Практика создания проекта новой педагогической реальности "Основы педагогического проектирования"
презентация к уроку

Цыбуленко Ольга Сергеевна

Актуальность  изучения   основных   этапов   проектирования образовательных систем обусловлена, прежде всего, наличием требований к эффективной  организации   образовательного   процесса,   а   также современными требованиями к качеству образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_proekt_osnovy_pedagogicheskogo_proektirovaniya.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практика создания проекта новой педагогической реальности Основы педагогического проектирования

Слайд 2

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – это деятельность педагога, направленная на решение педагогической проблемы путем ее исследования и моделирования будущего образовательного процесса.

Слайд 3

Объекты педагогического проектирования разработка авторской программы учебного предмета; разработка инновационной системы воспитательной работы (новая модель организации самоуправления в классе, разработка культурных программ и т.п.); внедрение инновационных форм, методов, технологий обучения и воспитания; внедрение новых способов оценки учебных достижений обучающихся.

Слайд 5

Технология педагогического проектирования ЗАДАЧИ ПРОЦЕДУРЫ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Определение проблемы Диагностика состояния образовательного процесса (контрольные работы, тесты, анкетирование, наблюдение и др.) Выявление несоответствия между необходимым и реальным состоянием образовательного процесса. 1 этап – подготовительный

Слайд 6

Технология педагогического проектирования ЗАДАЧИ ПРОЦЕДУРЫ РЕЗУЛЬТАТЫ 2. Поиск информации по данной проблеме. 1. Изучение педагогической литературы. 2. Знакомство с передовым педагогическим опытом. 3. Консультирование у специалистов по данной проблеме. Получение необходимой информации по данной проблеме. 1 этап – подготовительный

Слайд 7

Технология педагогического проектирования ЗАДАЧИ ПРОЦЕДУРЫ РЕЗУЛЬТАТЫ 3. Поиск вариантов решения проблемы (формулировка гипотезы). 1. Выявление и анализ вариантов решения проблемы. 2. Выбор оптимального варианта или создание собственного способа решения проблемы. 3. Формулировка и обоснование гипотезы. Наличие оптимального варианта решения проблемы (гипотезы). 1 этап – подготовительный

Слайд 8

Технология педагогического проектирования ЗАДАЧИ ПРОЦЕДУРЫ РЕЗУЛЬТАТЫ 4. Подготовка к осуществлению проекта. 1. Текстовое оформление проекта. 2. Планирование предстоящей работы. 3. Определение и подготовка необходимых ресурсов (организационных, научно-методических, материальных и т.п.). Создание необходимых условий проектной деятельности. 1 этап – подготовительный

Слайд 9

РЕЗУЛЬТАТ ПЕРВОГО ЭТАПА – подготовленность к проектной деятельности.

Слайд 10

Технология педагогического проектирования ЗАДАЧИ ПРОЦЕДУРЫ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Организация образовательной деятельности обучающихся в новых условиях. Создание необходимых условий для образовательной деятельности обучающихся в соответствии с проектной идеей. Реализация проектной идеи на практике (экспериментальная проверка гипотезы). 2 этап – исполнительский

Слайд 11

Технология педагогического проектирования ЗАДАЧИ ПРОЦЕДУРЫ РЕЗУЛЬТАТЫ 2. Контроль за реализацией проекта. Проведение контрольных срезов (контрольные работы, тесты, просмотры, анкетирование, наблюдение, создание воспитывающих ситуаций). Получение необходимой информации о ходе проектной деятельности. 2 этап – исполнительский

Слайд 12

Технология педагогического проектирования ЗАДАЧИ ПРОЦЕДУРЫ РЕЗУЛЬТАТЫ 3. Осуществление коррекции проекта. Внесение необходимых изменений, стимулирование деятельности обучающихся. Совершенствование образовательного процесса в новых условиях. 2 этап – исполнительский

Слайд 13

РЕЗУЛЬТАТ ВТОРОГО ЭТАПА – создание продукта проектной деятельности, обеспечивающего эффективность образовательной деятельности (качественные изменения личности обучающегося)

Слайд 14

Технология педагогического проектирования ЗАДАЧИ ПРОЦЕДУРЫ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Обработка и педагогическая интерпретация полученных результатов. 1. Анализ и систематизация полученных данных. 2. Оценка результативности проекта. Получение необходимой информации для оценки эффективности проектной деятельности. 3 этап – итоговый

Слайд 15

Технология педагогического проектирования ЗАДАЧИ ПРОЦЕДУРЫ РЕЗУЛЬТАТЫ 2. Осмысление результатов проектной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Осмысление собственной проектной деятельности. 3 этап – итоговый

Слайд 16

Технология педагогического проектирования ЗАДАЧИ ПРОЦЕДУРЫ РЕЗУЛЬТАТЫ 3. Информирование педагогического сообщества о результатах проектной деятельности. 1. Составление отчета. 2. Публичное представление и обсуждение результатов проектной деятельности. Публичная оценка результатов проектной деятельности. 3 этап – итоговый

Слайд 17

РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА – подведение итогов проектной деятельности.

Слайд 18

ОСНОВНОЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА – СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 19

Методическое объединение педагогов «Педагогическое проектирование в условиях ранней профессиональной ориентации». Детский сад № 261. ОАО «РЖД»

Слайд 21

Этапы конструирования логики педагогического проекта ПОСТАНОВОЧНЫЙ (проблема – тема – объект – предмет – факты – идея – замысел – гипотеза – задачи) ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ (подбор методов – проверка гипотезы – воплощение модели – фиксирование результатов) ОФОРМИТЕЛЬСКИЙ (обсуждение выводов – апробация – отчеты, доклады)

Слайд 22

Что такое проект и проектирование? ПРОЕКТ (лат) – БРОШЕННЫЙ ВПЕРЕД замысел в виде прообраза какого-либо реального объекта, процесса основные черты проекта: - отнесенность проекта к будущему; ориентация проекта на желаемое состояние в будущем; представление проекта как системы средств достижения будущего; четко и ясно сформулированные критерии эффективности.

Слайд 23

К пониманию сути: Проект – это деятельность, локализованная по ресурсам, по территории, по участникам, направленная на решение той, или иной проблемы. ПРОЕКТ – система средств достижения будущего состояния объекта, которая имеет четко и ясно сформулированные критерии эффективности

Слайд 24

Участники пед. проектирования Каждый управленец - менеджер образования - по содержанию своей управленческой деятельности если не проектировщик новых образовательных систем, то, во всяком случае, участник проектирования будущих состояний этих систем . Каждый педагог – получающий системное описание своей и коллективной учебно-воспитательной работы , исходные данные о состоянии этой системы, определяющий перспективы развития ДОУ . Педагогический коллектив – определяющий целевые ориентиры совместной деятельности, проект делового взаимодействия по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.

Слайд 25

Понятие «педагогическое проектирование» ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – разработка проектов развития образовательных систем или учреждений , создание любых образовательных программ, методик, технологий ( В.И. Загвязинский , Р. Атаханов . Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.,2001. с. 201 .) ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – процесс создания проекта будущего, потребного состояния объекта . Включает прогнозирование , моделирование , разработку проектов и их научно-методическое и ресурсное обеспечение . ( Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень, 2005. с.67 .)

Слайд 26

Принципы педагогического проектирования: научность и практичность ПП должен опираться на научные теории и концепции (без излишней теоретизации), иметь практический характер, отражающий деятельность конкретного педагога. целостность, системность, логичность ПП раскрывается любой объект педагогической деятельности (педагогическая система, педагогическая технология, педагогический процесс, форма) во взаимосвязи всех его компонентов и внешних условий. актуальность, целесообразность ПП должен рассматривать решение конкретных проблем, противоречий в контексте реализации требований ФГОС. Управляемость ПП систему управления проектируемым процессом (системой), систему контроля, мониторинга результатов проекта

Слайд 27

Проект в изменении педагогической действительности Исходный элемент данной системы сама педагогическая действительность. ПД описание исследование проект ПД теория

Слайд 28

3 фактора, обуславливающих динамику этой системы новые требования общества к образованию и воспитанию . Когда меняется ЦЕЛЬ, а педагогическая система остается прежней образуется разрыв между целями и результатами. неожиданный, непредвиденный результат педагогической деятельности во время реализации проекта. Эти результаты вновь изучаются, обобщаются и т.д. Цикл возобновляется. логика развития педагогической теории : решение какой–либо научной проблемы, как правило, влечет за собой постановку множества других проблем

Слайд 29

Актуальность ФГОС … ФГОС …ФГОС «Почему данный проект нужен именно теперь?» Социальный заказ, состояние образования и общества, развитие науки, отсутствие методик здесь и сейчас. Актуальные проекты решают наиболее острые проблемы воспитания и развития личности в условиях ДОУ, отражают социальный заказ общества к данной системе образования. Что нового предлагает проект в решении известных проблем? Чем, какими задачами к ДОУ вызвано появление данного проекта? Востребованность предлагаемых форм педагогической деятельности?

Слайд 30

ТЕМА ПРОЕКТА ФИКСИРУЕТ УРОВЕНЬ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблема «Что надо изучать из того, что раньше не было изучено?» Ключевое противоречие, несоответствие … Отражает проблему и раскрывает ее с конца; Содержит проблемность в своей лаконичной формулировке; Упоминание педагогического средства и личностных результатов развития ребенка Развитие инициативы и творческих способностей школьников 1 класса Строительно-конструктивные игры в начальной школе

Слайд 31

Понятие «объект» и «предмет» исследования Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект , выделяя его главные, наиболее существенные признаки. ► Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.

Слайд 32

ОБЪЕКТ ПРЕДМЕТ

Слайд 33

Объект и предмет Объект исследования – объективная сфера. Что рассматривается? Проверка знаний учащихся. Им может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение , содержащее в себе противоречие. Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования – аспект рассмотрения отношений, свойств, функций объекта . Типология заданий для проверки или д/з, или самостоятельность творческого задания, или дифференциация заданий и т.д. - наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта , которые подлежат непосредственному изучению.

Слайд 34

Предмет проекта В ТЕМАХ ДАННЫХ ПРОЕКТОВ: 1) Создание центров самостоятельной активности детей в группе как форма индивидуализации дошкольного образования. 2) Развитие воображения и детского творчества в ходе интерактивных музыкальных занятий. 3) Концертно-исполнительская деятельность как средство раскрытия творческих способностей дошкольников.

Слайд 35

ЦЕЛИ ПРОЕКТОВ РАЗНЫЕ Исследовательский – получение нового научного знания; Социальный – решение социально-значимой проблемы ( продукт – результат-эффект ); Новое состояние ученика, класса ( уровень развития умений, сформированные представления, отношения, нормы поведения ) Новое состояние педагогического процесса (индивидуализация, преемственность, открытость образования)

Слайд 36

Цель проекта Цель и задачи вытекают из предмета исследования . Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается получить автор проекта. Она конкретизируется и развивается в задачах

Слайд 37

Цель педагогического проекта Метод проектов в развитии УУД воспитанников подготовительной группы ДОУ ДОСТИЖИМА ИЗМЕРИМА ОПЕРАЦИОНАЛЬНА КОНКРЕТНАЯ ДИАГНОСТИЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЧНАЯ Что хочет получить педагог в результате этого проекта? Новое состояние ученика по итогам реализации проекта? КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТА Новое состояние педагогического процесса по итогам реализации проекта? КРИТЕРИИ УСЛОВИЙ

Слайд 38

Задачи педагогического проекта конкретная цель деятельности в данных условиях, промежуточные шаги в достижении цели. Формулируются в глагольной форме: выявить особенности коррекции… разработать педагогическое средство, систему,… технологию; проверить эффективность разработанной методики провести научный анализ состояния… определить виды, структурные компоненты

Слайд 39

Обеспечить развитие познавательной активности первоклассников средствами дидактических игр Изучить и раскрыть… Разработать и осуществить… Подобрать … Провести оценку…

Слайд 40

ФГОС ДО п.3.2.3 При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Слайд 41

Назначение диагностики Исходное состояние Желаемое состояние Текущий результат Эффективность педагогических действий критерии (измерители) ДИАГНОСТИКА система мониторинга Отсутствие мониторинга процесса и системного анализа результатов педагогического процесса не позволяет объективно оценивать его эффективность. Нет основы для управления и планирования пед.действий !!!

Слайд 42

Ключевые понятия Диагностик – распознаватель, опытный на приметы (Толковый словарь Даля) Диагностика - процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, не поддающееся обнаружению в прямом непосредственном общении с человеком Диагностика в педагогике педагогическая деятельность, направленная на изучение и распознавание состояния объектов воспитания в целях управления ими. – оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации и выявление истинного уровня развития, состояния объекта.

Слайд 43

Критерий – половина успеха!!! признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо Критерии должны описывать какую-то совокупность свойств, выражающих не всякие, но главные из состояний изучаемых объектов качественные (количественные) характеристики, используемые для оценки того или иного объекта ( ЗДОРОВЬЕ – критерий устойчивость к заболеваниям ) Критерий результативности педагогического проекта – признак сформированности различных характеристик личности, на основе которого производится сравнение достигнутого уровня индивидуального развития с желаемым, предусмотренным целью.

Слайд 44

Развитие ребенка согласно ФГОС Социально-коммуникативное развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Что из этого измеряемо ?

Слайд 45

Развитие ребенка согласно ФГОС Познавательное развитие развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Что из этого измеряемо?

Слайд 46

Развитие ребенка согласно ФГОС Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Что из этого измеряемо?

Слайд 47

Развитие ребенка согласно ФГОС Художественно-эстетическое развитие - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Что из этого измеряемо?

