Программа тропинка к своему я 5 кл.
рабочая программа

Барабанова Екатерина Викторовна

Программа  тропинка к своему я 5 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tropinka_k_svoemu_ya_5_kl.docx63.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Тазовская школа-интернат среднего общего образования

                

 

               Рассмотрено                              Согласовано                                        «Утверждаю»

               Руководитель МО                     Заместитель директора                      Директор МОУ ТШИ

               _____//___________                  по УВР _____________                      Зятев И.А.

               ФИО _____________                ФИО________________                     ____________________

               Протокол № __ от                     «___»__________2019 г.                    Приказ №_____ от

               «___»__________2019 г.                                                                         «___»__________2019 г.  

                                                                                                                         

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Тропинка к своему Я»

для учащихся 5 «Г» класса

педагога-психолога

Барабановой Екатерины Викторовны

без категории

2019 – 2020 уч. г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему Я» основного общего образования разработана в соответствии:

- с Законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012г. №273 ФЗ;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2010 г. регистрационный N 19644);

- на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьева и др. Просвещение, 2013-. 223с. Стандарты второго поколения);

- на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (5-6 кл.). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.

Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших подростков.

В подростковом возрасте может возникнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Поэтому для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цель – душевное или, как принято говорить, психологическое здоровье подростков, а затем определить  формы психологической поддержки.

Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.

В средней школе можно ожидать, что у части учащихся возникнут трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. Некоторые им будут казаться слишком строгими, а некоторые – мягкими, которых можно не слушаться. Ученикам может быть трудно самостоятельно без строгого контроля организовать свое рабочее место, провести перемену «без ущерба для своего здоровья», дойти до столовой и обратно. Необходимо обратить особое внимание на обучение пятиклассников пользованию своими новыми свободами. Иначе можно ожидать резкого возрастания драк на переменах.

В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам обучения, принятым в средней школе. Однако высокий познавательный интерес, присущий детям в этом возрасте, стремление хорошо учиться помогут им восстановить привычную успеваемость к концу второй четверти.

Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся будут стремиться доказать окружающим и себе  свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Это может проявляться в демонстративном употреблении ненормативной лексики. Или в столь же демонстративном противостоянии требованиям взрослых. В классе может появиться негативный лидер. Имеется в виду, что кто-то из учеников будет стремиться возглавить остальных в их борьбе против требований взрослых.

Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса: перераспределение дружеских компаний, появления некоторого антагонизма между мальчиками и девочками при возрастании интереса друг к другу. Это понятно, поскольку взаимоотношения становятся более осознанными, и на них начинает влиять начавшееся подростковое сексуальное созревание. Могут появиться изгои, то есть учащиеся, на которых будут направляться агрессивные выпады  со стороны почти всех учащихся. Интересно, что если при помощи взрослого ребенок выходит из позиции изгоя, класс достаточно быстро «выбирает» следующего. Можно заключить, что изгои необходимы для канализации агрессии классам с низким уровнем развития коллектива.

Начало процесса взросления учащихся обычно с неудовольствием воспринимается родителями, которые относят новые проявления в поведении своих детей к их недостаткам. Поэтому некоторые учащиеся к концу 5 класса начинают считать, что они стали «хуже, непослушнее», что может привести к снижению их самооценки. Полезно во второй половине учебного года особое внимание обратить на осознание учащимися начала своих изменений, подвести их к пониманию обязательности и позитивности изменений.

В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой – требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый.

В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости. Поэтому любые предъявления подростками своих взглядов, представлений, мнений необходимо принимать очень бережно, безоценочно, с уважением. Полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростками самих себя. Таким образом, возникает необходимость целенаправленной работы педагога-психолога с детьми подросткового возраста в школе. Таким образом, предлагаемая программа психологических занятий в 5 классе актуальна, т.к. направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков.

Цель программы курса внеурочной деятельности:  развитие социально-личностной сферы  детей  младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Способствовать успешной адаптации подростков в средней школе.

Программа составлена на 35 занятий, 1 час в неделю.

Место проведения занятий: МКОУ ТШИ.

Назначение программы. Программа предназначена для обучающихся 5-х классов, адаптирующихся к изменившимся условиям обучения в основной школе.

Ценностные ориентиры содержания курса

1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

2. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

3.  Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности.

4. Развитие самостоятельности, инициативы личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Форма проведения данной программы внеурочной деятельности –  занятия с элементами тренинга, игра, практикум.

Формы проведения занятия        

- Групповые занятия под руководством педагога-психолога (обучение в сотрудничестве).

- Самостоятельная работа.

- Работа в парах.

- Коллективные обсуждения и дискуссии.

Методы внеурочной деятельности:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой – организация работы в группе;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:  

- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;

- упражнение;

-  поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);

-  методы игры в различных вариантах;

-  составление плана.

Общая характеристика курса:

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими подростками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы.

Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами.

Курс занятий по психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);
  • в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
  • в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.

Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.

Работа с одаренными детьми

  • Постоянно стимулировать их познавательную активность.
  • Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.
  • Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.
  • Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач.
  • Стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательности.

Работа с одаренными детьми предусматривает внутреннюю дифференциацию, использование личностно-ориентированных методов обучения, тренинги, исследовательские и творческие задания. Во внеурочной деятельности предполагается привлечение ребят к участию в конкурсах, турнирах, интерактивных играх и т.д.

 Работа со слабоуспевающими учениками

При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:

  • Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.
  • Применение заданий различной степени трудности.
  • Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение.
  • Использование экспресс-диагностик.
  • Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций.
  • Карточки-задания на дом.
  • Индивидуальные и групповые консультации.
  • Использование межпредметных связей.
  • Самостоятельная работа. Индивидуальная домашняя работа.
  • Работа с учебной, дополнительной литературой.
  • Разработка мультимедийных презентаций, творческих проектов, рефератов.
  • Использование интерактивных занятий

Планируемый результат курса

Даная программа рассчитана на достижение 2-х уровней  результатов:

- первый уровень- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

- второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

- сформированность мотивации к учению и познанию,

- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

- социальные компетентности, личностные качества;

- сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Применительно к данной программе

- сформированность  у обучающихся уважения и интереса к чувствам других людей;

- сформированность  умения анализировать свое поведение на основе общих морально-нравственных понятий (о добре и зле, должном и недопустимом);

- сформированность  уважительного отношения к отличительным особенностям чувств и эмоций других людей;

- сформированность у обучающихся мотивации к изучению психологии, с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации;

- сформированность  у обучающихся готовности и способности к духовному  развитию;

- сформированность  нравственных качеств обучающихся, основанных на духовных  традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

- сформировнность  у обучающихся мотивации к обучению и познанию.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 осознавать свои личные качества, способности и возможности

 осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции

 овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями

 научиться контролировать собственное агрессивное поведение

 осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.

 учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные УУД:

 учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе

 планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности

 адекватно воспринимать оценки учителей

 уметь распознавать чувства других людей

 обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни

 уметь формулировать собственные проблемы

Коммуникативные УУД:

 учиться строить взаимоотношения с окружающими

 учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации

 учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других

 учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями

 формулировать свое собственное мнение и позицию

 учиться толерантному отношению к другому человеку

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. 

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:

Психологическая информация. Достаточно эффективный метод, способствующий углублению самосознания подростков, является изучение некоторых важных для этого возраста психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к размышлению о себе.

Интеллектуальные задания. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.

Ролевые методы. Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном варранте.

Коммуникативные игры. Коммуникативные игры направлены на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. А также существует ряд игр, способствующих углублению осознания сферы общения.

Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры. В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, невербальные игры предполагают изображение подростками того или иного неживого предмета.

Задания с использованием терапевтических метафор. Можно выделить две основные группы метафор. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки развивающего характера, способствующие решению ими возрастных задач развития. Систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.

Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Когнитивные методы. Эти методы основываются на утверждении, что первопричиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения.

Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

Предметные результаты:

- психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности),

- психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения),

-    навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),

-    опыт творческой самодеятельности,

-    овладение культурой психической деятельности,

-   формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

-  дружелюбное отношение к другим людям;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

- коммуникабельность;

- уважение к себе и другим;

- личная и взаимная ответственность;

- готовность действия в нестандартных ситуациях.

Демонстрация успешности обучающихся:

- участие в предметных олимпиадах по психологии школьного, окружного, городского, краевого уровней;

- демонстрация работ, выступления на родительских собраниях;

- проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися;

- совместный детско-родительский тренинг.

Содержание программы «Тропинка к своему Я. 5 класс» (34 ч., 1 ч. в неделю)

Раздел 1. Введение в мир психологии (3 часа)

Зачем нужны занятия по психологии? Диагностика УУД.

Раздел 2. Я – это я (9 часов)

Кто я, какой я? Я – могу. Я – нужен! Я  мечтаю. Я – это мои цели. Я – это мое детство. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. Определение самооценки.

Раздел 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства (6 часов)

Чувства бывают разные. Стыдно ли бояться? Имею ли я право сердиться и обижаться? Определение уровня тревожности. Любой внутренний мир ценен и уникален.

Раздел 4. Я и мой внутренний мир (2 часа)

Каждый видит мир и чувствует по- своему. Любой внутренний мир ценен и уникален.

Раздел 5. Кто в ответе за мой внутренний мир? (3 часа)

Трудные ситуации могут научить меня. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

Раздел 6. Я и ты. (5 часов)

Я и мои друзья. У меня есть друг. Я и мои  «колючки». Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире.

Раздел 7. Мы начинаем меняться (6 часов)

Нужно ли человеку меняться? Самое важное – захотеть меняться. Диагностика УУД. Итоговое.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Тема занятия

Виды и формы внеурочной деятельности

Кол-во

часов

Аудиторное

/внеаудиторное занятие

Раздел 1. Введение в мир психологии (3 часа)

1

Зачем нужны занятия по психологии?

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

2-3

Диагностика УУД

Диагностические фронтальные процедуры

2

аудиторное

Раздел 2. Я – это я (9 часов)

4

Кто я, какой я?

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

5

Я – могу

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

6

Я – нужен!

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

7

Я  мечтаю

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

8

Я – это мои цели

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

9

Я – это мое детство

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

10

Я – это мое настоящее

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

11

Я – это мое будущее

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

12

Определение самооценки

Диагностические фронтальные процедуры

1

аудиторное

Раздел 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства (6 часов)

13-14

Чувства бывают разные

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

2

аудиторное

15

Стыдно ли бояться?

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, ролевая игра

1

аудиторное

16

Имею ли я право

сердиться и обижаться?

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

17

Определение уровня тревожности

Диагностические фронтальные процедуры

1

аудиторное

18

Любой внутренний мир ценен и уникален

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психологическая  игра

1

аудиторное

Раздел 4. Я и мой внутренний мир (2 часа)

19

Каждый видит мир и чувствует по- своему

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

20

Любой внутренний мир ценен и уникален

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психологическая  игра

1

аудиторное

Раздел 5.  Кто в ответе за мой внутренний мир? (3 часа)

21

Трудные ситуации могут научить меня

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

22-23

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психологическая  игра

2

аудиторное

Раздел  6. Я и ты (5 часов)

24

Я и мои друзья

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

25

У меня есть друг

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

26

Я и мои  «колючки»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

27

Что такое одиночество?

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

28

Я не одинок в этом мире

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психологическая  игра

1

аудиторное

Раздел 7. Мы начинаем меняться (6 часов)

29-30

Нужно ли человеку меняться?

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

2

аудиторное

31

Самое важное – захотеть меняться

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

аудиторное

32-33

Диагностика УУД

Диагностические фронтальные процедуры

2

аудиторное

34

Итоговое занятие

Психологическая  игра, элементы тренинговых упражнений

2

аудиторное

Итого:

34 ч.

Описание учебно-методического и

материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Мультимедийная техника (компьютер, проектор, экран);
  2. Аудиозаписи (музыкальные произведения, звуки природы и др.);
  3. Видеозаписи (классическая детская литературы, живая природа, социальные явления и др.)
  4. Наглядные материалы (картины, репродукции, фото, таблицы и др.);
  5. Мячи, обручи, ленты

Методические пособия для учителя

  1. Аудио-, видеозаписи.
  2. Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.
  3. Набор открыток сюжетного содержания.
  4. Набор тематических таблиц.
  5. Набор фотографий видов природы, портретов людей.
  6. Психологические тесты.
  7. Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.

Литература для педагога

  1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
  4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.
  5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.
  6. Журнал «Школьный психолог». №40, 2000 г.
  7. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
  8. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
  9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
  10. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
  11. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
  12. Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986.
  13. Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
  14. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.
  15. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.
  16. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
  17. Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 1999.
  18. Тактильная память // составитель Матюгин И.Ю. М.: Центр “Эйдос”, 1991.
  19. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.
  20. Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С-Петербург, 1994.
  21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
  22. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии средней школе (5-6 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012
  23. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
  24. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994.

Литература, рекомендованная для учащихся

1. Андреев О.А.  Учимся быть  внимательными / О.А. Андреев.  Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен.  Минск,2004.

3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» /  М.В. Гамезо, И.А. Домащенко  М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий   М.: Просвещение, 1991.

5. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель М.: Проспект, 2005.

6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.Бабушкина М.: Издательство  «Атлант»,2004.

Интернет-ресурсы

 http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;

http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;

http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;

http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

http://catalog.iot.ru – каталог  интернет-ресурсов по образованию;

http://nsportal.ru/  - социальная сеть работников образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»

Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»( по лирике поэтов ХХ века С.Есенина и Н.Рубцова)....

Своя игра "Люби и знай свой город"

Презентация выполненная в виде Своей игры. Пять категорий вопросов по истории Серпухова. Вопрос выбирается на втором слайде. При втором щелчке на слайде с вопросом появляется правильный ответ....

ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНСКАЯ ДУША «Русская женщина, великая в своих подвигах и в своих несчастьях…» (по повести В.Г. Распутина «Живи и помни»).

   «Живи и помни» было названо лучшим произведением о войне, написанном к 30-летию Победы. Распутин нашёл необычный, малоразработанный поворот сюжета и характеров в нашей литера...

Открытый классный час по теме: "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя"

Разработка открытого классного часа для учащихся 11 классов по теме "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя" (Православие)...

Доклад по теме: "Свой среди чужих и чужой среди своих"

Сообщение по теме: "Одаренные дети"...

Викторина "Знаешь ли ты свой город, свой край"

Классный час о родном крае в 6 классе....