Классный час «Письма с фронта»
классный час

Классный час «Письма с фронта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_pisma_s_fronta.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Письма с фронта»


Цели: 
1.    Расширить знания обучающихся о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины, села.
2.    Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.

Ход  урока

Слайд 1.

Слайд 2

22 июня 1941 год.

Раннее воскресное утро. Проснулись и щебечут птицы в лесу, трава блестит от росы. На лесных полянках раскрываются лепестки цветов. Природа в ожидании нового дня.

Слайд  3

3 часа 55 минут.

Стихотворение:

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить,
В тот миг влезали в танки, закрывая люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Слайд 4

 4 часа утра.

Рано утром на рассвете началась Великая Отечественная война. Народ назвал её великой, потому что длилась она 4 года! 1417 дней и ночей!

Она унесла 27 миллионов людских жизней: жёны потеряли мужей, братья – сестёр, сотни тысяч детей остались сиротами.

За 4 долгих года много пришлось пережить солдатам. Сначала им пришлось отступать до самой Москвы. И только потом русские перешли в наступление.

– Послушайте стихотворение и скажите, в каких сражениях мы одержали победу над немцами?

Слайд 5

Было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сраженье под Москвой,
В котором мы врагу
Сказали грозно: “Стой!”
Конечно, вспомнить надо
И окружение врага под Сталинградом,
И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.
Был Гитлер, что напал на нас, уже не рад.
И мы пошли освобождать Европу -
Солдаты наши в блиндажах, в окопах,
В землянках, танках, дотах, дзотах,
На кораблях и в самолётах...
Фашистских оккупантов побеждали -
До самого Берлина немцев гнали.
Был взят Берлин, и на Рейхстаг
Был гордо водружён наш флаг!

– Почему сражение под Москвой автор называет великим?

– В каком городе было последнее сражение?

– Где был водружён красный флаг?

Битва под Москвой была решающей, немецкие генералы в бинокли уже видели Москву, но русские солдаты смогли остановить врага, и после этого началось наступление нашей армии. Советские воины освободили от фашистов не только нашу страну, но и другие страны Европы. Последние бои были в Берлине– столице Германии. Рейхстаг– здание, где работало германское правительство.

Прошло уже 75 лет со времени окончания второй мировой войны, но отголоски её всё ещё доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки, оставшиеся на полях сражений, окопы и воронки от взрывов снарядов и бомб – эти раны на земле. Это и память еще оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто ковал нашу победу, обеспечивая армию всем необходимым. Одним из таких памятников войны являются солдатские письма – “треугольники”, иногда написанные на простом обрывке бумаги. Эти драгоценные сообщения с полей сражений от родных и близких, бесценные реликвии ещё хранятся в заветных коробочках, узелках, папках. Читая эти скупые строчки, можно представить, как ковалась наша победа над коричневой чумой прошлого века.

Слайд 6.

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали
Знали их наизусть
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Слайд 7. Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной – как ждали их! Не зря фронтовой треугольник остаётся одним из символов той грозной эпохи.

С началом войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей: более 5 млн. человек оказались в действующей армии на западных рубежах страны. Призванные по мобилизации проходили подготовку в тыловых гарнизонах. Началась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга.

Слайд 8. Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооруженный из подручных средств и укрепленный в удобном месте. Почтальон части ежедневно выбирал письма-“треугольники”, открытки, секретки и относил на полевую почтовую станцию, там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки, которые транспортом части отправлялись на базу полевой почты. Оттуда корреспонденция, рассортированная по направлениям, передавалась на военно-почтовые сортировочные пункты. Дальнейший путь проходил обычными маршрутами в почтовых вагонах.

Слайд 9. Нередко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага. Цену писем на войне знали все! Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор.

До Берлина дошел почтальон Александр Глухов. Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел запастись этими нужными принадлежностями.

Слайд 10-11.

Письмо подпольщицы Н. Попцовой из Гестаповского застенка Пятигорска

Прощай, мамочка! Я погибаю... Не плачь обо мне. Я погибаю одна, но за меня погибнет много врагов.
Мама! Придет наша родная Красная Армия, передай ей, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня и за наши мучения.
Мама, милая! Еще раз прощай... ведь больше мы с тобой не увидимся. Я погибаю...
А как хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит мне в глаза...
Как мне хотелось работать, служить для Родины!
Но эти варвары, убийцы... Они отнимают у нас нашу молодую жизнь.
Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту смерти. Они кричат нам: «Выходите», идут к нашей камере, это...
Ой, мама! Прощай! Целую всю семью последний раз, с последним приветом и поцелуем...

Нина Попцова.

6 января 1943

Слайд 12-13.

Письмо танкиста Александра Голикова жене:
Милая Тонечка!
Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо.
Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зелёных мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоём – Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нём. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за Родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь...
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче – ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше, там, в Иваново... 22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, думал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму твою милую головку к своей груди? А может, никогда. Ведь война... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы.
Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда. Ты помнишь, как мы прощались, когда меня провожала на вокзал? Ты тогда сомневалась в моих словах, что я вечно буду тебя любить. Предложила расписаться, чтобы я всю жизнь принадлежал тебе одной. Я охотно выполнил твою просьбу. У тебя на паспорте, а у меня на квитанции стоит штамп, что мы муж и жена. Это хорошо. Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий тебе человек, он помнит обо мне, думает, любит. «Хорошо любимым быть...»
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая... За нее умереть не страшно... Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли он – могила-то?
28 июня 1941 г.

– Сохранились ли в Вашей семье письма с фронта?

– Чьи это письма? Кто из вас их читал?

– Что необычного в солдатском письме?

– Почему оно короткое?

Видеоролики "Письма с фронта".

Закончилась война в мае 1945 года.

9 мая – считается великим праздником. Если вспомнить всех погибших и каждому из них посвятить минуту молчания, тогда население всей Земли будет молчать ТРИДЦАТЬ ЛЕТ !

- Какие мысли и чувства вызвал у вас классный час?

Слайд 14.

Треугольники писем

Треугольники писем солдатских
Обожгли мои руки и боль
Тут же в сердце вошла мукой адской.
В Польше встретил последний свой бой

Тот, кто письма писал на привалах
У коптящей снарядной “свечи”,
Представлялся солдатом бывалым
В письмах к маме, они горячи.

Много лет берегли эти письма —
Сотоварищей страшной войны.
Как опавшие осенью листья
Пожелтели с годами они.

В них хранится о самой жестокой,
Самой страшной, безумной войне
Память, ставшая тенью далёкой,
Отражённая в новой весне.

Сегодня наш разговор завершен. Но мы вновь и вновь будем возвращаться к тем далеким дням, и пусть наша память передается следующим поколениям. Поздравляю вас с великим праздником Победы и желаю вам мира, счастья и добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

сценарий классного часа "Письма с фронта"

Солдатские письма… Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. ...

Классный час "Сталинград. Письма с фронта"

Классный час был разработан к 70-й годовщине Победы в Сталинградской битве. Классный час содержит материалы писем советских солдат, воевавших под Сталинградом, и девочки, погибшей в фашистском плену. ...

Классный час "Сталинград. Письма с фронта"

Классный час посвященный 23 февраля...

Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»

Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс...