Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
статья

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aksenov_osobennosti_protsessa_adaptatsii_detey_s_ovz.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности процесса адаптации детей с ОВЗ в образовательном процессе.

(Слайд 1) С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для меня является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для их развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную и социальную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи. Работа включает в себя взаимосвязанные направления, которые не отражают её основное содержание.

(Слайд2) Психологическое сопровождение процесса адаптации мной как  педагогом-психологом осуществляется по следующим направлениям:

 

(Слайд 3) Психодиагностика

Цель данного направления – получение информации об уровне интеллектуального и личностного развития детей с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей. Анализ полученных данных позволяет организовать целенаправленную коррекционно-развивающую работу, создать оптимальные условия для развития индивидуальных способностей дошкольников. По результатам психодиагностики я разрабатываю индивидуальную систему коррекционных мероприятий для детей, нуждающихся в специальной работе по развитию определённых психических процессов, с целью развития их потенциальных возможностей; полученные данные также помогают в планировании консультативной работы с педагогами и родителями.

1. Для определения уровня адаптации первоклассников мною используются:

  • Метод наблюдения,
  • Опросник для  учителя «Социально-педагогическая адаптация ребенка в школе»,
  • Диагностическая рисуночная методика «Школа зверей»,
  • Анкета для родителей первоклассников.

2. Для изучения уровня адаптации учащихся пятых классов я использую:

Комплексный сбор информации, включающий в себя физическое развитие, особенности и уровень познавательной сферы, отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, эмоционально-личностной сферы.

3. Для изучения уровня адаптации учащихся седьмых классов  использую:

Изучение личностных взаимоотношений, личностных особенностей учащихся и их эмоционально-волевой сферы.

С детьми

С родителями

С педагогами

- выявление детей, испытывающих трудности в адаптации к образовательной среде и имеющих проблемы в обучении, общении, социализации;

- определение причин нарушений в обучении, поведении и в психическом развитии школьников;

-выявление индивидуальных психологических личностных особенностей (по запросу педагогов и родителей в течение года);

- определение степени психологической готовности школьников к обучению;

- оценка межличностных отношений школьников

- диагностика детско-родительских отношений

- диагностическое собеседование с родителями для выявления особенностей развития ребенка

- анализ образовательной деятельности, участие в психолого-медико-педагогических консилиумах ОУ, совместная работа со специалистами ОУ

- диагностика межличностных отношений школьников и педагогов

 

(Слайд 4) Коррекционная и развивающая работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция нарушений психического развития.

Коррекция процесса адаптации проходит в виде тренинга с элементами игровых упражнений с учащимися первых классов, для создания условий успешной адаптации (вторая и третья четверти), ее задачами являются:

Развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения,

Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления оптимальных отношений со сверстниками и педагогами,

Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции, устойчивой адекватной самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

С учащимися пятых классов использую элементы программы адаптации детей Коблик Е. «Первый раз в пятый класс». Основная цель данной программы – создание условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно легче вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и учителями.

С учащимися седьмых классов провожу занятия по психологии общения, с целью повышения социально-коммуникативной компетенции учеников.

 

С детьми

С родителями

С педагогами

- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации в целях преодоления трудностей, развития навыков и личностных качеств, укрепления адаптивных ресурсов детей с ОВЗ.

проведение курсов индивидуальных и (или) групповых коррекционно-развивающих занятий с родителями по коррекции детско-родительских взаимоотношений

проведение курсов индивидуальных и (или) групповых коррекционно-развивающих занятий с педагогами по личностному развитию, по развитию коммуникативных навыков

 

(Слайд 5) Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы обучения, воспитания и развития. Данная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.

 

С детьми

С родителями

С педагогами

психолого-педагогическое, консультирование детей (учащихся 5 и 7 класов)

- консультирование по проблемам трудностей в обучении, развитии, воспитании;

- консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений;

- консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей;

- консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе.

-оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ОУ;

- консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе;

- консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей.

 

(Слайд 6) Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ОУ и родителей (законных представителей), а именно: актуализация и систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

С детьми

С родителями

С педагогами

просветительская работа с учениками в игровой форме (классные часы и внеклассные мероприятия)

Систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний и индивидуальных бесед с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых вопросов для родителей

Систематизированное психологическое просвещение педагогов в форме семинаров, практикумов, др. форм

 

(Слайд 7) Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников образовательного процесса.

 

С детьми

С родителями

С педагогами

Систематизированная психопрофилактическая работа с учениками в форме развивающих занятий, проведения игровых упражнений:

- На развитие эмоциональной сферы

- На развитие коммуникативной сферы

- На развитие познавательной сферы

- На сохранение психологического здоровья

Систематизированная психопрофилактическая работа с родителями в форме родительских собраний, круглых столов, семинаров – практикумов, тренинговых занятий, лекций, бесед, с использованием буклетов, памяток, рекомендаций, стендовая информация и пр.

- создание в ДОУ благоприятного психологического климата, предполагающего эмоциональный комфорт всех субъектов образовательных отношений;

- профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;

- систематизированная психопрофилактическая работа с педагогами в форме семинаров, тренингов, практикумов, деловых игр, др. форм

(Слайд 8) Практически любой психолог, учитель скажет, что адаптация – сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», многие трудности, переживаемые учениками в этот период адаптации, похожи:

эмоциональная незрелость детей с ОВЗ ведет к слабому поддерживанию контактов (мимолетность, ситуативность, неустойчивость);

расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т. д.) и неадекватных способов выхода из конфликтов;

адаптивные механизмы у ребят с ОВЗ не имеют достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально-волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы  на коррекционных часах....

по итогам контролям использования Имущества, переданного в безвозмездное пользование детям с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»

В соответствии с Планом внутришкольного контроля на 2013-2014 учебный год проведена проверка использования Имущества, переданного в безвозмездное пользование детям с ограниченными возможностями здоров...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Из опыта работы учителей трудового обучения  Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Коррекционная направленность процесса обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела особую  актуальность. По данным Министерства образования и науки РФ среди детей, поступающих в  первый класс, свыше 60%...

«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

Адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными во...

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Презентация "Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"...