Методическая разработка классного часа "Школа Вежливости"
методическая разработка (5 класс)

Сабаева Дарья Александровна

Классный час рассчитан на учащихся 5-6 классов. Форма проведения - турнир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа с углубленным изучением отдельных предметов № 96  

Дзержинского района Волгограда»

Методическая разработка

классного часа

 


ВВЕДЕНИЕ

Жизнь человека протекает во взаимодействии с другими людьми. Наблюдая за этим взаимодействием, мы можем отметить, что не всегда люди относятся друг к другу с уважением,  вежливо общаются или ведут себя, следуя этикету. Как восстановить это социальное равновесие, чтобы повседневное общение стало гармоничным, взаимоприемлемым? 

Этикет – это установленный порядок поведения, совокупность правил, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений [1].

Актуальность методической разработки обоснована тем, что детям среднего школьного возраста необходимо знать о нормах этикета за столом, этикета в одежде, культуре поведения в общественных местах и школе, культуре общения со сверстниками и взрослыми людьми, тема связана с интересами, потребностями учащихся.

Культура поведения – это высокая степень соответствия поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики. Культура поведения достигается путём сформированности социально значимых нравственных качеств личности, сознательного принятия личностью норм морали [2]

Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом  в речи, во взаимном обмене репликами и беседе [3].

Таким образом, предметом исследования методической разработки является культура общения и поведения учащихся.

Цели методической разработки: разработать и провести классный час, содержание и форма которого будет направлена на расширение представления учащихся о вежливом общении, правилах этикета в одежде, культуре поведения за столом, в общественных местах и школе, а также на усвоение основных этических правил в поведении и общении с окружающими, побуждение к осмыслению манер учащихся как проявления общей культуры.

Практическая значимость данной методической разработки состоит в том, что она может быть использована классными руководителями 5-6 классов на мероприятиях, ориентированных на культуру общения и поведения учащихся.


КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА «ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ»

Цели: Образовательные: способствовать расширению представления о вежливом общении, правилах этикета в одежде, культуре поведения за столом, в общественных местах и школе; способствовать усвоению основных этических правил в поведении и общении с окружающими, побуждению к осмыслению своих манер как проявления общей культуры.

Развивающие: способствовать развитию взаимодействия с учителем и сверстниками, развитию логического мышления, построению речевых высказываний.  

Воспитательные: способствовать развитию нравственных чувств и этического сознания, воспитанию доброжелательности, уважения к окружающим.

Задачи классного часа:

  1. «Погружение» учащихся в проблемное поле с целью вооружения их обширной информацией (подготовительный этап мероприятия);
  2. Выявление типичных проблем учащихся в процессе овладения хорошими манерами (основная часть мероприятия);
  3. Освоение школьниками опыта «конструирования» хороших манер (заключительная часть мероприятия).

Планируемые результаты и формирование УУД:

Личностные: учащиеся демонстрируют нравственные чувства и этическое сознание, проявляют доброжелательность, уважение к окружающим, проявляют вежливое общение друг к другу; демонстрируют этические нормы поведения; проявляют интерес к учебной деятельности.

Метапредметные: учащиеся проявляют умение взаимодействовать с учителем и сверстниками, демонстрируют представление о вежливом общении. Учащиеся проявляют регулятивные УУД (следуют режиму организации классного часа, следуют инструкции при выполнении заданий, определяют тему совместно с учителем); проявляют познавательные УУД (умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание); проявляют коммуникативные УУД (соблюдают нормы речевого этикета, участвуют в диалоге, слушают и понимают других, реагируют на реплики, задают вопросы, высказывают свою точку зрения; договариваются и приходят к общему решению, работая в команде).

Предметные: демонстрируют вежливость через игровые ситуации, демонстрируют знания о нравственных понятиях, систему нравственных взглядов и убеждений.

Оснащение и оборудование: компьютер, колонки, проектор, презентация, таблички с названием команд, карточки с телефонными разговорами, конверты с ситуациями, шуточные правила поведения в школе, таблица настроения и смайлики (для рефлексии).

Предварительная работа: деление класса на 2 команды, приготовление кабинета (проветривание классной комнаты, расстановка столов для команд и жюри, проверка оборудования и оснащения)

Ход классного часа:

  1. Подготовительная часть

Учитель: Перед вами цитаты знаменитых писателей (слайд 2). Кто из вас сумеет догадаться, о чем пойдет речь на классном часе? Какова тема нашего классного часа?

Учащиеся приходят к выводу, что речь пойдет о правилах поведения, хороших манерах.

Учитель. Верно, речь пойдёт о хороших манерах. С раннего возраста нам прививают определённые знания о культуре поведения. Все наши поступки расцениваются как хорошие и плохие, красивые и некрасивые.  Мы можем говорить грубо или любезно, наши движения могут быть изящными и неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношение к другим – почтительным или невежливым.

Что нужно делать, чтобы ваши манеры были достойными и было комфортно среди людей, не стыдно за себя и свои проявления? Давайте спросим эксперта.

Эксперт. Ни в одной эпохе не обходилось без правил и норм человеческого поведения и общения. Об этом можно прочесть в античных стихотворениях, в «Одиссее» Гомера. В памятнике древнерусской литературы, например, в «Поучении» Владимира Мономаха (слайд 3), написанном еще в Х веке, говорится: «Куда ни поедете, где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел… Больного посещайте... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…»

В XVII веке на одном из пышных приемов французского короля Людовика XIV гостям вручили карточки-«этикетки» с перечислением правил поведения (слайд 4). От французского названия этих карточек и произошло слово «этикет». Этикет – это свод правил поведения в обществе.

При Петре I трижды издавали книгу для молодых людей “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению” (слайд 5). В ней, помимо, азбуки и арифметики, излагались и правила поведения в общественных местах:

«Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать. Над ествою не чавкай и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже». 

Хорошие манеры начинаются с мелочей, на которые мы порой не обращаем внимания.

  1. Основная часть

Учитель. Сейчас я предлагаю вам в игровой форме проверить знание правил этикета в «Турнире Вежливости» (слайд 6). В турнире принимают участие команды «Вежливые люди» и «Будьте добры». Конкурсы оценивает жюри (представление членов).

1 тур – Речевой этикет (слайд 7)

Эксперт. Немного об истории некоторых вежливых слов. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:  «Спаси вас Бог!»

 «Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение. Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину». Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать.

        Командам предоставляется карточки с телефонным разговором. Задача обеих команд – исправить ошибки, следуя правилу речевого этикета.

 Разговор№1
- Алло! Кто говорит? Дима?

- Ну-у.

- Дима, это ты?

- Ну.

- Ты меня узнал?

- Ну.

- Это Миша.

- Ну.

- Знаешь, что я хочу сказать?

- Ну что?

- Ребята во дворе в футбол играют. Пойдём?

- Ага, давай.

Разговор № 2

Маша: Алло, Катя, это ты?

Мама: Нет, это не Катя. А кто ее спрашивает?

Маша: Да, так, знакомая. А где Катя?

Мама: Ее нет дома. Что ей передать?

Маша: Вот блин, обещала меня подождать, а сама куда – то слиняла!

Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.

      

2 тур – Правила поведения за столом (слайд 8)

Эксперт. Существует легенда, что Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: "Ваше Величество! Я – человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один – ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне". Королева ответила: "Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов".

Перед вами несколько картинок, на которых дети нарушают правила этикета за столом. Назовите эти правила (слайд 9)

Б1езы1мянн1ый.jpgБезы1мянный.jpg 

Б1езы1мянный.jpg Безымя1нный.jpg Безымян1н1ый.jpg

3 тур – Правила этикета в одежде (слайд 10)

 Стихотворение  А.Я.Лившица  « Неряха».

         Тротуар  ему  не  нужен,

         Расстегнувши  воротник,

         По  канавам  и  по  лужам

         Он  шагает  напрямик.

         Он  портфель  нести  не  хочет, —

         По  земле  его  волочит.

         Сполз  ремень  на  левый  бок.

         Из  штанины  вырван  клок.

         Мне,  признаться,  непонятно –

         Что  он  делал?  Где  он был ?

         Как  на  лбу  возникли  пятна

         Фиолетовых  чернил ?

         Почему  на  брюках  глина?

         И  расстегнут  воротник ?

         Кто  он – этот  ученик?

                

—  Как  вы  ответите  на  этот  вопрос?

—  Что  именно  поразило  автора?

—  Как  всё  это  можно  назвать?  ( внешний  вид )

Вам предстоит ответить на несколько вопросов. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей свою табличку. Оценивается скорость и правильность ответа.

1. Всегда ли пальто носят застегнутым?

1. Всегда, таково правило.

2. Необязательно – это зависит от погоды.

3. Совсем необязательно.

2. Чем отличается повседневная одежда девушки от праздничной?

1. Скромностью фасона и умеренностью цвета.

2. Повседневная одежда – брюки.

3. Повседневная одежда темных тонов.

3. Какие украшения предпочтительнее для девушки?

1. Крупные, эффектные.

2. Скромные, неброские.

3.Скромные в сочетании с эффектными, неброскими

4. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?

1. Не более 3 цветов

2. Не более 2 цветов

3. не более 4 цветов

5. Каковы особенности молодежной одежды для дискотеки?

1. Экстравагантность и яркость.

2.Скромность и элегантность.

3.Спортивный покрой, не стесняющий движений

4 тур – Правила поведения в общественных местах (слайд 11)

Каждая команда получает задание – конверт с ситуацией, которую нужно разыграть, а потом проанализировать своё поведение.

Ситуация №1

У доски условно показан зрительный зал театра — стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрев на игру актеров, дожевав свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал, Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин, как настоящий рыцарь, наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.

Ситуация №2

У классной доски стоят шесть стульев в ряд, условно изображая салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в «автобус» запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке входят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».

5 тур – Правила поведения в школе (слайд 12)

Перед вами шуточные советы правил хорошего тона. Вам необходимо отредактировать эти правила, чтобы учащиеся нашей школы могли им следовать.

«Хорошие» манеры от учащихся 5 «Д» класса

  • Сменная обувь – это очень вредная вещь. Ведь изнашивается целых две пары вместо одной. Экономьте!!!
  • На уроках стоит задавать один и тот же вопрос по 5-6 раз. Ведь учитель может изменить своё мнение.
  • Подходя к своему месту, пройди по стулу соседа, чтобы сделать ему приятное.
  • В классе надо бегать по партам, чтобы не испачкать пол.
  • Если учитель вышел из класса, надо громко закричать. Тогда он поймёт, как вы тянитесь к знаниям.
  • На переменах в коридорах бывает душно, поэтому стоит их проветрить, разбив окно.
  • При уборке класса надо подмести один ряд, подравнять парты в другом ряду, на третьем поднять стулья. Мусор необходимо оставить в большой куче перед входом.
  • Если вы остались в классе одни, то обязательно надо выключить свет, испачкать соседа, ударить соседку, громко завизжать, что-нибудь сломать, убежать от завуча через окно, оставив в классе лужи и кучу бумажек.
  • Чужое время – мелочь. Всегда можно опоздать, а лучше совсем не прийти.
  • Со столовой нужно унести побольше еды и съесть одному в укромном уголке, иначе будет невкусно.

  1. Заключительная часть (рефлексия)

Жюри подводит итоги турнира. Награждение грамотами команд.

Учитель. Мы завершаем сегодняшний турнир. Но тема, которую мы подняли, достаточно сложна. И наверняка на пути приобретения хороших манер вы ещё столкнётесь с трудностями. Желаю успешно их преодолеть! Замечательно сказал Дж. Свифт: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». В силу своего возраста вы ещё имеете право на ошибки, но все мы до тех пор люди, пока хотим стать лучше.

А сейчас я вам предлагаю поделиться своими впечатлениями (слайд 13), рассказать о полученных на классном часе знаниях и опыте и заполнить таблицу настроения. Для этого вам необходимо выбрать грустный или весёлый смайлик, повесить его в определенную ячейку и поделиться своими впечатлениями.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоусова Т.И., Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях, Москва, 2011, с.7

2. Безрукова В.С., Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога, Екатеринбург, 2000, с.139

3. Формановская Н.И., Речевой этикет и культура общения, Москва, 2001, с.17

4. Саляхова Л.И., Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника, Москва, 2008, 384 с.

5. Еременко Н.И., Классные часы, Волгоград, 2005, 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа"Урок вежливости"

Цели:Развивающая:·        расширить знания воспитанниц о культуре поведения.Познавательная:·        знакомство воспитанниц с прави...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Вежливость – закон для всех»

Цель – ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения...