Профессиональный выбор выпускников с нарушением слуха для их успешной социализации.
статья (9 класс)

Сакович Елена Владимировна

Профессиональный выбор выпускников с нарушением слуха 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pechat.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный выбор выпускников с нарушением слуха для их успешной социализации.

Краевое государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Минусинская школа-интернат».

e-mail: shgd@kristel.ru, тел. 8 (39132) – 4 – 01 –38 

"Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него  не  один ветер не будит попутным».

Сенека

        В системе профессионально-трудовой подготовки глухих и слабослышащих учащихся важное место отводится профессиональной ориентации. Хорошо организованное трудовое обучение само по себе активно воздействует на формирование профессиональных интересов, а целенаправленная профориентационная работа предусматривает подготовку выпускников школы к сознательному выбору профессии, которая отвечает, прежде всего, их интересам и обеспечивает максимальное развитие индивидуальных способностей. Готовность учащихся сознательно выбрать профессию, обусловлена различными факторами: информированностью о наиболее распространённых видах труда, знанием требований, предъявляемых в конкретных видах труда к субъектам трудовой деятельности, и путей приобретения той или иной профессии; умением правильно оценить личные качества для овладения избранной специальностью. В соответствии с задачами профессионального самоопределения профессиональная ориентация включает профессионалъную информацию (профессионалъное просвещение), профессиональную консулътацию, профессиональную диагностику, профессионалъный отбор и профессионалъную адаптацию. Проведённые в последние десятилетия экспериментальные исследования (А.П. Гозова, Н.И. Букун, Э.Л. Бурменко, О.Г. Гонца, А.И. Иваницкий, В.Ф. Матвеев, Г.Н. Пенин) показывают, что глухие школьники слабо ознакомлены с разнообразными видами труда и профессий, недостаточно осведомлены о содержании, характере и условиях труда в той или иной области. 

В связи с этим  педагогами  школы  была разработана программа по профориентации «Кем быть?» на основе пособия М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» для учащихся 7 - 11 классов. Программа рассчитана на 5 лет и включает в себя  2 раздела: «Человек и профессия», «Трудоустройство». На изучение данной программы отводится  34 часа в год (1 час в неделю). Основной целью   профориентационной работы  коррекционной  школы - интерната с  неслышащими учащимися является  развитие у них активного отношения к себе,  своим возможностям в связи  сознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на основании своих  желаний и возможностей.

       Основным  этапом  профориентационной работы в школе является профпропаганда, которая помогает  учащимся осознавать  важность и необходимость самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии.  Готовность  к сознательному  выбору профессии обусловлена многими факторами - информативностью о распространенных видах труда; знанием требований, предъявляемых  к личности с точки зрения физических и психических возможностей, и способов приобретения той или иной профессии;  умением правильно оценить личные качества, необходимые для избранной специальности.

Формы  проведения занятий  разнообразны.  К ним относятся  профбеседа,  игра – аукцион,  устный журнал, деловые  и сюжетно -  ролевые игры,  моделирование ситуаций, экскурсии на предприятия, наблюдение за работой взрослых и знакомство с результатами труда, встречи и   беседы с выпускниками школы и работниками предприятий, просмотр телепрограмм, видеофильмов о людях профессий бытового обслуживания.

 Огромную роль в профессиональном самоопределении глухих учащихся с нарушением интеллекта играют  уроки трудового обучения,  сельскохозяйственные работы, общественно – полезный труд.  Трудолюбие, дисциплина, стойкий интерес к труду, все это  прививает  школа и  помогает им  в дальнейшей жизни.  На  занятиях  в кружках дополнительного образования: «Резьба по дереву», «Рукоделие», «Лоскутная мозаика», «Домоводство»  учащиеся овладевают трудовыми  и первоначальными   профессиональными  навыками. Ежегодное участие в школьных и городских выставках творчества, где они  занимают призовые места, несомненно,  повышает их самооценку и  способствует в выборе намеченной профессии.

       Перед выпускниками школы стоит большой вопрос куда пойти учиться дальше, и  поэтому в прошлом учебном году был разработана и реализован  социально-образовательный проект «Путёвка в жизнь» по подготовке  учащихся с нарушением слуха к осознанному выбору будущей профессии и дальнейшему карьерному росту. В рамках данного проекта ребята выпускали стенгазеты, коллажи, участвовали в театрализованном представлении «Угадай профессию», в ярмарке профессий, которая была проведена среди детских домов и интернатов города Минусинска.

       В систему профориентационной деятельности школы  с глухими  детьми  с нарушением  интеллекта  входит также и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии. Родители знакомятся  со специальными коррекционными образовательными профессиональными учреждениями, работающими с данной категорией выпускников, условиями проживания,  правилами проживания и обучения  будущих студентов.  Это играет решающую роль  выработке единых  требований к  профессиональной адаптации детей с нарушением слуха  и успешной социализации в будущем.

       На заключительном этапе  профпросвещения  каждый выпускник владеет полной информацией о выбранной  профессии, об учебном заведении, в котором может обучаться, о сроках обучения,  о формах  трудоустройства в будущем.  

       Самым насыщенным был заключительный этап, на котором выпускники защищали профессии в форме презентаций, дефиле (девочки демонстрировали свои швейные изделия). Было приятно, что каждый воспитанник подготовил презентацию о своей будущей профессии.

       В 2019г. ребята закончили школу. девять воспитанников (72%)  из одинадцати продолжили учиться в профессиональных учебных  заведениях Красноярского края. Двое ребят (28%)  не смогли продолжить обучение и трудоустроиться по состоянию здоровья.

Библиографический список:

  1. Л.В. Андреева. Сурдопедагогика. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под научным редактором И.М. Назаровой. М.  Издательский центр «Академия», 2005. – с. 215 [1]  
  2. Педагогические технологии воспитательной работы в  специальных  (коррекционных) школах  I  и II  вида.   Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности  «Сурдопедагогика» В двух частях. Часть 2/под ред.   Е.Г. Речицкой. М.: Гуманитар. Изд.  Центр ВЛАДОС, 2009.   – с. 7.  [ 2]
  3. Программа по профориентации «Кем быть?» на основе пособия М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» для учащихся 7 - 11 классов»   Минусинской коррекционной школы-интерната II  вида. [ 3]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация детей с нарушениями слуха

Профориентационная работа с учащимися с нарушениями слуха...

Статья "Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях школы-интерната".

В данной статье отражен опыт работы по профориентации детей, имеющих нарушения слуха, в условиях коррекционной школы-интерната № 23 г. Белгорода....

Статья2 Методические рекомендации по профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по  профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах...

Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями как условие их успешной социализации.

Коррекция недостатков развития речи умственно-отсталых детей является приоритетной в реализации процесса социализации. В коррекционной школе учителя-надомники особое внимание уделяют обогащению словар...

Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников....

Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников...