1

аудиторное

Нужна ли агрессия?

1

аудиторное

Умение владеть собой.

1

аудиторное

Самоконторль.

1

аудиторное

Мои проблемы.

1

аудиторное

Обиды.

1

аудиторное

Критика.

1

аудиторное

Комплименты или лесть?

1

аудиторное

Груз привычек.

1

аудиторное

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

1

аудиторное

Вежливость.

1

аудиторное

Самоуважение.

1

аудиторное

Ярмарка достоинств.

1

аудиторное

5

Я и другие

Ты и твоя семья.

1

аудиторное

Ты и твои товарищи.

1

аудиторное

Общение в жизни человека.

1

аудиторное

Культура общения

1

аудиторное

Умение сотрудничать

1

аудиторное

Уверенное и неуверенное поведение.

1

аудиторное 

Дружба.

1

аудиторное

Я глазами других.

1

аудиторное

Из чего складывается впечатление о человеке

1

аудиторное

Знаки внимания при общении.

1

аудиторное

Эмпатия. Обратная связь.

1

аудиторное

Конфликт.

1

аудиторное

Формула конфликта.

1

аудиторное

Общаемся без конфликтов.

1

аудиторное

Почему люди ссорятся?

1

аудиторное

Барьеры общения.

1

аудиторное

Предотвращение конфликтов.

1

аудиторное

Мои права и права других людей.

1

аудиторное

6

Итоги

Итоговое занятие по курсу

3

аудиторное

Описание учебно-методического и

материально-технического обеспечения образовательного процесса

Нормативные документы

1. Закон об образовании РФ.

2. Конвенция о правах ребёнка

3. Федеральная программа развития образования. 2000г.

Литература

1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003

2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.

4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.

6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.

7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

8. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

9. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

14. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.

16. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

17. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.

18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Еимнастика для ума" - М.: 1997

19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.

20. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996

21. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.

Интернет-ресурсы

1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

2. Газета "Школьный психолог"

3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru

4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti

5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Открытый урок по коррекции в 5 классе. Тема: "Коррекция внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади»"

Тема: "Коррекция внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади» ".Цели урока:Коррекция различных видов внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади»Воспитание интереса ...

Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]

Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....

Коррекция, развитие и формирование высших психических функций.Методы нейропсихологической коррекции.

В данном докладе представлена работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на расслабление мышц, релаксации, дыхательные упражнения. Для чего нужны такие упражнения. А значит это дает д...

Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова"

Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова" направлена на исправление неправильного произношения звуков у учащихся н...

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»   Интегрированно...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...