Определение самооценки и межличностных отношений учащихся в коллективе хора мальчиков со 2- по 8 классы.
статья

Ольга Викторовна Шевцова

  Межличностные отношения детей в коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у учащегося реализуется потребность в социальном соответствии: выполнять правила общественной жизни, желание соответствовать социальным требованиям, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Учащийся стремится к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкально-хоровая

 школа им. Г. Струве»

Доклад

Тема: «Определение самооценки и межличностных отношений учащихся в коллективе хора мальчиков со 2- по 8 классы».

                                              Преподаватель хоровых дисциплин

                                                                         Шевцова О.В.

Железногорск 2020г.

«Тот, кто думает, что можно обойтись без других, заблуждается;

 но еще сильнее заблуждается тот, кто думает,

 что другие не могут обойтись без него.»

Ф. Ларошфуко.

План:

  1. Роль учащихся в коллективе и их самооценка.
  2. Тестирование
  • Тест №1 на определение самооценки «Лесенка».
  • Тест №2 по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лускановой).
  • Тест №3 на оценку отношений учащегося с коллективом.
  1. Подведение итогов тестирования.

  Межличностные отношения детей в коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у учащегося реализуется потребность в социальном соответствии: выполнять правила общественной жизни, желание соответствовать социальным требованиям, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Учащийся стремится к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым.

  В первые годы в коллективе, учащиеся ориентируются на мнение учителя, часто авторитет его очень высок.

  Коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, учащийся приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.

  Очень важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития ученика: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

  В период среднего школьного возраста коллектив сверстников оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. По сравнению с младшим школьным возрастом у подростков изменяются требования учащихся друг к другу и их моральные оценки.

  Не менее важна и самооценка ребенка. Она является одной из важнейших характеристик личности. Через отношение к себе человек воспринимает и других людей, и весь окружающий мир.

  В коллективе мальчиков «Парус» со 2 по 8 класс была проведена психолого- диагностическая работа. Диагностика представляет собой  психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении определенного периода обучения, в разных возрастных категориях. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, их потенциальные возможности в процессе обучения и воспитания. А также изучались межличностные отношения в коллективе и  социальная адаптация всех учащихся. Диагностика проводилась группами в виде тестирования.

  В этой исследовательской работе  были поставлены следующие задачи:

- определить уровень самооценки каждого учащегося;

-дать оценку мотивации учащихся в учебной деятельности;

- определить межличностные отношения учащихся в коллективе.

  1. Тест на определение самооценки «Лесенка».

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Возраст: 2- 6 класс.

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Учащимся предлагается следующая инструкция: Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске). На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?

  В процессе составления такого рейтинга малыша нужно спрашивать: «Ты на самом деле такой или хочешь таким казаться?», чтобы избавить ребёнка от долгих раздумий и колебаний.

  Тест «Лесенка» помогает: выявить самооценку детей, устойчивость в социальной среде; вовремя принять меры по социальной адаптации ребёнка в случае необходимости; научиться работать не только индивидуально, но и в группах; развить умение распределять обязанности в мини-группах, а также нести личную и общую ответственность за поступки каждого члена коллектива.

Критерии оценивания:

1-3 ступени – низкая самооценка;

4-7 ступени – адекватная самооценка;

8-10 ступени – завышенная самооценка.

  1. Тест  по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лускановой)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Возраст:  2—6 класс.

Анкета.

1.Тебе нравиться в школе?

  • Нравиться
  • Не очень нравиться
  • Не нравиться

2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  • Иду с радостью
  • Бывает по-разному
  • Чаще всего хочется остаться дома

3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

  • Не знаю точно
  • Остался бы дома
  • Пошел бы в школу

4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.

  • Доволен
  • Бывает по-разному
  • Не доволен

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • Хотел бы
  • Не хотел бы
  • Не знаю точно

6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

  • Хотел бы
  • Не хотел бы
  • Не знаю точно

7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

  • Часто
  • Иногда
  • Почти никогда не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • Точно не знаю
  • Не хотел бы
  • Хотел бы

9.Много ли у тебя друзей в классе?

  • Не очень много
  • Много
  • Почти нет

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

  • Нравятся
  • Некоторые нравятся, а некоторые – не очень
  • Большинство не нравится

Вариант расчетов

За первый ответ – 3 балла,

За второй ответ – 1 балл,

За третий ответ – 0 баллов.

5 основных уровней школьной мотивации.

25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.

  1. Тест на оценку отношений учащегося с коллективом.

Цель: выявить роль коллектива в индивидуальной деятельности учащегося.

Возраст: 3-8 класс

 Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.
Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».
Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».
Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для него выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».
 На основании трех описанных гипотетических типов восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.
В качестве исходного банка суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный тип восприятия индивидом группы (а именно — учебной группы). При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.

   Проведение исследования

  Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих 3 альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.
  Инструкция. Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами а, б или в. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

  Анкета
1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
а — знает больше, чем я:
б — все вопросы стремится решать сообща;
в — не отвлекает внимание преподавателя.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а — используют индивидуальный подход;
б — создают условия для помощи со стороны других;
в — создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.
3. Я рад, когда мои друзья:
а — знают больше, чем я, и могут мне помочь;
б — умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
в — помогают другим, когда представится случай.
4. Больше всего мне нравится, когда в группе:
а — некому помогать;
б — не мешают при выполнении задачи;
в — остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
а — я могу получить помощь и поддержку со стороны других;
б — мои усилия достаточно вознаграждены;
в — есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.
6. Мне нравятся коллективы, в которых:
а — каждый  заинтересован в улучшении результатов всех;
б — каждый занят своим делом и не мешает другим;
в — каждый человек может использовать других для решения своих задач.
7. Учащиеся  оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
а — создают дух соперничества между учениками;
б — не уделяют им достаточного внимания;
в — не создают условия для того, чтобы группа помогала им.
8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
а — возможность работы, когда тебе никто не мешает;
б — возможность получения новой информации от других людей;
в — возможность сделать полезное другим людям.
9. Основная роль преподавателя должна заключаться:
а — в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;
б — в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;
в — в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.
10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
а — предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;
б — предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
в — стремлюсь внести свой  вклад  в общее решение проблемы.
11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
а — имел ко мне индивидуальный подход;
б — создавал условия для получения мной помощи со стороны других;
в — поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.
12. Нет ничего хуже того случая, когда:
а — ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;
б — чувствуешь себя ненужным в  группе;
в — тебе не помогают окружающие.
13. Больше всего я ценю:
а — личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;
б — общий успех, в котором есть и моя заслуга;
в — успех, достигнутый ценой собственных усилий.
14. Я хотел бы;
а — работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;
б — работать индивидуально с преподавателем;
в — работать со сведущими в данной области людьми.

  Обработка и интерпретация результатов

  На основании ответов испытуемых с помощью ключа производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» — «77», «коллективистический» — «7?». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

lИ+mП+nK


где I — количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия; т — «прагматическому»; п — «коллективистическому», например:
4И+6П + 4К.


  Подведение итогов.

  Все тестирования проводились в групповой форме, анонимно.

 Результаты тестирования «Лесенка».

 Большинство учащихся, а точнее 70% детей поставили себя на 6-8 ступеньку лесенки, что показывает адекватную самооценку детей. 30% учащихся поставили себя на 9-10 ступеньку, это значит, что их самооценка завышена. И никто не поставил себя на последнюю ступень.

Общая картина проводимого теста положительная, все дети адекватно оценивают себя как личность. То, что много детей поставили себе завышенную самооценку, это считается нормой до определенного возраста. Сами дети объясняют свой выбор так: «Мама говорит, что я самый лучший».

  Результаты тестирования по Н. Лускановой.

30% учащихся набрали 25-30 балов, что показывает высший уровень школьной мотивации.

50% набрали по 20-24 балла, это означает, что уровень хороший.

15% набрали по 15-19 балов, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

5% учащихся, у которых низкая учебная мотивация. Эти дети часто пропускают занятия. На уроках занимаются посторонними делами.

  Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса. Большинство учащихся показали высокий уровень мотивации, стремление успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Есть несколько детей, которых больше интересует внеучебная деятельность. Им больше нравится общаться со сверстниками, ездить в поездки и участвовать во внеурочной деятельности. А так же есть несколько человек, у которых низкая мотивация к обучению. Они ходят в школу без желания, или в приоритете один или два интересующих их предмета. Ни у кого из учащихся негативного отношения к школе нет.

  Результаты теста на оценку отношений учащегося с коллективом.

 Список суждений был приготовлен отдельно для мальчиков и девочек, т.к. специфика групповых занятий разных полов отличается в психологии. Мы для исследования взяли тесты для мальчиков.

  На основании ответов испытуемых с помощью ключа произвелись подсчеты баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. При обработке данных, используя формулу, мы подсчитали балы и подвели итоги в процентном соотношении.

70% испытуемых воспринимает группу как самостоятельную ценность, на первом плане для него выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

30 % воспринимают группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей, при этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

  Я изучила основные особенности формирования межличностных взаимодействий в группе сверстников разного школьного возраста. Выяснила, что проблема межличностных отношений школьников актуальна, поскольку:

• межличностные отношения, которые пронизывают творческий коллектив, оказывают сильнейшее воздействие на жизнь каждого учащегося и на деятельность группы в целом;

• от характера межличностных отношений учащихся зависит успешность их обучения и отношение к школе в целом;

• неблагополучие во взаимоотношениях со сверстниками, переживание своей «отторгнутости» от группы могут служить источником тяжелых осложнений в развитии личности, состояние психологической изоляции отрицательно сказывается на формировании личности человека и на его деятельности.

  Проблема, над которой я работала, чрезвычайно актуальна, т.к. одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы дополнительного образования, является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе"

Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ...

Формирование межличностных отношений в классном коллективе как профилактика психологического неблагополучия

Правильно оценить отношения между уче­никами в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более по­пулярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень про...

Обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе

Сценарий мастер-класса, проведенного мной с классными руководителями нашего района. Мастер-класс разработан с использованием интерактивных технологий. Каждый из участников, побывав в роли ученика, мож...

Особенности межличностных отношений в спортивном коллективе.

Анализ особенностей межличностных отношений в спортивном коллективе...

Влияние самооценки на межличностные отношения в коллективе

Данная работа посвящена изучению влияния самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе. Также в работе описаны ход и результаты эмпирического исследования уровня самооц...

Статья: Межличностные отношения в спортивном коллективе.

Межличностные отношения в спортивном коллективе...