Специфика формирования речи у глухих детей
статья

Котова Екатерина Витальевна

В статье говорится о том, что в развитии речи глухих детей ярко выступают их отличительные особенности в сравнении со слышащими сверстниками. Это более поздние сроки начала овладения словесной речью, параллельное усвоение нескольких видов речи, трудности в освоении словарным составом и грамматическим строем словесной речи. Все это в совокупности оказывает неблагоприятное влияние на становление других познавательных процессов, в первую очередь мышления, которое взаимосвязано с речью, а также на становление личности детей в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика формирования речи у глухих детей

Изучением проблемы формирования словесной речи у детей с нарушенным слухом занимались такие авторитетные сурдопедагоги и сурдопсихологи как  Т.Г. Богданова, Р.М. Боскис, Л.С. Выготский, С.А. Зыков, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, Л.П. Носкова, И.М. Соловьев, Ф.Ф. Рау, Ж.И. Шиф и другие.

Вслед за вышеперечисленными авторами мы говорим, что глухота препятствует нормальному речевому развитию ребенка. Стойкое нарушение слуха, возникшее в доречевом периоде жизни, приводит к немоте. Глухота, которая наступила в период, когда речь уже начала развиваться, но еще не сформировалась, может стать причиной распада речи. Таким образом, ребенок, родившийся без слуха становится глухонемым, т.к., у него не формируется речь так, как это происходит в норме, рефлекторно и по подражанию. Глухой ребенок овладевает речью в специально организованной коррекционно-образовательной речевой среде.

Авторитетным для нас является мнение Л.С. Выготского, который говорит, что отличительной особенностью неслышащих детей является примерно одновременное усвоение ими нескольких видов речи ‒ словесной (устной и письменной), устно-дактильной и жестовой. Это явление ученый называет полиглоссией.

Словесной же речью, по мнению Л.С. Выготского, неслышащие школьники могут овладеть только в условиях специального обучения. С опорой на зрительное восприятие, подкреплённое речевыми двигательными ощущениями, дети познают речь. У школьников с нарушением слуха нет возможности улавливать интонационно-выразительные средства речи, воспринимать на слух образцы речи, подражание которым определяет развитие речи ребёнка с сохранным слухом.

Анализируя работы Ж.И. Шиф, мы выделили психологические условия овладения речью неслышащими детьми в отличии от слышащих. Вместе с автором мы подчеркиваем, что развитие речи детей с нарушенным слухом происходит в процессе овладения различными видами деятельности. Процесс усвоения языка определяется по Ж.И. Шиф как процесс становления различных видов речевой деятельности (устной, письменной, устно-дактильной). При этом развивается импрессивная и экспрессивная речь. В отличие от слышащих сверстников, глухие дети имеют другие сенсорные основы формирования первичных образов слов. У детей с сохранным слухом первичным образом слова является слуховое восприятие, у неслышащих детей ‒ зрительное, подкреплённое двигательными ощущениями (артикуляция, дактилирование, письмо).

Нам импонируют взгляды Ф.Ф. Рау и Е.П. Кузьмичевой о том, что у детей с нарушением слуха нужно развивать остаточный слух, на базе которого создаётся слухозрительная основа для восприятия устной речи.

Вместе с Ф.Ф. Рау мы утверждаем, что отсутствие слуха не сразу оказывает влияние на голосовые и артикуляционные реакции ребенка. В самые первые месяцы жизни отличия между глухими и слышащими почти не проявляются. Крик и гуление ребенка с нарушением слуха не отличаются от крика и гуления слышащего ребенка. При голосовых реакциях малыш испытывает вибрационные и кинестетические ощущения, вызывающие у него положительные эмоции и стимулирующие голосоартикуляционные реакции. Но проявляющийся лепет у неслышащего малыша постепенно исчезает в связи с невозможностью воспринимать на слух речь окружающих и контролировать собственное произношение. По Данным Ф.Ф. Рау мы выяснили, что ребенок, родившийся глухим, замолкает к 6-7 месяцам. Это влечет за собой большие трудности в формировании нормальных характеристик голоса.

Ранний лепет и гуление неслышащих детей отличаются от нормально слышащих сверстников. А. Леве пишет, что «у глухих эти звуки более монотонные, в них нет подражания голоса матери. У детей с тяжелыми нарушениями слуха не происходит дальнейшего развития лепета и его перехода на следующую стадию канонического лепета» [24, С. 56]. Всё это указывает на задержку развития генетически обусловленных предпосылок к овладению языком у глухих детей на первом году жизни. Поэтому, формированию языковой способности наносится значительный ущерб. Из-за отсутствия слуха глухой ребёнок не осваивает даже небольшое количество слов, которое возникает у слышащих детей в конце первого ‒ начале второго года жизни.

Авторитетным для на является мнение Е.Ф. Рау и Ф.Ф. Рау о том, что речь у детей с нарушенным слухом не формируется сама по себе, у них даже без специально организованного обучения возникают различные голосовые и артикуляционные реакции. Они выражаются в различных нечленораздельных звуках, таких как мычание, кряхтение, восклицание.

 Вслед за Т.Г. Богдановой мы утверждаем, что эти реакции используются для привлечения внимания взрослых или связаны с эмоциями ребёнка и отмечаем, что у глухих малышей присутствует естественный смех и плач, звонкие голоса. В общении использованные звуковые сочетания получают дополнительные стимулы, и иногда ребёнок применяет их для обозначения предметов или действий. Но это мало похоже на слова родного языка и их понимает только круг близких людей. Обычно эти звукосочетания используются совместно с невербальными средствами общения: взглядами, естественными жестами и др. Некоторые дети обращают внимание на лицо и губы, пробуют подражать артикуляции взрослого. Это возможно при поддержании и стимулировании у ребёнка интереса к речи. С возрастом, без обучения ребёнка, количество голосовых реакций сокращается, они становятся однообразными, в некоторых случаях полностью исчезают.

Из этого мы можем сделать вывод о том, что чем больше глухой ребёнок успел накопить речевого опыта в раннем возрасте, тем легче у него будет протекать развитие речи в дальнейшем. Период раннего возраста сензитивен к формированию механизмов восприятия речи и складыванию произносительных навыков. Развитие речи позволяет включить глухого ребёнка в естественное общение с людьми.

Вместе с Е.И. Исениной мы выделяем особенности дословесной коммуникации детей со слуховой патологией. К ним относятся более позднее формирование разных типов взглядов, имеющих коммуникативную направленность, отставание в формировании жестов, ситуативный характер коммуникативной деятельности.

Мы согласны с Т.Б. Епифанцевой в том, что, осознавая свои речевые ошибки, большинство детей с нарушением слуха неохотно идут на общение с новыми людьми, уходят от контактов со слышащими сверстниками.

Вслед за Ж.И. Шиф, мы выделяем еще одну особенность овладения речью глухими детьми ‒ это разный порядок анализа речевого материала. При овладении речью ребенок с сохранным слухом, схватывает фонетический образ слова, делит его на слоги, морфемы, затем на звуки. У глухих детей иная последовательность. Зрительное восприятие написанных слов даёт им сведения о буквенном составе слова, которые закрепляются при обучении произношению звуков. Слоговой структурой слова глухие дети овладевают позднее, чем буквенным его составом, уже в процессе усвоения устной речи. При этом происходит перестройка отношений речедвигательных компонентов и зрительного восприятия. Осуществляется она медленно, поскольку в речевом опыте многих глухих детей зрительный образ слова длительно доминирует над двигательным образом, который формируется медленнее.  

Мы согласны с мнением Р.М.  Боскис о том, что у детей с нарушенным слухом, по сравнению со слышащими сверстниками, условия формирования речедвигательных навыков специфичны. Сурдопедагог отмечает, что произношение находится в тесной связи с нарушением слуха, поэтому его развитие оказывается сложным процессом. Кроме того, общение глухих при помощи устной речи остаётся ограниченным даже в условиях наилучшей организации обучения.

Таким образом, в развитии речи глухих детей ярко выступают их отличительные особенности в сравнении со слышащими сверстниками. Это более поздние сроки начала овладения словесной речью, параллельное усвоение нескольких видов речи, трудности в освоении словарным составом и грамматическим строем словесной речи. Все это в совокупности оказывает неблагоприятное влияние на становление других познавательных процессов, в первую очередь мышления, которое взаимосвязано с речью, а также на становление личности детей в целом.

Литература:

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений/ Т.Г. Богданова. ‒ М.: Академия, 2002. ‒ 220 с.
  2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети/ Р.М. Боскис ‒М.: Советский спорт, 2004. ‒ 304 с.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Сорб. Соч.: в 6 т. ‒ М.: Мысль, 1982.‒Т. 2.
  4. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся/ Е.П. Кузьмичева. ‒М.: Просвещение,1991. ‒160 с.
  5. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Леве. Пер. с нем. Л.Н. Родченко, Н.М. Назарова. ‒ М.: Академия, 2003. ‒ 224 с.
  6. Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау // Дефектология. ‒1991.‒ №1.
  7. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих/ Ф.Ф. Рау. ‒ М.: Педагогика, 1973. ‒ 389с.
  8. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей/ Ж.И. Шиф. ‒М.: Просвещение, 1968. ‒ 316 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

Доклад на тему«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей ».

Доклад на тему :«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей »....

Конспект занятия по развитию речи у глухих детей с ЗПР

Знакомство детей с нарушением слуха с игрушками....

Формирование устной речи у глухих детей

Текст содержит сведения о методологических основах формирования речи глухих детей, задачи обучения, методы, принципы, пути формирования...

Урок развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи в 1 классе в рамках апробации ФГОС НОО для глухих детей. Тема; "Семья". Автоматизация звука Ш.

Представлен конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны речи. В конспекте отражены цели и задачи урока. Дана подробная объяснительная записка содержания данног...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих детей с легкой умственной отсталостью( 9 класс).

Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию обязательного минимума содержания образования детей, имеющих разный уровень слухоречевого развития и психофизических особенностей. Программа с...