Методическая разработка классного часа"Урок вежливости"
классный час (6 класс) на тему

Плотникова  Марина Викторовна

Цели:

Развивающая:

·        расширить знания воспитанниц о культуре поведения.

Познавательная:

·        знакомство воспитанниц с правилами поведения в общественных местах.

Воспитательная:

·        формирование положительного отношения к правилам поведения.

Задача классного часа:

·      формирование у воспитанниц этической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час "Урок вежливости"36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

«Урок вежливости»

Методическая характеристика темы

Цели:

Развивающая:

  • расширить знания воспитанниц о культуре поведения.

Познавательная:

  • знакомство воспитанниц с правилами поведения в общественных местах.

Воспитательная:

  • формирование положительного отношения к правилам поведения.

Задача классного часа:

  • формирование у воспитанниц этической культуры. 

Время занятия: 35 минут

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход проведения классного часа

«Урок вежливости»

На доске цитаты:

«Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого как вежливость». (Сервантес).

«В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости…, остроумие становится в нем шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью» (Д. Локк).

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям». (Ж.-Ж. Руссо).

 

Вступительное слово классного руководителя. Вежливость - это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает: внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность. Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.  Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек - учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Сообщение воспитанницы об истории происхождения слова «вежливость».

Классный руководитель. Вежливость можно заменить словом «этикет». Давайте с вами вспомним:

- откуда и когда произошло слово «этикет»? 

- когда зародился этикет?

- какие виды этикета существуют?

- Без чего невозможен этикет (без каких понятий?) 

Ответы воспитанниц.

Классный руководитель. Истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Умеем ли мы вести себя в общественных местах, в гостях, дома и т.д.? Увы! Не все и не всегда! Кому из нас не приходилось сталкиваться с проявлениями бестактности, равнодушия, хамства? Многие знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам не до шуток. Этот кто-то малокультурный невоспитанный человек. Именно про таких людей Д. Локк говорил: «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, остроумие становится в нем шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью».

- А какого человека можно назвать воспитанным?

Ответы воспитанниц.

Классный руководитель. Воспитанному человеку, как правило, присущи хорошие манеры.

- А что такое манеры? Ответы воспитанниц.

Манеры - это то, как мы ведем себя, общаемся с другими людьми, как мы говорим и какие употребляем при этом выражения, тон, интонация, свойственная человеку походка, жестикуляция и даже мимика. Манеры являются частью культуры поведения человека. К хорошим манерам относится: соблюдение правил культурного общения, вежливость, учтивость, пунктуальность, точность, высказывание уважения и благодарности другим людям, придержать дверь перед выходящим человеком - все это хорошие манеры.

Задание: на доске нарисован человечек. Предлагается каждой из воспитанниц «подарить» ему признак воспитанного человека. (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и записываются характеристики воспитанного человека).

Воспитанницы выполняют задание, дают комментарии.

Классный руководитель. Человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение, уважает окружающих, помогает им и словом, и делом, соблюдает общепринятые нормы поведения, мы считаем культурным, воспитанным, вежливым. Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души:

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Вопрос: Какие же вежливые слова рождает тепло души? 

Воспитанницы перечисляют вежливые слова.
1. Здравствуйте!
2. Будьте добры.
3. Спасибо.
4. Будьте любезны.
5. Извините.
6. Доброе утро!
7. Благодарю.
8. Спокойной ночи!
9. Пожалуйста.
10. Добрый день!
11. До свидания!
12. Добрый вечер!
13. Скажите, который час?
14. Извините за беспокойство.

Классный руководитель. Для того чтобы каждый из нас был вежливым, необходимо соблюдать следующие правила:

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
6. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
7. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

8. Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

9. Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова.

Классный руководитель. Задание 1. Вы отправляетесь в театр или музей, но так как данные места расположены далеко, вы вынуждены воспользоваться общественным транспортом. Перечислите правила поведения в общественном транспорте.

Воспитанницы делают выводы, чего нельзя делать в общественном транспорте:

  • бросать бумагу на пол, ибо транспорт – это не общественная урна;
  • громко чихать и кашлять;
  • заглядывать в газету, которую читает другой пассажир;
  • вытягивать ноги в проход;
  • в переполненном транспорте ставить сумки на сидячие места;
  • громко разговаривать.

Классный руководитель. Задание 2. Итак, вы в общественном месте.  Назовите правила поведения в театре, в музее, в кино, на концерте.
Правила поведения в театре, на концерте, в музее и на выставке.

При посещении театра, концерта старайтесь не шуметь, не занимать оба подлокотника кресел, не опираться руками или ногами на стоящие впереди кресла. Лучше всего не опаздывать на спектакль, концерт, но если это случилось, пройдите на балкон или сядьте на ближайшее свободное место. Свое место вы найдете в перерыве. Программы и бинокли держат на коленях. Неприлично в антракте разглядывать окружающих в бинокль. Разговаривать (даже шепотом) во время сеанса, кино или театрального представления не разрешается, тем более нельзя громко комментировать происходящее на сцене. Если вам спектакль или кино не нравится, сидите молча, а в подходящий момент (в перерыве между сценами, выходами артистов) покиньте зал. В кинозале мужчины и женщины снимают высокие головные уборы, чтобы не мешать сидящим за ними зрителям видеть экран. Постарайтесь не елозить на стуле, не кашлять и не чихать. Если вы больны, например, гриппом, посещать общественные места категорически воспрещается.

Правила поведения в музеях и на выставках.

При передвижении по залу старайтесь не мешать окружающим концентрировать свое внимание и наслаждаться произведениями искусства. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины, не разговаривайте громко. И конечно, нельзя трогать экспонаты руками. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны. Бессмысленно быстро пробежать по всем залам, не выделив отдельных картин какого-то художника.

 Если вы осматриваете залы в сопровождении экскурсовода, то слушайте его объяснения молча, не придвигаясь к нему слишком близко, чтобы не мешать остальным. Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.

Классный руководитель. В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к обществу, к природе. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

Задание 3. Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:
№ 1


У себя как хочешь, 
Не дорог подарок – 

О пустяках спорить
По одежде не суди,
Слово – серебро,


по делам гляди. 
молчание – золото.

а в гостях – как велят.
дорога любовь.
дело упустить.

№ 2


Хоть не богат, 
От слова спасенье,
На незваного гостя
В деревню, где живут одноногие,
От одного слова,


и от слова погибель. 
не припасена и ложка.
а гостям рад.
да навек ссора.
надо идти на одной ноге.

Комментарии воспитанниц к пословицам.

Заключительное слово классного руководителя. Любые поступки должны быть вежливыми, чтобы за них не приходило краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите  друг другу хорошие слова и в ответ вы будете слышать только хорошее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа для 9 класса на тему «Урок толерантности»

Материал для открытого урока для учащихся 9 класса лицея-интерната на туму "Урока толерантности"....

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа "Школа Вежливости"

Классный час рассчитан на учащихся 5-6 классов. Форма проведения - турнир....

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...