Слайд 48

Развитие ребенка согласно ФГОС Физическое развитие приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Что из этого измеряемо?

Слайд 49

Сам результат определяет (гарантирует) качество педагогических усилий? Недостаточно диагностировать только результат педагогического процесса. Необходима диагностика изменения условий создаваемых для развития личности. Качество организации предметно-пространственной развивающая образовательной среды; Качество педагогической деятельности, компетентности Система психолого-педагогического и методического обеспечения образовательного процесса .

Слайд 50

Возможные критерии результативности проекта: Подготовка к творческим выступлениям как форма развития умения детей работать в группе сверстников Умение…. Умение… Способность…

Слайд 51

Логика диагностической процедуры: Постановка диагностичной цели УВП (выбор объекта диагностики) Определение критериев и признаков позволяющих проводить сравнение исходного состояния, результата с целью (детализация объекта) Подбор средств измерения обозначенных признаков (подбор инструментов для изучения объекта) Определение шкалы оценивания. Проведение диагностики: исходной, промежуточной, итоговой. Систематизация, обработка данных и их обобщение в таблицах схемах. Анализ полученных результатов диагностики, их интерпретация и формулирование выводов, применение этих знаний в управлении педагогическим процессом

Слайд 52

Критерии результативности проекта Методики и способы оценки результатов проекта Двигательная активность и физическое развитие ребенка; Эмоциональное благополучие и благоприятный псих.климат группы Освоение детьми правил подвижных игр «Горелки», «У медведя во бору…» Дневник наблюдений поведения детей группы ЛФК Мед.осмотры «Экран настроения», дневник наблюдений эмоц.состояний детей Игровые задания группе для самостоятельного выполнения

Слайд 53

Матрица соответствия методологических характеристик 1 2 3 4 5 6 7 Тема проекта и ее обоснование Объект проекта Предмет проекта Цель проекта Задачи Критерии результативности проекта Методики и способы оценки результатов

Слайд 54

Методы педагогического исследования Особенности науки о воспитании : неоднозначность протекания педагогических процессов (результаты образования, обучения, воспитания зависят от гигантского количества причин); педагогические процессы характерны своей неповторимостью; педагогические исследования должны быть корректно спланированы, организованы и проведены (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены); компенсировать переменчивость педагогических процессов можно только многократно увеличив количество наблюдений и формулировать выводы в обобщенной форме.

Слайд 55

Методы педагогического исследования разделяются на теоретические эмпирические частные (рабочие) комплексные (общие) анализ и синтез; абстрагирование конкретизация; аналогия; моделирование изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); - метод экспертных оценок тестирование. обследование; мониторинг; изучение и обобщение пед . опыта; опытная пед . работа; эксперимент.

Слайд 56

Список рекомендуемой литературы: Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М., 1991. Арнаутов В.В. Опыт инновационно - моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов. //Педагогика.-1998.-№1.-С.18-23. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педаго­гических исследований. - М.: Педагогика, 1982. Балашов М.М. Готовность учителей к инновационной деятельности в образовании. // Наука и школа.- 1999.-4.-С. 9-13. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. -Тюмень. 1990. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. - М., 1980. Загвязинский В. И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. - М.: Знание, 1991. Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педаго­гической практики. - М., 1977. Лебедева Г.А. Технология обучения педагогическому проектированию //Педагогика 2002 №1. с.68-75. Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. - М. 2001. Новикова. Т.Г. Теоретические подходы к технологии экспертизы инновационных проектов. // Школьные технологии.-2002.- №1.- с.161-169. Хуторской А.В. Методологические основания педагогической инноватики // Школьные технологии. – 2005. №4, С.16-19. Шибаева Л.В. Направление проектирования и оценки инновационных образовательных стратегий в проблемно-кризисной ситуации. // Стандарты и мониторинги в образовании.-1999.-№6.-С.32-35. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен //Педагогика – 2002№6. с.8-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)

   О неблагополучии в  сфере  здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...

Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования

Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования. Доклад директора, 2013 год...

Методическая разработка мастер-класса «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Мастер-класс «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google» – новый мастер-класс в цикле ма...

«Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики»

laquo;Создание и апробация модели психолого-педагогического   сопровождения инклюзивной практики»...

Методическая практика «Цифровая педагогическая интернатура, как средство создания условий для профессионального развития педагогических работников».

В основе практики лежит  понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опы...

Мастер-класс «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Цель мастер-класса – предоставить методические рекомендации и материалы для учителей по использованию сервисов Google в педагогической практике на примере создания коллективной презентации, выпо...

Презентация к мастер-классу «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Презентация к мастер-классу «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»...