Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи
консультация

Mарина Aлексеевна Kовалёва

в сообщении говорится о том, что такое дидактический синквейн, о правилах его составления, приводятся примеры дидактических синквейнов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_sinkveyn.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа - интернат»

Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи.

Учитель – логопед: Ковалева М.А.

Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Развитие лексико-грамматической стороны речи детей с нарушением интеллекта значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания. Учащиеся отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Опыт работы с учащимися с нарушением интеллекта, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

Развить эти способности поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна (синквейн — в переводе с фр. —«пять строк», пятистрочная строфа стихотворения).

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов.

Инновационность данной  технологии состоит в том, что мы учим детей ненавязчиво и практически без особых усилий:  исключать  лишнее, выделять главное, обобщать и классифицировать.  А самое главное, развиваем  и обогащаем речь.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

В настоящее время составление синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей-предметников в школе как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейна.

Составление дидактического синквейна, это увлекательный процесс, творческий и яркий, который требует нахождения в материале наиболее существенного, выделять это и кратко формулировать, тем самым составлять грамотно предложения с использованием графических схем.    

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:

  •  первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;
  •  вторая строка — два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;
  •  третья строка — три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;
  •  четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
  •  пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

  

Например. Синквейн про куклу.

Детям задается вопрос -  Кто это? Или что это?

Дети отвечают с опорой на предмет или иллюстрацию. Ответ: Это кукла.

Во второй строке – находятся уже два слова, прилагательные.

Вопрос: Какая кукла? Или что мы можем рассказать об этой кукле?

Ответ: Большая, красивая, нарядная, маленькая и т.д.

Выбираются оптимально соответствующие характеристики  (максимум- 2)

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия предмета.

Вопрос: Что умеет делать кукла?

Ответ: сидит, наряжается, гуляет, продается в магазине  и т.д.

Выбираются соответствующие характеристики (максимум – 3)

В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

Вопрос: Что вы  можете сказать о кукле? Например: вам нравится эта кукла?

Как вы думаете где продается кукла? И т.п.

Ответ: дети отвечают полным ответом, минимально - предложение из 2-3 слов, можно использовать распространенные формы предложений с использованием прилагательных.

 

        Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание.

Ассоциативный ряд -   Кукла  красивая? Что еще бывает красивым? Кто бывает красивым?

Ответ: цветы, природа, животные  и т.д.

Кукла  – маленькая, кошка – маленькая; по размеру они одинаковые; чем они отличаются?

Ответ: кукла - неживая, кошка - живая… и т д…

Кукла – это что такое? (Игрушка) Кошка – домашнее животное.

Получился следующий  «синквейн» по готовой схеме:

Кукла

Красивая, нарядная

Сидит, наряжается, гуляет

Мама купила красивую куклу.

Игрушка.

Синквейн можно использовать для работы с любым лексическим материалом: описание предмета, явления, картины и т.д …

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

1. Дождь.

2. Мокрый, холодный.

3. Капает, стучит, льется.

4. Я не люблю дождь.

5. Вода.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
  •  владеть:

— анализом, обобщением,

— понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак;

  •  уметь подбирать синонимы;
  •  научиться правильно понимать и задавать вопросы;
  •  согласовывать слова в предложении;
  •  правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

 Применение «дидактического синквейна» дает нам возможность более детального  описания предмета, развивает логическое мышление на основе ассоциативных связей.

Преимущество синквейна в том, что мы можем  включать его в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы, не нарушая при этом основной структуры занятия.

Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны, работали вместе со взрослыми. Потом детям понравилось говорить, сочинять, исследовать и делать умозаключения и они стали самостоятельно   применять  синквейны .

Далее при составлении синквейна использовала такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

При использовании более усложненной схемы, у детей обогащается словарный запас, умения строить правильно предложения, формируется и развивается связная речь,  способствует успешному  составлению описательных рассказов.

  • составление синквейна по прослушанному рассказу;

Этот метод развивает у детей память, слуховое восприятие, логическое мышление и творческое воображение.      

  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить).

Этот способ учит сообразительности и мышления.

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.

С помощью дидактического синквейна не только развивается речь детей, но данная методика способствует  развитию высших психических функций.

Целесообразное использование синквейна

  • · На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

5. Дерево.

  • · Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.

  • · На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Синквейн о синквейне

1. Синквейн.

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

5. Технология.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

Баннов А. Учимся думать вместе: Мат-лы для тренинга учителей. М., 2007.

Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410 (Дата обращения: 03.08.2012).

Кабаченко Е. И., Кабаченко Н.А., Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей//Логопед, № 8, 2012. -  с.31-36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

«Использование дидактических игр и мнемотаблиц в работе по развитию связной речи у детей в условиях детского сада».

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Глав...

«Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста»

Цель экологического воспитания: - форми­ровать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.Задачи экологического воспитания: - формировать у детей умения и навыки п...

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...

Памятка для педагогов "Использование технологии "синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"

Одним из эффективных методов по развитию речи дошкольников является нерифмованное стихотворение...

Консультация для педагогов "Использование технологии "синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"

Одним из эффективных методов по развитию речи дошкольников является нерифмованное стихотворение...