Логопедическое подгрупповое занятие "В гости к леснику" для детей подготовительной группы с ОНР 3 уровня, первый год обучения.
план-конспект

Карякина Наталия Васильевна

Для практикующих логопедов, как итоговое занятие по лексическим темам "Осень", "Дикие животные", "Деревья". Коррекционная направленность: систематизация и закрепление знаний и отработка грамматических категорий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей подготовительной группы (ОНР 3 уровня, первый год обучения)

учителя-логопеда МБДОУ №52 г. Канска Карякиной Н.В.

 «В гости к леснику».

Слова логопеда

Ответы детей

Ребята, мне сегодня позвонил мой хороший знакомый Потап Михайлович. Он работает лесником. Знаете что это  за профессия лесник?  

Вы знаете кто это?

Лесник живет в лесу, за деревьями смотрит, лесным животным помогает. Ну так вот, у лесника закончилась соль. А она очень нужна для лося, без нее лось может заболеть. Хотите пойти со мной в лес и отнести соль леснику?

 Но чтобы пойти со мной вам нужно будет вспомнить все, что мы с вами говорили на занятиях, а также  проявить смекалку и находчивость. Путь не близкий, нам нужно будет преодолевать разные трудности, и проходить через препятствия.

Ребята, в лесу нужно так же нужно соблюдать правила поведения. Вы их помните? Что нельзя делать в лесу?

Да, конечно! Преодолеть все преграды мы сможем, только если будем дружной командой. Вот деревья в лесу стоят рядышком. Друг друга от ветра и непогоды защищают. Давайте  с вами представим, что  мы - деревья в лесу,  встаньте поближе  друг к другу, протяните к соседним деревцам свои руки –веточки, пообещайте помогать своим товарищам  и  пожелайте удачи всем нам.

Теперь я точно уверена, что мы будем дружной командой и справимся со всеми заданиями в нашем путешествии.

ЛЕСНИК

ДА!

В лесу нельзя рубить деревья,  разжигать огонь,  обижать  животных.

Дети говорят друг другу добрые слова.

Смотрите впереди первое препятствие. Две высоких горы. Чтобы обойти  их нам нужно будет разделиться на две команды, так как тропинки очень узкие. Выберите себе картинки.

Что на них нарисовано?

Посмотрите на свое дерево и дерево других ребят, посоветуйтесь и разделитесь на две команды.

По какому принципу вы разделились?

Как называются деревья с иголками?

А как называются деревья с листьями?

У нас получилось две команды  -  «хвойные деревья» и «лиственные деревья».

Отправляемся в путь, преодолевать первое препятствие. Команда хвойные деревья пойдет к горе на которой растут хвойные деревья, а команда лиственные деревья к горе с лиственными деревьями.

По тропинкам идем осторожно, взявшись за руки. Вот мы и подошли к горам, а на них задания для команд. Прежде чем дать ответ советуйтесь друг с другом.

РАБОТА В МИКРОПОДГРУППАХ

Что вы видите на горах?

А это буквы, каких звуков?

Посмотрите внимательно, все ли буквы гласных звуков есть на горах?

Сколько букв не хватает?

Подумайте, посовещайтесь и напишите недостающую букву.

Правильно! Возвращаю недостающую букву.

А если заблудишься в лесу, что нужно кричать?

Какой первый звук в этом слове?

А второй?

Сложите это слово из букв.

Прочитайте.

А- что я произнесла?

Что я вам показываю?

Молодцы! Быстро справились!

Обходим горы.

Что мы с вами сделали?

Обошли горы!

Выбирают

Дерево, Деревья

Советуются и делятся

На одних деревьях листья, а на других иголки

Хвойные

Лиственные

Грибы с буквами.

Гласных (гласные)

Нет

Одной.

АУ

А

У

АУ

Звук А

Букву А

Обошли горы

А вот, и второе препятствие -болото. На нем кочки. Мы с вами будем ПЕРЕпрыгивать С кочки НА кочку. Лягушата нам подсказывают по каким кочкам можно прыгать. Что они нам показывают?  Перепрыгивать через болото можно только по сухим кочкам, на которых написаны гласные буквы.

Отправляемся в путь!

Дети по очереди прыгают по кочкам в сторону леса.

Что мы с вами делали?

Никто ноги не промочил?

Молодцы! Хорошо выучили буквы гласных звуков!

Идем дальше!

Буквы.

Мы перепрыгивали С кочки НА кочку.

Посмотрите какое большое, могучее дерево стоит!

Вы узнали его?

Правильно, это дуб!

Что вам подсказало, что это дерево дуб?

Как вы думаете, это дерево молодое или старое?

А как вы это поняли?

Давайте еще раз расскажем о дубе. Ему будет приятно.

Ростом это дерево самое … (высокое), ствол у него самый … (толстый), ветки в длину самые … (длинные).

 Этому дубу уже много лет, это дерево ДОЛГОЖИТЕЛЬ.  Так могут называть не только деревья, но и людей, животных, которые очень долго живут. Давайте запомним это слово – ДОЛГЛОЖИТЕЛЬ. Давайте отхлопаем это слово вместе по слогам.

Ростом это дерево самое … (высокое), ствол у него самый … (толстый), ветки в длину самые … (длинные). Как вы думаете, это дерево молодое или старое? (старое). Да дубу уже много лет, это дерево долгожитель.

Это дерево – дуб.

старое

рассуждения детей

ДОЛГОЖИТЕЛЬ

ДОЛ-ГО-ЖИ-ТЕЛЬ

Ой, смотрите под елочкой что-то лежит. (конверт) Настя, помоги мне, принеси, пожалуйста, мне его. Открой конверт, пожалуйста. Интересно, что в нем лежит?

 А, это новое задание! Сможете сказать мне, с каких деревьев они?

Кто листочек называет, тот его и забирает.

Молодцы! Хорошо знаете деревья!

Конверт

Листья с деревьев

Да

дети образовывают относительные прилагательные

Слышу, я ребята, что ветер усиливается. Давайте задобрим его! Расскажем и покажем стишок про ветерок, который мы с вами выучили!

Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.


В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у.


Поднимает пыль столбом. 
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.


Дует он везде, кругом. 
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.


Может листья оторвать. 
вать-вать-вать, вать –вать-вать


Что бы вместе полетать .
ать-ать-ать, ать-ать-ать

Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.

Ритмично хлопают над головой. 

Ритмично топают ногами.

Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.

Поднимают руки в стороны и делают вращательные движения. 

Вращают руки, согнутые в локтях, у груди

А теперь представьте, что вы эти легкие листочки.

Налетел ветерок и листочки задрожали.      (ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ)

Первый полетел кленовый, за ним дубовый, за дубовым - осиновый, за осиновым -рябиновый, за рябиновым - березовый.

(МЕЛОДИЯ ЗАМОЛКАЕТ)

 Ветерок затих, и листочки остановились.

Запомните кто за кем стоит (уточнить у некоторых детей за кем и перед кем стоит).

Настя, ты за кем и перед кем стоишь?

 

Дети друг за другом выбегают и цепочкой друг за другом бегают по залу.

Дети строят предложения

Я стою ЗА … , ПЕРЕД ….

В этом лесу растут не только разные деревья, ягоды и грибы.

 В нем много разных птиц и животных живет. Кто их не обижает, тому они рады.

Что то я устала, давайте отдохнем.

Берите коврики и присаживайтесь  в кружок. А теперь закройте глазки и внимательно, внимательно  слушайте, узнавайте и запоминайте. Сначала мы все звуки послушаем, а потом расскажем, кто что услышал.

 Кто какой звук леса узнал? Ты слышал,  как лес … (что делал?) шумел.

Ой! Ребята, а вы ничего не заметили странного?

Видно она забрела в лес и заблудилась, горемыка! Ну да ладно, я знаю кто ей поможет.

А теперь покажите, как вы умеете сильно дуть, ничуть не хуже ветерка! Дуем на наши листочки, что бы они взлетали.

(хвалю некоторых детей)

А еще, ребята, у меня что-то для вас есть.

Узнали, что это?

А как они называются?

У меня много чего?  

 Ловите  по одной шишке и считайте!

