Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
статья
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aksenov_osobennosti_protsessa_adaptatsii_detey_s_ovz.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности процесса адаптации детей с ОВЗ в образовательном процессе.
(Слайд 1) С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для меня является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для их развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную и социальную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи. Работа включает в себя взаимосвязанные направления, которые не отражают её основное содержание.
(Слайд2) Психологическое сопровождение процесса адаптации мной как педагогом-психологом осуществляется по следующим направлениям:
(Слайд 3) Психодиагностика
Цель данного направления – получение информации об уровне интеллектуального и личностного развития детей с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей. Анализ полученных данных позволяет организовать целенаправленную коррекционно-развивающую работу, создать оптимальные условия для развития индивидуальных способностей дошкольников. По результатам психодиагностики я разрабатываю индивидуальную систему коррекционных мероприятий для детей, нуждающихся в специальной работе по развитию определённых психических процессов, с целью развития их потенциальных возможностей; полученные данные также помогают в планировании консультативной работы с педагогами и родителями.
1. Для определения уровня адаптации первоклассников мною используются:
- Метод наблюдения,
- Опросник для учителя «Социально-педагогическая адаптация ребенка в школе»,
- Диагностическая рисуночная методика «Школа зверей»,
- Анкета для родителей первоклассников.
2. Для изучения уровня адаптации учащихся пятых классов я использую:
Комплексный сбор информации, включающий в себя физическое развитие, особенности и уровень познавательной сферы, отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, эмоционально-личностной сферы.
3. Для изучения уровня адаптации учащихся седьмых классов использую:
Изучение личностных взаимоотношений, личностных особенностей учащихся и их эмоционально-волевой сферы.
С детьми | С родителями | С педагогами |
- выявление детей, испытывающих трудности в адаптации к образовательной среде и имеющих проблемы в обучении, общении, социализации; - определение причин нарушений в обучении, поведении и в психическом развитии школьников; -выявление индивидуальных психологических личностных особенностей (по запросу педагогов и родителей в течение года); - определение степени психологической готовности школьников к обучению; - оценка межличностных отношений школьников | - диагностика детско-родительских отношений - диагностическое собеседование с родителями для выявления особенностей развития ребенка | - анализ образовательной деятельности, участие в психолого-медико-педагогических консилиумах ОУ, совместная работа со специалистами ОУ - диагностика межличностных отношений школьников и педагогов |
(Слайд 4) Коррекционная и развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция нарушений психического развития.
Коррекция процесса адаптации проходит в виде тренинга с элементами игровых упражнений с учащимися первых классов, для создания условий успешной адаптации (вторая и третья четверти), ее задачами являются:
Развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения,
Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления оптимальных отношений со сверстниками и педагогами,
Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции, устойчивой адекватной самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
С учащимися пятых классов использую элементы программы адаптации детей Коблик Е. «Первый раз в пятый класс». Основная цель данной программы – создание условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно легче вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и учителями.
С учащимися седьмых классов провожу занятия по психологии общения, с целью повышения социально-коммуникативной компетенции учеников.
С детьми | С родителями | С педагогами |
- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации в целях преодоления трудностей, развития навыков и личностных качеств, укрепления адаптивных ресурсов детей с ОВЗ. | проведение курсов индивидуальных и (или) групповых коррекционно-развивающих занятий с родителями по коррекции детско-родительских взаимоотношений | проведение курсов индивидуальных и (или) групповых коррекционно-развивающих занятий с педагогами по личностному развитию, по развитию коммуникативных навыков |
(Слайд 5) Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы обучения, воспитания и развития. Данная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
С детьми | С родителями | С педагогами |
психолого-педагогическое, консультирование детей (учащихся 5 и 7 класов) | - консультирование по проблемам трудностей в обучении, развитии, воспитании; - консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений; - консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей; - консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе. | -оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ОУ; - консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе; - консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей. |
(Слайд 6) Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ОУ и родителей (законных представителей), а именно: актуализация и систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
С детьми | С родителями | С педагогами |
просветительская работа с учениками в игровой форме (классные часы и внеклассные мероприятия) | Систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний и индивидуальных бесед с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых вопросов для родителей | Систематизированное психологическое просвещение педагогов в форме семинаров, практикумов, др. форм |
(Слайд 7) Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников образовательного процесса.
С детьми | С родителями | С педагогами |
Систематизированная психопрофилактическая работа с учениками в форме развивающих занятий, проведения игровых упражнений: - На развитие эмоциональной сферы - На развитие коммуникативной сферы - На развитие познавательной сферы - На сохранение психологического здоровья | Систематизированная психопрофилактическая работа с родителями в форме родительских собраний, круглых столов, семинаров – практикумов, тренинговых занятий, лекций, бесед, с использованием буклетов, памяток, рекомендаций, стендовая информация и пр. | - создание в ДОУ благоприятного психологического климата, предполагающего эмоциональный комфорт всех субъектов образовательных отношений; - профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ; - систематизированная психопрофилактическая работа с педагогами в форме семинаров, тренингов, практикумов, деловых игр, др. форм |
(Слайд 8) Практически любой психолог, учитель скажет, что адаптация – сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», многие трудности, переживаемые учениками в этот период адаптации, похожи:
эмоциональная незрелость детей с ОВЗ ведет к слабому поддерживанию контактов (мимолетность, ситуативность, неустойчивость);
расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т. д.) и неадекватных способов выхода из конфликтов;
адаптивные механизмы у ребят с ОВЗ не имеют достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально-волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы на коррекционных часах....
по итогам контролям использования Имущества, переданного в безвозмездное пользование детям с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»
В соответствии с Планом внутришкольного контроля на 2013-2014 учебный год проведена проверка использования Имущества, переданного в безвозмездное пользование детям с ограниченными возможностями здоров...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Из опыта работы учителей трудового обучения Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Коррекционная направленность процесса обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела особую актуальность. По данным Министерства образования и науки РФ среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60%...
«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»
Адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными во...
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Презентация "Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"...