Роль игровой деятельности в подготовке детей к школе.
статья

Кротер Наталья Андреевна

О роли ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Виды игр, их воспитательные и развивающие функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx43.38 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игровой деятельности в подготовке детей к школе.
                                                                                                                                                              

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Играя, ребёнок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов. Дети играют большую часть времени. За весь период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития.
Играя, ребёнок познаёт мир, удивляясь его полноте и многообразию.
В ходе игр у детей развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. Если игра интересует ребёнка, то он невольно сосредотачивается на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Эмоциональное поощрение и общение со сверстниками для ребёнка очень важны, и ему приходится быть внимательным и запоминать определённые игровые моменты.
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развиваются умственные способности, воображение, именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, целенаправленность.  В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, идёт развитие чувств и волевой регуляции поведения.
Практика показывает, что главной заботой родителей и воспитателей, является готовность детей к школе, которая выражается в умении детей читать, писать, считать, но вместе с тем, ранняя загруженность детей в детском саду и в семье учебной деятельностью ведет к тому, что они все раньше становятся маленькими школьниками. Раннее обучение нарушает специфику дошкольного этапа развития ребенка. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Дошкольник, так и не научившийся играть, останется личностью незрелой. По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – ролевой игрой.     «Ненаигравшиеся» дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учебы и в целом познания, быстро утрачивают интерес к школе. Они не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребёнок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями. Развивающие игры являются средством умственного и всестороннего развития детей. Игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Именно развивающие игры способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. Начинать играть с такими играми можно с самого раннего возраста. Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь, каждый раз самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно. Развивающие игры разнообразны по содержанию, они  создают атмосферу свободного творчества.
Классификация игр:
1.Игры, направленные на развитие сенсорики
- Цветоощущение: «Самолеты», «Цветные фоны», и т.д.
- Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера: «Чудесный мешочек», «Рамки Монтессори», «Палочки», «Объёмные фигуры», «Разноцветные деревянные столбики»-
- Восприятие сложных форм: «Силуэты», «Угадай, что...», «Путаница»
2.
Игры, способствующие развитию мелкой моторики:
«Шнуровки», «Конструктор», «Мозайка», «Игры с крупами», «Игры с песком», «Рамки Монтессори», «Сложи узор», «Танграм»; игры, связанные с зарисовкой (или обведением по трафарету) отдельных фигур и узоров. В эту группу входят и графические игры («Штриховка», «Лабиринт»).
3.
Игры, направленные на развитие памяти, внимания и наблюдательности:
 Игры «Что изменилось?», «Внимание» на предметах, картинках, позах играющих детей, и т.п.
4.
Игры на развитие мышления:
- Способность к анализу, синтезу, развитие пространственного воображения и логического мышления:
«Сложи узор», «Сложи квадрат», «Палочки», «Уникуб», «Кубики для всех», «Кукольная комната», «Кирпичики», «Чего не хватает», «Найди лишнее», «Продолжи ряд», и т.д.
- Начальные математические представления: "Точечки", "Дроби"
- Игры на классификацию и обобщение: «Четвёртый лишний», «Что лишнее», «Назови одним словом» и др.
- Развитие абстрактного мышления: серия игр, связанных с чтением и придумыванием разнообразных символов «Погода», «Человечки», «Зарисуй сказку» и т.д.
5
. Игры, направленные на развитие фантазии:
«Цветные подарки», «Дорисуй фигурку», «Кляксы», «Танграм», «Монгольская игра», «Фантазёр».
6
. Игры на развитие речи, пересказ и сочинение сказок:
«Антонимы», «Опиши предмет», «Составь рассказ», «Что случилось потом?», «Что было и что будет?», «придумай рассказ по картинке», «Хорошо-плохо», и т.д.
Основные приемы при работе с развивающими играми
Чтобы вовлечь детей в игры используются различные игровые приемы:
1. К детям приходят их знакомые герои сказок: Колобок, Зайка, Мишка, Кукла, Петрушка, Обезьянка и т.д. Они просят показать им любимые игры детей, научить в них играть, помочь выбраться из какой-то ситуации.
2. Нравятся детям и путешествия в «страну сказок»
3. Игры-соревнования:
- кто быстрее разложит по цвету?
- кто быстрее сложит или зарисует узор?
- кто быстрее соберет квадрат из отдельных частей, сложит круг и т.д.
- кто больше обведет разных или одинаковых фигур; кто больше на одинаковых по формату листах расположит геометрических фигур и т.п.
4. Игры с двумя подгруппами (по 3- человека). Каждая подгруппа получает свое задание, а потом они меняются местами.

Разделить детей на две команды можно, используя разные приемы: по цвету с помощью геометрических фигур, карточек с цифрами и точками и т.д.

5. «А в какую игру ты сегодня хочешь поиграть?»

Индивидуальные задания.

Игры по выбору самого ребенка.

Формы работы: подгрупповые и индивидуальные для большего контакта воспитателя с ребенком. Продолжительность занятия 20-30 минут.
Виды игр 
Сюжетно-ролевые игры

Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «парикмахерскую», в «семью» — мы распределяли роли для друзей, придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе сюжет, и с удовольствием играли. Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер ребёнка, его понятие об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному социальному статусу, профессии.  Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей. И если с ролями все понятно, то о сюжете придется поразмыслить. Если ребёнок сам придумает сюжет, направление игры — это говорит о его необычайно развитом воображении, умении мыслить широко и творчески, свободно владеть игровыми способами деятельности. Но самое главное — это инвентарь, предметы-помощники, которые превратят игру в некое подобие реальной жизни.  
Дидактические игры
Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять, чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения с взрослыми и сверстниками. Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребёнка, но и в познании ребёнком мира, обучение его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, о цвете, о величине, о пространстве. Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение. Но благодаря ярким кубикам, фигуркам, развивающим игрушкам, ребёнок с удовольствием принимается за игру, учась группировать предметы, предварительно сравнив их по заданным критериям: по назначению, по внешним признакам (желтые предметы к желтым, или кубики в одну корзинку, а шарики в другую).

Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности, через игру он быстрее научится различать предметы.
 Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности;
- развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения,
развитию речи детей: пополнению и активизации словаря; 
-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника
: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.   
   
Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.                        

Виды дидактических игр: 

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.  

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой, в подобных играх используется  природный  материал (семена растений, листья, камушки,  разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты ) , что вызывает у детей живой  интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?»,  «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это  интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки".  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.                                                                       
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности
мышления и развития речи у детей.
 Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.  Содержат в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, их мышления. В словесных играх дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Словесные игры требуют использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Ребёнок решает самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.
В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах  природы и ее сезонных изменениях.  

Подвижные игры
Движение — это жизнь!  Любой ребёнок не может усидеть на месте — он любит бегать, прыгать, прятаться. Чрезмерную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру.

Все мы прекрасно знаем игру со стульями, количество которых на 1 меньше от числа игроков. Пока играет музыка — дети танцуют вокруг стульев, но как только музыка останавливается — каждый должен сесть на стул. Тот, кому стул не достался, выбывает из игры. Интересная, забавная, подвижная игра, которая вырабатывает в ребёнке стремление к цели.  «Салки», «Догонялки», «Стоп - земля», «Краски», «Море волнуется», «Самолёты» и т.д. Роль подвижной игры в развитии ребёнка заключается в том, чтобы помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть по правилам. К тому же, именно в подвижных играх ребёнок зачастую видит коварство и желание «идти напролом» у других участников.                      
Театрализованные игры
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры-драматизации;
- игры-представления (спектакли);
- игры в кукольный театр.
Театральные игры (игры-драматизации).
Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные. Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе - в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов. Под театрализованными играми подразумеваются «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками.  Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет оказывать позитивное влияние на детей, осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Конструктивно-строительные
Строительные игры полезны не только тем, что способствуют интеллектуальному развитию ребенка, но и тем, что дают ему возможность проявить позитивную активность. Дети могут подражать тому, что наблюдали на стройке: «работать» каменщиками и монтажниками, подвозить строительные материалы, но даже в этом случае они остаются маленькими творцами. Практика показывает, что детям достаточно лишь предоставить строительную игрушку, а дальше процесс развития конструктивной игры пойдет сам собой. Сейчас теория дошкольного воспитания исходит из ценного опыта руководства строительными играми детей.  Задача педагога - дать детям возможность в полной мере проявить инициативу, выдумку, пробудить их умственную активность. Дети используют самые различные детали в качестве строительного материала и применяют его для формирования нового пространства. Изучение формы, величины и цвета не является главным в строительных играх. В них гораздо более значимо сравнение разных величин, форм, цвета деталей, их подбор в соответствии с замыслом. Таким образом, дети  накапливают  сенсорный опыт, столь важный для их интеллектуального и художественного развития.
Пальчиковые игры
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.  Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.  Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы. Чтобы  ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую тонкую работу,- с раннего возраста необходимо развивать его руки: пальцы и кисти.
Вывод: играя в разнообразные вид игр, ребенок, познает мир, у него формируются познавательные интересы,  необходимые для обучения, он учится взаимодействовать, общаться. Занятия  проводятся в игровой форме, т.к. радость, полученная от игровой деятельности, постепенно переходит в радость учения.
                                       
  Приложение
                          Игры, развивающие память

«Запоминаем вместе»

Для развития слуховой памяти. Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первых два слова и называет свое и т.д.
Это упражнение можно повторять неоднократно, увеличивая количество слов для запоминания.
 «Чей предмет?»
Для проведения этой игры всех участников разбивают на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил. Оцениваются ответы водящих. В роли водящих должен выступить каждый.

«Пересказ по кругу»
Водящий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

«Цвета»
 Ведущий предлагает всем детям по очереди назвать пять предметов данного цвета (красного, зеленого, синего и т.д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.

«Форма предметов»
Ведущий предлагает всем детям по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные и т.д.) Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов, выбывает из игры. Повторять названные предметы не разрешается.

«Запоминаем рисуя»
Ведущий заранее готовит список из 10 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.
Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до 5. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.

«Где спрятана игрушка?»
Развивает зрительную память и внимание ребенка. Для организации игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящичков следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, ластик и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку. Игру можно усложнить: убрать ящики на более длительное время; спрятать 2, а потом 3 игрушки.

«Запомни картинки»
Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок. На каждой изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

«Рисуем по памяти узоры»
Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите воспроизвести его по памяти.
Упражнение для развития зрительной памяти
Для организации работы с ребенком вам потребуется карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации карточек 10 секунд. После демонстрации одной из картинок следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в данной последовательности.
                          Игры, развивающие логическое мышление

 «Кто кем будет?»
Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечка, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, слабый?» и т.д.
При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Вариантом этой игры является игра
«Кем быть?»
Кем (чем) был раньше: цыплёнок (яйцом); лошадь (жеребенком), корова, дуб, рыба, яблоня, хлеб, шкаф, дом, сильный и т.д.

«Какой фигуры не хватает?»

 «Угадай, что я загадал»
Перед детьми выкладывается несколько карточек с изображением разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии. Чтобы дети лучше поняли правила игры, попробовать несколько раз самим отгадать, что задала команда детей. Сначала надо специально «затянуть» игру и задать детям как можно больше вопросов о свойствах, назначении, деталях, цвете, форме изображенных предметов. Для этой игры очень удобно использовать карточки и наборы «Парные картинки».

«Собери цветок»
Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – серединку будущего цветка. Затем каждый участник игры собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (например, насекомые, одежда, животные и т.д.)

 «Зоологическое лото»
Кто живет в воде, в земле, в пустыни, на севере, в лесу, в джунглях? Из набора предложенных картинок дети выбирают необходимые.

«Что кому нужно?»
Каждый ребенок выбирает карточку с изображением человека какой-то профессии и подбирает соответствующие орудия труда.

«Когда это бывает?»
Ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона и подбирает к ней другие карточки (картинки природы, что делают люди, во что играют дети и т.д.).

«Найди такой же»
Из обломков геометрической мозаики можно собрать игру, в которой каждый из фигурок будет по две штуки. Ребенок выбирает исходную фигурку и ищет точно такую же. На этом же наборе можно проводить классификацию по цвету и по размеру.
«Что лишнее?»
Ребенку дается ряд предметов. Он должен выделить лишнее. Задаются вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак.

«Где игрушка»
Разместите вокруг ребенка несколько его любимых игрушек. Загадайте одну из них. О загаданной игрушке сообщается только ее местонахождение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева.
                                Игры, развивающие речь

«Неоконченный рассказ»
Ребенку дают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. По улице семенила старушка под большим зонтом. Вдруг…»
Необходимо продолжить и закончить рассказ. Лучше, если в игре участвуют несколько детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.

«Мешок сюрпризов»
Для этой игры нужен небольшой мешок и набор предметов, которые можно в него спрятать. Одному из участников завязывают глаза, после чего предлагают доставать из мешочка предметы и опознавать их. Играющий должен ответить, что за вещь он достал и для чего она предназначена. Побеждает правильно опознавший, который назовёт наибольшее количество предметов.

«Составь рассказ»
Представь, что ты на какое-то время можешь стать домашним животным. Попробуй представить, что ты превратился в собаку, лошадь или кошку. Что бы ты ел? Чем бы занимался днем? Кто был бы твой хозяин и как бы к тебе относился? Где бы ты спал? Какой приятный сюрприз хотел бы ты получить от хозяина?
Составь рассказ от имени выбранного животного на тему «День и ночь моей жизни».
«Двенадцать вопросов»
Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы ребёнок не видел, после чего спрашивает , что за предмет. Команды должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например, Круглое? Съедобное? Железное? Побеждают участники, которые после двенадцати вопросов называют предмет.

«Животные»
Все участники садятся в одну линию. Первый игрок называет какое-нибудь животное (птицу), следующий должен назвать животное, название которого начинается с последней буквы предыдущего слова.

«Кто знает, пусть продолжает»
Вариант 1:
Взрослый называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.
Ведущий: мебель. Дети: кровать, диван, стул, стол и т.д.
Ведущий: рыба. Дети: карп, карась, ерш, горбуша и т.д.
(Фрукты, деревья, овощи, птицы и т.д.)
Вариант 2:
Взрослый называет видовое понятие, а участники – обобщающее слово.
Ведущий: огурец, редис, картофель, репа. Участники: овощи.
Кто ошибается, платит фанты. Выигрывает тот, кто не ошибается.

«Наоборот»
Ведущий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.
1. Добрый – злой; вежливый – грубый; аккуратный – неряшливый; трудолюбивый – ленивый; внимательный – рассеянный.
Вперед – назад; высоко – низко; узкий – широкий; верх – низ; вправо – влево.
День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.
2. Скажу я слово «высоко»,
а ты ответишь…(низко).
Скажу я слово «далеко»,
а ты ответишь… (близко).
Скажу я слово «трус»,
а ты ответишь… (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай …(конец).

«Какое время года»
Загадки о временах года читаются вперемешку. Кто правильно ответит на вопрос «Когда это бывает?» получает картинку с изображением этого времени года. Выигрывает тот, кто больше отгадает загадок и соберет карточек.

Тает снежок. 
Ожил лужок. 
День прибывает.
Когда это бывает? 
(весна)

Утром мы во двор идем – 
Листья сыплются дождем,
Под ногам шелестят
И летят, летят, летят…
(осень)

Дел у меня не мало - 
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки превращаю,
Белю поля дома,
Зовут меня …(зима)


Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это 
Вы все меня. Я … (лето)

Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? 
(лето)

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла
Сделал снежными сады. 
(мороз, зима)

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …(весна)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я …(осень)
«Расскажи словечко».
Ведущий начинает фразу, а участники заканчивают ее. Кто ошибается, отдает фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.
Ворона каркает, а сорока?
Сорока…
Сова летит, а кролик?
Кролик…
Корова ест сено, а лиса?
Лиса…
Крот роет норки, а сорока?
Сорока…
Петух кукарекает, а лошадь?
Лошадь…
У коровы теленок, а у овцы?
У овцы…
У медвежонка мама медведица, а у белочки?
У белочки мама…

«Фантазеры» («Сочини рассказ»).
Взрослый предлагает тему, дети должны коллективно придумать рассказ на заданную тему. Дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получается интереснее, если дети пользуются прямой речью, а героями рассказа являются знакомые сказочные персонажи. После игры педагог дает оценку и говорит об ошибках.

 «Из какой сказки?»
Взрослый предлагает по героям вспомнить и назвать сказку, можно ее пересказать.
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)
Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка)
Царь, три сына, Иванушка, Конек – горбунок. (Конек – горбунок)
Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.

Игра «Обложки любимых книг»
Взрослый предлагает рассмотреть обложки любимых книг и вспомнить названия сказок.
– А что бы ты нарисовал на обложке своей любимой книги? Расскажи и нарисуй.

Игра «Добавь слог»
Взрослый называет первый слог, а дети должны говорить, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто больше придумал слов, быстрее или длиннее.
Но – (ги, сы, жи, жницы).
Ве – (ревка, сна).

Игра «Подберите нужное по смыслу слово»
Взрослый предлагает подобрать нужное по смыслу слово.
Завязать (что?)…
Застегнуть (что?)…
Забить (что?)…
Завить (что?)…
Застрелить (что?)…
Запереть (что?)… и т.д.
                            Игры, развивающие внимание

«Что изменилось»
На стол ставятся 6-7 предметов. Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем просят его отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребенок повернется, он говорит, что изменилось. (Можно не убирать ни один предмет, а поменять 2 из них местами)

«Горячо – холодно»
Спрячьте небольшой предмет (игрушку, конфету) в пределах комнаты. Ребенок должен отыскать спрятанный предмет, руководствуясь вашими подсказками: если он ищет в верном направлении, говорите: «Горячо», если удаляется от места – «Холодно». Эти слова можно заменить хлопками, жестами и т.д. Игра развивает внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.

«Съедобное – несъедобное»
Подберите картинки с изображением различных предметов – среди них должны быть съедобные. Объясните ребенку, что вы будете показывать картинки по очереди, а он хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть. Можно использовать вариант игры с мячом.
«Цепочка слов»
Объясните ребенку заранее на конкретном примере: «Я называю слово «жук». Оно оканчивается на к. Ты должен назвать слово, которое будет начинаться со звука К, например, кошка. Я назову слово на А – апельсин, ты на н и т.д.  Таким образом, составляется цепочка слов. Слова нужно называть в быстром темпе, без пауз. Кто ошибается или не назовет слова в течении 5 секунд, тот выбывает из игры..
 «Угадай, из чего сделан предмет
Детям завязываются глаза и вкладываются в руки разные предметы. Дети должны назвать предмет и определить, из чего он сделан.

«Достань названный предмет»
В присутствии детей взрослый показывает, а затем складывает в мешочек названные предметы (по 2 предмета каждого вида). Затем дети на ощупь находят и достают 2 одинаковых предмета, называют их и дополнительно называют цвет.
 «Найди различия» 
Детям предлагаются 2 картинки, на которых изображения даны с несколькими различиями. Дети должны назвать как можно больше различий.
 Игра «Алфавит» 
Задание: каждому ребенку присвоить 2 буквы алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву, ребенок должен встать и сделать один хлопок.
Игра «Лови мяч».
Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей. Объясните детям, что мяч можно ловить тогда, когда, бросая его, говорят: «Лови!». Если игра проводится с группой ребят, то можно провести соревнование на самого внимательного.

Игра «Путаница»
Задание: прочитать стихотворение Н.Кончаловской , ответить, что выросло на огороде?
Показал садовод
Нам такой огород.
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидины росли,
Редисвекла, чеслук и репуста
Сельдерошек поспел,
И мокофель дозрел.
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Игра «Исправь ошибки» 
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать слова правильно.

Жучка будку недоела,

Неохота, надоело (булку).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Игра «Что мы слышим»
Задание: отгадать загадку. Назвать звук, который позволит найти отгадку.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Ответ: это жук. Повторяется звук [ж].

Игра «Кто больше заметит небылиц» .
Задание: отметить все небылицы.
Повар готовил обед.
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.
О. Григорьев.

         Игры, развивающие творческие способности, воображение

 «Газета»
Перед каждым из участников на полу стелится газета (развёрнутая). Правую руку игроки заводят за спину, а левой по сигналу ведущего, нагнувшись, начинают комкать газету, стараясь собрать весь лист в кулак. Побеждает тот, кто выполнит задание первым.

Игра «На что это похоже» 
Ход игры: придумайте, на что похожи эти фигуры. Чем больше вариантов, тем лучше.
Игра «Нагрузим машину»
Педагог  предлагает каждому играющему грузовую машину и выносит разнородный строительный материал (кубики, кирпичики, цилиндры, шарики, пирамидки, колечки). По команде дети должны грузить в машину строительный материал, который в данный момент грузит сам педагог, обращая внимание на размеры, форму и цвет. Можно предложить и другой вариант. Дети грузят тот материал, который имеет другой цвет или сделан из другого материала, который не соответствует образцу.

Игра «Сценарий»
Каждому ребенку предлагается за 5-10 секунд предложить названия одного или двух предметов. Ведущий записывает слова, которые по очереди называют участники. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные предметы. На сочинение истории отводится 10 минут. Сначала предложите детям выбрать предмет, с которого начнется история. «Писать» сценарий надо с этого предмета и включать остальные в той последовательности, в которой они были названы. Сочинительство должно быть групповым. Все идеи и предложения должны записываться ведущим. Так как это сценарий, в нем должно быть много действий. Поэтому целесообразно стимулировать деятельность ребят вопросами типа: кто это? где находится? что делает? что говорит? куда пошел? с кем?
Полученная в результате история (сценарий) может быть разыграна.

«Узнай на ощупь»
Материал: кусочек материи, металлическая пластинка, брусок деревянный, кусок бумаги.
Все материалы разложены на столе. Каждый из детей подходит, закрывает глаза. Педагог дает ему пощупать любой материал на выбор, ребенок должен узнать, что он потрогал.

 «Три краски»
Предложить ребенку взять 3 краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и закончить ими весь лист. На что похож рисунок? Предложите ребенку придумать как можно больше названий к рисунку.
«Закончи рисунок»

«Дорисуй машину»

«Помоги достроить дом»

                            Игры на развитие восприятия

«Назови изображение, которое видишь»
Поочередно показывайте ребенку карточки, на них непременно должны быть знакомые ребенку предметы

Игра «Кто летает»
«Внимание. Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например, стрекозу, отвечайте: «Летает», – и показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?» - молчите и не поднимайте руки. 
Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолет летает? Собака летает? Змей летает? Вертолет летает?

Игра «Что лишнее»
Игра позволяет не только находить общие и различные свойства предметов, но и объединить предметы в группы по какому-либо свойству, существенному признаку, проводить классификацию.
Задание:
1. Что лишнее?
2. Почему? Назовите отличительные признаки.
3. Как одним словом можно охарактеризовать три оставшиеся предмета?
Игра «Белый лист»
На листе бумаги нарисованы различные фигуры, часть синим цветом, другие только лишь обведены по контуру. Необходимо вырезать фигуры, обведенные по контуру, а затем закрыть синие фигуры белыми фигурами, которые ребёнок уже вырезал из бумаги. Результат – чистый лист бумаги.

 «Большой – маленький»
Детям даются задания:
1. Рассортировать круги по величине (большой, малый)
2. Рассортировать по цвету.
                       
Игры, развивающие мелкую моторику руки

Расслабление пальцев и кистей

«Красный забор»
Движения кистей рук вверх-вниз, вправо – влево.

«Погладим котенка»
Плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

«Курочка пьет водичку»
Локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед.

«Солим суп»
Локти опираются на стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Автоматизация движений пальцев

«Пальчики поздоровались»
Кончик большого пальца последовательно прикасается к кончикам остальных пальцев. Упражнение можно выполнять иначе: кисти обеих рук подняты вверх и обращены ладонями друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг о друга.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
- Солнцу и птицам
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро!
Длится до вечера.
Н. Красильников

«Человек бежит»
Указательный и средний пальцы «бегают» по столу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой, наконец – двумя руками вместе.
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой 
Скрюченные мышки.

«Цветок распустился»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней – цветок закрыт. Затем пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад – цветок распускается.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Они распускаются
Быстро, как в сказке. 
З. Александрова.

«Ладонь – кулак»
Руки опираются на локти, ладони обращены друг к другу. Ладонь одной руки хлопает другую, затем зажимается в кулак и легко ударяет ладонь второй руки. Затем положение рук меняется. Постепенно ритм выполнения упражнения ускоряется.



игры5 5лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими сложный дефект

коррекция недостатков развития личности ребенка в процессе разнообразной игровой деятельности....

Роль игровой деятельности в учебно воспитательном процессе с детьми имеющими ЗПР.

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-инернат №23»...

Статья "Роль игровой деятельности в профилактике компьютерной зависимости детей начальных классов"

Игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и средством воспитания личности ребенка. А.С. Макаренко писал: «Есть еще один важный мето...

Статья "Роль игровой деятельности в профилактике компьютерной зависимости детей начальных классов"

Игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и средством воспитания личности ребенка. В педагогическом процессе игра выступает как метод обуче...

Консультация: Проектная деятельность по подготовке детей к школе "Год перед школой"

Консультация предназначена для педагогов и специалистов ДОУ, работающих с воспитанниками по подготовке детей к школьному обучению....

Доклад к презентации Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога по подготовке детей к школе с ТНР

Доклад к презентации Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога по подготовке детей к школе с ТНР...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка детей к школе» для дошкольников 6-7 лет на 2022-2023 учебный год

У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего- либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучен...