Конкурс "Учитель года". Эссе "Учитель 21 века: залог успешности."
материал на тему
в эссе раскрыты мотивы выбора учительской профессии, отражены собственные педагогические принципы и подходы к образованию, понимание миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, показано видение современных проблем и возможных путей их решения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_uchitel_21_veka.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учитель XXI века: залог успешности».
В условиях XXI века, века стремительных скоростей, информатизации, глобализации, особая роль отводится воспитанию и образованию молодого поколения. Ведь именно им, нашим детям и внукам, предстоит решать те задачи, которые ставит наша неспокойная и противоречивая жизнь, и в этой связи важное значение имеет, несомненно, то, кто поведет детей и подростков за собой и научит их не бояться брать на себя ответственность, отстаивать свое мнение, работать над собой, разрешать конфликтные ситуации, идентифицировать проблему и находить способы ее решения…Кто же сможет научить этому всему? Конечно, учитель.
В современном обществе существует серьезная проблема - неумение использовать полученные знания. Люди разучились думать, пользуясь готовым материалом, а вместе с этим начинают терять свое собственное мнение. Решить эту проблему, по-моему, под силу современному учителю, он должен уметь разложить у детей знания, которые они при себе уже умеют, по полкам и, используя их, выходить на то, что они ещё не знают. Учитель должен сам ориентироваться в современных технологиях и вместе с тем, разумно их применять на уроке.
Системно-деятельностный подход – вот как должен строить свои уроки учитель. Не давать знания в готовом виде, а мотивировать детей самих правильно находить нужную им информацию. Учитель не должен быть просто рассказчиком или строгим надзирателем, он должен быть куратором, ведущим своих подопечных по дорогам знаний.
Суть этого подхода, на мой взгляд, лучше всего излагается в моей любимой притче. Вот она.
Однажды ученики спросили Хин Ши, какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге, и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, где им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Хин Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хин Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал Хин Ши, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........
В этой притче изложена главная мысль современного образования, изложенная в Концепции модернизации российского образования: «Образовательная политика — важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры». В этой цитате сформулированы основные цели и задачи образования России XXI века. Ключевыми здесь являются слова «личность», «развитие», «гуманизация», «культура». Развитие личности, как и развитие общества в целом, невозможно без гуманного отношения, основанного на культуре и традициях нации.
Реализовать поставленную перед образованием задачу может только такой учитель, который работает по-новому, осваивает инновационные технологии и методики преподавания, является профессионалом и не останавливается в своем профессиональном развитии, целенаправленно формирует в себе качества, необходимые в своей деятельности. Постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда являются отличительными чертами современного педагога, педагога-мастера. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Именно это является одной из причин моего личного участия в профессиональных конкурсах, обучающих, практических семинарах, научно-практических конференциях. Но самое главное, думаю, что главный рычаг учителя, кроме профессиональных знаний, это его личность. Поэтому чем более глубоким духовно является учитель как человек, тем более его слова будут наполнены и привлекательны для ученика. Тут уместен такой пример. Есть исследования, которые говорят, что врач лечит своим профессионализмом только на 15%, а остальное - это его воздействие как человеческой личности. Так вот и с учителем. В конце концов, учитель должен просто любить ребенка. Что значит любить? Мне кажется, это видеть в ребенке человека, полноправную душу, которая, очень может быть, гораздо мудрее души учителя, от этого уже её можно уважать и принимать как равную. Учитель ведь не менее учится от ученика, это обоюдный процесс. Это обоюдный процесс. Любая работа при честном отношении уже есть творчество, так и учительство. А творчество – это прибавление осознаваемой части души своей за счет уменьшения неосознаваемой. Открытие самого себя. Вот и ребенку хорошо бы наблюдать, как учитель открывает самого себя.
Но одной любви, даже самой искренней, для учительской профессии, конечно, мало. Л. Н. Толстой говорил о том, что «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Профессия учителя – одна из самых важных и сложных. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения о том, как должно совершаться обучение и воспитание, зачастую не содержит конкретных и точных ответов на вопросы повседневной практики. Поэтому деятельность учителя бывает эффективной, если он, обладая профессиональной компетентностью, способен создать в классе атмосферу тепла и взаимного уважения. Этому я училась у своих наставников, это я и стараюсь передать своим ученикам.
Человечество не стоит на месте в своем развитии, оно идет вперед: появились цветные ЖК-телевизоры, компьютеры, Интернет, интерактивные доски, WEB- камеры, о чем в свое время мы даже и подумать не могли. Следовательно, современный учитель должен обладать теми знаниями, которые накопило человечество, и должен идти в ногу со временем. Чтобы более продуктивно проходили уроки, у нас в гимназии в каждом классе поставлен компьютер, проектор и экран, настроены точки доступа Wi-Fi, для свободного доступа к сети Интернет, чтобы можно было прямо на уроке получить любую информацию с помощью компьютера и дать для изучения обучающимся. Сейчас информационно-коммуникационными технологиями должен владеть любой современный учитель, и это требование времени, без которого просто нельзя осуществлять эффективно свою деятельность в современной школе.
Развивается и педагогическая наука, появляются новые педагогические технологии. И мы, учителя, конечно же, должны хорошо ориентироваться во всем их многообразии. Учитель XXI века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях:
- уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;
- владеть здоровьесберегающими технологиями;
-обладать критическим мышлением, использовать системный анализ, уметь находить нестандартные решения;
- быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;
-быть творческой личностью и стремиться использовать инновационные технологии.
И тем не менее, какие бы технологии ни изобретал человек, многое зависит и будет зависеть всегда от личности учителя, от его профессионализма, его нравственных и моральных качеств. Именно сейчас, когда многое изменилось в мире, и далеко не в лучшую сторону, когда с экранов телевизоров не сходит жестокость, насилие, пошлость, когда произошла дезориентация человека в мире ценностей, идеалов, мы, как следствие, наблюдаем снижение значимости гражданской и общественной культуры, как никогда возрастает роль учителя в формировании нравственно здоровой личности. И поэтому в моем представлении учитель XXI века – это не только профессионал своего дела, идущий в ногу с прогрессом, но это, прежде всего, человек, живущий по нравственным законам, не отступающий от моральных принципов, своего рода эталон порядочности, пример для подражания. Только формируя у себя подобные качества, учитель способен успешно работать в современном учебном учреждении.
Таким образом, я прихожу к выводу о том, что формула успеха учителя XXI представляет собой сумму следующих составляющих: любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.
Но главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. И когда со звонком мои ученики не вскакивают с места, а говорят, что так быстро пролетел урок, я понимаю, что недаром прихожу в школу и профессию свою выбрала правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья Социальное партнерство - залог успешности
Развитие партнерских отношений открывает возможности для развития учащихся...
Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)
В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...
Педсовет «Владение современными педагогическими технологиями - залог успешной деятельности педагога»
выступление на педагогическом совете: «Обучение и воспитание успехом» обидно, что пришлось "разбить" презентацию и убрать картинки...
СОЗДАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА –ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО КЛАССА.
« Воспитательная работа немыслима без педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях...
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...
Эссе "Учитель XXI века: залог успешности"
Конкурсный материал Краевого этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России-2016"...
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПОВТОРЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОПУТСТВУЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЕГЭ и ОГЭ
Жизнь — это бесконечное повторение. То, что мы недопоняли в первый раз, происходит с нами снова. Чуть-чуть по-другому. Если мы по-прежнему не понимаем, событие возвращается до тех пор, пока мы н...