Методическая разработка «Игровая деятельность в обучении хореографии»
методическая разработка

воробьева оксана сергеевна

Методическая разработка «Игровая деятельность в обучении хореографии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_v_obuchenii_horeografii.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровая деятельность в обучении хореографии»

Занятие хореографией для детей – это не просто красиво и полезно, но ещё и сложно. Танцевальное искусство требуют трудолюбия, усердия и упорства, что иногда влечет за собой ряд трудностей. Музыкально-ролевые игры формируют у детей музыкальность и пластичность выразительности. Они предлагают определенный образ и передают в движении богатый мир чувств.

Детям младшего школьного возраста свойственно фантазировать, они смело могут менять правила игры, тем самым усложняя ее содержание. Необходимо поддерживать такой творческий подход. Но при этом не забывать, что задача педагога умело создавать такие условия игры , при которых сохранялось бы ее основная цель- трансформировать обучение с применением игровых технологий в увлекательное для ребенка занятие. В организации таких занятий необходимо чувство меры, ведь детям свойственны азарт и увлеченность, которые могут нанести ущерб занятиям. В этот момент открывается роль педагога, который хоть и не принимает участие в игре, но очень внимательно наблюдает за ее участниками, корректирует их исполнение, поведение, дает оценки. Не следует, однако в одно занятие вводить сразу много игр. Окончание занятие должно быть ярким, запоминающимся и, конечно, содержать анализ.

Выбор игровых форм для занятий по хореографии зависит от возраста и физического развития детей. Для детей младшего школьного возраста подходят детские подвижные игры. Их необходимо сопровождать считалками, песнями. Подвижные русские - народные игры лаконичны, выразительны, поэтому если педагог включает их в занятие, то оно становится ярче.

Необходимо определить игровые формы и приемы, которые необходимо использовать на занятии хореографией.

Начать хотелось бы с игрушки. Игра и игрушка в жизни детей неотделимы друг от друга. Она для ребенка понятна, он воспринимает ее как друга, она делает его радостным и счастливым. Поэтому необходимо использовать ее на занятиях хореографией. Игрушка должна быть не только красивая и интересная детям, но безопасная. Это главное условие для ее применения. Она не должна быть большой, так как это будем мешать ребенку с ней двигаться. Куклы, мишки, мячи, зонтики, лошадки- это самые доступные и приемлемые игрушки в танце. Они сделают более наполненным заданное педагогом движение, помогут ребенку точнее передать образ.

Фольклорные, игровые песни тоже могут стать формой для занятий по хореографии. Здесь необходим тщательный подбор так как фольклорные песни чаще всего имеют «взрослое наполнение», которое может оттолкнуть детей. Проведя анализ известных игровых песен русского фольклора, рекомендую песни-игры, где дети находят образы понятные их возрасту.

Игры - превращения, где дети перевоплощаются в животных, птиц и т.д. Они развивают способности овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять.

Необходимо отметить игровой стретчинг, комплекс, который только начинают использовать в занятиях по хореографии. Стретчинг можно отнести к длительным творческим проектам, т.е. играм в которые дети могут играть долгое время.

Фантазийная игра «Сон». Сюжеты должны быть разнообразными. Необходимо помнить, что они должны быть понятны детям, и в них было не более двух перемен действий, иначе все усилия уйдут на то чтобы не забыть, что делать дальше. Одна из девочек (или мальчиков) пробежится и потанцует «на полянке» («полянку» можно оформить искусственными цветами, главное, чтобы они были безопасными для детей) Затем она (он) присядет на стульчик и заснет, а ее (его) окружат все звери, птицы насекомые и будут танцевать – каждый по - своему. Затем девочка (мальчик) просыпается, от удивления хватается за голову, радуется и, становясь в круг вместе со всеми участвующими в игре детьми, кружится вокруг «пенька» (стульчика), на котором она сидела. Можно придумать свой ход сюжета. Определив все представление, можно предложить детям показать результат коллективного труда родителям, это будет для них источником гордости.

Таким образом, можно обыгрывать и другие образы, опираясь на взаимодействие одного центрального персонажа и нескольких подобных друг другу, которые, однако, не будут идентичными, позволяя детям «искать себя», как например, в многообразии животных, птиц и т.д. Для экономии времени можно половине детей побыть в центральной роли одной игры, а другой половине – в центральной роли в другой. Иначе вместо всеобщей радости можно получить массу обид, а наиболее стеснительные- почувствуют себя забытыми и забитыми. О последних надо помнить особо и выбирать их на эти роли, даже если они не напрашиваются, так как они хотят этого не меньше, но им нередко трудно попросить, или перекричать остальных. Самим детям в таких условиях взаимодействовать гораздо труднее. На это необходимо обратить особое внимание.

Сюжеты с центральным персонажем и его окружением разнообразны. Например:

«Цветы весной», распускающиеся, когда солнце просыпается. Оно может их обогревать, ласково погладив по голове каждого по очереди.

«Спящий кот». Спящий кот позволяет мышкам подкрадываться, а затем пытается схватить одну из них. Мышки крадутся и пританцовывают.

«Снежинки и снеговик», «Воспитательница и озорные детки», ,«Дождик и дети с зонтиками», «Белоснежка и гномики»,и т.д. Можно придумать много аналогичных сюжетов. Выбирать сюжет необходимо ориентируясь на возраст, пол, настроение и интересы собравшихся детей.

«В сказочном лесу». Каждая ребенок выбирает себе образ. В лес входит девочка или мальчик. По очереди он «включает» каждого персонажа, в результате чего он показывает свой танец. Затем «ребенок » «выключает» и персонаж замирает.

Также необходимо включать в процесс разгадывания применимо и для предыдущих сюжетов. Например, угадайте, что был за цветок, что за насекомое. Впрочем, можно одну игру показать без разгадывания, а другую – через некоторое время – уже с разгадыванием. Разгадывание потребует больших навыков и усилий в процессе управления игрой, а также большего авторитета у детей.

Любую игру надо проиграть несколько раз, не только позволяя детям по очереди становиться центральным персонажем, но и стимулируя менять образы «окружения». То есть побыть и кузнечиком, и бабочкой. И нарциссом, и розой.

Длительная игра, как наиболее высокая ступень развития детской игры характерна скорее для детей старшего возраста. Но при этом любая игра в наших руках. Изменим правила, и она станет сложнее или легче.

Необходимо отметить, что игровые технологии представляют бескрайние возможности для их использования их на занятиях хореографией. Игра на занятиях по хореографии становит неотъемлемой частью в формировании и развитии творческой личности ребенка.

Интегрирование игры и танца дает детям дополнительный стимул, интерес к танцу и вообще к творческому самовыражению. Скучные упражнения после игры, как на занятии, так и вне него, приобретает совсем другой, более богатый смысл. Занимаясь хореографией играя, дети раскрываются, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что благотворно влияет на будущую результативность.

Традиционное хореографическое обучение делится на два основных этапа.

Первый этап – «игровой». Дети 7-11 лет постигают основы танцевальной культуры через игру, в которой используются инструментальная музыка, простые танцевальные элементы.

Второй этап – «технический». Дети 12-16 лет осваивают технически сложные, замысловатые хореографические элементы, разучивают танцы.

Очерёдность вышеуказанных этапов: «игрового» и «технического» соответствуют возрастным особенностям физического и психического развития детей.

Исполнительская традиция представляет собой как стройную систему психической коррекции, направленную на гармоничное развитие человека.

Важной проблемой образования является неприятие многими детьми занятий. Радость познания подчас гасится отсутствием заинтересованности со стороны детей. Поэтому в качестве наиболее доступного метода обучения воспитанников мной широко используется метод игровых технологий.

Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Она способствует психологической разгрузке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей. Она источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой.

В методике выделяются следующие виды педагогических игр:

• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

• познавательные, воспитательные, развивающие,

• репродуктивные, продуктивные, творческие;

• коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность воспитанников.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Используются следующие игры:

- игра ролевая – совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.

- игра предметная – игра с окружающими предметами, в которой ребёнок учится использовать их по прямому назначению.

- игра символическая – игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.

- игра сюжетная – игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.

Композиция занятия с использованием игровой технологии такова:

1. Весёлая Физ. минутка. (Музыка Э. Грин «Норвежская полька»)

Педагог: - сегодня, ребята, у нас необычное занятие, мы побываем в стране сказок. А про гномов знаете сказки? Гномики, какие они? Весёлые, шутливые, добрые. А теперь представьте, что мы все гномики. Итак, начинается в стране гномов утро (все: Здравствуй, солнце золотое! (показывают солнце). Здравствуй, небо голубое! (показывают небо). Здравствуй, вольный ветерок! (показывают ветер). Здравствуй, утро! (жест на право). Здравствуй, день (жест влево). Нам здороваться, не лень! (поклон). 3. Разминка в середине зала. «Хорошая осанка» (музыка Ф. Шуберта «Марш»).

2. Разминка на середине зала. «Хорошая осанка» (музыка Ф. Шуберта «Марш»)

Все гномы были красивые, подтянутые, бодрые и здоровые, (разминка в середине зала) они любили делать зарядку по утрам. Гномы основное внимание уделяли постановке корпуса поэтому, ребята, давайте мы сделаем упражнение для правильной осанки. Развести руки в стороны и неся стаканчик на голове, пройти по кругу:(музыка К. Чернии «Этюд»)

- танцевальным шагом;

- на каблуках;

- перекаты;

- амплуате; (руки на бёдрах на раз шаг правой ногой, согнутую на 90 левую ногу поднять вверх, на два левой ногой сделать шаг, правую ногу поднять на 90….)

- повернуться вокруг себя….Молодцы!

3. Разучивание композиции танца на основе сказок. («На лесной лужайке»).

1-24 такты. Танцевальная импровизация. Дети придумывают танец стрекоз, бабочек, пчёлок (девочки) и зайчиков, кузнечиков (мальчики, выражающий чувство радости, восхищения красотой летней природы в соответствии с ритмом и характером музыки. Останавливаются с окончанием музыкальной части.

4. Завершение занятия.

- Молодцы! Давайте представим: мы – гномики. Наши гномики очень внимательные и дружные. Вместе ходят на прогулку, вместе весело играют и любят дружно танцевать. Так прошёл ещё один день весёлых гномов. Посмотрите, уже темнеет, ветер становится сильнее, скоро ночь и нам пора возвращаться домой. Давайте возьмёмся за руки и пойдём по кругу, зигзагом. Вот и дошли до дома и уснули сладким сном. (Музыка «Колыбельная»)

Чтобы занятия с использованием игровой технологии проходили продуктивно, педагог должен:

• учитывать возрастные особенности воспитанников, характер каждого ребёнка, их индивидуальные способности, интересы и возможности;

• обладать всеми необходимыми знаниями и умениями;

• заинтересовать и создать условия для творческой работы;

• правильно объяснить и организовать игру;

• создавать положительный настрой.

После таких занятий дети будут приходить в класс хореографии с охотой, с улыбкой, не будут опаздывать, боясь пропустить что-то интересное. Они станут более развитыми, раскрепощёнными, отзывчивыми на всё прекрасное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игр для занятий по хореографии.

Игры. которые я использую для занятий....

Методическая разработка. "Танцевальная терапия на уроках хореографии".

Данный материал имеет целью призвать к использованию возможностей танцевальной терапии на уроках хореографии и ритмики. Он построен на разъяснении необходимости применения таковой и содержит конкретны...

Методическая разработка «Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе».

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Игра формирует устойчивый интер...

Методическая разработка учебного занятия по программе «Хореография». Тема: «Народно-сценический танец»

Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт дух...

Методическая разработка «Танцевальные комбинации на уроках хореографии»

Целесообразность и эффективность использования танцевальных комбинаций в качестве тренинга науроках хореографии....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеурочной деятельности по обучению основам безопасного поведения на дороге «Путешествие по городу»

Игровая форма работы, состоящая из 5 этапов (остановок), имеется определенный сюжет. Данная форма  сочетает элементы творческой, игровой и учебно-воспитательной деятельности, что позволяет добива...