Эссе "Учитель XXI века: залог успешности"
статья по теме
Конкурсный материал Краевого этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России-2016"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_shehovtsova_e.s.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ – 2016» |
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Я - УЧИТЕЛЬ»
Шеховцова Елена Сергеевна,
Грачевский район
«Учитель XXI века: залог успешности»
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…»
Д.И. Менделеев
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…»
Ш.Амонашвили
Быть учителем это и почетно, и очень ответственно. Это значит быть ответственным не только перед обучающимися и их родителями, но и обществом в целом. Каждое время рождает свои требования к учебному процессу, а значит и к учителю. Индикатором этих требований является урок, раскрывающий идеологию времени, диалектическое соотношение двух процессов: учения и обучения. Раньше лучшим считался урок, когда учитель показывал себя яркой личностью, своеобразным артистом, но прошло время, и лучшим стал считаться урок, на котором учитель отходит на «второй план», а на «первом плане» оказываются ученики с их способностью самостоятельно приобретать знания. В чем же секрет педагогического мастерства? «Какие личностные качества педагога конца XX века нельзя потерять, а нужно только приумножить в XXI веке?»
Сделанный мною в конце XX века выбор – профессия педагога – продуманный и осознанный. Я мечтала стать именно учителем математики, так как перед глазами был образ моего любимого педагога, классного руководителя Любенко Натальи Ивановны. Учитель математики – особая педагогическая стезя. Вдохнуть жизнь, романтику, таинственность в строгие и порой сухие формулы и фразы – вот что может учитель математики.
Успех учения всегда и более всего, по словам Константина Дмитриевича Ушинского, зависит от достоинства преподавателей. Мне очень повезло с учителями и наставниками. В родной Надеждинской средней школе, тогда №1 – сейчас №13, Шпаковского района работали, нет – жили, нет - творили: учитель истории Татьяна Григорьевна Черкасская, учитель русского языка Надежда Георгиевна Савина, учитель химии Зинаида Ивановна Колесникова, учитель физической культуры Виктор Иванович Климченко, режиссер школьного театра – студии Мирзоянц Маргарита Николаевна, руководитель секции художественной гимнастики «Аум» Волобуева Любовь Ивановна. Именно эти люди привили вкус к умственной работе, к постоянному творческому поиску, любовь к физическому и умственному труду, к педагогической деятельности, которая для меня стала и способом самореализации, и смыслом жизни. В моей семье отношение к учителю всегда было и есть восторженно – уважительное. Для моих родителей, бабушек, дедушек педагог - это человек, несущий очень ответственную социальную миссию, а школа и семья – два крыла, на которых «взлетает» ребенок.
В 1991 году мне посчастливилось побывать во Всероссийском пионерском лагере «Орленок», в чем заслуга не столько моя, хотя я и училась на отлично, но учительского коллектива школы, который решил наградить девочку Лену путевкой, доставшейся в результате победы в районном конкурсе учебно – производственных бригад. Эта поездка окончательно поставила точку в выборе профессии. В «Орленке» работает школа имени Николая Островского. Лучшее оборудование, лучшие условия, но самое главное – лучшие учителя. До сих пор помню учителя физики Рафика Кригорьевича с волшебной раздвижной доской, учителя географии, увлеченно рассказывающую о природе и ландшафте Черноморского побережья, учителя математики, так ловко представившей доказательство, что синус, тангенс и котангенс угла, так же как и косинус, зависят только от величины угла.
Успешная деятельность всегда приятна ребенку, учитель должен позаботиться о том, чтобы доставить ему такой успех в той области деятельности, в которую он его хочет ввести. Школу я окончила с серебряной медалью, поступила на отделение математики и информатики физико – математического факультета Ставропольского Государственного университета. Талантливые преподаватели и здесь окружали меня: старший преподаватель кафедры алгебры и теории чисел, мой дипломный преподаватель Семенова Наталья Федоровна, доцент кафедры математического анализа Баграмян Владимир Асатурович, преподаватель кафедры информатики Макоха Анатолий Николаевич, преподаватель кафедры методики преподавания математики Кучугурова Надежда Дмитриевна. В университете принимала участие в студенческих научных конференциях, с удовольствием вела уроки во время педагогической практики и даже замещала учителя математики. Место своей настоящей работы выбрала еще за полгода до окончания университета.
Школа является отражением происходящих экономических, политических и социальных процессов в обществе. И, как следствие, в XXI веке за мою 16 летнюю практику произошли кардинальные перемены в оценке значимости педагогического труда: от стадии «зачем учиться - деньги решают всё» до «хотим для своих детей лучших учителей». Залогом успешности педагога, на мой взгляд, являются три компонента: непрерывное самосовершенствование, ИКТ-компетентность и любовь к детям. Отсутствие хотя бы одного звена тормозит деятельность всей школы. В связи с модернизацией образования, с запросами общества перед собой я ставлю серьезные требования. Мой современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству. Стараюсь воспитывать для общества трудолюбивых, предприимчивых, стремящихся к новизне молодых людей. К своим ученикам я отношусь с уважением, считаюсь с их мнением, учу личным примером. Для меня учитель должен быть совершенным во всем: в поведении, в одежде, в речи. Просыпаюсь утром с улыбкой и лечу в школу, как на праздник. Даже когда чувствую себя неважно, как артист на сцене выздоравливаю за урок. Вижу светящиеся глаза встречающих меня детей, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.
В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие одаренности и успешности в жизни становится одной из основных задач современного образования и воспитания. Раскрытие индивидуальности и моделирование ситуаций успеха через создание специальным образом организованной образовательной среды,- в этом я вижу цель своей педагогической деятельности как учителя.
Увлеченность точными науками, страсть к открытию не прошла с годами. Поэтому руководство Научным обществом учащихся «Эврика» в школе – это не очередная обязанность, порученная администрацией, а моя личная инициатива. Поддержать «умника» или «умницу» в стремлении познать новое, помочь понять глубже происходящее, - вот основная задача моя как педагога. Когда способности ученика бережно развивают, когда ребенок чувствует неподдельный интерес к своему творчеству со стороны учителя, видит свои творения опубликованными на страницах школьной газеты или становится победителем районного конкурса и краевой конференции, у него за спиной буквально вырастают крылья, а математические способности получают мощный импульс к развитию. Юный исследователь легко может заблудиться, отчаяться. Поэтому для каждого ребенка выстраиваю индивидуальный маршрут познания, использую только ему присущие психологические особенности. К тому же такая педагогическая деятельность совпадает с одним из направлений национальной образовательной инициативы.
Вопрос профессиональной компетентности учителя сейчас особенно актуален, поскольку «Чего нет в творце, не может быть в творении» (Оскар Уайльд). Вот почему считаю необходимым участие учителя в профессиональных мастер – классах, конкурсах педагогического мастерства, поскольку это позволяет не только оценить свой профессиональный уровень относительно остальных участников, но и заимствовать удачные педагогические и методические находки коллег. Открытость образования, реализованная через сетевые педагогические сообщества, работу методических объединений, помогает решить проблемы, связанные с трудностями в методике преподавания, вопросами взаимодействия «ученик – учитель – родитель». Апробирую и применяю современные педагогические технологии; реализую на практике исследовательский и проблемный методы обучения и воспитания, методики планирования и организации самообразования учащихся, систему педагогического мониторинга, использую мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания методических копилок по предмету, презентации результатов своей деятельности. Мною накоплен и обобщен опыт по теме «Системно – деятельностный подход как условие формирования исследовательских навыков учащихся».
В математике есть своя особая красота. Математическая культура – неотъемлемая часть культуры общества и признак его высокого уровня развития. Вовлекая в исследование юные умы, учитель проникается всеми особенностями детской психологии, радостью открытия, и от этого становится более открытым и молодым. Чтобы алмаз стал бриллиантом, над ним работают мастера своего дела. Чтобы математический талант ребенка увидели окружающие, нужен кропотливый труд учителя в прочном тандеме с родителями. Мои ученики продолжают свою учебу в лицее для одаренных детей при СКФУ, успешно представляют исследовательские работы на Соревновании «Шаг в будущее», краевой научно – практической конференции школьников, имеют рекомендации для участия в школе «Академия юных» при МГТУ им. Э. Баумана, показывают высокие результаты на различных конкурсах и олимпиадах.
В моей деятельности нет формальности, потому что сама искренне верю в то, что делаю. Да и привычным словом работа это трудно назвать. И вот уже мои выпускники, взрослые люди, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях, делятся планами.
Каждый педагог имеет свой секрет успеха, но должны мы сойтись в одном – любовь к детям и своему делу.
У меня часто спрашивают, как вы находите таких талантливых детей? Всегда отвечаю – интуиция. Мне кажется, что я вижу в этом ребенке частичку себя: такую же пытливость, вдумчивость, азарт. Да и к тому же я не могу пройти мимо детской способности к творчеству, детских глаз, полных доверия и надежды. А еще я не могу, не имею права подвести тех людей, которые вложили в меня частичку своей души, тех Учителей, которые сформировали во мне личность, передали ген педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья Социальное партнерство - залог успешности
Развитие партнерских отношений открывает возможности для развития учащихся...
Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)
В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...
Педсовет «Владение современными педагогическими технологиями - залог успешной деятельности педагога»
выступление на педагогическом совете: «Обучение и воспитание успехом» обидно, что пришлось "разбить" презентацию и убрать картинки...
СОЗДАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА –ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО КЛАССА.
« Воспитательная работа немыслима без педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях...
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...
Системная подготовка к ЕГЭ на уроках математики – залог успешной сдачи экзамена
С 2009 года согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части ...
Конкурс "Учитель года". Эссе "Учитель 21 века: залог успешности."
в эссе раскрыты мотивы выбора учительской профессии, отражены собственные педагогические принципы и подходы к образованию, понимание миссии педагога в современном мире, смысла педагогической дея...