Художественная литература (сказки) как средство воспитания нравственных качеств у младших школьников с нарушениями интеллекта
рабочая программа

Полякова Ирина Владимировна

Младшие школьники с ОВЗ – особая категория учеников. В этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки окружающих людей и собственное поведение.

В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Книга – это открытие мира. Через книги дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2019.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2019–2020 учебный год.

Тема «Художественная литература (сказки) как средство воспитания нравственных качеств у младших школьников с нарушениями интеллекта»

Пояснительная записка

Духовно-нравственное воспитание – одно из направлений работы в коррекционной школе. У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушение познавательной деятельности, неумение четко осознать причинно-следственные связи затрудняют правильное восприятие, обобщение и анализ окружающей действительности, для них характерен дефицит любознательности и потребности в новых впечатлениях, замедленная и затрудненная восприимчивость к новому, малый запас представлений, незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие речи. Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей с ОВЗ различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом, социально-бытовыми условиями в семье.

Младшие школьники с ОВЗ – особая категория учеников. В этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки окружающих людей и собственное поведение.

В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Книга – это открытие мира. Через книги дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.

В духовно-нравственном воспитании произведения детской литературы являются самым активным средством воздействия на чувство ребенка. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев или раскрываются лучшие черты и качества человека и осуждаются отрицательные поступки и явления – все это делает «книжное путешествие» к истокам нравственности интересным. И находит живой отклик у детей, способствуя образованию у них нравственных чувств и понятий, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. Все компоненты художественного произведения – сюжет, система образов, стиль – являются активной познавательной базой, адаптирующей сознание школьника к социальному миру во всем его противоречивом состоянии.

При чтении, помимо задач формирования нравственных представлений и понятий, решаются и другие задачи: развитие речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к детской литературе.

Актуальность

ФГОС требует от воспитателя школы-интерната формирования личности обучающегося, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности обучающегося происходит в семье и школе-интернате, где ребенок получает первые знания о «большом» мире.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Для решения данной проблемы была выбрана работа по ознакомлению детей с произведениями литературы.  Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят ребенка в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей. Сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению. Поэтому в первый год обучения детей в школе-интернате для воспитания нравственных качеств выбраны сказки. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы  сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Цель и задачи

Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у обучающихся 1 класса посредством детской художественной литературы (сказки).

Задачи:

Образовательные:

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие:

1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя. 

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Приемы

Словесные:

  • Беседы;
  • Игры-беседы;
  • Рассказ;
  • Чтение художественной литературы;
  • Использование игровых ситуаций;
  • Игры - беседы с персонажами сказок;
  • Сочинение историй;

Наглядные:

● Групповые выставки;

● Рассматривание иллюстраций;

Практические:

  • Игры – драматизации;
  • Игры – инсценировки;
  • Игры – забавы;
  • Подвижные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • Рисование;

Формы организации

  • Занятие по художественной литературе;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физкультминутки;
  • Драматизация.

Методы ознакомления с художественной литературой

  • выразительность чтения
  • повторность чтения
  • выборочность чтения
  • драматизация и театрализация сказки
  • просмотр иллюстраций

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной и зарубежной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Сотрудничество с родителями

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

Ожидаемые результаты

  • формирование позитивного отношения воспитанника к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
  • готовность проявлять совместное сострадание и радость;
  • развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.

Содержание

I. Теоретический этап (сентябрь)

1. Наблюдение. Ознакомление с нравственными качествами обучающихся 1 класса.

2. Изучение педагогической, психологической и методической литературы по данной теме.

3. Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.

II. Практический этап (октябрь 2019г. – май 2020 г.)

Перспективный план

Октябрь.

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

-Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Учите детей любить книгу».

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами со сказками, дисками.

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

- Чтение сказок: В. Сухомлинский. «Семь дочерей», «Большое и маленькое»

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ».

3. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам.

Декабрь.

1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

-Чтение сказки В.Сухомлинского «Кому же идти за дровами?»

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».

3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Январь.

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В. Сухомлинского.

-Чтение детям сказки «Три медведя».

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия , как воспитательная система ,органичная внутренней среде человека».

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль.

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

Методические приёмы:

-Чтение сказки В. А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

-Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.

-Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

-Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2. Рассказывание сказки с новой концовкой «Волк и семеро козлят».

Март.

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинского.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

-Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Апрель.

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей с ОВЗ».

Методические приёмы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

2. Добавить материал в театральный уголок.

Май.

1. Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки».

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

Литература

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 310 с.

2. Малова В.В. Конспекты по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. – М.: Владос, 2013. – 350 с.

3. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.

4. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С. Азбука нравственного взросления. – СПб.: Питер Пресс, 2007. – 304 с.  

   

5. Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...

«Занимательная психология» Арт-терапия как средство коррекции. Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия

Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия...