Технология проектного обучения
материал

Смолина Ирина Владимировна

Главный лозунг основателей системы проектного обучения — «Всё из жизни, всё для жизни». Поэтому проектный метод предполагает использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_proektnogo_obucheniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения

Историческая справка

В 1928 году американский учёный Джон Дьюи, побывав в Советском Союзе, написал книгу «Впечатления о революционном мире». В ней Дьюи высоко оценил философию школы: её общую направленность на ребёнка, ценности и принципы деятельности учителей и руководителей школы. Он был восхищён интеллектуально смелостью советских педагогов, которые в те годы решали проблемы не стереотипными способами: для каждой проблемы искалось решение, соответствующее её ценностям. Учителя уже тогда правильно считали, что педагогическая техника вторична, она — инструмент. Главное — это ценности и идеалы учителя и школы.

В 20-е и начале 30-х гг. в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач — развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы. Вместе с тем резко снизилась внимание к основной философской идее образования того времени — направленность его на ребёнка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения. Чаще всего говорят не о проектном обучении, а о проектном метоле. Этот метод оформился в США в 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.).

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения — «Всё из жизни, всё для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.

Современные российские методисты рассматривают проектное учение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний» (Н.Г. Чернилова. Система проектного обучения как инструмент развития самодеятельности старшеклассников». Саратов, 1997).

Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение считается нецелесообразным. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявлять проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  5. развивают системное мышление.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным предметом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

 Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию, нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.

Игра — это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причём познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая для него имеет личностный смысл. Всё это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно-ориентированного обучения.

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему времени сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Системы действий учителя и учащихся

на разных стадиях работы над проектом

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать (сформулировать) тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учениками.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

Учитель принимает участие в обсуждении с учениками подтем проекта.

Ученики активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е. вбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы

Если проект объёмный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные ученики принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа вырабатываются могут в командах с последующим обсуждением в классах.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении.

Учащиеся в группах, а затем и в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Осуществляют поисковую деятельность.

3. Оформление результата

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Организует экспертизу (приглашает в качестве экспертов учеников из параллельного класса, родителей и др.).

Докладывают о результатах своей работы.

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учеников, учитывая их оценки.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Желательна групповая рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»

Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Эссе к модулю Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения.

Эссе к модулю Современные образовательные технологии.Технология проектного обучения....

Статья "Технологии проектного обучения на уроках технологии", 2019

Метод проектов позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации л...

ДОКЛАД на тему: Альтернативные технологии в структуре урока: Технология проектного обучения

Инновационные технологии обучения приобретают в образовании все большую популярность и востребованность. Обучение, ориентированное только на запоминание материала, уже не может удовлетворять современн...