Методическая разработка «Танцевальные комбинации на уроках хореографии»
методическая разработка

Гуторова Татьяна Альбертовна

Целесообразность и эффективность использования танцевальных комбинаций в качестве тренинга науроках хореографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ковалевская Елена Владимировна

Гуторова Татьяна Альбертовна

  1. Методическая разработка
  2. «Танцевальные комбинации на уроках хореографии»

Санкт-Петербург

2019 год

Пояснительная записка

Хореография — это танцевальное искусство, в которое вовлечены тысячи детей. Систематически приобщаясь прекрасному миру танца, воспитанники не только получают хореографическое образование, но также приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, развивают способности, раскрывают свой творческий потенциал, формируются как культурные личности.

В процессе обучения искусству танца учащиеся знакомятся с основами классического и народного танца, постигают эстетку классического балета и самобытность народного танца, осваивают стилистику современного танца.

Танец является синтетическим искусством, в котором движения сплетены с музыкой, подчинены ее ритму и характеру, что образует завершенную художественную форму.

Каждое хореографическое произведение требует от  исполнителя эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил. Педагог-хореограф должен научить своих воспитанников основам танцевального искусства, дать им необходимые знания, навыки, танцевальную технику, принимая во внимание возрастные особенности детей; он постоянно должен помнить, что выполнение задач, поставленных перед современной хореографией, непосредственно зависит от содержания и методики учебного процесса.

Задачи педагога-хореографа – выявление, раскрытие и развитие специальных (хореографических) способностей каждого воспитанника, развитие личности детей.

Цель настоящего пособия – помочь руководителям и педагогам хореографических студий в организации хореографической работы в детских образовательных учреждениях, внешкольных учреждениях детского творчества и широкому кругу любителей народного танца.

Методическое пособие рассчитано на музыкальных руководителей, руководителей студий хореографического искусства в дошкольных образовательных учреждений.

Данная методическая рекомендация предназначена для младшей и средней возрастных категорий учащихся (с первого по четвертый год обучения).

Разработанные комбинации можно использовать при постановке танцев на детскую тематику.

Основные тезисы

Представленные в данной работе танцевальные комбинации развивают у детей музыкальность, чувство ритма, артистизм, умение ориентироваться в пространстве, работать в малой группе (от 2 до 16 человек). Все комбинации исполняются под яркую, выразительную музыку, понятную детям. В начале изучения учащиеся повторяют движения за педагогом, слушают его подсказки. После многократного повторения они исполняют комбинации самостоятельно. Использование танцевальных комбинаций вносит неоценимый вклад в подготовке воспитанников к освоению концертного репертуара. Нередко педагог строит работу на материале изучаемого танца. Для этого берется фрагмент танца и отрабатывается в качестве тренировочного материала как танцевальная комбинация. Интересно, что музыка для такой работы используется «не родная», но она должна соответствовать характеру разучиваемого танца.

Наиболее важными, базовыми танцевальными движениями в работе с детской хореографической студии являются шаг польки, галоп и бег (подскок и перескок). На этом фундаменте строится множество танцевальных номеров. Танцевальные комбинации, построенные на подскоках, перескоках обладают совокупностью характерных особенностей, освоение которых помогает решить сразу несколько задач в деле обучения детей хореографии.

Полька - популярный танец многих европейских народов. Она представляет собой подвижный, веселый танец, опирающийся на простую ритмику, быстро и легко  запоминающуюся мелодию. Полька доступна восприятию ребенка. Она может быть исполнена не только как тренировочный материал, но и в качестве яркого концертного номера. В работе над движением польки важно акцентировать внимание учащихся на легкости подскоков, на отточенности вытянутых коленей и стоп, на хорошей выворотности, на мягких наклонах корпуса В исполнении галопа необходимы та же легкость, те же требования к ногам, что и в польке, добавляется еще поворот головы в сторону движения (при боковом галопе). Движения бега как в танце, так и в танцевальных комбинациях могут быть различны: в одних случаях необходим легкий бег с вытянутыми вперед ногами, в других - мелкий бег носочками назад, в третьих — с высоко поднятыми коленями.

Рассмотрим некоторые приемы построения танцевальных комбинаций:

1. Так называемый прямой, который строится по законам развития от простого к сложному.
2. Прием переклички или повтор: один исполнитель сделал движение, другой повторил. Пока не закончилось движение у одного исполнителя, другой не вступает.
3. Прием секвенции (лесенка) требует повтора не менее 3-х, 4-х раз. Например, первая группа, вторая, третья. И опять первая, вторая, третья, и так далее.
4. Прием «Волна» – более быстрые секвенции, повторяется один раз.
5. Расширение-сжатие – одно движение (комбинацию) исполняют несколько человек (не менее трех). Каждый делает в разных метроритмах. Один – медленно, второй – более быстро, третий – быстро и наоборот. В конце темп совпадает.
6. Канон – одна комбинация исполняется разными группами с последовательным вступлением (когда первая группа доходит до середины комбинации, вступает вторая группа, которая исполняет комбинацию сначала и так далее). Лексика у каждой группы должна быть единой. Заканчивать комбинацию все группы должны одновременно.
7. Увеличение и уменьшение танцевального пространства – комбинация исполняется на маленькой площадке, а затем исполнители стремительно занимают движением большое пространство.

Примеры танцевальных комбинаций

Комбинация движений польки и подскоков по кругу

Участвует четное количество детей. Исходное положение: руки на поясе, ноги в третьей позиции.

  1. Все участники двигаются полечным шагом по кругу на 8 счетов.
  2. Танцоры поворачиваются в круг. Четные на 8 счетов вертятся подскоками по точкам, нечетные: 2 подскока вперед в круг, 2 - назад из круга, 2 - вперед, 2 - назад ( всего тоже 8 счетов)
  3. Затем комбинация повторяется

Подскоки в паре с поворотом

Участвует четное количество пар. Исходное положение: руки крестиком, ноги в третьей позиции.

Пары двигаются по кругу на 4 счета лицом вперед,  на 4 счета спиной вперед. Важно обратить внимание на то, что пары начинают движение внутренними ногами и независимо от поворотов двигаются все время вперед.

Движения польки, галопа  и подскоков в два круга

Участвует четное количество детей. Исходное положение лицом в в круг, руки на поясе, ноги в третьей позиции.

  1. На 16 счетов Внутренний круг двигается боковым галопом по часовой стрелке, Внешний- против. За 16 счетов нужно добраться до своего места.
  2.  Внутренний круг на 8 счетов начинает движение польки в центр круга, на 8 счетов из круга. А танцоры Внешнего круга двигаются на месте вокруг своей оси подскоками: 8 счетов направо, 8 счетов налево.

Движения по фигуре подскоками

Участвует четное количество детей. Исходное положение: руки на поясе, ноги в третьей позиции. Танцующие выстроены в колонну.

  1. Подскоками четные двигаются направо по залу, нечетные — налево, расходятся.
  2. В конце колонны четные и нечетные встречаются. Образуется колонна из пар, которые берут друга сзади за талию, а внешние руки — на пояс. Пары двигаются вперед и также расходятся вправо-влево.
  3. Теперь возникает колонна из 4 человек
  4. Комбинация повторяется до тех пор, пока все танцующие не образуют одну линию.

Воротики

В данном упражнении можно использовать не только подскоки, для групп постарше можно комбинировать подскоки и польку.

Количество участников должно быть кратно 4. В исходном положении стоят две пары.

  1. Первая пара — воротики — внутренние руки подняты вверх и касаются друг друга ладонями, внешние — на поясе. Вторая пара стоит сзади, внутренние руки обнимают друг друга за талию сзади, внешние на поясе.
  2. «Воротики» делают 8 подскоков на месте. Те, кто сзади — 4 на месте, 4 — вперед. На счет 7-8 пары меняются меняются ролями: одни поднимают руки и становятся воротиками, другие оказываются сзади и обнимают друг друга за талию.

Результатом данных танцевальных упражнений является приобретение таких навыков и знаний, как танцевальные фигуры, хореографическая память и координация, чувство ансамбля, выработка пространственно-сценических ощущений.

Использованная литература:

  1. Л. Боренко «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях»
  2. Бекина С. И. И другие. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6 -7 лет): изопыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С. И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н.
  3. Бочкарёва Н. И. Ритмика и хореография: учебно-методический комплекс для хореографических отделений школ, гимназий, ДМШ, школ искусств.-Кемерово.-Кемеровск.гос. академия культуры и искусств
  4. Леонов Б.. Музыкальное ритмическое движение. Минск, 1971.
  5. Лисс С.Б. Образовательная программа театра танца «Ривьера»  Томск, ДДТ «У Белого озера». 2008.
  6. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1986
  7. Ритмика и танец. Программа. - М. 1980.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка танцевальной композиции «Вальс выпускников 2012» для коллектива спортивного танца «Современник»

Вальс выпускников: описание основных движений, схема и рисунок танцевальной композиции....

Методическая разработка игр для занятий по хореографии.

Игры. которые я использую для занятий....

Методическая разработка. "Танцевальная терапия на уроках хореографии".

Данный материал имеет целью призвать к использованию возможностей танцевальной терапии на уроках хореографии и ритмики. Он построен на разъяснении необходимости применения таковой и содержит конкретны...

Методическая разработка "Танцевальная переменка"

laquo;Танцевальная переменка»  (методические рекомендации по внеурочной работе для учителей начальных классов)...

Методическая разработка учебного занятия по программе «Хореография». Тема: «Народно-сценический танец»

Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт дух...

Методическая разработка для работы по программе: «Хореография» «Движения экзерсиса по классическому танцу»

В разработке представлено подробное описание упражнений по классическому танцу....

Методическая разработка «Игровая деятельность в обучении хореографии»

Методическая разработка «Игровая деятельность в обучении хореографии»...