Оценивание на современном уроке.
статья

Елисеева Елена Кузьминична

Оценивание на современном уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenivanie_na_uroke.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ОЦЕНИВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

I. Основные подходы к оценке на современном уроке.

II. Новые технологии оценивания и отметочной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Формирующее (внутреннее) оценивание.  Суммативное оценивание.

I. Оценивание на современном уроке предполагает (формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся):

1)  Осмысленность учебной деятельности и ее результатов, к которым стремятся ученик и учитель. Например, подготовка к олимпиадам, ЕГЭ, формирование УУД.

2)  Самостоятельность обучающегося в формировании образовательной стратегии.

3) Критериальное оценивание, при котором обучающийся должен знать свои слабые места, перспективы, понимать, как оценивается его уровень знаний, быть заинтересованным в дальнейшем обучении.

4) Расширение способов и форм получения обратной связи.

5) Следует оценивать  не только предметное знание (воспроизведение), но и метапредметные результаты (умение работать в группе, строить монологическое высказывание, самостоятельность, умение анализировать, сравнивать).

6) Оценка должна учитывать не только результат работы, но и процесс.

7) Необходимо предоставлять обучающимся задания на выбор по форме или разному уровню трудности. Критерии оценивания заданий разного уровня одинаковы.

8) Критерии оценки выполнения задания должны быть известны обучающимся заранее. Например, они могут быть  на основе критериев ГИА, ЕГЭ.

9) При осуществлении текущего оценивания должна преобладать самооценка и взаимооценка обучающихся на основе обоснованных критериев (задание, критерии оценки, балл, моя оценка, оценка учителя).

10) Важно сделать оценку «суммативной»: обучающийся по определенным критериям набирает себе баллы, которые превращаются потом в отметку. Важно складывать баллы, а не отнимать от «пятерки» баллы за сделанные ошибки.

Для выявления личностных результатов могут быть использованы:

1. Рефлексивные вопросы:

За что я могу себя похвалить?

Что я приобрел после этого урока?

Что меня удивило?

Что мне не удалось? Почему?

2. Листы взаимо-  и самооценки:

Проверяющий: При проверке творческой работы мне наиболее интересным показалось…; Следует отметить…+; Требуют дополнения следующие разделы…; Работа заслуживает…отметки;

Автор: Я согласен (не согласен) с замечаниями…; Я готов дополнить работу следующими материалами…; Я согласен (не согласен) с оценкой моей работы.

3. Карты рефлексии (+,-, затрудняюсь ответить):

  1. Своей работой на уроке в целом я доволен;
  2. Своей работой в группе я доволен;
  3. Для меня не было подходящего задания;
  4. Урок для меня показался коротким;
  5. За урок я устал;
  6. Мое настроение улучшилось;
  7. Материал урока мне был интересен;
  8. Материал урока мне был полезен;
  9. Сегодня на уроке мне было комфортно.

На основе индивидуальных карт обобщенная карта рефлексии заполняется учителем.

Перевод критериальной оценки в отметку

95 % - 100%  -    «5»

75 % - 94%    -    «4»

50 % - 74 %   -    «3»

Менее 50 %  -     «2»

А как измерить метапредметные результаты?

С целью преодоления противоречий, существующих в системе образовании, особенно при возникновении оценивания предметных и метапредметных результатов обучения, необходим поиск новых технологий. Такими новыми технологиями являются технология формирующего оценивания и технология суммативного оценивания, которые для эффективного оценивания должны применяться в комплексе.

II. Формирующее ( внутреннее ) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Именно в процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя учащихся на достижение максимально возможного уровня. Школьники освоят принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное образование.

Основная цель формирующего оценивания – мотивировать учащихся на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.

И.С. Фишман и Г.Б.Голуб так высказались о формирующем оценивании: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».

Шаги технологии формирующего оценивания:

Шаг 1. Планирование достижений образовательных результатов по темам (на этапе разработки рабочей программы).

Шаг 2. Формулировка цели урока как условие достижения образовательных результатов деятельности обучающихся (диагностичная цель).

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности обучающихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствие с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи.

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.

Приемы формирующего оценивания (Крылова О.О., Бойцова Е.Г.):

Наименование группы приемов

Описание

Сочинения. Эссе. Заметки

Написание различных видов письменных работ, отражающих процесс понимания обучающимися изученного материала. Проводится по итогам изучения тем, разделов, блоков и т.д. Форма работы – письменная, индивидуальная.

Высказывания

Составление высказываний, рассуждений обучающимися, построенных таким образом, чтобы выявить проблемы в освоении материала. Проводится по итогам изучения материала, выполнения упражнений, тестов и т.д. Форма работы устная, индивидуальная.

Матрицы. Алгоритмы. Карты

Заполнение обучающимися таблиц, карт понятий, составление алгоритмов по итогам освоения материала. Форма работы – письменная, индивидуальная или групповая.

Таблицы оценивания

Заполнение учителем таблиц оценивания различных предметных и метапредметных результатов обучающихся, выполняемое в ходе работы учащихся над проектом, исследовательской работой и т.д. Форма работы письменная, выполняется учителем.

Сигналы

Подача обучающимися различных сигналов об уровне понимания объясняемого материала. Форма работы – устная, групповая.

Ученик в роли учителя

Выполнение учениками роли учителя – объяснение материала, помощь одноклассникам, проверка работ, составление тестов. Форма работы устная и письменная, индивидуальная или групповая.

Перевод информации

Перевод одного вида информации в другой (таблицы, схемы, тесты, графики, рисунки и т.д.). Форма работы устная или письменная, индивидуальная или групповая.

СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – оценивание, проводимое с целью определения соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения. Констатирует факт обученности обучающихся. Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.

Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта. Существующая практика суммативного оценивания предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. При разработке контрольно-проверочных заданий вопросы составляются на основе учебного содержания государственного образовательного стандарта и учебных программ.

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: ког да повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

Характеристики формирующего оценивания: задания соответствуют по содержанию пройденному материалу; используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий; задания составлены таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика; задания составлены таким образом, чтобы был очевиден процесс размышления, который привел к данному ответу; четкие критерии оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе

Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе. Место оценивания в учебном процессе. Приемы и возможности использования оценивания на уроках....

Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе

Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе...

Презентация к выступлению по теме "Современные средства оценивания результатов на уроках русского языка и литературы"

Презентация помогает при проведении педсосетов, методических объединений, совещаний....

Современные подходы к оцениванию учащихся на уроке физической культуры.

Диалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся и создании соответствующих технологий только начинается. Самая главная задача, которую необходимо решить, – это обеспече...

Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).

Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет  повысить  профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...

Современный подход к оцениванию учащихся на уроках развития речи

Статья содержит выдержки из опыта работы учителей русского языка по формированию навыков критериального оценивания деятельности на уроках развития речи...