Моя педагогическая мастерская
материал

 Глазкова Любовь Александровна

Моя педагогическая мастерская (копилка интересных технологий и методик)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра "Домино"15.47 КБ
Файл kartochki-sorbonki.docx15.92 КБ
Файл test_5_klass.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Домино»

Учащиеся предварительно  получают карточки – домино ( в зависимости от численности детей – по одной или по две карточки).  Карточка содержит вопрос и ответ. Первым начинает ученик, у которого карточка содержит слова «Старт» и «Финиш». Он задает стартовый вопрос, и он же дает финишный ответ. Каждый ученик должен внимательно следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ. Ответив, ученик задает свой вопрос и т. д. В зависимости от типа и целей урока возможны два варианта развития событий в случае неправильного ответа одного из учеников. Если позволяет время, можно дать возможность ученикам убедиться в том, что допущена ошибка, так как происходит сбой в цепочке ответов, и кто-то из ребят не может воспользоваться своей карточкой. Если времени мало, то учителю целесообразно указать на ошибку, если прозвучал неправильный ответ.

Можно использовать в начале урока как актуализацию знаний фронтально (занимает минут 5), можно дать индивидуальное задание одному ученику (или двум в паре) во время проверки домашнего здания, они на парте собирают в логическом порядке (принцип «домино»).

(Карточки делаются на плотной бумаге и разрезаются).

Старт.  Общество

Финиш. Все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого.

Ответ: деятельность человека, направленная на достижение практически полезного результата.

 

Вопрос: Индивидуальность.

Ответ: Целенаправленное воздействие на человека ближнего окружения, с целью привития навыков жизни в обществе.

Вопрос: Объект

Ответ: Знания, условия получения которого не осознаются.

 

Вопрос:  Задатки.

Ответ: Высший уровень развития способностей человека, при котором создаются вещи, никогда ранее не существовавшие.

Вопрос: Антропогенез.

Ответ:  То, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности

Вопрос: Общение.

7 Ответ: Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общества.

Вопрос: Общественные отношения.

Ответ: Самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящий наибольший ущерб обществу.

Вопрос: Культура.

Ответ. То, на что направлена деятельность.

 

Вопрос: Потребность.

10 Ответ:  Деятельность человека, характеризующаяся выполнением реальных действий воображаемыми средствами.

Вопрос: Личность.

11 Ответ: Образ нечто совершенного, к чему стремятся люди.

 

Вопрос: Интуиция.

12 Ответ: Наследственные  возможности человека к какому – либо виду деятельности.

 

Вопрос: Убеждения.

13 Ответ: Деятельность человека, создание нечто нового, ничего ранее не существовавшего.

 

Вопрос: Социализация.

14 Ответ: Тот, кто осуществляет деятельность.

 

Вопрос: Воспитание.

15 Ответ: Деятельность, направленная на преобразование реальных объектов природы и общества.

Вопрос:  Идеал.

16 Ответ: Преобразование информации в процессе взаимодействия.

 

Вопрос: Учеба.

 17 Ответ: Характеристика человека, включающая в себя его внешность, характер, способности.

 

Вопрос: Цель.

18 Ответ: Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы объединения людей и формы их объединения.

Вопрос:  Игра.

19 Ответ: Отношения, устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей.

Вопрос:  Преступность.

20 Ответ:  Процесс развития человека в результате эволюции.

 

Вопрос:  Отклоняющееся поведение.

21 Ответ: Освоение опыта предшествующих поколений.

 

Вопрос: Субъект.

22 Ответ: Устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия  и поступки.

Вопрос: Гениальность.

23 Ответ: Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Вопрос:  Практическая деятельность.

24 Ответ: Система устойчивых, социально значимых черт личности, характеризующая индивида как  члена того или иного общества.

Вопрос: Творчество.

25 Ответ: Влияние общества на личность. Усвоение личностью общественных норм и правил.

 

Вопрос:  Труд.

 



Предварительный просмотр:

Способы формирования хронологических знаний и умений через карточки-сорбонки

 

Известно, что без знания дат нельзя хорошо знать историю. Одной из проблем на уроках истории является проблема с усвоением дат важных исторических событий. Зачастую ученики после заучивания определенных дат к конкретной теме урока по прошествии некоторого времени забывают и с трудом могут вспомнить ту или иную дату и событие, связанное с ней. Ученики, как правило, запоминают хронологический материал путем механического заучивания. Такой вид деятельности считается скучным и неинтересным занятием. В этом случае у детей отсутствует интерес к освоению новых знаний. Для того чтобы превратить «зубрежку» в интересное, увлекательное и продуктивное занятие по запоминанию дат и событий можно успешно использовать сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки.

 

Это учебный прием известен давно. Сейчас, на мой взгляд, он незаслуженно забыт или используется в редких случаях. На уроках истории, особенно на второй ступени обучения, я активно практикую работу с карточками-сорбонками для формирования хронологических знаний и умений. Используя данный прием можно реализовать следующие учебные цели: во-первых, концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают хронологический материал; во-вторых, через различные способы и приемы экономится время урока, на проверку ранее изученного; в-третьих, происходит охват работой всех учеников класса; в-четвертых, работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся самооценке и оценке своих товарищей; в-пятых, используя индивидуальный подход можно корректно указать конкретному ученику на пробелы в его знания.

 

Карточки изготовить нетрудно и недолго. Для этого применяется плотная бумага (альбомный лист, картон, ватман) из которой нарезаются карточки размером 10 на 15 сантиметров. Важно чтобы они были не слишком маленькими, так как ничего не будет видно с задних парт, и не слишком большие, чтобы помещались в обыкновенный конверт. На лицевой стороне цветным фломастером пишется дата, а на обратной – соответствующее дате событие.

 

Желательно определить единый для всех учеников цвет надписи. Карточки изготавливаются учениками самостоятельно дома или же, если в этом есть необходимость, на уроке. На каждом уроке у учеников должно быть не менее 10 карточек с датами и событиями предыдущих тем уроков и, карточки с датами изучаемой темы.

После того как карточки будут изготовлены, можно приступать к их использованию.

Есть несколько способов использования карточек-сорбонок для формирования хронологических знаний и умений.

 

Способ 1.

У учеников на столах лежат карточки. Учитель на различных этапах урока называет определенную дату, все ученики должны поднять и показать карточку с соответствующим событием. Или напротив называется событие, ученики показывают карточку с датой. Ученики, которые неправильно выполнили задание, исправляют свою ошибку. У учителя также имеется комплект карточек, и он тоже показывает карточку, но уже классу. Те ребята, которые безошибочно справлялись в течение урока с заданиями, в конце урока поощряются хорошей отметкой.

 

Способ 2.

Как правило, этот способ используется в начале, при повторении ранее изученного материала, или в конце урока, при закреплении изученной темы. Данная работа проводится в два этапа. На первом этапе определяется соотношение даты и события, на втором – соотношение события и даты. Соответственно в первом случае карточки раскладываются датами вверх, а события закрыты, во втором – событиями, события закрыты.

К первым партам вызываются 2-3 ученика (в зависимости от того, сколько в классе рядов парт). Ученики поворачиваются лицом к классу и раскладывают свои карточки на первых партах. Назовем их - проверяемые. 2-3 других ученика назначаются контролерами. Их функции – внимательно следить за проверяемыми и отмечать на отдельных листочках количество правильных и неправильных ответов. Остальные ребята должны задавать ученикам первой группы вопросы типа, «В каком году произошло…», «Какое событие произошло в … году». Учитель называет имя ученика, этот ученик задает вопрос. Контролеры отмечают правильность ответа у проверяемых. В конце данной работы подводится итог и оценивается работа ребят первой и второй групп. Контролеры оценивают проверяемых, а учитель оценивает – контроллеров. Нормы оценки можно использовать следующие: не допущено ни одной ошибки – «5», одна-две ошибки – «4», три-четыре ошибки – «3», оценка «2» не ставится. Оценки в журнал выставляются по желанию ученика, в другой раз оценку можно исправить.

 

Способ 3.

Данный способ используется при работе в парах постоянного или сменного состава. На эту работу в начале урока отводится пять-семь минут. Ребята в парах проверяют с помощью карточек знание дат друг у друга и сами себя оценивают.

Аналогичную работу можно проводить у доски. К доске вызываются два ученика, на доске планшет с карточками. Ученики поочередно задают друг другу вопросы и оценивают себя. Такой способ предполагает самостоятельную работу учащихся.

 

Способ 4.

Проводя повторительно-обобщающий урок по изученному разделу учебного материала можно на одном из этапов урока организовать групповую работу с карточками-сорбонками. Класс разбивается на группы, по 4-6 учеников. Ребята, сидя группой за партами, раскладывают свои карточки перед собой. Учитель дает задание выбросить на центр парты карточки с датами, которые связаны с теми или иными историческими деятелями. Например: учитель говорит: «Годы правления царей (князей, королей)», ученики выбрасывают на центр стола карточки, на которых указаны даты деятельности правителей. Таким же способом определяются даты связанные с внешней и внутренней политикой, культурой, войнами, народными движениями. Учащиеся в группах контролируют друг друга, тот, кто выполнил задание неправильно, забирает себе все выброшенные на центр стола карточки и откладывает их рядом с собой в сторону. Если все ребята справились с заданием карточки остаются на центре стола. В конце работы определяется количество карточек у каждого ученика. Те, у кого карточек окажется много, с заданием не справились, учитель им предлагает дома потренироваться. Ребята, у которых карточек не оказалось, с заданием справились и получают положительную оценку.

 

Данные способы способствуют формированию как элементарных, так и более сложных навыков. При формировании элементарных знаний, умений и навыков необходимо соблюдать важное условие – регулярность тренировок. Другое условие заключается в следующем положении. Необходимо облечь вышеизложенные способы в игровые формы. Сделать этот род занятий для детей ненавязчивым, интересным и увлекательным. И как итог, ваш ученик будет хорошо усваивать необходимый для уроков истории хронологический материал.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

             1.Выберите правильный ответ («Битва при Херонее»):

        1) Битва произошла в:

                а) 315г. до н.э.                б) 338г. до н.э.                в) 367г. до н.э.

        2) Борьбу Афин за независимость возглавил:

                а) Демосфен;                        б) Перикл;                        в) Солон.

        3) Македонскими войсками командовал:

                а) Александр;                        б) Писистрат;                        в) Филипп II.

        4) Исход битвы был решен:

                а) фалангой македонцев;                б) конницей македонцев;

                в) флотом греков.

        5) В результате битвы была завоевана:

                а) Аттика;                б) часть Пелопоннеса;                в) вся Греция.

2.Укажите причины поражения Греции в войне с Македонией:

        1) Ожесточенная борьба внутри греческих городов-государств;

        2) Наличие большой и боеспособной македонской армии;

        3) Значительное количество рабов в Греции;

        4) Отсутствие сплоченности и единства среди греческих городов-государств;

        5) Демократическая форма правления в Греции;

        6) Отсутствие талантливого военачальника в греческой армии;

        7) Установление власти Спарты над Элладой.

3. Что является лишним в ряду?

 Основными датами в истории македонских завоеваний IV в. до н.э. были:

  1. 338г. до н.э.
  2. 334г. до н.э.
  3. 480г. до н.э.
  4. 331г. до н.э.
  5. 325г. до н.э.

4. Установите соответствие между «а» и «б»:

«а»

«б»

1.Пелла

1.Город, основанный Александром Македонским в Египте

2.Гавгамеллы

2.Город, возле которого греки потерпели поражение от македонцев

3.Гордий

3.Город, который Александр Македонский провозгласил столицей своей державы.

4.Александрия

4.Около этого селения произошел окончательный разгром персидских войск.

5.Херонея

5. Столица Македонского царства.

6.В этом городе Александр Македонский одним ударом меча разрубил запутанный узел.

Ответ оформить в таблице:

«а»

1.

2.

3.

4.

5.

«б»

5.Расставьте в хронологической последовательности этапы битвы при Гавгамелах:

        а) атака конницей Александра македонского правого фланга персов с тыла;

        б) атака персидских колесниц;

в) бегство Дария с поля боя;

г) столкновение конниц противников;

д) удар конницы Александра Македонского в центр и по левому флангу персов;

е) удар персов по левому флангу войск Александра Македонского.

6. Установите соответствие между «а» и «б»:

«а»

«б»

1.338г. до н.э.

1. Битва при Гавгамелах

2.334г. до н.э.

2. Завершение похода Александра Македонского

3.331г. до н.э.

3. Сражение у реки Граник

4.325г. до н.э.

4. Битва при Херонее

Ответ оформить в таблице:

«а»

1.

2.

3.

4.

«б»

7. Выберите НЕправильный ответ.

        На месте державы Александра Македонского возникло много государств, главными из которых были:

1.Египетское;

2.Греческое;

3.Македонское;

4.Сирийское.

Ключи к заданиям теста:

1. 1-б;    2-а;    3-в;    4-б;    5-в.

2. 1,  4,  6.

3. 480г.до.н.э. – дата Саламинского сражения, которое не относится к македонским завоеваниям.

4. 1-5;    2-4;    3-6;    4-1;    5-2.

5. г,  б,  д,  е,  а,  в.

6. 1-4;    2-3;    3-1;     4-2.

7. 2- Греческое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Педагогическая мастерская. Мастерская общения о ценности слова.

Тема: «Словом можно убить, словом можно спасти».Цель: пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможно...