Мастер-класс "Загадка как средство формирования мышления детей дошкольного возраства"
методическая разработка

Федорова Татьяна Петровна

Масстер- класс демонстрирует технологию составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами,а так же знакомит с особенностями,методикой,алгоритмом составления загадок детьми в работе по формированию логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_fedorova_t.p.pptx99.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОСПИТЫВАЕТ, НО НЕ РОДИТЕЛЬ ОБУЧАЕТ, НО НЕ УЧИТЕЛЬ УЧИТСЯ, НО НЕ УЧЕНИК ИГРАЕТ, НО НЕ РЕБЁНОК

Слайд 2

мастер – класс «Загадка как средство формирования логического мышления детей дошкольного возраста »

Слайд 3

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений . загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…); загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…); загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…); загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…); загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…); загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Слайд 4

Проблемы при отгадывании загадок: - невнимательно слушают текст загадки; -не запоминают полностью содержание загадки; -полностью или частично не понимают текст загадки; -при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке; - не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Слайд 5

Методика составления загадок по опорным таблицам Ι ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы « На что похоже?» II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

Слайд 7

М одель первая 1. Составление опорной таблицы вида: «На что похоже?» «Чем отличается?» 2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок) Например: РАСЧЁСКА 3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву) 4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?» 5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске Загадка: Что это? Как забор, но нельзя лазить. Как пила, но не пилит, Как трава, но не растёт. «На что похоже?» «Чем отличается?» Забор Пила трава «На что похоже?» «Чем отличается?» Забор Пила трава Нельзя лазить Не пилит Не растёт

Слайд 8

Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам Вторая модель: 1. Составление опорной таблицы вида : 2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например: СОЛНЦЕ 3. Заполнение левой части таблицы: «Какое ?» 4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?» 5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце . Загадка : Что это? Яркое, а не лампа? Круглое, а не колесо? Жаркое, а не огонь? «Какая? (какой?, какое?)» «Что такое же? » «Какое» «Что такое же? » Яркое Круглое жаркое лампа колесо огонь

Слайд 9

Третья модель Составление опорной таблицы вида : 2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например: КОМАР 3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?» 4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?» 5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре. Загадка: Что такое? Летает, а не самолёт? Пищит, а не мышь? Кусается, а не собака? «Что делает?» «Кто делает то же действие?» «Что делает?» «Кто делает то же действие?» Летает Пищит Кусается «Что делает?» «Кто делает то же действие?» Летает Пищит Кусается Самолёт Мышка собака

Слайд 10

Методические рекомендации: Используйте при сочинении загадок наглядные модели ( таблицы) В ходе обсуждения в левую часть таблицы вносите значения (их целесообразно обозначать словами с четко выделенной первой буквой), а в правую часть – объекты (допустимо схематичное изображение). Это позволит тренировать детскую память: ребенок не умеет читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом. Требуйте от детей более полные характеристики объектов, выбранных для сравнения6 блестящая – не просто монета, но новая. Читайте текст совместно и обязательно построчно, вставляя между словами в правой и левой колонках связки «как» или «но не». Повторяйте текст неоднократно. Выбирайте наиболее удачные варианты сравнения. Составляйте загадку не называя объект, а только перечисляя те признаки, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другой объектами «колючий как еж, лохматый, как собака, прилипчивый, но не смола»

Слайд 11

Методические рекомендации: С равнивать предметы можно по одному и тому же признаку: - по назначению объекта (У Наташи красное платье, а у Лены синее) -по длине (У Лены длинная юбка, а у Тани короткая) - по высоте (дерево высокое, а куст низкий) - по твердости (мел твердый, а творог мягкий) - по возможности летать (птица летает, а машина нет) - по съедобности (сахарный песок едят, а речной нет) - по росту (великан большого роста, а гном маленького) - по ширине (река широкая, а ручей узкий) - по длине (эта дорога длиннее, а та короткая) - по громкости (эти ребята поют громче, а те тише) - по толщине (кусок колбасы толще куска сыра) - по величине (озеро большое, а пруд маленький)

Слайд 12

Методические рекомендации: К ак нельзя сравнивать: - У бабочки крылья цветные, а у стрекозы прозрачные (сравниваются разные свойства: цвет и прозрачность ); -лягушка зеленая, а крокодил большой (сравниваются: цвет и размер) - дерево высокое, а куст красивый (сравниваются цвет и размер ); - у Наташи платье голубое, а у Светы короткое (сравниваются цвет и длина ); - Карлсон толстый, а малыш моложе (сравниваются толщина и возраст ); - помидор красный, а перец горький (сравниваются цвет и вкус ); - Незнайка низкого роста, а Знайка умный (сравниваются ум и рост );


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Игра на уроках грамоты,как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования в качестве средства коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....

Коррекционно-развивающие занятия по формированию графических навыков и умений как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Согласно данным психологов и физиологов у детей 5-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальц...

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Достаточное количество заданий и упражнений по развитию логического мышления,  приведенное в консультации, поможет родителям лучше подготовить ребенка к школе...

Игры для развития мышления детей дошкольного возраста

Мышление — это активный поиск связей и отно­шений между разными событиями, явлениями, предметами.  Различают три формы мысли­тельной деятельности: наглядно-действенное, наглядн...