Консультация "Готов ли Ваш ребенок к школе"
консультация

Лещева Ольга Анатольевна

Данны рекомендации и задания в плане  проверки речи у детей и представлена психологическая готовность будущего первоклассника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.docx140.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Новоаганский детский сад комбинированного вида «Снежинка»

Консультация

Готов ли ваш ребенок к школе

Учитель-логопед:  Лещева Ольга Анатольевна

Картинки по запросу "оптическая дисграфия консультация логопеда родителям"

Первый класс – это самый трудный период обучения в школе. Больше половины первоклассников имеют недостатки в сформированности устной речи. Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом. Программа современной общеобразовательной школы значительно усложнилась. К примеру, в настоящее время к началу II полугодия у учеников 1 класса заканчивается букварный период и начинается изучение родного языка. Именно в это время и выявляются у учащихся  проблемы в письменной речи. Очень показательны  тетради по письму. В письменных работах появляются специфические ошибки: пропуски и перестановки букв и слогов, замены букв, слитное написание слов, отсутствие границ предложений. Дети переживают, а родители – в панике.

Что делать?

Проблема еще и в том, что не в каждой школе работает учитель-логопед. Но даже и при его наличии он не всегда может оказать логопедическую помощь всем нуждающимся.

Представленные рекомендации помогут родителям проанализировать устную речь ребенка (ведь именно от ее сформированности зависит овладение письмом), распознать намечающиеся трудности у ребенка и предотвратить дисграфию.

Задания, предложенные для проверки речи ребенка, в дальнейшем можно использовать и как тренировочные, если какие-то моменты западают еще до поступления ребенка в 1 класс!

Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы:

1) название предметов, относящихся к личным группам, например: известные цветы, деревья, виды транспорта…;

2) нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце- посуда), можно показать картинки ребенок перечисляет предметы и называет общее слово; 

3) подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый лимон);

4) подбор действий к предмету ( что делает?)  (птица…, уж…, собака…);

кто чем занимается: повар…, ученик…,

5) подбор предметов к действию: лает…, мяукает…;

6) подбор слов, близких по значению: храбрый - смелый, хороший - приятный;

7) подбор слов противоположного значения: белый - черный, хороший – плохой, узкий-широкий, толстый-тонкий, длинный-короткий;

Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:

назови один (глаза, уши, …);

назови много (нос, лоб, ухо, …);

закончи словосочетания:три помидора, пять…, одна конфета, шесть…,

три медведя, пять…, одно зеркало, семь…

Для проверки грамматической системы словообразования  предлагаются следующие задания:

а) Подбери подходящее по смыслу слово:

   Большой сад, а маленький…,маленькая куколка, а большая…

б) Закончи предложения:

   Весной картошку сажают, а осенью…

   Воду наливают, а соль…

в) Назови детишек:

у медведицы-

у коровы-

у слонихи-

у кошки-

у собаки-

г) Образуй прилагательные:

кораблик из бумаги 

 шуба из меха

у лисы хвост

 у зайца хвост…

        С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.

Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.

         Большое внимание следует уделить проверке уровня сформированности фонематических процессов, т.е. умению ребенка различать звуки родного языка (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие) и анализировать слово по звуковому и слоговому составу. Недостаточный уровень развития фонематических процессов у ребенка – это серьезная предпосылка для развития дисграфии.

Насторожитесь, если ребенок допускает ошибки в ответах на предложенные задания и  используйте похожие задания для тренировки нарушенных процессов.

        Задание для проверки (развития) фонематических процессов.

1) Назови первый звук в слове: облако, аист, утка, иглы, слон, танк, грабли и т.п.

2) Назови последний звук в слове: пила, грибы, очки, кольцо, кенгуру, жук, автобус, шар, стул, танк, и т.п.

3) Какой звук находится в середине слова? ( этот гласный звук можно произнести более протяжно): рак, дом, кит, сыр, лук.

Не используйте слова с гласными Ё, Е, Я, Ю !

4) Назовите ребенку слово по отдельным звукам: М, А, К. (Но называйте звуки правильно, не МЭ, а М, не КА, а К) Ребенок должен назвать предложенное слово. Примеры слов: сыр, мир, дом, сок, рука, шуба, сумка, шапка)

5) Положи (нарисуй) столько кружков, сколько в слове звуков. Предложите ребенку слова из трех звуков: рак, пол; затем из четырех звуков: рука, жуки.

6) Определить наличие (или отсутствие) заданного звука в слое. Например, есть ли звук Р в словах: рука, замок, лодка, ведро. Давайте ребенку задания с разными звуками.

7) Подобрать слова определенной тематики на заданный звук. Например, назови ягоду на звук М, одежду на звук К, овощ на звук П.

8) Повторить цепочку слогов. (Называйте слоги четко и медленно):

ТА-ТА-ДА, ЗА-СА-ЗА, РА-ЛА-РА

9). Определить место звука в слове (начало, середина, конец). Например, где находится звук Ш в словах: шуба, ландыш, кошка.

10) Повторить сложные по слоговому составу слова: милиционер, регулировщик, электричество. Если ребенку трудно, предложите слово прохлопать: ми-ли-ци-о-нер.

Эти задания очень показательны в плане проверки речи у детей, но также имеют огромный развивающий потенциал. Дети воспримут их как интересную игру. Предложите им придумать задания для Вас. Играть можно не только дома, но и на прогулке. Продолжайте заниматься-играть до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями.

Психологическая готовность

        1.Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации.

            У ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно, узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.

        Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры.

        2. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.

Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится.

        3. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

- не умеет работать по правилу;

- не умеет работать по образцу;

- нарушает дисциплину.

- могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».

Развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. Так, в основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично.

Самооценка школьника не должна быть завышенной. Если ребенок заявляет, что он "хороший", его рисунок "самый лучший" (что типично для дошкольника), ему будет тяжело на занятиях в школе. Такие ребята, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами.

Детей, не готовых к обучению, больше привлекает игра.

 Интеллектуальная неготовность к школе приводит к тому, что ученик не может понять учителя и выполнить его требования, отсюда - низкие оценки. А то, что не получается, ребенок делать не хочет. Иногда дети, обладающие богатым словарным запасом, речь которых изобилует "взрослыми" фразами, и которых считают вундеркиндами, недостаточно полно включаются в практическую деятельность, игры с другими детьми. Поэтому у них слабо развито образное мышление, что приводит к трудностям в учебе.

Успехов вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле - подготовке ребенка к школе!

Удачи Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка к школе

Презентация для педагогического совета и методического объединения педагогов-психологов...

Правила безопасности для ребенка в школе

В школе вы не можете находиться рядом с детьми всё время. Поэтому остается рассчитывать только на способность ваших детей вырабатывать и сохранять собственные защитные навыки. Предлагаем вам несколько...

Готов ли ваш ребенок к школе?

Данный материал поможет родителям определить подготовленность ребенка к школе при помощи теста, а также поможет рекомендациями, как лучше подготовить ребенка к школе. Может быть рекомендован психолога...

Готов ли ваш ребенок к школе

Ваш ребенок скоро  пойдет в школу. Это очень ответственный этап в его жизни: появятся новые обязанности, откроются новые горизонты.   Вашему вниманию представлены практические советы...

"Школа. Новая жизнь." Адаптация ребенка к школе. ( Материалы к родительскому собранию)

Начало школьного обучения - значительное событие в жизни каждого ребенка. Помочь родителям в организации поддерживающей среды для детей в семье - важная задача школьного психолога. Данные материалы ор...

«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»

Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...