Индивидуальный маршрут педагога
материал

Ищенко Данила Александрович

Мои работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Физическая культура274.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Карасукский педагогический колледж»

Ищенко Данила Александрович

Методы и приемы обучения технике штрафного броска в баскетболе на уроках физической культуры

Курсовая работа

Специальность 49.02.01 «Физическая культура»

Руководитель:

Алексеев Николай Сергеевич


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

1 Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания        5

1.1 Характерные особенности баскетбола        5

1.2 Техника штрафного броска в баскетболе        8

1.3 Методы и приемы обучения технике штрафного броска        13

2 Особенности выполнения штрафного броска в баскетболе        17

2.1 Комплекс специальных упражнений в тренировке штрафного броска        17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        24

Список литературы        26

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1        29

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2а        30

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2б        31

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2в        32

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3        33

Введение

Современный баскетбол - это атлетическая игра, которая предъявляет высокие требования к двигательным и функциональным возможностям спортсменов.

Баскетболист сегодня – это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.

Баскетбол — командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, передавая друг другу мяч руками или продвигаясь с ним, стремятся наибольшее количество раз забросить мяч в корзину команды противника.

Основные двигательные действия баскетболистов характеризуются высоким темпом передвижений, быстрой сменой ситуаций, ограничением времени владения мячом. Весь арсенал технико-тактических приемов необходимо применить в условиях, требующих от игроков точности, способности к дифференциации усилий, выполнения быстрого переключения с одних действий на другие. Для выполнения большого количества приемов в условиях дефицита времени и противодействия соперникам, игроки должны владеть специальными двигательными навыками.

Поэтому для оценивания подготовленности баскетболистов нужны объективные средства и методы педагогического контроля, которые отображают специфику соревновательной деятельности и предусматривают использования таких методик, которые разрешают оценивать, как индивидуальную, так и целостную технику реального состояния спортсменов и команды.

Данная тема выбрана и разработана не случайно, исследователи игровой деятельности баскетбола отмечают уникальные возможности игры не только для физического развития, но и выработки характера, воли, воспитания чувства коллективизма, познавательных интересов, нравственных качеств. Сам процесс игровой деятельности обеспечивает развитие образовательного воспитания личности, ее неповторимости, творческого подхода к деятельности.

Важность овладения штрафным броском заключается в том, что он с одной стороны, имеет самостоятельное игровое назначение (количество попаданий со штрафного составляет значительную часть общего счета игры), с другой стороны, навык выполнения штрафных бросков является основой для формирования всего комплекса движений, который используется баскетболистами для бросков мяча в корзину.

Определяющее значение для воспитания снайперских качеств баскетболиста имеет начальный период обучения, в котором решаются вопросы начального обучения технике броска.

По мнению большинства специалистов баскетбола, техника выполнения штрафного броска оказывает значительное влияние на его результативность. Однако в методической литературе отсутствует достаточно полно разработанная техника штрафного броска одной рукой. В практике нет также обоснованной методики оценки техники штрафного броска.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по баскетболу в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: методы и приемы выполнения штрафного броска в баскетболе.

Цель работы: подобрать и обосновать эффективные методы и приемы для выполнения штрафного броска в баскетболе.

Предполагается, что, зная технику, методику, используя средства, приемы для обучения штрафного броска и используя наш комплекс специальных упражнений в тренировке штрафного броска в учебно-воспитательном процессе школьников мы можем повлиять на результативность его в баскетболе.

Задачи работы:

1.   Анализ научно-методической литературы.

2. Подобрать наиболее эффективные методы и приёмы для обучения выполнению штрафного броска в баскетболе.

Методы исследования:

1. Анализ литературных источников.

Изучение литературы позволило получить представление о современном состоянии вопроса по исследованной проблеме.


1 Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания

1.1 Характерные особенности баскетбола

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. [2]

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом на уроках физической культурой помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания. [2]

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте. [9]  

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний.  И прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования.  А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников.

  Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры. [9]  

Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные приемы игры служат созданию условий для овладения корзиной. Чтобы приносить пользу команде, каждый игрок должен уметь метко поражать корзину.

Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков:

1) двумя руками снизу;  

2) одной рукой снизу;  

3) двумя руками с места;

4) одной рукой с места;

5) бросок в прыжке;

6) крюком.  [3,10]

Хотя некоторая модификация и необходима для выполнения различных дистанций и в различных условиях, перечисленные выше броски обеспечивают основу для выполнения любого другого.

Классификация бросков корзину выглядит следующим образом:

1) броски двумя руками; броски одной рукой;

2) броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;

3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;

4) по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке:

5) по расстоянию: дальние, средние, ближние

6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту. [19]  

С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины. Независимо от того, целится игрок в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки мишени, вовремя и после броска. [8]  

При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все ещё направлен на цель. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря чувствительным нервным окончаниям помогают игроку контролировать мяч и “ощущать его контроль”.

Основные требования при броске следующие:

1) выполняй бросок быстро,

2) в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу,

3) если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руку на корзину,

4) выпускай мяч через указательный палец,

5) сопровождай бросок рукой и кистью,

6) постоянно удерживай взгляд на цели,

7) полностью сосредотачивайся на бросок,

8) следи за мягкостью и непринужденностью броска,

9) для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно. [17]

Техника выполнения броска одной рукой от плеча с места. Используется бросок со средних и дальних позиций. Бросок выполняется с наименьшими колебаниями туловища по вертикали. Вперед на полшага выставляется одноименная с бросающей рукой нога. Мяч выносится из основной позиции в положении перед лицом. Рука, выполняющая бросок, контролирует мяч сзади. Пальцы широко расставлены и поправлены вверх, тыльная сторона кисти обращена к лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от мяча перед его выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель.

При выпускании мяча игрок последовательно разгибает звенья тела: колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного выпрямления всех звеньев, после чего она выполняет захлестывающее движение и слегка разворачивается наружу, мяч должен уйти с кончиков пальцев. После выпуска мяча игрок последовательно разгибает кисть, опускает локоть и плечо вниз.

Поскольку технические закономерности работы звеньев бросающей руки одинаковы для всех видов броска одной рукой, молодые игроки должны начинать с самых легких. Бросок с места на один счет, с локтем, поднятым на одну четверть, самый легкий для выполнения. Невысокое положение локтя при этом броске и выполнение броскового движения вместе с легким подскоком облегчают координацию движений. [17]

Общие ошибки при бросках в корзину.

1. Неумение сосредоточить внимание на цели.

2. Слишком сильное вращение мяча.

3. Плохое равновесия тела.

4. Поспешность при выполнении броска.

5. Разведение локтей при выполнении броска.

6. Отсутствие сопровождения мяча.

7. Броски со слишком низкой или слишком высокой траекторией.

8. Держание мяча на ладони во время броска. [22]

1.2 Техника штрафного броска в баскетболе

Штрафной бросок - это возможность, предоставляемая игроку, набрать одно очко броском в корзину без помех с позиции за линией штрафного броска и внутри полукруга.

Серия штрафных бросков - это все штрафные броски в результате наказания за один фол.

Штрафной бросок и все действия, связанные с ним, заканчиваются, когда мяч:

- входит непосредственно в корзину сверху, остается в ней или проходит сквозь нее;

- не имеет больше возможности попасть в корзину непосредственно или после касания кольца;

- правильно был сыгран игроком после того, как коснулся кольца;

- касается пола;

- становится мертвым.

Игрок, выполняющий штрафной бросок должен:

- занять позицию за линией штрафного броска и внутри полукруга;

- может использовать любой способ выполнения штрафного броска в корзину, но он должен бросать таким образом, чтобы мяч без касания пола вошел в корзину сверху или коснулся кольца;

- должен выпустить мяч в течение восьми секунд с того момента, когда он передан судьей в его распоряжение;

- не должен касаться линии штрафного броска или игровой площадки за линией штрафного броска, пока мяч не войдет в корзину или не коснется кольца.

Не должен имитировать штрафной бросок:

- игроки на позициях вдоль области штрафного броска;

- максимум пять игроков (3 защищающихся и 2 нападающих) могут занимать полосу вдоль области штрафного броска, глубиной в один метр;

- первая позиция по обе стороны ограниченной зоны может быть занята соперниками игрока, выполняющего штрафной бросок (броски). Игроки должны занимать только те позиции, которые им определены.

Все игроки на позициях вдоль области штрафного броска не должны:

- занимать позиции, которые им не предназначены;

- входить в ограниченную зону, нейтральную зону или оставлять позицию до тех пор, пока мяч не сошел с руки игрока, выполняющего штрафной бросок;

- касаться мяча, когда он летит в корзину, до тех пор, пока он не коснется кольца или станет очевидным, что он не коснется его;

- касаться корзины или щита, пока мяч находится в контакте с кольцом;

- просовывать руку через корзину снизу и касаться мяча;

- касаться мяча, корзины или щита до тех пор, пока сохраняется возможность попадания мяча в корзину во время любого штрафного броска, за которым должен последовать следующий штрафной бросок (броски);

- оставлять свои места, как только мяч стал живым при пробитии штрафного броска, до тех пор, пока мяч не покинул руку игрока, выполняющего штрафной бросок;

Существует несколько способов выполнения штрафных бросков: двумя руками снизу, двумя от груди, одной от плеча (самый распространенный способ) и др. [5]  

Самый простой всем известный способ – штрафной бросок двумя руками снизу. Прицел – в точку над передним краем кольца. Сочетание сгибания ног и маха руками позволяет легко регулировать бросок, чтобы мяч при штрафном всегда пролетал одно и тоже расстояние.

Перед броском игрок должен расслабиться: опустить руки и глубоко вздохнуть, готовясь к следующему броску. Внимательно посмотреть на цель. Бросок нужно сделать спокойно, не спеша, затрачивая на него около 3 секунд. Лучшей стойкой считается такая, при которой ноги слегка согнуты в коленях, а ступни примерно на ширине плеч. Туловище и руки при броске как бы тянутся к корзине. Бросок заканчивается движением кистей и пальцев. Мяч выпускается из рук в момент, когда он достигает уровня глаз игрока. Другие способы штрафных бросков: от груди, от головы и броски одной рукой – по технике выполнения мало, чем отличаются от обычных бросков. [15]

Биокинематическая схема двигательного действия.

Одним из приемов обучения является выделение основы технического приема или тактического действия. Основой может служить как часть двигательного действия, так и одна из его биомеханических характеристик. Например, в передаче мяча основой будет являться положение рук на мяче, в броске базовым элементом будет служить положение ног и локтя под мячом. В тактических взаимодействиях основой должны служить действия, определяющие успешность всего выполнения в целом. Такие базовые элементы необходимо выделять и изучать в первую очередь и на них концентрировать внимание группы. К другим частям двигательного действия можно приступать в зависимости от времени, отданному на обучение данному элементу. Далее необходимо разучивать согласование отдельных частей движения.

Ключевое отличие штрафного броска от бросков с игры — это расположение по одной линии (положение стоп), перенос веса тела вперед, фокусировки внимания на одной и той же специфической цели в каждом броске, паузы в исходном положении для броска и установлении ритуала. Игроки должны знать, как выглядит хороший бросок, и иметь его в ощущениях — они должны быть в состоянии выполнить штрафной бросок с закрытыми глазами. Бросок должен быть исполнен при контролируемом напряжении — не слишком расслабленно, но и не слишком напряженно.

Расположение по одной линии — стопа со стороны бросающей руки, плечо, кисть и мяч находятся в одной вертикальной плоскости с корзиной. Расположение стопы, одноименной бросающей руке, должно быть каждый раз в одном и том же месте, и стопа должна смотреть на корзину или слегка влево от линии, перпендикулярной линии штрафного броска. Поставьте пальцы доминирующей/ведущей стопы (правой стопы — для правшей и левой — для левшей) как раз в центр линии штрафного броска. Корты из древесины твердых пород уже имеют нужные «дырочки для ногтя» по центру с целью измерения. На других покрытиях на этом месте делают отметку. Поставьте стопу вблизи центра и направьте заднюю стопу на угол щита с той же стороны (правая стопа, левый угол и наоборот). Располагайте стопы на ширине плеч в уравновешенной, со стоящими уступом стопами стойке. [8]  

Хват — мяч полностью лежит на бросающей кисти, уравновешивающая рука находится сбоку или под мячом. После завершения ритуальных действий поместите большой палец в желобок и средний палец — на отверстие для надувания мяча воздухом.

Запястье — игроки, выполняющие штрафной бросок, должны поставить мяч в исходное положение и согнуть кисть в запястье подобно букве «L», точно так же, как в броске с места.

Локоть — держите локоть внутрь, близко к телу, поднятым вверх и впереди запястья. Изобразите локтевой сгиб в виде буквы «L».

Перенос веса тела чуть вперед — игроки, выполняющие бросок, должны принять чуть измененную позицию с тройной угрозой, при которой вес тела больше находится на передней стопе, голову следует держать ровно и спину — прямой.

Цель — внимание следует сфокусировать на середину кольца или на петлю, сетки в центре задней части обода. Игрок должен сфокусировать внимание на мишени и думать: «Я заставлю защитника заплатить за фол на мне». Фокусировка внимания на цели должна продолжаться до тех пор, пока мяч не пролетит сквозь сетку.

Пауза — в исходном положении для броска игрок должен сделать паузу в движении на мгновение: для того, чтобы успокоится физически и умственно и сосредоточится, но не дольше. После паузы все движения должны быть направлены вверх и по дуге в направлении кольца.

Проводка — полное выпрямление и пронация — вот основные ключевые моменты движения проводки. Игрок, выполняющий бросок, должен приподняться с пола, приложив силу ног. Рука, находящаяся наверху, должна находиться под углом 30-350 от вертикали в конце проводки. Выпускайте мяч высоко и оставайтесь в положении проводки, пока мяч не попадет в сетку. Направьте свою кисть в корзину.

Поднимайтесь вверх и заканчивайте на пальцах ног или слегка подпрыгните вперед. Оставайтесь в положении броска и стойте, переместившись чуть вперед, с рукой, направленной в корзину. [3]  

Оценка техники штрафного броска проводится по основным параметрам движения при выполнении броска одной рукой от плеча согласно составленной биомеханической модели. Прил.№1,2а,2б,2в.

Задачи для формирования и совершенствования умений и навыков при выполнении штрафного броска.

При разучивании штрафных бросков учителя должны придерживаться некоторых указаний:

- развивайте уверенность в исполнении штрафных бросков постепенно и в течение длительного времени. Игрокам необходимо начинать совершенствовать исполнение броска в тренировках как можно раньше и в течение всего сезона. Это делается с помощью серийного исполнения штрафных бросков, в результате которого они и совершенствуют свою технику;

- научите игроков концентрироваться на каждом броске, используя позитивные мысли, например, о том, что заставляете оппонентов расплачиваться за каждое нарушение правил игры, думать о корзине (бросках, когда мяч падает только в корзину) и видеть, как колышется сетка, когда мяч проходит через нее.

Позитивное отношение к броскам вырабатывается при похвале за успешные броски и оценке неточных бросков.

Бросающий игрок абстрагируется от всех негативных мыслей и пользуется только позитивными.

Уверенность игрока развивается из основ правильной техники.

Штрафные броски могут быть улучшены, если действовать в соответствии со следующими предложениями:

- сохранять движения простыми и однообразными;

- начинать исполнение на одном месте – стопа на «ямке для ногтя» в полу;

- начинать и держать вес тела чуть впереди, оставаясь в положении броска;

- разработать ритуал исполнения: дыхание, большой палец – в желобок, средний палец – на отверстие для надувания мяча;

- фокусировать свое внимание на внутренней части кольца и на сетке;

- направлять взгляд на цель;

- выдержать паузу в исходном положении;

- выпустить мяч высоко и удерживать конечное положение проводки, пока мяч не проскользнет сквозь сетку (направить кисть в корзину);

- уравновешивающую кисть, не участвующую в броске, отвести от мяча, при этом оставив выпрямленной руку в локте. [29]

1.3 Методы и приемы обучения технике штрафного броска

Обучающиеся на уроках физической культуры выполняют броски мяча с расстояния около 3,6 м от кольца, которое устанавливается на высоте 3,05 м.

Большинство упражнений, используемых при формировании техники довольно сложны, а для большинства и не знакомы. Необходим правильный показ. Практика показывает, что одноразовая демонстрация изучаемого элемента недостаточна. Неплохо привлекать для показа сложных элементов игроков сборной по баскетболу. При начальном изучении нельзя допустить элемент соревнования среди учащихся, так как это может привести к ошибкам в технике. Многие движения необходимо начинать изучать без мяча. Например, такие элементы как бросок, передача мяча, повороты. Нельзя проводить обучение в конце занятия или после упражнений требующих значительного напряжения мышечных усилий и внимания. Применение игр и эстафет с использованием ранее изученных элементов позволит глубже закрепить пройденный материал. Преподаватель может успешно решать поставленные задачи, применяя различные методические приемы и рациональные способы организации. При этом необходимо решить две задачи: повысить качество обучения и достичь оптимальной физической нагрузки на занятии.

Достижение запланированных результатов во многом зависит от подбора подводящих и специальных упражнений, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения. Также в процессе закрепления пройденного материала необходимо использование большого объема упражнений соревновательного характера. [14]

При совершенствовании, естественно, необходимо сочетание разнообразных задач и большое внимание уделять интегральной подготовке.

Ниже приведена примерная последовательность изучения элементов баскетбола. В зависимости от условий работы преподаватель на основе этой последовательности может сам подобрать разнообразные упражнения и эстафеты для овладения техническими приемами и применения их на большой скорости.

На уроках физической культуры при занятиях баскетболом применяются следующие упражнения для отработки техники и результативности штрафного броска:

1) броски между выполнением различных игровых упражнений;

2) броски с задачей попасть два или три раза подряд;

3) броски с задачей как можно больше попаданий подряд;

4) броски с применением мячей разного веса и диаметра: баскетбольные, волейбольные, гандбольные, футбольные;

5) броски с закрытыми глазами;

6) броски с различных исходных положений: стоя, сидя, стоя на коленях и т.д.;

7) броски, приближенные к игровой обстановке, после промаха - ускорение к противоположной лицевой линии и обратно, сгибание, и разгибание рук в упоре лежа и т.д. [15]  

Игры при обучении штрафным броскам.

1. Соревнование между группами. Тут нужно примерно по 3—5 мячей на каждую группу. Задание — попасть наибольшее количество раз за определенное время. Каждый игрок подсчитывает, какая группа победила, а также определяются личные места игроков по большинству попаданий.

2. Соревнование между двумя командами у двух щитов. Игроки располагаются у основных щитов в затылок один другому. Одновременно начинают выполнять штрафные броски. Каждый бросает один раз, вслух подсчитывают набранные очки. После того как одна из команд наберет определенное число очков (5—10), игроки кладут мяч на линию штрафного броска и всей командой бегут к противоположному щиту. Там все повторяется сначала, но уже счет 1:0 продолжается. Соперники быстро перебегают к противоположному щиту и стремятся первыми выполнить задание, чтобы взять реванш, сравнять счет.

3. Соревнование в бросках до промаха. Игроки разбиваются на группы по количеству щитов в зале. Первый игрок в каждой группе делает бросок. Если поражает корзину, то снова получает мяч для следующего броска, а если промахивается, то мяч передается партнеру. Победителем в группе считается тот, кто больше всех поразил корзину. А если сложить результаты всех учеников, то можно определить и более меткую группу.

4. Игра с выбыванием. Каждый выполняет по одному штрафному броску. Тот, кто промахнулся, выбывает из игры. Соревнования проводятся до тех пор, пока на площадке не останется самый меткий — чемпион по штрафным броскам. И так на каждом занятии.

Безусловно, каждый учитель может придумать немало и других упражнений в штрафных бросках. Соревновательный элемент улучшает обучение, вызывает у ребят желание быстро научиться метко, выполнять штрафные броски. [6]  

Выводы по Главе I

Анализируя методическую литературу, пришли к следующим выводам, что:

- баскетбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по моему мнению, и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития;

- штрафной бросок - это возможность, предоставляемая игроку, набрать одно очко броском в корзину без помех с позиции за линией штрафного броска и внутри полукруга;

- штрафной бросок — не только способ добывания очков, но и средство психологического воздействия на противника. Но успех в штрафных бросках может принести только систематическая тренировка в них;

- баскетболисты отличаются хорошими показателями поля зрения, глубинного зрения, что позволяет им хорошо ориентироваться на площадке. Высокого уровня развития достигает двигательный анализатор;

- лучшая профилактика — постоянное и постепенное растягивание, разогревающие разминки, а в более серьезных случаях — снижение нагрузки. Постепенное растягивание воздействует на всю систему мышцы — сухожилия, удлиняет их, уменьшает вероятность недопустимого резкого растяжения и травмирования. Разминка способствует притоку крови, несущей кислород к тканям, и в прямом смысле повышает температуру мускулов, позволяя им сокращаться с большей силой;

- лучший способ избежать травм — непременно делать обстоятельную разминку и растягивание перед тренировкой. Часто мышцы набирают силу быстрее, чем сухожилия, и поэтому возникает дисбаланс, который может привести к неприятным последствиям.


2 Особенности выполнения штрафного броска в баскетболе

2.1 Комплекс специальных упражнений в тренировке штрафного броска

Структура:

Подготовительная часть (10-12 минут)

Любая работа — будь то, на баскетбольной площадке, или в тренажерном зале, либо на стадионе, без соответствующей подготовки (разогрева и растягивания) будет критической для организма и может быть причиной травм и различных повреждений.

Если ранее, вы не уделяли достаточного внимания растягиванию, то начав выполнение программы растягивания, в полном объеме, скоро вы почувствуете положительный эффект увеличения гибкости — увеличение мощи и скорости работы мышц, уменьшение времени мышечного восстановления и закрепощенности. Растягивание, так же помогает ученику подготовиться к уроку и играм, не только физически, но и психологически (позволяет сконцентрироваться). Тщательно выполняя растягивания, вы снизите мышечное напряжение, предотвратите различные повреждения и уменьшите риск получения травм. Растягивание помогает уменьшить общую мышечную боль, а также спазм и болевые ощущения в поясничном отделе спины.

Растягивание осуществляется медленным пассивным вытяжением мышц и сухожилий. Не в коем случае ни дёргать. Иначе возникает риск получения мышечного растяжения, особенно в период напряженной подготовки, когда мышцы теряют эластичность и становятся жесткими.

Задачи подготовительной части урока:

- подготовка инвентаря и места для проведения занятий;

- организация занимающихся;

- подготовка их для наиболее успешного решения задач основной части занятия.

Средства подготовительной части занятия:

- строевые упражнения;

- упражнения на внимание;

- различные виды ходьбы, бега, прыжков;

- общеразвивающие, подготовительные подводящие упражнения;

- ранее изученные упражнения из техники баскетбола.

Проведение подготовительной части занятия:

- теоретическая подготовка;

- выполнение программы растягивания в полном объёме (статическое, динамическое, пассивное).

Статическое растягивание

Выполняется методом удержания определенных позиций на заданный отрезок времени, в максимально возможной амплитуде движения. При выполнении статического растягивания, движения выполняются медленно, до ощущения натяжения в мышцах. Вы можете ощущать дискомфорт, но не в коем случае боль.

Правила статического растягивания:

1) удерживайте каждую позицию минимум 15-20 секунд;

2) повторяйте каждое движение дважды;

3) выполняйте растяжку минимум 5-7 раз в неделю (даже если не тренируетесь);

4) старайтесь выполнять программу статического растягивания полностью.

Динамическое растягивание

Выполняется с наиболее полной амплитудой движения и более активно, чем статическое растяжение. Выполняется динамическое растягивание после статического. Это помогает лучше подготовиться к тренировке и игре. Динамическое растягивание помогает активизировать нейромышечную систему.

Существует две формы динамического растягивания:

1) выполнение упражнений в положении стоя на месте;

2) выполнение специфических скоростных движений.

Пассивное растягивание

Чрезвычайно эффективно для достижения максимальной амплитуды движения. Для выполнения пассивного растяжение необходима помощь партнера по команде или учителя по физической культуре. Помощник, выполняя растягивание должен быть осторожен, чтобы не травмировать растягиваемую область.

Доводы за использование пассивного растягивания:

1) позволяет добиться увеличения амплитуды движения за более короткое время, потому что помощь партнера помогает изолировать растягиваемую группу мышц и позволяет вам полностью расслабиться;

2) позволяет ученикам, помогая, друг другу, понять механизм растягивания и научиться, правильно определять диапазон амплитуды движения. Кто бы ни помогал вам, он должен соблюдать правильную технику выполнения.

Правила выполнения:

1) помощник, выполняющий растягивание, должен контролировать движение и выполнять его медленно;

2) пассивное растяжение не должно быть болезненным: максимально. Обучающийся должен чувствовать натяжение в зоне растягивания.

3) продолжительность растягивания должен контролировать сам ученик, пока он не почувствует, что этого достаточно. Больше не всегда значит лучше;

4) помощник и игрок должны поддерживать постоянную устную связь, которая гарантирует, что растягивание безопасно и адекватно.

Основная часть (20-25 мин.)

Задачи основной части занятия:

- повышение физической подготовленности занимающихся;

- воспитание у занимающихся специальных двигательных качеств;

- обучение занимающихся применять приобретённые умения и навыки в различных условиях игровой деятельности.

Средства основной части занятия:

- подготовительные, подводящие, специальные по технике упражнения;

- подвижные игры;

- учебные и двусторонние игры в баскетбол.

При проведении основной части занятия:

- используется максимальное количество мячей;

- применяется поточная, игровая нормы занятий, круговая тренировка;

- соблюдается последовательность этапов обучения, а именно: ознакомление с приёмом, разучивание приёма в упрощённых условиях, изучение в усложнённых условиях и закрепление приёма в игровых условиях.

В процессе обучения игры в баскетбол используются следующие методы:

- словесный (вербальный);

- наглядный (визуальный);

- словесно-наглядный;

- целостный (основной);

- расчленённый;

- метод сопряжённых воздействий;

- метод срочной информации;

- метод двигательной информации;

- соревновательный метод;

- игровой метод.

Рекомендации по проведению основной части занятия:

1) необходимо стремиться использовать максимальное количество мячей;

2)   применять поточную, игровую форму занятий, круговую тренировку;

3) при обучении элементам техники игры в баскетбол соблюдать последовательность этапов обучения, а именно: ознакомление с приемом, разучивание приема в упрощенных условиях, изучение в усложненных условиях и закрепление приема в игровых условиях.

В двухсторонних играх игрокам следует давать возможность использовать все ранее разученные технические приемы и тактические действия произвольно.

Заключительная часть (5 -10 мин.)

По окончании урока по физической культуре, должен следовать короткий период охлаждения (выход из рабочего, напряжённого состояния). Это работа на более низком уровне интенсивности. Эти упражнения позволят восстановиться вашему пульсу, избежать ненужной нагрузки на сердце и подготовиться к заключительной фазе занятия — после тренировочному растягиванию. [2]

Для решения данных задач используются следующие упражнения:

- имитационные;

- на внимание;

- на координацию движений;

- на дыхание и расслабление;

- малоподвижные игры.

Игнорировать заключительную часть занятия крайне не рекомендуется. [10]  

Программа для тренировки штрафных бросков.

Значимость точных бросков со штрафной линии трудно переоценить, особенно после ввода новых правил (появление ситуации 1 + 1). Однако игроки самостоятельно тренируют штрафные броски крайне неохотно. Организация такой тренировки - одна из важных забот учителя. Для ее эффективности целесообразно воссоздать условия, близкие к игровым: имитировать шум болельщиков через динамики, нагнетая психологическое напряжение игроков, искусственно повышая цену штрафного броска. Кроме того, следует постоянно тренировать штрафные броски в состоянии физического утомления.

Удобнее всего заниматься отработкой штрафных бросков в парах или тройках, а если в зале есть кольца с возвращающим желобом, то индивидуально.

При выполнении штрафного броска следует соблюдать следующие правила:

расслабить тело (особенно - руки и кисти) и одновременно сосредоточить внимание на цели;

принять правильную стойку;

почувствовать мяч, покрутить его в руках, 2-3 раза ударить в пол, взять его в руки так, чтобы последние фаланги указательного и среднего пальцев бросковой руки оказались на черной полоске мяча;

сконцентрировать внимание на дужке кольца, мысленно представить, как мяч проскакивает сквозь нее, сделать глубокий вдох, выдохнуть - и только после этого бросать.

1. Штрафные броски в парах сериями по 2-3 броска. Проводится как соревнование: побеждает та пара, которая быстрее наберет 15-20-30 попаданий.

2. Штрафные броски в парах до второго промаха. Побеждает тот, кто наберет больше попаданий из двух попыток.

3. Штрафные броски в парах. После каждых трех бросков игроки делают рывок на противоположную сторону площадки и совершают новую серию бросков. Выигрывает тот, у кого больше попаданий за три минуты.

4. Штрафные броски в состоянии утомления. Выполняются индивидуально. В конце урока - 6 штрафных подряд.

5. Серии штрафных бросков в начале и в конце урока. Выполняются индивидуально, как соревнование на количество попаданий подряд.

6. Соревнование в парах. Первый партнер бросает штрафные до первого промаха. Второй должен повторить или превзойти его результат. Упражнение продолжается до трех побед одного из партнеров.

7. Игрок выполняет 1-1,5-минутную серию прыжков, после чего сразу же бросает 10-15 штрафных подряд. Подсчитывается наибольшее количество попаданий среди игроков.

8. В пятерках игроков выполняется по одному штрафному броску поочередно. Побеждает та пятерка, которая быстрее забьет 15 штрафных.

9. В игровом уроке делается пауза на 2-3 мин, во время которой игроки в парах бросают штрафные серии, по три броска. Побеждает пара, которая больше забьет за этот отрезок времени.

10. В перерыве между таймами обе пятерки бьют штрафные броски в свои кольца сериями по три броска. Сумма забитых каждой пятеркой штрафных прибавляется к очкам, набранным в первой тайме. 1

11. Штрафные броски выполняются индивидуально под психологическим давлением: насмешки, угрозы, неожиданные посторонние шумы, визуальные помехи и т.д.

12. При работе над интенсивными формами игры - прессингом, быстрым прорывом и т.п. - в уроке делается перерыв для штрафных бросков в парах. В течение 2-3 мин игроки выполняют серии из трех штрафных бросков на счет.

13. Тренировка штрафных бросков двумя мячами. Выполняется в тройках. Один игрок бросает, двое других подают ему мяч. Бросающий получает мяч в руки, как только освобождается от предыдущего. Подсчитывается количество попаданий в сериях из 20 бросков.

14. Штрафные броски в парах сериями по десять. При нечетных бросках мяч должен попасть в кольцо, не задевая щита; при четных - после удара о щит. Упражнение воспитывает уверенность в своем броске.

15. Чередование бросков с точек и штрафных бросков.Можно пробивать одинаковое количество бросков в каждой серии.

16. Искусственное повышение значения штрафных бросков на уроке. За каждое нарушение правил пробивать не 2, а 4 штрафных.

17. Команда, совершившая техническую ошибку - пробежку, заступ и др. - наказывается штрафным броском.

18. Каждый спорный мяч решается серией штрафных бросков до промаха.

19. Штрафные броски после занятий ОФП или СФП. После кросса, занятий на стадионе, (но не после занятий в зале штанги) игроки бьют штрафные при ЧСС 160-170 ударов в минуту.

20. Неожиданные остановки в уроке на 1-2 мин для выполнения штрафных бросков.

21. Игра в штрафные броски 3х3 с подбором мяча. Команда 'А': игроки 1, 3, 5; команда 'В': игроки 2, 4, 6.

Игрок 1 бьет штрафной бросок. Его партнеры в случае промаха стараются добить мяч в кольцо. Команда противника стремится овладеть мячом и вывести его за линию штрафного броска. Если игрок 1 забил пять фолов подряд, его меняет игрок 3, а затем игрок 5. Если мячом овладевает команда 'В', то игрок 2 начинает бить фолы. За каждый забитый фол команда получает одно очко, за добитый мяч - два очка. Побеждает команда, набравшая первой 31 или 51 очко,

22. Мяч катится от центра поля к линии штрафного броска. Игрок догоняет мяч, подбирает его и выполняет бросок.

23. Добавляется второй защитник, опекающий игрока на линии штрафного броска. После получения обратной передачи либо атакует кольцо сам, либо делает это с партнером. [10]  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав и обобщив специальную и научно-методическую литературу, можно сделать следующий вывод, что решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении разной методической литературы, например: Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры; Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу: Советы мастера; Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол; Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений; Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол; Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10-12 лет; Федосеев В.В. На уроках баскетбола.

В работе рассмотрены и проанализированы все главные вопросы, касающиеся такого технического элемента в баскетболе как бросок, а в частности штрафной бросок, а это классификация и значение бросков в современном баскетболе, требования к современным броскам и методика начального обучения, биокинематическая схема двигательного действия, задачи для формирования и совершенствования умений и навыков при выполнении штрафного броска, методы и приемы обучения технике штрафного броска.

Также постарались разобраться с такими моментами как травматизм при игре в баскетбол, а также приготовили комплекс специальных физических упражнений для результативности штрафного броска.

 Штрафной бросок - это возможность, предоставляемая игроку, набрать одно очко броском в корзину без помех с позиции за линией штрафного броска и внутри полукруга.

Для ребят, занимающихся баскетболом и которые перед собой ставят цель повысить результативность штрафных бросков хочется порекомендовать следующие:

- выполнение по 100 штрафных бросков на каждом занятии;

- выполнение штрафных бросков временными отрезами (за 5, 10, 15 минут);

- лично-командные соревнования по штрафным броскам;

- выполнение штрафных бросков после различных игровых приемов: бросков с игры, ведение мяча и т.д.

Для эффективности результата в штрафных бросках на уроках физической культуры надо приблизить все условия к игровым: имитировать шум болельщиков через динамики, нагнетая психологическое напряжение игроков, искусственно повышая цену штрафного броска. Кроме того, следует постоянно тренировать штрафные броски в состоянии физического утомления. Удобнее всего заниматься отработкой штрафных бросков в парах или тройках. Хочется отметить, что каждый учитель, профессионал для результативности штрафных бросков использует свою программу, свой комплекс упражнений на его взгляд, благоприятно влияющий на результат, а в работе с начинающими баскетболистами желательно для положительного результата все упражнение проводить в игровой форме. С поставленными задачами справились.


Список литературы

1. Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры; М.: - «просвещение», 2001. – С. 35.

2. Баскетбол в школе// Журнал - 2004, № 1. – С. 66,68,74,23.

3. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу: Советы мастера; М., 2007. – С. 47.

4. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол; – М.: Терра-Спорт, 2003. – С. 39.

5. Вайнбаум Я. С. Задачи баскетбола: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин – тов. - М.: Просвещение, 2002. – С. 36

6. Вуден Д. Современный баскетбол: Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – С. 98.

7. Взаимосвязь общей и специальной подготовки в баскетболе//Теория и практика физической культуры. - 2006, № 8. – С. 11.

8. Вяземский М.Н. Специальная подготовка в баскетболе//Теория и практика физической культуры. - 2001, № 8. – С. 17,99.

9. Гогунов Е.Н. Спортивные игры. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 27,30.

10. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений; М. 1992. – С. 100,118.

11. Гомельский А.Я. Технико-тактическая подготовка юных баскетболистов. – М.: 2004.

12. Граевская В.Г. Спортивная медицина. 2006.

13. Захаров Е. Н. Баскетбол. Тактика. Издательство «Культура и традиции», М., 2003.

14. Ильишкин А.Ф.Учись играть в баскетбол: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., с испр. и доп. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С. 77.

15. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол; Теория и практика физической культуры. – 2002. – С. 81,35.

16. Лукашев М. Н. Баскетбол. 10 тысяч путей к победе. – М.: Мол. гвардия, 2002.

17. Мечников А.Р. Техника и тактика баскетбола. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: издательский центр "Академия", 2005.

18. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

19. Найманова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001 – С. 81.

20. Обвивальнев Г.Н., Букин В.К. Специальная подготовка баскетболистов// - 2007, № 5. – С. 65.

21. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10-12 лет; – Мн.: Харвест, 2005. – С. 124,126.

22. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2006.

22. Серов Р. С. Баскетбол. //Теория и практика физической культуры. – 2004, № 8. – С. 93.

23. Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Ю.Д.Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под. Ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: издательский центр "Академия", 2001. – С. 88.

24. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Ю.Д.Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др., Под. Ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: издательский центр "Академия", 2004. – С. 92.

25. Спортивные игры Машин М.М. – М.: издательский центр "Наука", 2003.

26. Специальные баскетбольные упражнения//Теория и практика физической культуры. - 2005, № 10.

27. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). М., «Физкультура и спорт», 2006.

28. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). М., «Физкультура и спорт», 2006.

29. Техника и тактика баскетбола//Теория и практика физической культуры. - 2008, № 7. – С.73.

30. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр, и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

31. Федосеев В.В. На уроках баскетбола.– М.: Просвещение, 2001


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Размещение игроков во время штрафного броска

http://www.troitsk.org/sites/sentenced/P1030587psh_n.jpg


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2а

И. п для штрафного броска

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2б

Пауза в исходном положении для броска


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2в

Конечное положение проводки мяча


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Экипировка для игры в баскетбол

http://basket.rkc-74.ru/images/clip_image001.jpghttp://basket.rkc-74.ru/images/shortyi http://basket.rkc-74.ru/images/brijdihttp://basket.rkc-74.ru/images/noski

http://basket.rkc-74.ru/images/krossovki  http://basket.rkc-74.ru/images/krossovki-1 http://basket.rkc-74.ru/images/krossovki-2  http://basket.rkc-74.ru/images/krossovki-3

http://basket.rkc-74.ru/images/clip_image004.jpg   http://basket.rkc-74.ru/images/clip_image005.jpg  http://basket.rkc-74.ru/images/clip_image006.jpg  http://basket.rkc-74.ru/images/clip_image007.jpg

http://basket.rkc-74.ru/images/myach        http://basket.rkc-74.ru/images/clip_image002.jpg       http://basket.rkc-74.ru/images/myach-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут педагога. Касаткина Татьяна Васильевна

Индивидуальный образовательный маршрут педагога. 2015-2016 учебный год....

индивидуальный образовательный маршрут педагога

поможет составить свой образовательный маршрут...

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога

Тема самообразования:«Повышение качества образования по математике  в связи с переходом на новые образовательные стандарты»....

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентностиТема самообразования:«Создание условий для самореализации каждого учащегося в соответствии с его инт...

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности на 2016-2017 учебный годФИО педагога __Номоконова Полина ОлеговнаДолжность Учитель-дефектологТ...

Индивидуальный маршрут педагога

Индивидуальный маршрут педагога...

Карта индивидуального маршрута педагога 20-21

план самообразования педагога...