Современные дети, какие они?
материал

Цыбулина Татьяна Николаевна

Выступление педагога-психолога на педсовете об особенностях современных детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_deti_kakie_oni.docx26.66 КБ
Файл sovremennye_deti.pptx266.89 КБ

Предварительный просмотр:

Современные дети, какие они?: выступление Т.Н. Цыбулиной на педсовете

2 слайд: Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно, если на 10 лет вперёд – сажай лес, если же на 100 лет – воспитывай детей». 

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один – современным детям – современное образование. А современные дети, - какие они? Всё чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие. Что же с ними все-таки не так?

3 слайд: По мнению педагогов, дети «очень изменились за последние годы»: «у них низкая концентрация внимания», они «долго не могут сосредоточиться», «не слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр. Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её возникновения.

Родители и педагоги отмечают, что современные дети «проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствие чего «у них снижено внимание», «дети не желают выполнять указания взрослых» и «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать».

4 слайд: Большинство родителей винит во всех возникающих трудностях образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, винят как раз родителей. Психологи считают, что винить ни тех, ни других нельзя, поскольку в случившемся виновен весь современный мир, вся наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация.

На слайде вы видите лишь некоторые особенности современного мира, которые, безусловно, оказывают влияние на воспитание и развитие наших детей:

  • изменения в экологической среде.
  • изменения информационного и технологического пространства.
  • социально-культурные и экономические условия и их влияние на современную семью и образовательное пространство.

5 слайд:

Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены ученые.

Вот некоторые из особенностей современных детей:

1.Они менее самостоятельны. Не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считают, что в этом нет потребности.

2.Сейчас в развитии детей упор делается на развитие памяти, а не словесного-логического и абстрактного мышления. Это отчасти связано с подготовкой к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Они плохо считают в уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них. Современный ребенок плохо знает даже свой микрорайон, и это влияет на развитие пространственного мышления, которое у них развивается за компьютером, поэтому они плохо ориентируются.

3. Дети очень образованы в области информационных коммуникаций. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция. Но написать школьное сочинение – проблема, ведь надо собрать информацию, систематизировать и придумать сюжет. Информационно они взрослеют раньше, а социально – значительно позже. Многие выпускники совершенно несамостоятельны.

4. Они мало общаются «вживую», говорят, тяжело вступают в контакт. Если ребенок застрял на компьютере, то у него есть большие проблемы с коммуникацией, но это не говорит о том, что он не научится общаться. Он сделает это, но чуть позже или когда это будет жизненно необходимо.

5. Очень плохо сформировано умение разрешать конфликты. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться. В Интернете не надо этого делать, можно просто не отвечать, перейти в другую социальную сеть. И в итоге дети не умеют ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать, ни объясняться.

6. Дети застенчивы. Компьютер не учит преодолевать этот комплекс, только личное общение способствует такому преодолению.

7. У них есть проблемы с эмоциональностью, ее не хватает. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. То, что мы переживали в 6 – 9 лет, современные дети переживают в 10 – 12 и это переживание более травматично.

Раньше для всех детей младшего школьного возраста добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды.

8. Современные дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями.

9. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители.

10. Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир – это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.

И это, конечно, не все отличия между детьми прошлых лет и современными школьниками. Такие дети многим взрослым не понятны и вызывают тревогу. Ученые пытаются помочь взрослым, пишут различные программы и труды по воспитанию и развитию современных детей. Но не всегда поведение взрослых, стремящихся за новшествами в воспитании, приносит радость детям. Посмотрев вокруг, мы все реже замечаем радостные ангельские взгляды подрастающего поколения. Может быть, им надо помочь?

Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психическое развитие стало другим или сами дети изменились: а вследствие того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человек, то теперь таким считается умный и независимый человек. Поэтому у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций, зато очень развиты интеллектуальные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. Самомнение (самооценка) современных детей растет.

Это в эмоциональном плане, а в волевом – что же? 

Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Обращает на себя внимание неумение детей играть. Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это – уже «потолок» творческой активности родителей).

Основная проблема современного ребёнка – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности.

6 слайд: Вот почему основной задачей воспитания школьников сегодня становится сохранение (или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.

Всё это можно обеспечить, реализуя в повседневной практике системно-деятельностный подход в обучении, который является инструментом реализации ФГОС.

Это участие школьников в различных образовательных или социальных проектах (благотворительных акциях и т.д.)

7 слайд: Инновационные направления развития воспитания

  • Социальная значимость совместной деятельности детей и взрослых (социальное проектирование);
  • Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания;
  • Действенность детского и молодёжного общественного движения;
  • Арт-педагогика, музейная педагогика;
  • Реальная гуманизация воспитания детей и молодёжи;
  • Статусность классного руководителя, развитие института классных руководителей в ОУ;
  • Формирование банков услуг ОУ в сфере воспитания, стандартизация профессиональных компетенций педагога-воспитателя.

Слайд 8: модульная технология метода убеждения (в индивидуальной беседе).

В работе можно использовать модульную технологию метода убеждения, алгоритм использования представлен на слайде.

  • Ясно сформулировать то, что вы хотите сказать (в одном предложении)
  • Сказать, что вы чувствуете по поводу этой ситуации
  • Указать на те последствия, которые могут быть
  • Признать свою беспомощность, одновременно высказав желание, что следует делать воспитаннику
  • Напомнить ему, что вы могли бы помочь и в чём, не стесняя при этом инициативы воспитанника
  • Высказать убеждение в том, что ваш воспитанник может принять и примет верное решение

Слайд 9: Искусство воспитания

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

К.Д.Ушинский считал, что: «Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённая способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в этом».

И завершить свое выступление хочется словами Росса Кэмпбелла:

Слайд 10. Дети как зеркало. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет). Если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать.

Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная и возвращается в зависимости от тех или иных условий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные дети, Какие они?

Слайд 2

Народная мудрость Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно , если на 10 лет вперёд – сажай лес , если же на 100 лет – воспитывай детей .

Слайд 3

современные дети повышенная двигательная активность и гиперактивность сниженное внимание нежелание выполнять указания взрослых выражение протеста, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать

Слайд 4

особенности современного мира, влияющие на воспитание и развитие детей : изменения в экологической среде. изменения информационного и технологического пространства. социально-культурные и экономические условия и их влияние на современную семью и образовательное пространство.

Слайд 5

особенности современных детей: менее самостоятельные, слабовольные очень образованы в области информационных коммуникаций мало общаются «вживую » не умеют играть плохо сформировано умение разрешать конфликты не хватает эмоциональности менее романтичны и более прагматичны реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители у них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития отста­ет развитие социальных эмоций очень развиты интеллекту­альные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания самомнение (самооценка) современных детей растет

Слайд 6

Технологии, применимые для получения воспитательных эффектов Игровые технологии; Информационные технологии; Проектные технологии; Социальные технологии; Технологии диалогового взаимодействия (дебаты, дискуссии, диспуты и др.); Образовательные технологии (ТРИЗ, портфолио, педагогическая мастерская, развитие критического мышления и др ).

Слайд 7

Инновационные направления развития воспитания Социальная значимость совместной деятельности детей и взрослых (социальное проектирование); Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания; Действенность детского и молодёжного общественного движения; Арт-педагогика, музейная педагогика; Реальная гуманизация воспитания детей и молодёжи; Статусность классного руководителя, развитие института классных руководителей в ОУ; Формирование банков услуг ОУ в сфере воспитания, стандартизация профессиональных компетенций педагога-воспитателя .

Слайд 8

Модульная технология метода убеждения (при индивидуальной беседе) Ясно сформулировать то, что вы хотите сказать (в одном предложении ) Сказать, что вы чувствуете по поводу этой ситуации Указать на те последствия, которые могут быть Признать свою беспомощность, одновременно высказав желание, что следует делать воспитаннику Напомнить ему, что вы могли бы помочь и в чём, не стесняя при этом инициативы воспитанника Высказать убеждение в том, что ваш воспитанник может принять и примет верное решение

Слайд 9

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённая способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в этом К.Д.Ушинский Искусство воспитания

Слайд 10

Дети как зеркало Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет). Если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать. Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная и возвращается в зависимости от тех или иных условий. Росс Кэмпбелл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имидж современного учителя. Какой он?

Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего ...

Эссе "Современный педагог. Каков он?"

Эссе "Современный педагог. Каков он?" к муниципальному этапу областного профессионального  конкурса "Педагог года Подмосковья - 2012"...

Современный урок- каким он должен быть в условиях нового государственного стандарта?

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускнико...

Презентация к уроку "Современная молодежь. Какие у нее проблемы?"

Данная презентация может быть использовану к урокам немецкого языка по теме "Проблемы молодежи". Учителем использовалась на уроке "Современная молодежь России и Германии. Какие у нее проблемы?"...

Современный урок... Какой он?

Что такое урок знает каждый учитель. А вот что такое современный урок? На данный вопрос ответят выдающиеся педагоги: В. Сухомлинский, С. А. Соловейчик и моя презентация....

Сценарий родительского собрания "Современный родитель.Какой он?"

Сценарий собрания "Современный родитель.Какой он?" ( для родителей  учащихся 7-8 классов)...

Какие они, современные дети

Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо....