Статья по английскому языку
статья (9 класс)

Терских Елена Михайловна

Формирование монологических умений в старших классах средней школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данная работа посвящена рассмотрению, анализу, обобщению и систематизации формирования монологических умений в старших классах средней школы, а также рассмотрению комплекса упражнений, при помощи которых выполняется данная цель.

Вслед за Е. И. Пассовым можно считать, что целью обучения в средней школе считается  не язык, не речь, как способ формирования и формулирования мысли, и не простая речевая деятельность  - говорение, чтение, аудирование и письмо, а указанные средства речевой деятельности как средства общения. Это уточнение дает понимание о глубинной трудности и необходимости точного формулирования целей Само понятие монологическая речь представляет собой умение логически последовательно (связно), достаточно полно, коммуникативно-мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка для выражения мыслей при говорении.

Монологическая речь характеризуется определенными коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями, это достаточно развернутое высказывание одного лица, состоящее из ряда фраз, между которыми имеется логическая и лингвистическая связь.

     Выделяются три основные коммуникативные функции монологической речи:

  1. информативная – сообщение новой информации в виде знаний, описание событий, действий.
  2. воздейственная – убеждение слушателя в правоте или неправоте тех или иных положений.
  3. экспрессивная – речевое общение используется для своего рода снятия эмоционального напряжения.
  4. развлекательная – цель говорящего развлечь присутствующую аудиторию, произвести на нее впечатление.
  5. ритуально-культовая – высказывание, которое имеет место среди каких-то выступлений на ритуалах.

На старшем этапе учащиеся овладевают монологами-описаниями, монологами-рассказами, монологами-повествованиями, монологами-убеждениями, монологами-рассуждениями.

Подготовительные упражнения выглядят следующим образом:

1)имитационные – учащиеся повторяют вслед за образцом развернутые предложения, начиная с коротких фраз.

Please repeat after me

I can speak Russian.

For sure I can speak Russian.

I can speak Russian very well.

For sure I can speak Russian very well.

 I think he can perceive information very easily – I think he can perceive information very slowly

2)видоизменение предложений отрабатывается неотъемлемое свойство – память, учащиеся овладевают умением преобразовывать речевой материал не отвлекаясь от иноязычного мышления.

Ask questions using the Present Perfect Tense

I have been in France. I have visited Germany. I study Chinese. I went to Europe. I am doing my homework.  

To my mind our planet is in terrible danger now. I think nowadays terrible consequences are waiting for us.

3)синонимические и анонимические замены

 very organized – extremely disciplined, give in – give up

4)комбинирование и группирование

On the one hand he is very difficult to deal with but sometimes he is very pleasant on the other hand she is good looking at but has nothing in her head. (not for example she is good to look at but sometimes is very pleasant)

5)конструирование и преобразование по образцу - необходимо самостоятельно повторить языковую структуру и внести изменения.

John goes to school.

My friend John goes to school.

My close friend John goes to school.

When I come home I call my friends.

When I come home I call my friends and go for a walk.

When I come home I call my friends go for a walk and eat ice-cream.    

 sweets   cinema  like  go   eat    

 I like to eat sweets when I feel down. When I feel down I like to go to the cinema.

6)составление ассоциаций

 Say what comes to your mind when I say «We should protect out Earth if we want to survive there»

We should recycle waste.

We should not pollute air and water and soil with industrial waste.

We are to take care of our environment.

7)подстановочные – учащиеся должны быстро реагировать на смену грамматических форм и лексического пласта.

Make up some sentences and pay attention to the grammar and lexical changes.

I              can play        tango.

She        sing        because she wants ice-cream

We        dances        to stop

Kate        shout         a beautiful song

They        cries        piano

I can play piano

8)вопросно-ответные – учащиеся должны давать развернутые ответы на заданные специальные вопросы.

What do you tell your teacher?      I tell him good morning to pretend polite.

How do you get to school?             I take a bus in order to save time.

When do you get up?                      I get up at 7 because I do not want to be late.

Ученики не просто отвечают на вопросы, они строят монологические высказывания разной протяженности и сложности.

9)реактивные – реакция учащихся на содержание высказывания развернутой речевой ремаркой.

Make up a sentence with  a word given

This woman is Ann. –daughter.

It is true. And a small girl near is her daughter.

She is a cosmonaut. –shop-assistant. That boy is eating sweets. –cake.

It is true. And a young woman near cosmonaut is a shop-assistant.

It is true. And a little girl near that boy is eating cake.

        

Речевые упражнения.

Первое, что бросается в глаза при работе с такими упражнениями – ситуация (причем это не разновидность опоры) и характер исходного материала. Учитель в общих чертах дает представление о событиях. На что ученик должен соответствующе отреагировать. Разумеется, не обойтись и тут без опор. Опоры могут быть нескольких видов: наглядность, текст, тема(очень большая вариация от «как я провел лето» до «достопримечательности восточной части Лондона»), высказывание – пословица, поговорка, изречение, мысль, - ситуация.

Виды речевых упражнений:

1)однозначное выражение своей мысли

What do you think about double recycling. Is it necessary?

I think it’s a good way out to spare the expanses.

2)выражение одной и той же мысли разными средствами

Depressive

He is gloomy and dull today because he hasn’t slept enough.

3)последовательное развитие мысли

If you want to go abroad you should learn foreign languages. If you want to fulfill your dream enter our university where we have a vast variety of different opportunities.

4)построение высказывания с учетом его прагматической ценности

5)соотнесение высказывания с ситуацией общения. (Не стоит упоминать войну при обсуждении литературы 21 века._

I think Gavalda is a very decent French writer.

During war period many people died and were perished like heroes.

Речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи:

1)воспроизведение связных высказываний с небольшими изменениями

(изменение начала или конца, введение нового действующего лица)

I think Ann is a diligent studet.

I totally agree with you however I suppose that Kate is more diligent.

2)составление ситуации (по ключевым словам, по плану)

Rain evening forest house slept afraid saved

It was raining heavily and I was walking through a dense forest late in the evening. Suddenly I saw a house. I was afraid to sleep outdoors saved inside.

3)описание картины или серии картин, ситуации

(На картинке девочка на море.)

It is shining and the girl is having rest. She is laughing and reading. She feels like swimming.

4)пояснение заголовка на иностранном языке

There and back again.

It’s a kind of fairy-tale so we are probably speaking about Hobbit.

5)выделение в сообщении ключевых мыслей, их озаглавливание

I like to do sports. Once I broke my arm and was afraid to continue but when the winter came I decided to try my skis and I’m perfect at it and everything goes nice.

Everything is good that finishes good.

6)пересказ

I heard a strange noise and left the table. I thought it might be a mouse and I took a hammer as I’m afraid of mice. But it turned out to be just a cricket.

She heard a strange noise and thought it could be a mouse. She took a hammer but fortunately it was just cricket.

7)прослушивание определенного текста и его сокращение в несколько фраз

I heard a strange noise and left the table. I thought it might be a mouse and I took a hammer as I’m afraid of mice. But it turned out to be just a cricket.

I heard a noise and took a hammer because I’m afraid of mice but there was a cricket.

8)составление плана прослушанного текста

I heard a strange noise and left the table. I thought it might be a mouse and I took a hammer as I’m afraid of mice. But it turned out to be just a cricket.

Alarm

Taken measures

Happy salvation

Речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи

1)составление ситуации или рассказа по ключевым словам

Johnny Depp indecent fan wife pretend

I want to discuss Johnny Depp as I’m his fan. I adore his works but I can’t stand he has left his wife. I think it’s indecent and bad. I don't approve of him but his wife is happy with another only if she doesn’t pretend.

2)воспроизведение высказывания, в котором, например, вводится новое действующее лицо.

I want to tell you about the book A tale of two cities. It’s a story about love and friendship, deep devotion and sacrifice, relationships between parents and children.

I want to tell you about the book A tale of two cities. It’s a story about love and friendship between two young people, deep devotion on Lucy’s side and her sacrifice, relationships between Lucy and her old father.

3)описание картины, связанной с изучаемой темой

There's a man and the ox in the picture. The action takes place in summer in Mexico.

This summer my friend has been to Mexico and was hit by an ox. I was very anxious about him but he told me it was a toy ox.

4)пояснение на иностранном языке заголовка

The Russians prefer cabbage

The text centers round problems of alcohol and sport life and we are to choose what is better for us.

Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:

1)придумывание заголовка и его обоснование

If the text touches upon Nature and its problems what title can we give to it?

Nature is in danger.

Measures to be taken.

Think about our future.

2)описание картины, не связанной с изучением по теме

The topic of the lesson is Womens’ behaviour. I’d like you to comment on Boyar Morozova and Mona Liza.

I think both these women were the icons of their time – they are still well-known nowadays although there’s nothing similar between them I may say that they are very notable prominent women who changed people around them.

3)составление ситуации с опорой на жизнь, что-то из личного опыта учащегося The proverb Never trouble troubles matches me perfectly. I always doubt. Once I decided to go the hospital to test my blood pressure but someone in the queue scolded me another put his leg on my shoe and the third one coughed at me. As a result I was ill for two weeks. I decided never to go this hospital again.

4)характеристика действующих лиц

The main protagonist from the Gone with the wind is Scarlett. I like especially for her phrase I’ll think about it tomorrow. She is very stubborn and naughty but miscellaneous and nice at the same time. She enchants men and women are envious to her and she always gets what she wants. I bet it’s  a good quality.

5)оценка прослушанного или прочитанного

I enjoyed reading A tale of two cities because I’m very romantic and sensitive. However the end disappointed me as she left with a man I don’t approve of.

6)составление небольших объявлений

Hey Yo.

Don’t miss a chance to buy two cups instead of one.

A special gift is ready for you.

A nice notebook will be yours free of charge.

And if you hurry you will also get a pencil to write down your ideas.

Come and Buy.

Only Today.

Формирование способности учащихся извлекать культуроведческую информацию из текста сказки.

В сказке всегда содержится реальная жизнь, отношения людей напоминают объективную реальность, и ребенок учится на них, что благоприятно сказывается на его эмоционально-нравственном психологическом языковом развитии. Сказка содержит мораль, формирует картину мира, обладает эстетической значимостью.

Трудности при чтении неизбежны, хотя бы на лексическом уровне, что, впрочем, легко устраняется с помощью адаптации, грамматику также надо упрощать.

Для младших школьников полезно использование наглядности, что закрепляет усвоение. Полезно составлять задания, которые, казалось бы, имеют только игровой подтекст, но в итоге, тренирующие не только внимательность и сосредоточенность, но и новую лексику и грамматику.

Последовательная отработка речепроизносительных и слухомоторных навыков – фонетические упражнения, не требующие специальной подготовки.

Упражнения на подстановку, выбор необходимого слова или буквы способствуют графическому написанию и запоминанию.

Упражнения – кроссворды и филворды приближают упражнения к реальной жизни.

Также необходимо следить за постановкой ударений, логическими паузами, ритмом, учить правильно артикулировать.

Упражнения, связанные с контролем прочитанного: упражнения на перевод, True/False используются на всех уровнях обучения и эффективны для контроля. Выбор правильного варианта, соединение частей предложения успешно применяется и в старших классах.

В последней группе задания носят аналитический характер, требуют аргументированного полного ответа, спонтанного высказывания о себе.

Заключение:

1)Монологическое высказывание – сложное явление, обладающее неотъемлемыми свойствами и требующее внимания и отработки в комплексе упражнений, которые необходимо вводить с ранних этапов овладения языком постепенно усложняя лексический пласт, грамматические и синтаксические структуры.

2)Необходимое условие осуществления монологического высказывания его коммуникативный характер. Процесс вербализации монологического высказывания проходит несколько этапов.

3)В соответствии с двумя типами речи различают несколько видов монолога, овладение которыми сопряжено с преодолением некоторых видов трудностей, которые в свою очередь успешно снимаются при отработке соответствующих упражнений.

4)Анализ вспомогательных средств, отработка определенных видов умений и использование определенных типов упражнений являются основным источником овладения и закрепления умений в монологической речи на разных этапах обучения.

5)При обучении монологическим высказываниям самое необходимое – развить у учащихся способности самостоятельно логично и последовательно строить высказывания, законченные сообщения из структур, которые учащиеся уже освоили, но никак не заученные тексты.

6)Необходимо также принимать во внимание условия, обеспечивающие эффективность упражнений: внутренние и внешние. Внешние факторы: опоры, ситуации, разные наглядные пособия. Внутренние – система отношений учителя по отношению к ученикам, к предмету, к вопросу, учеников к учителю, предмету, вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: "Роль мультимедийной презентации в изучении английского языка при формировании ключевых компетенций у студентов".

Мультимедийная  презентация - одна из форм работы со студентами, направленная на формирование ключевых компетенций учащихся через применение информационно-коммуникационных технологий.Мультимедиа ...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Статья "Внеклассная работа по иностранному языку". Авторы статьи учителя английского языка Горецкая О.И., Зазян Т.П.

В статье рассказывается об опыте  подготовки и проведения внеклассных мероприятий по предмету и представлен сценарий мероприятия "Рождественские традиции"....

Статья по английскому языку "ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ". Авторы: учителя английского языка Горецкая О.И., Зазян Т.П.

УЧИМСЯ ИГРАЯ... Внеклассная работа - одна из форм организации свободного времени школьников. В статье представлена структура проведения массового внеклассного мероприятия по ИЯ...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л. "Внеклассное (домашнее) чтение на уроках английского языка в колледже".

1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений.2. Виды чтения.3. Целевая направленность чтения художественной литературы4. Критерии ...