Эссе "Миссия учителя XXI века"
статья

Турлякова Елена Николаевна

Небольшое эссе-размышление о роли учителя в современном мире. Это чисто моё творческое произведение, ни откуда не скачанное, поэтому не нарушайте авторские права... :)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Эссе «Миссия учителя XXI века»    

        Выполнила учитель истории и обществознания Гуликского филиала МБОУ Сосновоборская СОШ    Турлякова Е.Н.      Зейский район

     С незапамятных времён человечество жило, передавая знания, навыки и жизненный опыт от одного поколения к другому. Как разжечь огонь, какой гриб съедобен, как обработать камень или вырезать гарпун? Без знаний старшего поколения молодёжь заново изобретала бы велосипед, разве не так?

     Поэтому тот человек, кто много знал, тот, кто обладал богатым жизненным опытом, всегда уважался за мудрость и знания. Отсюда у многих народов человеческого сообщества уважительное отношение к старикам и старшим, к тем, кто убелён сединами прожитой жизни. Стоит вспомнить религиозные принципы Конфуция, японскую философию, мудрость наших предков славян, да и сам этот принцип вошёл в перечень моральных норм практически всех народов.

     Постепенно роль мудрого старика слилась с ролью учителя, того, кто учит, того, кто воспитывает, кто знает больше и хочет поделиться своими знаниями, опытом, мудростью. Так появились школы, где учителя передавали знания новому поколению молодёжи. Школы при храмах, школы под портиками или просто под открытым небом. Были учителя странствующие, учителя – философы, учителя – мудрецы, учителя – религиозные деятели.

     На ум приходят имена Сократа и Аристотеля, Пифагора и Гаутамы, Авиценны и Конфуция...

     Но время неумолимо движется вперёд, а роль учителя, наставника не теряется в водовороте времени. Появилась целая наука – педагогика, развивающая принципы воспитания и образования, опирающаяся на идеи прошлого, на наработанный опыт учителей и педагогов прошлого. Масса методик и школ, десятки имён и принципов. Наука не стоит на месте, она развивается, идёт в ногу со временем. Всё новые и новые имена всплывают в памяти: Ушинский, Толстой, Сухомлинский, Амонашвили, Коменский, Макаренко... И это только самые громкие имена...

     И вот он – XXI век!

     Пришёл и освоился, заполонил всё вокруг гаджетами и виджетами, смартфонами и айфонами, опутала весь мир всемирная паутина интернета, новые требования, новые запросы современного общества. И не нужна стала каждому необходимость разжигать огонь, обрабатывать шкуру, запрячь лошадь, приготовить опару и испечь хлеб... Всё делают умные машины и специальная техника, многие навыки ушли в прошлое.  

     Дед мой ещё умел делать деревянные грабли для покоса, умел метать стог, делал конскую сбрую, клепал косу и умел гнуть дерево для полозьев саней. Кто сейчас умеет это делать? Да и всякий скажет вам: «а зачем мне это нужно? Для чего в XXI веке нужны мне грабли и косы? Зачем нужна мне лошадь или деревянные сани?» И, конечно же, будет прав этот человек – потомок современного века. Всё это ушло в прошлое.

     А что же учитель, что педагогика, спросите вы? Неужели и роль учителя устарела, стала ненужной современному молодому человеку? Учителя заменят роботы и умные компьютерные программы? Они теперь будут учить и воспитывать? Будут выпускать в жизнь бездушных безэмоциональных представителей современного общества, таких же роботов? Или нет?

     Нужен ли современному обществу учитель в его традиционном виде?

     Ответ на этот вопрос даст время. Ещё на нашем веку мы увидим сами ответ на этот вопрос.

    Конечно, современный учитель должен идти в ногу со временем, быть готовым ко всему, быть гибким и мобильным, уметь ответить на любой вопрос своих учеников, быть для них примером. Конечно, знания, факты и нужную информацию современный ученик может найти в интернете, для всего этого есть Гугл и Википедия, но нигде во всемирной паутине ни один из них не найдёт доброго подбадривающего взгляда, сочувствующей улыбки, всё понимающего вздоха, простой поддержки.

    Это может дать только живой человек – учитель, наставник. Ведь зачастую современные дети не видят этого и дома, в кругу своей семьи. А дети, подростки остаются детьми и подростками в любое время, и в любом веке они проходят этап взросления и становления. Нужно только, чтобы такой учитель был рядом, чтобы он не растерял за скоростью современной жизни своей духовности, своего нравственного начала.

     Согласитесь, что в наше время учителя становятся безразличными; задавленные своими личными проблемами, они всё чаще превращаются просто в механических «урокодателей», получающих зарплату за количество «душ», за количество оценок «хорошо» и  «отлично», за количество просто данных часов, не важно какого качества. Учитель сейчас завален бумагами и отчётами, за них ему не видно своих учеников...  

              ...Удачи вам, занятые делами,

                 Которых не завершить всё равно,

                 Накрепко скованные кандалами

                 Инструкций и окриков из гороно...

   Это слова Роберта Рождественского. Вспоминаются они невольно, но у стихотворения есть хорошее окончание:

              ...Вы знаете, мне по-прежнему верится,

                 Что, если останется жить Земля,

                  Высшим достоинством человечества

                  Станут когда-нибудь учителя!

                  Не на словах, а по вещей традиции,

                  Которая завтрашней жизни под стать,

                  Учителем надо будет родиться,

                  А только после этого – стать.

                 В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,

                 Он будет солнце нести на крыле!

                 Учитель – профессия дальнего действия,

                 Главная на Земле!

     Мне хочется верить, что слова эти не устареют и не канут в Лету, что учитель даже в XXI веке останется нужен молодому поколению. Учитель современный, отвечающий всем требованиям и запросам времени, и вместе с тем не растерявший своей души, своих лучших моральных качеств.

                 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА

РАССУЖДЕНИЯ О ТОМ КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ....

Проект для педагогической олимпиады "Учитель XXI века"

Проект для педагогической олимпиады "Учитель XXI века"...

Учебный проект для педагогической олимпиады "Учитель XXI века"

Реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку посредством проектной деятельности с использованием ИКТ.Проектная деятельность–форма учебнойдеятельности, структура которой совп...

Эссе "Учитель XXI века"

Учитель XXI века…                   Какой он?    Еще в XIX веке в словаре Даля  слово учитель имело такое толкование: «Учитель – это препода...

Задачи учителя 21 века или «Новое Поведение Учителей в России»

В первой части данного эссе на тему новых процессов и тенденций в современной школе поставлен вопрос: "Что делать?" и дан ответ: "Ничего не поделаешь". В заключение автор приводит "Методику работы на ...

Задачи учителя 21 века или «Новое Поведение Учителей в России»

В данной статье  приводится методика работы на уроке английского языка в стихотворной форме....

Конкурс "Учитель года". Эссе "Учитель 21 века: залог успешности."

в эссе раскрыты мотивы выбора учительской профессии, отражены собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире, смысла педагогической дея...