Информатизация социальной реальности через педагогическую деятельность: итоги и перспективы
материал

Бажилина Татьяна Альбертовна

В последнее время в обществе значительно возрос интерес к новым технологиям, усилилось стремление к ин­форматизации социальной реальности. Поэтому для молодого человека, вступающего в жизнь, даже если он не выберет путь профессионального программиста, требуется широкий уровень знаний и практических навыков работы с компьютером. Такую возможность получают подростки, занимающиеся в детском объединении «Компьютерные технологии», которое является одним из самых популярных, стабильных и востребованных в МБУДО ЦДОД. Деятельность детского объединения  строится на основе коллективного творчества и сотрудничества всех участников образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_2015-2020_bazhilina.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Информатизация социальной реальности через педагогическую деятельность:

итоги и перспективы

Татьяна Альбертовна Бажилина,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДОД города Тамбова,

t_bazhilina@mail.ru

Описание передового педагогического опыта

Общие сведения

Сведения об авторе

ФИО а

Бажилина Татьяна Альбертовна

Место работы

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

Должность

Педагог дополнительного образования

Квалификация

высшая  категория

Образование

Высшее

Сведения об обобщении опыта

Форма обобщения

самоанализ

Сроки обобщения

2015-2020гг.

Форма распространения /трансляции опыта

публикации, выступления

Актуальность

        В последнее время в обществе значительно возрос интерес к новым технологиям, усилилось стремление к информатизации социальной реальности. Поэтому для молодого человека, вступающего в жизнь, даже если он не выберет путь профессионального программиста, требуется широкий уровень знаний и практических навыков работы с компьютером. Такую возможность получают подростки, занимающиеся в детском объединении «Компьютерные технологии», которое является одним из самых популярных, стабильных и востребованных в МБУДО ЦДОД. Деятельность детского объединения  строится на основе коллективного творчества и сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Цель и задачи

        Целью моей педагогической деятельности является организация образовательного процесса, стимулирующего развитие природных склонностей, творческих и интеллектуальных способностей детей, обеспечивающего самопознание, самообразование и самореализацию личности средствами информационно - коммуникационных технологий, что соответствует целям Устава и Программы развития муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей».

Исходя из поставленной цели, мною решаются следующие задачи:

  • создание условий, обеспечивающих формирование информационной культуры обучающихся;
  • развитие творческого и умственного потенциала детей, посредством компьютерных технологий;
  • воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерным и информационным системам;
  • формирование профессиональной ориентации для работы в области информатики и вычислительной техники.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими   основными нормативно-правовыми документами:

  • Законом РФ «Об образовании в РФ».
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

  • Конвенцией о правах ребенка.
  • Концепцией развития дополнительного образования детей
  • Уставом МБУДО ЦДОД.
  • Программой развития учреждения (2013-2017гг.)
  • Положением о детских объединениях.

        Являюсь членом Методического совета МБУДО ЦДОД,  участвую в работе методического объединения инновационной деятельности и Лаборатории дистанционного обучения МБУДО ЦДОД. Выполняю функции администратора официального сайта МБУДО ЦДОД.

         

        Активно участвую в проектной и инновационной  деятельности Центра. 

Участвую в реализации  проекта  МБУДО ЦДОД «Проектирование индивидуальной образовательной траектории как технологии саморазвития и самореализации учащихся».

         Мною разработаны индивидуальные образовательные маршруты  для учащихся.

        Участвуя в реализации регионального проекта виртуальной интернет-школы «Умный градЪ», проводила занятия с группами детей с использованием информационных и коммуникационных технологий. Разработала программу «Компьютерный дизайн» и вела занятия в группах переменного состава, 35% учащихся этих групп в дальнейшем стали учащимися детского объединения «Компьютерные технологии». 

        Анализ динамики охвата детей и подростков позволяет сделать вывод о стабильности количественных показателей по таким параметрам, как численность групп, наполняемость. По количеству занимающихся наблюдается устойчивый рост.

        Положительным результатом работы является стабильный рост численности учащихся среднего и старшего школьного возраста, т.к. это наиболее проблемный возраст.

        Данные о количестве обучающихся по годам обучения свидетельствуют о желании учащихся более углубленно изучать предмет, что свидетельствует о наличии преемственности в работе детского объединения.

        Работа детского объединения осуществляется по авторской образовательной программе «Основы компьютерной грамотности», утверждённой городским экспертным советом комитета образования администрации города Тамбова (2006г.), областной экспертной комиссией (2009 год) и рекомендованной в 2011 году. В программу постоянно вносятся изменения по ходу развития и обновления программного обеспечения и с учетом потребностей учащихся.  Программа внесена в региональный банк авторских программ системы дополнительного образования детей, успешно прошла процедуру НОК программ ДОД (2018).