Что бы наши ручки были сильными и ловкими, а мы не болели, давайте помассажируем наши ладошки. Возьмите шишку в правую руку и повторяйте движения за мной.

Шишку я в руке держу

То сожму, то разожму

Поиграю с нею-

Ладошки разогрею.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Сосновая шишка нам колет ладошки

Мы покатаем шишку немножко.

А еще в моей корзинке припасены  грецкие орехи.

Для игры нам нужно  четыре (чего?)…..

Два ореха я оставлю себе,  остальные вы  будете передавать друг другу и по очереди  отстукивать за мной ритмы. У кого нет в руках орешков, тот продолжает  массажировать ладошки.

(по 2 ритма)

Я слышал … как лес шумел , (как  кукушка куковала, как кузнечик стрекотал, как пчела жужжала, как сова ухала,  медведь ревел, как корова мычала).

Корова домашнее животное и не живет в лесу.

шишки

сосновые

сосновых шишек

Одна сосновая шишка, две сосновых шишки, три сосновых шишки, четыре сосновых шишки, пять сосновых шишек, шесть сосновых шишек.

«Кулак-ладонь».

Перекладывают шишку из руки в руку, а затем делают удар по полу кулаком с шишкой и ладошкой. Движения повторяются с переменой свободной руки. Движения выполняются в ритм стихотворения.

Катают шишку в ладонях.

грецких ореха

Дети выстукивают по очереди ритм за логопедом

Кажется, ветер стих и мы с вами можем отправиться  дальше.

Помните, какой листочек за каким летел?

 Встаньте в таком же порядке.

Возьмите палочки, «искалочки» и «стучалочки». Они нашими помощниками в лесу будут.

 Посмотрите на меня, слушайте и  запоминайте стихотворение:

Мы идем, идем, идем,

Все деревья обойдем.

Мы заглянем под кусток

Не сидит ли там зверёк.

А сейчас, повторяйте за мной, и палочками как я стучите

Мы идем, идем, идем,

Все деревья обойдем.

Мы заглянем под кусток

Не сидит ли там зверёк.

А теперь, идите за мной между деревьев и повторяйте хором. (деревья это – фишки, на которые наклеены изображения деревьев).

Мы идем, идем, идем,

Все деревья обойдем.

Мы заглянем под кусток

Не сидит ли там зверёк.

Дружно и весело мы с вами проводим время в лесу!

Но, чтобы увидеть лесных зверей нужно притаиться.

Присаживайтесь на  знакомую нам полянку, сидите тихо,  и смотрите внимательно.

ДА!

1 раз слушают логопеда

2 раз сопряженно повторяют стоя на месте

Дети вслед за логопедом обходят деревья, проговаривают четверостишие и отстукивают его ритм

1слайд

Ребята, каких животных вы видите в лесу?

Ой, что-то шумно, звери испугаются и разбегутся. Давайте по одному. Кому я кину шишку, тот и отвечает.

Где  сидит сорока?

Где сидит заяц?

Где сидит ежик?

Какое маленькое слово мы использовали, чтобы сказать где они сидят?

 

Смотрите, лесные звери нас кажется заметили.

Что сделала сорока?

Что сделал заяц?

Какое маленькое слово мы теперь говорили?

 

2 слайд.

 Каких животных, ….  , ты видишь в лесу?

Где они спрятались от нас?

Какое маленькое слово мы использовали?

Смотрите, а животные, наверное, поняли, что мы к ним с добром пришли, и нас совсем не бояться.

Лось вышел из-за дерева.

Заяц вышел из-за пенька.

Лиса вышла из-за куста.

А какое маленькое слово я сейчас говорила?

Посмотрите, сюда. Мы с вами изучим новую схему.

Где сейчас находится кружок?

А теперь я достаю кружок ИЗ-ЗА квадрата.

Посмотрите, как выглядит новая схема маленького слова ИЗ-ЗА.

А теперь, Юля ответь:

Лось вышел откуда?

… ответь:

Заяц вышел откуда?

… ответь:

Лиса вышла откуда?

Давайте ,ребята,  оставим животных, не будем их беспокоить, отойдем подальше от них, встаньте опять по порядку. Помните какой листочек за каким летал?

А вы не забыли, к кому в гости мы шли?

Давайте на цыпочках, тихонько чтобы не спугнуть животных, пойдем за мной в сторону вон той избушки, и будем проговаривать наш стишок.

Мы идем, идем, идем,

Все деревья обойдем.

Мы заглянем под кусток

Не сидит ли там зверёк.

А вот и  избушка лесника.

Что-то никто нас не встречает… (дети должны заметить послание)

Смотрите, какая - то записка. (если не заметили)

 

 Дорогие ребята! Очень хотел с вами пообщаться, но в лесу случилось непредвиденное происшествие. Корова заплутала. Побежал срочно ее выручать. Я приготовил для вас угощение, отведайте их.  Надеюсь, что мы еще встретимся. Не скучайте.

                                                                   Ваш, Потап Михайлович.

Присаживайтесь ребята.

Давайте попробуем лесные гостинцы.

 Так, здесь я вижу баночки с вареньем. А на них картинки, на которых нарисованы ягоды.

Ну-ка, угадайте по картинке, что это за варенье.

Хотите попробовать варенье?

А сейчас, попробуйте каждое варенье, и постарайтесь его вкус запомнить.

Какое это варенье на вкус?  

 А сейчас, (Настя), закрой  глазки, и на вкус угадай варенье.

Дети пробуют и угадывают.

Вам понравилось угощение лесника?

А что еще вам понравилось в нашем лесном путешествии?

А какое задание было самым трудным?

Что больше всего запомнилось?

Что  нового вы узнали?

Вы еще хотите сходить в гости к леснику и пообщаться с ним?

Он вам много историй про животных леса может рассказать.

А вы хотите его отблагодарить за гостинцы?

Давайте, вы в группе обдумаете и сделаете подарок для Потапа Михайловича. Согласны?

А сейчас нам пора в обратно в детский сад возвращаться, а то мы не успеем к обеду вернуться. О нас будут воспитатели переживать.

 

Я вижу в лесу сороку, зайца и ежика.

Сорока сидит на дереве.

Заяц сидит на пеньке.

Ежик сидит на травке.

маленькое слово – НА

Сорока слетела с дерева.

Заяц спрыгнул с пенька.

Маленькое слово  - С.

Я вижу в лесу лося, зайца и лису.

Лось спрятался за дерево.

Лиса спряталась за куст.

Заяц спрятался за пеньком.

Маленькое слово  - ЗА

ИЗ-ЗА

ЗА квадратом

Лось вышел ИЗ-ЗА дерева.

Заяц вылез ИЗ-ЗА пенька.

Лиса вышла ИЗ-ЗА куста.

К леснику

называют варенье

угадывают и называют варенье

Да

Ответы детей

Хотим

да



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия учителя-логопеда МБДОУ №52 Карякиной Н.В.

Тема занятия «В гости к леснику».

Образовательная область: речевое развитие.

Возрастная группа: дети трех комбинированных подготовительных групп ДОУ (ОНР-3 уровня,  первого года обучения)

Цель занятия: развитие лексико –грамматических категорий и формирование начальных навыков связного высказывания посредством игры.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные:

-  расширить представления детей о профессиях (познакомить с профессией лесник);

- закрепить и активизировать  словарь по пройденным лексическим темам:  «Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные»;

- закрепить  и систематизировать знания  детей о растениях и животных леса;

- развивать грамматический строй речи:

  • в процессе общения и игр закрепить применение простых предлогов: НА, С, ПОД, ЗА, ПЕРЕД;
  • сформировать начальный навык использования сложного предлога ИЗ-ЗА;
  • упражнять в правильном применении родительного, творительного и предложного падежей существительных в предложных и беспредложных предложениях;
  • упражнять в согласовании прилагательного + существительного с числительным (в пределах 6);
  • закрепить образование относительных прилагательных (названия листьев, варенья);
  • упражнять в использовании глаголов движения  с приставками: С, ВЫ, ПЕРЕ;

- развитие связной речи:

-  уточнить и систематизировать знания о гласных звуках и буквах;

-  формирование умения выделять предлог («маленькое слово») из предложения;

-   овладевать начальными навыками грамоты:

  • узнавание и печатание  гласных букв;
  • закрепить   понятия  «звук» -  «буква»;
  • формировать умение выделять гласные звуки в слове (два звука);
  • упражнять в делении слов со стечением согласных на слоги сопряженно с логопедом;

- совершенствовать навык порядкового счета в пределах 6.

Коррекционно - развивающие:

  • формировать речевой навык - умение отвечать на вопрос полным предложением;

- совершенствовать фонематический слух (узнавать звуки природы),

- развитие чувства ритма на вербальном и невербальном материале;

-  совершенствование умения понижать голос (говорить тихо и шепотом);

-  развивать силу и направленность воздушной струи;

- развивать двигательную, зрительную, слуховую и вкусовую память;

- развитие мышления посредством решения проблемных ситуаций, выполнения задания на обобщение;

 

Воспитательные:

- воспитывать  чуткое и бережное отношение к растениям и животным леса;

- прививать вежливое и дружелюбное отношение к сверстникам;

- обучать умению действовать в команде: договариваться, учитывать чужие мнения;

- формировать навыки самоконтроля за своей речью и поведением.

Словарная работа:

  • изучение новых слов: лесник, долгожитель;
  • закрепление называний деревьев, ягод и их частей;
  • упражнение в использовании глаголов, обозначающих звукоподражания и движения;
  • упражнение в подборе прилагательных при описании предмета и его частей.

Планируемый результат занятия: 

  • систематизированы и закреплены (усвоены) первоначальные знания о растениях леса;
  • правильно подбирают простые предлоги: НА, С, ЗА, ПЕРЕД, ПОД при построении предложения;
  • познакомились с предлогом ИЗ-ЗА;
  • замечают свои ошибки  при неправильном использовании творительного, родительного и предложного падежей при ответах на вопросы;
  • правильно используют множественное число существительных (существительные «деревья», «листья» и их названия);
  • при описании предмета выделяют его части и  характеризуют их, подбирая качественные  прилагательные;
  • правильно образовывают относительные прилагательные (от названий ягод и деревьев).

Подготовительная работа:

  • обогащение словаря по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные» на коррекционных занятиях логопеда, воспитателями индивидуально (по заданиям логопеда) и родителями дома;
  • изучение простых предлогов и знакомство с  их схематическим изображением;
  • отработка  творительного, родительного и предложного падежей существительных в беспредложных и предложных конструкциях по сюжетным картинкам;
  • отработка единственного и множественного числа существительных (деревья, листья и их названия);
  • образование относительных прилагательных от названий деревьев и ягод;
  • отстукивание простых ритмических рисунков;
  • выполнение кинезиологического упражнения («кулак»-«ладонь» двумя руками);
  • изучение гласных звуков (А, О, У, Ы, И, Э) и букв, их обозначающих;
  • разучивание логоритмического упражнения «Ветерок».

Материалы и оборудование: раздаточный материал: 2 набора букв гласных звуков, карточки с изображением лиственных и хвойных деревьев, имитация листьев с различных деревьев на резинке по количеству детей, грецкие орехи – 4 шт., сосновые шишки по количеству детей, варенье в баночках с этикеткой с изображением  ягод (3 вида: клубничное, малиновое, черничное), морс в графине с иллюстрацией (ягода брусника), одноразовые ложки, стаканчики и тарелки; демонстрационный: аудиозаписи звуков леса, слайды: с подвижными изображениями животных, иллюстрацией леса, дерева – дуб и планом –схемой описания деревьев. Реквизит: плоскостной макет избушки, стол, стулья, корзина, деревянные кольца, конусы с изображением деревьев, гимнастические палки.

Этапы

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно- мотивационный этап

Обозначение темы и цели занятия для детей

Создание положительного эмоционального настроя на занятие.

Сплочение детей.

Сообщает о проблеме у лесника и необходимости ему помочь – отнести соль для лося.

Приглашает детей в гости к леснику.

Проводит упражнение на сплочение.

Создает положительный настрой на занятие.

Беседа

Упражнение на сплочение «Дружные деревья».

Ответы на вопросы.

Говорят друг другу добрые слова и пожелания

2.

Основной этап

Обогащение словаря новым понятием.

Усвоение норм поведения в лесу и на занятии.

Воспитание навыка работы в малой группе и развитие мышления (операции обобщения и классификации).

Определение последовательности звуков.

Дифференциации понятий: звук-буква.

Закрепление знаний о гласных звуках (узнавание, называние и количество)

Закрепление навыка нахождения гласных букв среди других.

Закрепление навыка образования глагола с приставкой   ПЕРЕ (перепрыгивали)  в предложении.

Актуализация знаний о видах деревьев.

Развитие навыка подбора прилагательных при описании предмета по его частям.

Закрепление названий деревьев и упражнение в образовании относительных прилагательных (названий листьев), закрепление использования предлога «С».

Развитие чувства ритма, двигательной координации, умения сочетать речь с движением.

Развитие скоординированности и плавности движений, чувства музыки.

Развитие слухового внимания, памяти.

Дифференциация предлогов   «ЗА» - «ПЕРЕД».

Развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков.

Актуализация глагольного словаря (глаголов, обозначающих голоса животных).

Развитие внимания и критического мышления.

Развитие силы и направленности воздушной струи.

Развитие грамматического строя речи: образование относительного прилагательного: сосновая (шишка).

Развитие навыка количественного счета и грамматического строя (родит.падеж ед. и мн. число прилагат. и сущ.)

Стимуляция активных точек рук, развитие мелкой моторики.

Развитие чувства ритма.

Развитие памяти.

Развитие речеслуховой памяти, темпо-ритмической стороны речи в сочетании с движением.

Развитие грамматического строя речи: закрепление использования падежных конструкций (творительный, родительный и предложный падеж) с предлогами: НА, С, ЗА.

Обучение выделению предлога из предложения

Изучение сложного предлога ИЗ-ЗА и знакомство с его схемой.

Развитие навыка говорить тихо и шепотом.

Развитие памяти.

Актуализация словаря: названия ягод, подбор прилагательных.

Развитие грамматического строя:

образование относительных прилагательных (названия варенья от названий ягод).

Развитие вкусовой памяти.

Знакомит со словом ЛЕСНИК

Задает вопросы детям о правилах поведения в лесу.

«Что нельзя делать в лесу?»

Предлагает каждому ребенку выбрать карточку с изображением дерева, совместно их рассмотреть, и разделиться на две группы.

Оказывает наводящую помощь при затруднении.

Что вы видите на горах?(грибы с буквами)

А это буквы, каких звуков?

Посмотрите внимательно, все ли буквы гласных звуков есть на горах?(нет)

Сколько букв не хватает?(одной)

Подумайте, посовещайтесь и напишите недостающую букву.

Правильно! Возвращаю недостающую букву.

Звуковой анализ АУ.

Вводит детей в игру и знакомит с правилами (прыгать можно только по сухим кочкам – с буквами гласных звуков).

 Уточняет у детей их действия: «Что вы делали?»,

 с целью правильного применения приставочного глагола.

Предъявляет детям изображение дуба на слайде и уточняет его название у детей.

«Вы узнали это дерево?»

Уточняет возраст дуба и стимулирует  детей рассуждениям.

«Как вы думаете, это дерево молодое или старое?

А как вы это поняли?»

Знакомит с новым словом: долгожитель.

Предлагает детям рассмотреть дуб и подобрать слова для его описания.

Стимулирует детей к угадыванию и называнию дерева по изображению листика  с образованием относительных прилагательных.

«Что это за листья?»

«Откуда они? С каких деревьев?»

Контролирует и стимулирует детей к полным ответам. Раздает листочки.

Проводит  логоритмическую разминку.

Организует  деятельность детей по  речевой инструкции .

«Представьте, что вы легкие листочки. Налетел ветерок и листочки полетели…первым полетел кленовый, а за ним дубовый, за дубовым осиновый, за осиновым рябиновый, за рябиновым березовый».

Уточняет у детей, кто за кем стоит, стимулируя применять предлоги «ЗА» и «ПЕРЕД».

«За кем, и перед кем ты стоишь?»

Создает психологический настрой детей на восприятие звуков природы.

После прослушивания задает вопрос:

«Какие звуки,  вы узнали?»

Далее стимулирует к построению предложения по схеме:

 «Я слышал, как … (лес шумел).».

Создает проблемную ситуацию

«Ой! А вы не заметили ничего странного?»

Создает игровую ситуацию для выполнения сильного ротового выдоха детьми.

«А еще у меня для вас что-то есть. Узнали, что это?»

«Как они называются?»

«У меня много чего?»

Кидает детям по одной шишке, с одновременным их счетом (одна сосновая шишка, две сосновых шишки и т.д. до 6)

Зачитывает стихотворение, сопровождая речь выполнением кинезиологического  упражнения с шишкой совместно с детьми.

Воспроизводит простые ритмические рисунки и просит детей их повторить.

Просит детей встать по порядку, по памяти.

Первый раз зачитывает  детям четверостишие, с одновременным отстукиванием ритма, второй раз сопряженно с детьми, третий – сопряженно с передвижением «цепочкой» между деревьев.

Предлагает детям рассмотреть слайд, и задает вопросы о местонахождении животных, стимулируя их  составлять  полные предложения с простыми  предлогами.

«Каких животных вы видите в лесу?»

«Где сидит …?»

«Что сделала …?»

«Какое маленькое слово мы использовали, чтобы сказать где они сидят?»

Дает образец предложения с предлогом ИЗ-ЗА по действиям животных на слайде.

Уточняет у детей:

«Какое маленькое слово я сейчас произносила?»

Демонстрирует схему предлога ИЗ-ЗА.

Просит детей составить предложения с предлогом ИЗ-ЗА.

Просит детей вспомнить заученное четверостишие тихо с постепенным понижением звука до  шепота.  Проговорить его, передвигаясь  до заданного места на цыпочках.

Показывает детям иллюстрации ягод, уточняет их названия.

Стимулирует к образованию относительных прилагательных.

Словарная работа

 

Беседа о правилах поведения в лесу.

Д/и на классификацию «Что общего у деревьев?»

Упражнение в составлении слова АУ по звуковому анализу

Печатание недостающей буквы.

Подвижная дидактическая игра

«С кочки на кочку»

Демонстрация изображения дерева.

Словарная работа: слово ДОЛГОЖИТЕЛЬ с делением слова на слоги.

Упражнение  в составлении описательного рассказа о дубе с опорой на схему и анализ рассказа детьми.

Д/и игра «Угадай листик»

Логоритмическое упражнение «Ветерок листвой шумит».

Подвижная игра под музыку «Листочки и ветерок».

Д/и «Угадайте звуки леса».

Приём «Создание проблемной ситуации».

Игра на развитие силы воздушной струи. «Взлетай листок»

Сюрпризный момент.

Упражнение в образовании относительного прилагательного и словоизменении.

Упражнение «Сосчитаем сосновые шишки».

Самомассаж ладоней сосновыми шишками.

Упражнение в отстукивании простых ритмических рисунков с помощью грецких орехов.

Логоритмическое упражнение  «Мы идем, идем, идем …»

Д/и «Где животные?»

Прием «Работа со схемой предлога»

Логоритмическое упражнение  «Мы идем, идем, идем …»

Д/и «Назови варенье по картинке»

Д/и «Узнай варенье»

Повтор слова за логопедом.

Дают ответы на вопросы логопеда.

Рассматривают изображения деревьев и делятся на две группы «хвойные» и «лиственные».

Дают ответы на вопросы логопеда.

Согласованная работа в микрогруппах: составление и чтение слова АУ из набора гласных букв

на магнитной доске, определению недостающей гласной буквы и решении проблемной ситуации

Выделение детьми гласных букв, обозначающих гласные звуки,  среди  других букв.

Дают полный ответ на вопрос логопеда.

Я перепрыгивал с кочки на кочку.

Называют дерево.

Определяют возраст дуба и аргументируют свое мнение.

Повторяют слово сопряженно с логопедом по слогам.

Подбирают слова для описания дуба по частям.

Остальные дети его анализируют и дополняют.

Узнают и называют листья деревьев.

Составляют предложения с предлогом «С».

Сопряженно с логопедом проговаривают заученные заранее движения с речевым сопровождением.

Бегут друг за другом на цыпочках под музыку, как летящие листочки, выстраиваясь в цепочку по речевой инструкции логопеда.

Дают полный ответ на вопрос логопеда о своем местонахождении в строю.

Прослушивают звуки леса, угадывают и называют их по памяти.

Составляют предложения по речевому шаблону, предложенному логопедом, используя глаголы в прошедшем времени (шумел, ревел, куковала, стрекотал, мычала).

Отвечают кто лишний, и объясняют- почему.

Сильно дуют на листочки, закрепленные на запястье с помощью резинки.

Образовывают относительное прилагательное – сосновые с дальнейшей постановкой в родительный падеж  множественного числа (сосновых шишек).

Считают сосновые шишки (от 1 до 6).

Повторяют за логопедом манипуляционные движения с предметом (шишкой).

По очереди, отраженно за логопедом, отстукивают ритм с помощью грецких орехов.

По памяти встают в «цепочку».

Заучивают четверостишие, повторяют четверостишие сопряженно с отстукиванием ритма, затем сопряженно с  отстукиванием ритма  во время ходьбы.

Рассматривают слайд и

составляют предложения с использованием простых предлогов по сюжетной картинке.

Выделяют и называют предлоги НА, С, ЗА.

Выделяют предлог ИЗ-ЗА из предложения.

Образуют  предложения с предлогом ИЗ-ЗА с опорой на образец логопеда.

Вспоминают и воспроизводят шепотом заученное четверостишие и на цыпочках идут друг за другом.

Называют ягоды по иллюстрации.

Образуют название варенья от названия ягоды.

Запоминают и узнают варенье на вкус.

Заключительный этап

Воспитание у детей положительных качеств, стремления к саморегуляции и создание мотивации к последующим занятиям.

Развитие памяти и

Дает  оценку действиям всех детей и указывает на положительные стороны и достижения конкретных детей.  

«Что вам понравилось делать сегодня на прогулке в лесу?»

«Какое задание было самым трудным?»

«Вы бы хотели еще раз прийти в гости к леснику?»

«Давайте тоже приготовим подарок леснику.  Подумайте, чем бы мы могли его порадовать?»

Общая и поименная оценка детей в виде анализа.

Обобщение  и анализ занятия детьми.

Выход в другой вид  деятельности.

Делятся своими впечатлениями о занятии.

Обдумывают и предлагают подарок для лесника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР - 3 уровня "Домашние животные"

Вашему вниманию предлагается  занятие для подгруппы детей  (6 - 7 лет) с ОНР-3 уровня. Данное занятие является итоговым при изучении  темы "Домашние животные" и предполагает базовые зна...

Сценарий логопедического досуга для детей подготовительной группы «В гостях у сказки».

Сценарий логопедического досуга "В гостях у сказки" может быть использован учителями - логопедами в работе с подготовительной группой....

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы "Звук [р] в гостях у С.Я. Маршака"

Фронтальное логопедическое занятие, на котором дети встречаются с творчеством поэта С.Я. Маршака. Через иучаемые произведения так же автоматизируется звук Р в словах, предложениях, фразах. Включены за...

Конспект занятия нравственного воспитания для детей подготовительной группы: « Жить с друзьями на свете веселей».

Конспект занятия  нравственного     воспитания для детей подготовительной группы: « Жить с друзьями на свете веселей». Цель: раскрыть  понятие «дружба».Задачи:- закрепить...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с диагнозом ОНР. "На помощь Лесовичку".

Логопедическое занятие предназначено для детей подготовительной группы ДОУ. В подгруппе 4 человека. Занятие проводилоясь в начале учебного года для закрепления признаков осени и дифференциации гласных...

Занятия по аппликации для детей подготовительной группы детского сада на тему: «Люблю березку русскую…»

Занятие по аппликациис использованием нетрадиционных материаловдля детей подготовительной группыдетского сада на тему: «Люблю березку русскую…»...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением: ОНР, 3 уровень речевого развития.) "На острове сокровищ"

Данная методическая разработка учитывает особенности работы с детьми ОВЗ, с логопедическим заключением ОНР , 3 речевого уровня...