Методические рекомендации "Рецепты вежливых игр"
учебно-методическое пособие

Кудрявцева Римма Захаровна

Методические рекомендации о проведении  игр в летнем лагере

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vetodicheskie_rekomendatsii_retsepty-vezhlivyh-igr_.docx88.16 КБ

Предварительный просмотр:

Краснослободский филиал  МКУДО ДЮЦ Среднеахтубинского района

Методические рекомендации

для    педагогов  и родителей

«Рецепты вежливых игр»

Картинки по запросу картинки на тему вежливость

Разработчик:

Кудрявцева Р.З.

педагог дополнительного

 образования

                                                     

                                                                               

г. Краснослободск, 2019

Аннотация

                                                           Детские игры окупаются золотом            

                                                           самой высокой пробы, ибо воспитывают,

                                                           развивают в ребенке целостно все…,

                                                           что составляет богатство

                                                           человеческой личности.                                                      

                                                                                                               Й. Хейзинга

Приближается лето - пора каникул и отдыха детей.   И задача педагогов наполнить жизнь ребенка  радостью общения в соревнованиях, играх, конкурсах, праздниках, сделать пребывание в летнем лагере  интересным, полным событий и встреч.  

        Работая с детьми важно помнить, что игра как способ самовыражения очень близка и интересна каждому ребенку, ведь именно в  игре он интенсивнее овладевает культурными ценностями, правилами и нормами поведения в обществе.

Это методическое  пособие – практическое руководство к действию для педагогов и родителей в обучении этикету и воспитании культуры поведения у детей в игровой форме. В него вошли игры – разминки,  командные игры, игровые упражнения, творческие игры, подвижные  - танцевальные игры, а также игры – размышлялки. Игровой материал  может быть включен в циклы занятий, в игровые тренинги, в программы праздников и других досуговых мероприятий.

Главный принцип, которым мы руководствовались при разработке материала:  «Минимум затрат – максимум пользы, активности и радости на лицах детей».  Для нас важно, чтобы дети не просто играли,  но и через игровые ситуации раскрывали свой творческий потенциал, учились вежливому общению.

Пусть это пособие  поможет вам, нынешние и будущие педагоги, овладеть этим волшебным инструментом и, с его помощью, сделать процесс воспитания культуры поведения более эффективным и необыкновенным!

Поэтому, когда Лариса Борисовна предложила идею сборника «Рецепты интересного лета», мне пришла интересная мысль  - разработать  «Рецепты вежливых игр», которые будут актуальны для педагогов – организаторов и ПДО работающих в лето.

 Ведь ни для кого не секрет, что одной из самых популярных технологий в нашей работе – является игровая технология, и это не случайно. Участвуя в игре, ребенок через разные ситуации  интенсивнее овладевает правилами и нормами поведения в обществе,  также раскрывает свой творческий потенциал, учится общаться, работать в команде.

Игровой материал направлен на приобретение практических  навыков овладения правилами поведенческого и речевого этикета. Игры нравственно-этического содержания могут быть включены в циклы занятий, в игровые тренинги, в программы праздников и других досуговых мероприятий.

В методическую разработку вошли игры – разминки, игры на гендерное развитие, командные игры, ситуационные игры, подвижные  - танцевальные игры, а также игры – размышлялки.

Рекомендация от автора:

  • Игровую деятельность лучше  начинать с психологического настроя учащихся (беседы,  позитивной разминки);

Например, спросите у детей, что такое -  доброта, вежливость, деликатность, хорошие манеры (обсудите эти понятия).

Я всегда говорю на своих занятиях: «В каждом из Вас живет маленькое солнышко – это доброта (стремление человека поделиться счастьем с другими людьми). А лучики – это поступки человека. Любовь, забота, хорошие поступки согревают нас как солнце!

  • На своем личном примере покажите, что быть вежливым, культурным удобно для жизни, это помогает быть приятным в общении, вызывает чувство уважения у окружающих, дает преимущество в межличностном общении.
  • В завершении игры  - рефлексия, дети отвечают на вопросы педагога (чему научила меня эта игра, понравилась, не понравилась,  какой вывод я сделал).

ИГРОБАНК

«Рецепты вежливых игр»

Игровой материал направлен на практическое воплощение разнообразных

игровых форм в педагогическом процессе.

После названия игры приведены символы, обозначающие возраст детей, на который ориентирована игра:

 - младшие школьники

🖐 - средние школьники

© - старшеклассники (подростки)

Цель: формирование у детей практических навыков овладения правилами поведенческого и речевого этикета через игру.

Задачи:

  • Знакомство с основными правилами  этикета через игру;
  • Формирование  навыков  использования в речи вежливых слов и выражений;
  • Приобретение навыков построения межличностных отношений в детском коллективе (особенно во взаимоотношении противоположных полов);
  • Развитие у детей навыков общения с окружающими людьми;
  • Формирование установки толерантного поведения, умения различать  добро и зло, творить добро, поступать по совести через игровые ситуации;
  • Предоставление возможности детям самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.

"Сказка о двух волшебницах" 🖐

Педагог делит детей на две команды, выдает листы ватмана А3 с контурным изображением двух "волшебниц" и цветные карандаши, фломастеры и дает задание дорисовать фигуры "волшебниц", превратив одну из них в "добрую", а другую в "злую". Задача детей:  сочинить сказку, придумать,  что совершила "злая" волшебница и как ее победила "добрая".

Материал к заданию: плакат с изображением двух волшебниц.

 «Вежливые прятки» 🖐

Водящий, закрыв глаза, медленно считает до 10. Остальные прячутся, но не слишком далеко. Так, чтобы водящий мог слышать их голоса. Как только водящий громко произнесет: "Десять!", каждый спрятавшийся кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово, по желанию:
- Здравствуй!
- Добрый вечер!
- Всего хорошего!
- Спасибо!..
И водящий по голосу должен узнать,  спрятавшихся, и назвать, кто, где находится. Водит тот, кого узнали первым.

«Лови улыбку» 🖐©

Задача: Создание дружелюбной атмосферы в отряде. Игроки сидят в кругу. Лидер начинает игру - улыбается, потом прикрывает рот ладонью, словно стирая улыбку. Когда он убирает ладонь, улыбка исчезла. Лидер «бросает» улыбку» другому игроку, который «ловит» ее руками, «наносит» на свое лицо, потом «стирает» и «бросает» визуально другому участнику».

В завершении обсуждение с педагогом о том, как важно быть приветливым и улыбчивым человеком.

«Вежливый батл» 🖐

Педагог чертит мелом полосу посредине, дети делятся на две команды по разные стороны метки и по очереди «батлят» вежливыми словами, делая шаг вперед, побеждает сильнейший.  Побеждает та команда, которая первая добралась до победной полосы. Условие игры: названные слова повторяться не должны.

"Волшебные очки" 🖐

Ведущий предлагает детям ситуацию: Представьте, «Волшебники»  создали волшебные очки, которые помогают разглядеть хорошее в человеке, а также то, что человек прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит сейчас такие очки. Как это сделать? Просто представьте себе, что вы в очках, посмотрите сквозь них на каждого из ребят и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом.

Ведущий (педагог) первым "надевает очки" и показывает детям, как ими пользоваться.  Игру можно повторять, отмечая в последующих обсуждениях, что, раз от раза, надевая такие "очки", можно увидеть все больше хороших качеств.

"Продолжи фразу" 🖐

В этой игре на фоне доброжелательности и веселья игроки вспоминают

правила этикета.

Участники встают в круг. Ведущий произносит фразу, в которой задается

ситуация. Игрок, стоящий слева от ведущего, должен произнести этикетную

формулу, которую можно употребить в данной ситуации.

Например, ведущий говорит: "Я встретил друга. Я ему скажу…". Игрок

отвечает: "Здравствуйте" или "Привет!". Кто не смог правильно подобрать слова, сам должен подобрать фразу для следующего игрока.

"Карусель добрых слов" 🖐

Игра учит подростков находить в людях положительные качества, способствует устранению барьеров общения, повышению самооценки игроков.

Игроки стоят в одном круге, затем делятся на две команды и образуют

два круга лицом друг к другу (внутренний круг лицом к внешнему кругу). Каждый, кто стоит во внешнем круге, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Игроки, стоящие во внутреннем круге, благодарят за комплимент. Внутренний круг остается на месте, а игроки внешнего делая шаг в сторону, оказываются лицом к лицу с другим игроком внутреннего круга и так далее. Затем игроки меняются местами и игра продолжается (игроки внешнего круга меняются местами с игроками внутреннего круга).

"Доброе словечко – выйди на крылечко" 🖐

Все дети становятся в кружок и вытягивают руки перед собой. Педагог

держит монетку или камешек в своих руках. Монетка символизирует какое-

либо качество, например, доброту. Затем, проходя мимо, педагог помещает

свои руки в руки каждого из детей и говорит: "Ира добрая, Света добрая, Дима добрый", – и так далее. Каждый ребенок закрывает ладошки, как будто ему дали монетку.  Педагог действительно оставляет монетку в руках одного из детей. Когда он обойдет круг, один из детей пытается отгадать, у кого монетка, говоря, например: "Ира очень добрая". После этого Ира открывает ладошки и показывает, есть у нее монетка или нет. Ребенку дается три попытки, чтобы отгадать, у кого монетка, после чего игра начинается снова, при этом выбирается другое качество.

Игра учит ребенка доброжелательному отношению к окружающим, умению находить хорошие качества в каждом человеке.

"Хорошее  - не хорошее" 🖐

Дети выстраиваются в ряд. Педагог кидает мяч по очереди каждому из

детей. Дети должны ловить мяч только тогда, когда ведущий произносит какое-либо хорошее качество (например: правдивость, доброта, аккуратность). Если дети случайно ловят "плохое" качество (например: нетерпимость, жадность.), то они делают шаг назад, если "хорошее" – вперед. Побеждает тот ребенок, который первый дошел до педагога. Ведущим может быть не только педагог, но также и дети. Игра развивает быстроту реакции, внимание. Дети учатся концентрировать внимание только на хорошем.

"Шкатулка ценных качеств"🖐©

Заранее приготовьте листочки с написанными на них разными качествами. Затем, свернув листочки в трубочку, положите их в шкатулку. Попросите

детей поочередно подходить к столу и вытягивать листочки. Затем, когда все

листочки будут разобраны, попросите детей закрыть глаза и в течение нескольких минут сосредоточенно подумать, есть ли у них это качество, хотели бы они его иметь, что бы изменилось в их жизни, благодаря этому качеству. Если у детей возникнут сложности с тем или иным качеством, можно разрешить им выбрать другой листочек или поменяться друг с другом.

"Волшебный стул" 🖐

Перед началом игры можно рассказать детям о качествах волшебного стула. О том, что тот, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества

и у него остается только все хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это,

нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле. Хорошо, если волшебный стул будет каким-нибудь необычным, например, расписным. После того, как дети расскажут все хорошее про одного ребенка, игра возобновляется. Эту игру можно повторять, и педагог должен постараться, чтобы со временем на волшебном стуле посидел, хотя бы по одному разу, каждый ребенок.

"Волшебный обмен"🖐©

Игра дает участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает

для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми. Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Бланк с перечнем качеств можно составить на листе ватмана или флипчарте. Ведущий - педагог выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько "вещей", которых у него нет. Например: покупатель просит у продавца "терпения". Продавец выясняет, сколько ему нужно "терпения", зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть "терпеливым". В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться "чувством юмора", которого у него с избытком. Далее продавцом становится покупатель – а покупатель  - это новый игрок. В завершении игры педагог обсуждает с детьми, почему важно быть толерантным человеком.

Игра «Комплименты на все случаи жизни» 🖐

Правила игры: Педагог с помощью считалочки выбирает того, кому будут делать комплименты. Ведущий выбирает комплимент, который ему понравился больше всего.

Считалка:

Начинается игра,

И тебе водить пора.

В эти чудные моменты

Ты услышишь комплименты.

Только долго не зевай,

Самый лучший выбирай.

Флешмоб «Вежливое приветствие» 🖐

(участники игры под ритмичную музыку повторяют за ведущим жесты – ритуалы приветствия в разных странах)

Как в  России и  в Европе, смотрите,

Вы  крепко друг другу  руки пожмите…

 А  теперь, как  на Руси,

Поклонимся до самой земли.

Как на Кавказе  обнимемся  все

И похлопаем друг друга по спине…

Словно индусы  ладони  сложите

И ко лбу своему поднесите…

Как египтяне честь отдадим,

Ладонь повернем к тому, с кем говорим.

Воздушный поцелуй как французы пошлем,

Он скажет о том, что мы классно живем!

А теперь  ладони соединим  перед собой,

Выполним по-японски и по-корейски поклон такой…

Приветствовать всех по-индейски пора,

На корточки  быстро  присядем, друзья…

А сейчас, как американцы покажем  «Ок»,

Всё у нас классно значит, дружок…

Приветствий пока нам мало,

Как итальянцы крикнем все: «Чао!»

Поприветствуем  как таджики  друг друга с вами,

Обхватим руку соседа  двумя руками….

Ну а теперь высунем язык,

Так тибетец здороваться привык…

Как в Замбези сделаем, людей встречая,

Хлопнем в ладоши все, приседая.

Полинезийцы трутся носами,

Сделаем так и мы вместе с вами.

«Вежливые актеры» 🖐

Педагог дает задание детям пантомимой или жестами изобразить:

Приветствие друга;

Извинения;

Благодарность;

Восхищение;

Радость;

Доблестного мушкетёра, приветствующего короля;

Военного, приветствующего другого военного;

Вежливую просьбу.

Игра «Вы у нас такие» 🖐

Цель: Взаимодействие мальчиков и девочек, создание благоприятного отношения друг к другу. Игра рассчитана на младший и средний возраст.

Отряд делится на 2 команды: мальчики и девочки. Задача каждой команды придумать как можно больше хороших комплиментов команде соперников. Каждый комплимент начинается с фразы «Мальчики (девочки), вы у нас такие…»

В ответ команда должна сначала повторить комплимент, сказанный им фразой «Да, мы у вас такие…», а затем сказать комплимент в ответ. Выигрывает так команда, которая больше придумает комплиментов.

Игра «Вежливые рифмы» 🖐

Если наступил на ногу,
Хоть случайно, хоть немного,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».

*****

Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Станет бабушка счастливой,

Если скажешь ей: «Спасибо!»
*****

Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
*****

Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Никогда не жалуйся,

Говори: «Пожалуйста!»

*****
Блюдо первое налито.
Скажем: «Приятного аппетита!» -
*****
Если кто-то спать захочет,

Говорим: «Спокойной ночи»!

*****
Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «Будь здоров!».
*****
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!».

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка группового адаптационного занятия для учащихся с овз 1х классов с участием классного руководителя и воспитателя «Лесная школа доброты и вежливости».

Групповое адаптационное занятие с участием детей и педагогов 1-го класса проводиться педагогом-психологом на начальном этапе адаптационного периода.Содержит элементы визуализации, ролевой игры, релакс...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"...

Методическая разработка классного часа"Урок вежливости"

Цели:Развивающая:·        расширить знания воспитанниц о культуре поведения.Познавательная:·        знакомство воспитанниц с прави...

Методический паспорт проекта "Международный этикет: как оставаться вежливым при общении с представителями других культур"

Методический паспорт проекта "Международный этикет: как оставаться вежливым при общении с представителями других культур"...

Методическая разработка "Уроки вежливости", "Politeness"

Мы знаем, что этикет зарубежной, в частности английской, культуры отличается от нашей собственной.  Вещи, которые могут быть грубыми в вашем языке, могут быть совершенно нормальными в английском,...

Методическая разработка занятия на тему "Вежливые слова

Занятие рассчитано на детей младшего школьного возраста....