        Обеспеченность учебно-методическим комплексом к программе составляет 95%.  УМК систематически пополняется и создается на основе широкого применения методов визуализации и интерактивных элементов, облегчающих восприятие учебного материала и представлен: учебно-тематическим планом на учебный год, учебными электронными пособиями, методическими рекомендациями, мультимедийными лекциями, видео- и текстовыми кейсами, пакетом контрольных тестов.

        Образовательная программа перекликается со школьным курсом, но не дублирует курс информатики в общеобразовательных организациях, так как акцент делается на формирование практических навыков работы с компьютером.  Программа рассчитана на четыре года обучения и включает в себя следующие блоки: «Компьютер – инструмент решения прикладных задач», «Компьютерная графика и анимация», «Компьютер – средство воплощения творческих идей».  «Компьютер - инструмент для размещения собственной рекламы в сети Internet».

        Для реализации образовательной программы в Центре созданы комфортные условия. Материально-техническая база объединения улучшается и пополняется с каждым годом. Компьютерный класс соответствует санитарным нормам. За последние три года обновлен весь компьютерный парк – это компьютеры нового поколения, объединенные локальной сетью. Все компьютеры имеют высокоскоростной кабельный доступ в Интернет. Для учебных целей используются цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор. Учебный кабинет оснащен современной компьютерной мебелью с регулируемыми стульями.

        Для эффективного освоения учебного материала имеется подборка фотоизображений и анимированных изображений, каталог дополнительных информационных ресурсов, музыкальная и звуковая фонотека для использования их в различных программах, создаваемых учащимися.

        Создан и постоянно пополняется банк обучающих программ, видеотека занятий и презентаций по различным темам, наглядный материал, раздаточный материал для самостоятельной и творческой работы, которые способствуют:

- мотивации в получении знаний;

- самостоятельному освоению учебного курса или его разделов;

- созданию индивидуальных учебных планов, в соответствии с индивидуальными траекториями обучения.

        Использование на занятиях электронных учебников позволяет выбрать удобный темп освоения материала, способ изложения, соответствующий психофизиологическим особенностям и способностям ребенка.

         Учащиеся активно включены в подготовку и издание методических материалов по учебным тематикам, что способствует формированию ключевых компетенций.

        Образовательный процесс в объединении «Компьютерные технологии» осуществляется на вариативной основе, содержит гибкие формы обучения и воспитания, имеет практический, продуктивный характер. Базируется на основе личностно-ориентированного подхода, что выражается в учете и признании своеобразия, неповторимости, уникальности личности каждого ребенка.  

        В основу образовательного процесса положена целостно-образовательная модель личностного развития учащегося, которая включает в себя 4 основных образовательных модуля, каждый из которых соответствует определенной ступени обучения, имеет свою специфику, задачи, формы реализации. 

        По результатам освоения образовательной программы обучающимся вручаются дипломы соответствующего достоинства, а по окончанию обучения выдаются свидетельства.

        Образовательная потребность учащихся реализуется посредством разнообразных форм и методов организации занятий, педагогических технологий, авторских методик. Формы проведения занятий разнообразны в зависимости от возраста обучающихся: лекции, викторины, деловые игры, конкурсы, объяснение материала с привлечением обучающихся, самостоятельная тренировочная работа, эвристические беседы, практическое учебное занятие, творческие задания, зачет, защита проектов и др.

        В детском объединении традиционно происходит привлечение учащихся-стажеров к проведению занятий в группе обучающихся младшего школьного возраста, где они выступают с лекциями, демонстрацией своих творческих работ, участвуют в объяснении материала, самостоятельно ведут практические занятия, проводят игры-тренинги, физкультминутки.

        Одним из приоритетных направлений в деятельности детского объединения является привлечение обучающихся к исследовательской и творческой деятельности, которая позволяет:

  • получить практические навыки работы с информацией;
  • получить практические навыки по организации своей самостоятельной деятельности;
  • активизировать процесс познания и развивать аналитическое мышление;
  • развивать творческие способности;
  • развивать коммуникативные способности;
  • повышать ИКТ-компетентность;
  • создавать благоприятный психологический климат.

Результат – победы на Всероссийских и международных конкурсах исследовательских работ, компьютерной графики, мультипликации.

        В работе активно применяю метод проектов, учащимися ведется постоянная коллективная работа по созданию сайтов детских объединений Центра. Это дает возможность обучающимся приобретать навыки и анализировать ситуацию (соотносить теорию с практикой), находить нестандартные решения, умение работать в команде.

        С целью совершенствования системы, обеспечивающей развитие познавательного интереса обучающихся в коллективе, создана такая развивающая среда, попадая в которую, ребенок, на мой взгляд, учится самостоятельно:

  •  работать с дидактическим материалом;
  • получает практические навыки решения разных задач;
  • учится находить собственные ошибки и исправлять их;
  • учится легко, не замечая того, что учится.

Каждое задание преследует две цели: прямую и косвенную. Прямую цель ставит перед собой обучающийся (например, сделать открытку), а косвенную – педагог (создавая открытку, учащийся учится масштабировать объекты, работать с цветом и заливкой, редактировать объекты, форматировать текст, развивая художественный вкус, оттачивая навыки быстрого поиска нужной информации в компьютере);

  • дисциплине и самоконтролю за поведением.

Учащимся предоставляется свобода выбора: каждый обучающийся, в зависимости от склонностей, интересов и навыков выбирает тему и метод создания мультфильма, web–сайта или тематику печатной продукции (от поздравительной открытки и грамоты, до буклета и иллюстрированного сборника).

         Развитию познавательной активности обучающихся способствует и система творческих конкурсов, интеллектуальных игр, познавательно-игровых программ, таких как «Gambler», «Своя игра», «Компьютерные заморочки», сюжетно-ролевые игры «Приглашаем на кастинг» и др. Итоги проведенного мониторинга говорят о заинтересованности учащихся и их активном участии в данном виде деятельности.

        Особое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих образовательных технологий (разумное сочетание умственное и физической активности, упражнения по снижению утомляемости, профилактика курения, алкоголизма, наркомании, оптимизация учебной нагрузки с учетом возрастных, психофизических и физиологических особенностей обучающихся). Учащиеся детского объединения «Компьютерные технологии» принимают участие в мероприятиях по профилактике вредных привычек с использованием интерактивных стендов по комплексной программе профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области «Не оступись!» на 2013-2015 годы, спортивно-развлекательных играх на муниципальном и городском уровнях.

        Одним из важных структурных элементов процесса обучения является система оценки и контроля эффективности освоения учащимися образовательной программы.         Система отслеживания результатов образовательной деятельности детского объединения включает в себя вводный и промежуточный контроль. Формы проведения итогов освоения образовательной программы зависят как от возраста учащихся, так и от сложности изучаемой темы: тестирование, творческие задания, самостоятельные работы репродуктивного характера, занятия на повторение и обобщение, викторины, зачет, защита работ и др.

        В конце каждого учебного года проводится промежуточная аттестация учащихся, согласно утвержденному Положению, в котором определены параметры и критерии результативности на основании содержания образовательной программы и в соответствии с прогнозируемыми результатами. Аттестация учащихся позволяет оценить реальную результативность образовательной деятельности и определить пути дальнейшего роста. 

        Для характеристики показателей успешности работы каждого учащегося заведена и систематически пополняется Карта личностного развития обучающегося, где отслеживаются не только успехи в освоении программы, но и уровень развития личностных качеств.

          Результаты проведенных диагностических исследований говорят о   росте когнитивных и креативных способностей   учащихся, которые, демонстрируя свои коммуникативные навыки, с удовольствием выступают и защищают свои работы, учатся конструктивно оценивать не только свои результаты, но и достижения сверстников.

        Совместно с психологом Центра ежегодно проводиться диагностика по выявлению уровня воспитанности учащихся и комфортного психологического климата на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях.

        Показатели уровня удовлетворенности учащихся организацией жизнедеятельности в детском объединении 97%-100% .

Сложившаяся система мониторинга результативности деятельности детского объединения, дает возможность проследить развитие каждого обучающегося, выявить наиболее способных, создать условия для их развития, определить степень освоения образовательных программ и своевременно внести корректировку в образовательный процесс.

Результаты мониторинга за последние 3 года показывают:

  •   сохранность контингента учащихся;
  •  положительную динамику результатов промежуточной аттестации учащихся;
  • повышение процента учащихся, поступающих в ВУЗЫ, колледжи и   другие учебные заведения на специальности, связанные с компьютерными технологиями от 6%  до 10%;
  • повышение количества учащихся, желающих принимать участие  в конкурсах различного уровня.

        Особое внимание уделяется работе с одаренными детьми и детьми группы риска.  Первые - творчески способные и талантливые, с удовольствием создают и защищают коллективные проекты, активно участвуют в создании мультфильмов, рекламной продукции, являются тьюторами для своих товарищей. Принимают участие в конкурсах различного уровня. (15 побед на Всероссийских конкурсах, 2 Лауреата международного конкурса) .

        В детском объединении занимаются подростки, стоящие на внутри школьном и городском учете в КДН и ПДН. Этим детям уделяется особое внимание. Сотрудники полиции регулярно посещают детское объединение и интересуются успехами этих учащихся.

Трудные подростки постоянные участники всех спортивно-развлекательных мероприятий детского объединения, с ними проводятся занятия по программе «Не оступись!».

        Для социализации была введена интеграция с детскими объединениями Центра: театральной студией «Забава» детским объединением «Говорим по-английски», танцевальным коллективом «Эксклюзив». В результате дети получили возможность расширить круг своих интересов, побывали на уроках речевого тренинга, выступили с танцевальным номером и озвучили мультфильм на английском языке.

Дети и родители проявили при этом высокую активность и было принято решение расширить интеграцию с другими детскими объединениями Центра.

        Главными помощниками и союзниками в работе детского объединения являются родители. Взаимодействие с родителями в коллективе строится по следующим направлениям:

  • диагностическая работа по изучению семьи;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей (работа проводиться совместно с психологом);
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • совместная организация и проведение воспитательных, досуговых, социально значимых   мероприятий.

 Сложившаяся система работы с родителями включает в себя следующие формы совместной деятельности: проведение занятий с партнерским участием родителей; дни открытых дверей; творческие конкурсы; выпуск газет; оформление кабинета; совместные праздники, конкурсно - игровые и интеллектуальные программы; соревнования, конкурсы, экскурсии и многое другое.

        С целью вовлечения родителей в образовательный процесс, они приглашаются на зачетные и итоговые занятия, где имеют возможность проследить за успехами своих детей и попробовать свои силы в общении с компьютером.

        Средний возраст учащихся детского объединения 12-16 лет и 95% из них мальчики, поэтому большинство воспитательных, досуговых мероприятий и родительских собраний направлено на пропаганду и формирование здорового образа жизни.

        Большой популярностью пользуются праздники, посвященные Дню защитника Отечества, Дню защиты детей, Дню семьи, в ходе которых гармонично переплетаются культура и спорт, духовное и физическое начало, наполняя жизнь детей и взрослых радостью, азартом спортивной борьбы.  

        Ежегодно в конце учебного года проводится анкетирование родителей с целью выявления уровня удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса.

        В объединении накоплен положительный опыт совместной деятельности с различными учебными заведениями города. Крепнут творческие связи с  Тамбовским Бизнес-колледжем и ТГТУ (факультет Информационные технологии). Это посещение учащимися дней открытых дверей, прохождение студентами практики на базе детского объединения.

Достижениями в своей педагогической деятельности считаю:

  • стабильность (количественных показателей) численности учащихся;
  • применение здоровьесберегающих технологий;
  • положительную динамику результатов промежуточной аттестации учащихся;
  • повышение количества числа учащихся, желающих принимать участие в конкурсах и занимающих призовые места;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс;
  • приоритетность применения метода проектов;
  • интеграцию с театральной студией «Забава», детским объединениями «Говорим по-английски» и танцевальным коллективом «Эксклюзив»;
  • систематическое повышение квалификации на курсах ТОГОАУ ДПО ИПКРО и самообразование;
  • участие и победа в конкурсе профессионального мастерства;
  • участие в подготовке и выпуске методической продукции;
  • активное участие в проектной и инновационной деятельности Центра;
  • участие в реализации проекта МБУДО ЦДОД «Проектирование индивидуальной образовательной траектории как технологии саморазвития и самореализации учащихся»;
  • являюсь членом рабочих групп Методического совета, Методического объединения инновационной деятельности, лаборатории дистанционного обучения, лаборатории экспериментальной и проектной деятельности.
  • являюсь администратором официального сайта МБУДО ЦДОД.

На будущее планирую:

  • активно заниматься самообразованием и повышать квалификацию;
  • продолжать и расширять интеграцию объединения с детскими объединениями Центра;
  • расширить участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • активно заниматься и совершенствовать методические разработки уроков дистанционного обучения на сайте Центра;
  • ввести в программу новый блок по созданию компьютерных игр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренность - дар или социальная реальность

Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаре...

Педагогические чтения.Опыт и перспективы развития системы начального профессионального образования.

Современные концепции воспитания: формирование образа жизни достойной Человека....

«Инклюзивное образование: организационно – педагогические условия, проблемы внедрения, перспективы развития».

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей, включены в общую сист...

"Информатизация образования как инновационная педагогическая технология"

Статья посвящена использованию инновационных технологий и интернет-ресурсов в преподавании татарского языка. Инновационные технологии позволяют не только усовершенствовать традиционные формы и методы,...

"Информатизация образования как инновационная педагогическая технология"

В статье рассмотрены основные подходы к разработке концепция инструментария инновационного инвестирования в воспризводство инновационной сфере. Сформулированные положительные стоороны применения копьм...

Социальный проект "Через года, через века, помните!"

Летят дни, минуют десятилетия, разные события происходят на нашей земле, но мы не должны забывать о самом страшном - о той войне, которая унесла миллионы жизней. Она оставила за собой горький след пот...

Практика создания проекта новой педагогической реальности "Основы педагогического проектирования"

Актуальность  изучения   основных   этапов   проектирования образовательных систем обусловлена, прежде всего, наличием требований к эффективной  организации...