«Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 9 класса
рабочая программа (9 класс)

Приставкина Ирина Васильевна

 

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России для 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ "Новокурская ООШ", на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

Цель данного предмета заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnk_nr_programma_2019.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России для 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ "Новокурская ООШ", на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

Цель данного предмета заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу.

Основными задачами реализации предметной области являются:

- формировать у учащихся способность к восприятию накопленного разными народами России потенциала духовно-нравственной культуры;

- вызвать у учащихся стремление к нравственному самосовершенствованию и проявлению готовности к духовному саморазвитию;

- углублять и расширять представления о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

- обеспечить осознание учащимися того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследием всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и т.д.;

- формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, родному краю, уважения к народам, их культуре и традициям;

- обеспечить осознание учащимися особой роли места России в мире, ее историко-культурного наследия, вклада в развитие духовности;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному Российскому государству, своей Республике, в соответствии с целями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами на основе духовных и демократических ценностей современного общества;

- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях, происходивших в духовной сфере в прошлом и происходящих в настоящем, рассматривать события в соответствии с принципами объективности, гуманизма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формировать у учащихся умения применять полученные обществоведческие и культурологические знания в учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» дополняет обществоведческие аспекты традиционных предметов, том числе и истории. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

На изучение предмета образовательной деятельности по ОДНКНР в 9 классеотводится17 часов за счет школьного компонента.

Достижения учеников оцениваются по пятибальной системе по всем темам, кроме темы «Твой духовный мир», где оценки  не выставляются.

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

У ученика будут сформированы:

  • целостные представления об историческом пути России, разных народов, культурных и религиозных особенностях народов России;
  • базовые культурологические знания об основных этапах и закономерностях развития духовно-нравственной культуры народов России;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; гуманное отношение к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания.

Ученик получит возможность для формирования:

  • способности оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
  • представления об основах российской гражданской идентичности;
  • понимания особой роли многонациональной России в современном мире;
  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • уважения ценности многонационального российского общества;

Метапредметные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

  • умению искать, анализировать, систематизировать и оценивать информацию о различных религиозных культурах, имеющихся в России;
  • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры, выделять главную мысль из прочитанных текстов;
  • оценивать и сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;
  • проводить аналогии между историческими личностями, героями, религиозными деятелями сопоставлять их поступки с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
  • создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя, исторические события или религиозные традиции;
  • оценивать поступки реальных лиц, сверстников, героев произведений, высказывания известных личностей;
  • использовать информацию, полученную из разных источников, для решения нравственных, учебных и практических задач;
  • уважению к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов.

ученик получит возможность научиться:

  • осознавать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • давать сопоставительную характеристику традиционных религиозных культур, имеющихся в России;
  • высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
  • оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
  • намечать способы саморазвития и самообразования.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

  • работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
  • самостоятельно анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера.

ученик получит возможность научиться:

  • организовывать свою индивидуальную проектную деятельность
  • обладать способами самоконтроля и самооценки; намечать способы саморазвития и самообразования;
  • оценивать поступки реальных лиц, сверстников, героев произведений, высказывания известных личностей.

Познавательные универсальные учебные действия.

ученик научится:

-владеть методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

  • самостоятельно оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», безнравственно»;
  • самостоятельно анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

ученик получит возможность научиться:

  • делать выводы;
  • проводить аналогии между историческими личностями, героями, религиозными деятелями, сопоставлять их поступки с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
  • сопоставлять факты и причинно-следственные связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

  • использовать речевые средства для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения;
  • слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Ученик получит возможность научиться:

  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
  • создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя, исторические события или религиозные традиции;
  • использовать информацию, полученную из разных источников, для решения нравственных, учебных и практических задач.

Предметные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

  • иметь представление о истории и духовно-нравственной культуре народов России; -выделять проблемы духовно-нравственного развития России;
  • оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;
  • работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
  • использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • выполнять индивидуальный проект: «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

II. Содержание учебного курса.

Структура комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Модуль «Основы мировых религиозных культур» (17 часов) состоит из блоков:

Блок 1. Введение. Наша Родина – дружная семья народов. (1 ч.)

Блок 2. Основы духовно-нравственной культуры народов России всоответствии с модулем «Основы мировых религиозных культур» (11 ч.)

Блок 3. Любовь и уважение к Отечеству как высшее проявление моральных норм и ценностей. Духовные традиции многонационального народа России. (4 ч.)

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. (1 ч.)

Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученныйматериал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, изучавшихся в разных группах, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.

III.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем, разделов

Кол.

час.

Дата

Планируемые результаты

План

Факт

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Россия – наша Родина.

1

Способен  оценивать  свои

поступки,

взаимоотношения

со сверстниками;

Имеет представление

обосновахроссийскойгражданской

идентичности;

понимаетособую

рольмногонациональной

России

в   современном

мире;

демонстрирует

чувство гордости за свою

Родину, российский народ иисторию России;

уважаетценности

многонационального

российскогообщества;

уважительно  относится ксвоей стране, ее истории,

любви  к  родному  краю,

своей

семье;

Демонстрирует   гуманное

отношение

к

людям,

независимо

от их

возраста, национальности,

вероисповедания;

понимает роль человекав обществе,

принятиенорм

нравственного

поведения,

правильного

взаимодействия

со взрослыми и

сверстниками.

Владеет методами

познания, логическими

действиями и операциями (сравнение,

анализ, обобщение,

построение рассуждений);

самостоятельно

оценивает различные

ситуации с позиции «нравственно»,

«безнравственно»; самостоятельно анализирует совместную  деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета; делает выводы;

оценивает

сопоставляет факты   и причинно-следственные связи;

Обладает учебной

мотивацией, способами

самоконтроля  и

самооценки; самостоятельно анализирует

информацию, представленную  в  разной форме  (в    том числе графической)  и  в  разных источниках (текст, иллюстрация,

произведение искусства).

Владеет навыками

смыслового чтения

текстов различных

стилей  и жанров,  в  том числе религиозного

характера; способен

работатьс информацией,

представленной в  разном виде    и    разнообразной форме;

организует индивидуальную

проектную деятельность.

Использует речевые

средства для решения

задач общения с  учетом

особенностей собеседников  и ситуацииобщения.

Слушает собеседника

и  ведет диалог;  излагает

свое мнение и аргументирует свою точку зрения; умеет

строить  совместную  деятельность в соответствии с учебной

задачей и культурой

коллективного труда.

Культура и религия Возникновение религий.

Религии мира и их основатели.

1

Священные книги религий

мира.

1

Хранители преданий в религиях мира.

в

1

Добро и зло. Понятие греха,

раскаяния и воздаяния.

1

Человек в религиозных

традициях мира.

1

Священные сооружения

1

Искусство в религиозной

культуре.

1

Религиозные ритуалы.

Обычаи и обряды.

1

Паломничества и святыни.

1

Праздники и календари.

1

Религия и мораль.

Нравственные Заповеди в

религиях мира.

1

Милосердие, забота о

слабых, взаимопомощь.

1

Семья.

1

Долг,свобода,

ответственность, труд.

1

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Итоговая презентация творческих проектов

учащихся.

1

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС

Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс (ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс (ФГОС)...

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, обучение с использованием учебника Н.Ф. Виноградовой (Просвещение)...

Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс

Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)

Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...

Календарно-тематическое планирование Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс.

Планирование составлено по учебнику Виноградовой Н.Ф. ФГОС. Алгоритм успеха....