«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»
статья

Сложна среда обитания человека начала XXI столетия. Не проходит и дня, чтобы телевидение и радио не сообщали об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, террористическом акте в том или ином уголке земного шара.

Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия самого человека, нарушающего правила безопасности или не знающего их.

Предмет ОБЖ как раз решает главную задачу – уменьшить опасность для детей в ЧС, которые могут возникнуть дома, в школе, на улице и в других общественных местах. В курсе ОБЖ даются основы медицинских знаний и рекомендации по охране здоровья.

Этот раздел включает в себя:

  1. Меры по профилактике травм в школьном возрасте.
  2. Первая медицинская помощь при различных видах травм, при массовых поражениях.
  3. Основы здорового образа жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_osnovy_meditsinskih_znaniy_i_ohrana_zdorovya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»

Преподаватель – организатор ОБЖ

Суворова Т.В.

Сложна среда обитания человека начала XXI столетия. Не проходит и дня, чтобы телевидение и радио не сообщали об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, террористическом акте в том или ином уголке земного шара.

Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия самого человека, нарушающего правила безопасности или не знающего их.

Предмет ОБЖ как раз решает главную задачу – уменьшить опасность для детей в ЧС, которые могут возникнуть дома, в школе, на улице и в других общественных местах. В курсе ОБЖ даются основы медицинских знаний и рекомендации по охране здоровья.

Этот раздел включает в себя:

  1. Меры по профилактике травм в школьном возрасте.
  2. Первая медицинская помощь при различных видах травм, при массовых поражениях.
  3. Основы здорового образа жизни.

I.

Начну с работы по профилактике травм (психических и физических) в быту, школе, общественных местах.

Таблица I. Опасные ситуации и виды травм.

Приложения.

Травматизм среди детей занимает ведущее место. Это объясняется отсутствием житейского опыта, любознательностью, склонностью к шалостям.

Травматизм у школьников можно разделить на:

  1. бытовой;
  2. дорожно-транспортный;
  3. уличный;
  4. спортивный;
  5. криминальный.

  1. Бытовой травматизм – в программе со 2 класса предусмотрено изучение правил безопасного поведения в быту. (острые, режущие предметы – класть их на место; не поднимать горячие кастрюли, чайники; изучаются правила пользования электроприборами; не брать лекарства). Учим правила пожарной безопасности.

Младшие школьники делают зарисовки, учатся правилам безопасности.

Показ раскраски «Безопасность в быту».

Особое внимание на уроках ОБЖ уделяю изучению правил Пожарной безопасности. Разбираем причины пожаров, дети рисуют для конкурса «Рыцари огня». Отрабатываем действия при пожаре (объектовая тренировка «Пожар в школе»).

2

  1. Дорожно-транспортный травматизм связан с нарушением ПДД. Все наши ученики знают правила ДД, охотно участвуют в конкурсе рисунков «Дорога и мы». На уроках легко разбираются в «дорожных ловушках», осуждают тех, кто нарушает правила ДД. Однако, в силу особенностей наших детей (они трудно оценивают реальную ситуацию, критически не оценивают свое поведение, одни возбудимы, неуравновешенны, другие наоборот – вялы) на дороге они ведут себя совершенно по другому.

Главной коррекционной задачей здесь я вижу организацию поведения. Недавний случай – экскурсия в музей. Ученики 9г класса Васильев Коля и Тупицын Саша оторвались от группы, побежали вперед. Создали аварийную ситуацию, в которой Тупицын С. чуть не пострадал. Брук С. (9а кл.) при поездках на городские соревнования не слушает учителя физкультуры, также нарушает правила ДД. Я провожу работу с нарушителями ПДД, веду журнал нарушений ПДД, принимаю меры – индивидуальные беседы, беседы с родителями, сообщение на линейке. Карточки нарушителей ПДД получили: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Распространенные нарушения – переход на красный свет и вне зоны пешеходного перехода.

Каждый месяц я сообщаю детям о состоявшихся ДТП в Московском районе по вине детей.

*(Показать листок).

  1. Уличный травматизм. На улице также учимся соблюдать правила поведения, т.к. листопад, гололед и др. явления ведут к травматизму. Учимся ходить по скользкой улице (ступать на всю подошву, слегка расслаблять ноги в коленях, руки свободны), учимся падать (присесть и сгруппироваться – это позволяет не удариться головой). Особо уделяю внимание изучению правил поведения на воде и на льду. Все помните случай с учеником 9 кл. 50   школы в Парке Победы (провалился под лед), который привел к трагическим последствиям?

    Безопасное поведение в школе, особенно на уроках труда. Часто имеют

    место порезы (Титов, Зиновьев) стамеской или пилой. Орлов. Здесь

    особое внимание. Учителям требовать соблюдение техники безопасности.

  1. Спортивный травматизм. Его источником является неправильная организация занятий физкультурой, нарушение правил оборудования спортивных помещений и площадок. Так у нас в школе на уроке физкультуры ученик Тиунов Евгений сломал ключицу (учителем физкультуры работала Калина Т.В.). В этом учебном году Брук С. вместо мяча пнул ногу Григорьева А. (сильный ушиб).

3

  1. Криминальный травматизм. На улице и в общественных местах наши ученики подвергаются всяким неожиданностям криминального характера. Учимся правилам безопасного поведение в криминогенных ситуациях – общение с посторонними людьми; нападение в подъезде, лифте; если ломятся в дверь; воры в квартире; темная улица. Изучаем основы безопасности в общественных местах, правила самозащиты.

Опять же в силу психологических особенностей наших учеников (одни дети чрезмерно боятся всего, другие, наоборот, не испытывают чувства страха, всюду «суют свой нос»), некоторые не понимают серьезности ОС, не соотносят свои возможности, действия, им кажется, что с ними ничего не случится, что они сильнее всех и т.д. Ламбин Т. (9а кл.). Очень за него боюсь, когда он ходит на футбольные матчи (болельщик «Зенита»). Он очень невыдержанный, всех толкает, на всех кричит. Часто получал от взрослых. Быстров А. (теперь уже выпускник) в метро по привычке толкал девочек, получил от взрослого мужчины удар в лицо. Найденков М. Ходил в темное время суток, то его били, то окурки об него гасили. В этом учебном году Чумичев Д. (8б кл.) устроил «разборки» с ком-то, итог – перелом берцовой кости.

II. Первая медицинская помощь при различных видах травм, при массовых поражениях.

Программой ОБЖ предусмотрено оказание первой медицинской помощи. Эти занятия учащимся очень нравятся. Они охотно изучают виды травм, на практических занятиях мы учимся оказывать первую медицинскую помощь. Начиная со 2 класса узнаем о правильном питании, о пользе сна, учимся заботиться о коже. Вырабатываем настроение в школе, дома.

В 3,4 классах учимся обрабатывать ранки, останавливать кровотечение из носа, медицинской помощи при ожогах, обморожениях, помощи при утоплении.

В 5 классе изучаем способы остановки кровотечения (накладываем жгуты, точечная остановка кровотечения).

 В 6 классе знакомимся с аптечкой, изучаем ушибы, травмы, переломы, укусы, солнечные удары.

В 7 классе учимся накладывать повязки, шины. Помощь при переломах.

В 8 классе изучаем основы первой медицинской помощи пострадавшим от СДЯВ, от радиации, знакомство с СИЗ: ватно-марлевые повязки, уч. противогазы, разведение растворов (иодовая профилактика, содовый раствор).

В школе проводились объектовые тренировки по темам:

  • Аварии на ХОО;
  • Авария на атомной станции.

Вы прекрасно видели, как дети действуют в ЧС.

4

При проведении игры по станциям во время недели ОБЖ дети на станции «Скорее скорой» показывали, как они научились оказывать первую медицинскую помощь. Все это запечатлено на школьном видеофильме.

  1. Основы здорового образа жизни.

Что такое здоровый образ жизни?

Каких бы высот ни достигла цивилизация в своем развитии, все равно остается факт появления у человека болезней, приводящих в конце концов каждого к смерти. Медицина и, прежде всего, гигиена хотят видеть человека здоровым. Каждый из нас хочет долго жить, но никто не хочет жить правильно.

На здоровье влияют факторы:      20% - экология;

                                                        20% - генетика;

                                                        10% - здравоохранение;

                                                        50% - образ жизни.

В понятие образ жизни входят: материальное благополучие; условия жизни, труда, отдыха, быта; жилищные условия; питание, сон, взаимоотношения с друзьями и т.д.

В курсе ОБЖ предусмотрено изучение основ здорового образа жизни:

  • физическое здоровье и личная гигиена;
  • духовное здоровье;
  • понятие о привычках здорового образа жизни;
  • закаливание и профилактика простудных заболеваний и т.п.

О физической культуре и гигиене расскажут учителя-предметники.

Объясняю учащимся, что для нормального функционирования организма необходимо:

  1. Дышать чистым воздухом. Человек без дыхания может выжить только 5 минут.
  2. Наше тело на 85% состоит из воды. Жизнь зародилась в воде, наша кровь по солевому составу очень близка к морской воде. Поэтому правильное питье воды и вообще контакт с водой – необходимые условия нашего существования. Вода – тоже естественная среда обитания человека. Без воды нельзя прожить больше 5-7 дней.
  3. Необходимо двигаться. Если мы хотим долго, необходимо вечно двигаться.
  4. Необходимо есть. Здесь мы говорим о правильном питании. Неправильное питание – причина 99 болезней. Рассматриваем с учащимися группы витаминов, в каких продуктах они содержатся. Учимся определять срок годности продуктов на упаковках. Говорю о вредных привычках в питании, об умеренности.

5

    Так я помню, Орлов А. как только прозвенел сигнал тревоги «Пожар в  

    школе», побежал в столовую за хлебом. Сергей Брук ест очень много, и

    если не уследить, Вика остается голодной.

  1. Условием существования человека является цель в жизни. На данном этапе для наших ребят это учеба.
  2. Необходимо своевременно очищать организм от всех видов шлаков.

В соответствии с этими условиями составляем программу конкретных действий:

  1. Следить за своим весом.

                        2. Физическая активность.          Все это продляет жизнь.                                                                

  1. Правильное питание.

На уроках ОБЖ говорим также о духовном здоровье.

Л.Н. Толстой словами своего героя князя Андрея Болконского высказывал мысль, что в мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье, т.е. он говорил о духовном и физическом здоровье.

Подростки одного возраста отличаются по росту, весу, физической силе, ловкости – это затрудняет общение, у рослых ребят большое самомнение, но еще детский ум. Учащиеся Вадик, Андрей Григорьев – чувство безразличия, снижение инициативы, им все равно, что происходит вокруг. Васильев Коля, Ламбин Толя – не умеют сдерживать свои порывы, это приводит к отчаянным поступкам, неадекватному поведению (злобность, жестокость, агрессивность). Другие, наоборот, становятся замкнутыми, уходят в себя, это приводит к депрессии (Вика Диденко).

Все же, уяснив основы здорового образа жизни, они должны обрести уверенность, что лучшее у них впереди – нужно только себя разумно вести и иметь терпение. Особая роль здесь отводится воспитанию воли, уверенности в себе.

Вредные привычки и борьба с ними.

Курение.  Недавно человечество отметило печальный юбилей – 500-летие курения.

Самая трудная часть работы. Учитывая контингент родителей, школе приходится на себя основную роль. Мама провожает ребенка в школу, сама курит. Поэтому очень трудно говорить о вреде курения. В рамках недели ОБЖ мы проводили неделю некурения. Многие ребята сумели воздержаться от курения. Другие убегали подальше от школы и курили, думая при этом, что они соблюдают неделю некурения.

На уроках по данной теме рассказываю, как курение влияет на организм. Что в 100 случаях из 100 – бронхит, страдают голосовые связки, что синильная кислота, содержащаяся в дыме, проникает в кровь и парализует клетки, приводит к кислородному голоданию, к сужению сосудов, к спазмам и в конке концов к раку легких.

6

*Показываю опыт: пластиковая бутылка с ватой. «Вот, посмотрите, что происходит с вашими легкими». На какое-то время действует, затем снова курят. Толя из 6 кл. курит с 6 лет.

Обращаюсь ко всем, помогайте в борьбе с курением, не проходите мимо курильщика. Наряду с пропагандой необходимы и закрепительные меры.

В Нью-Йорке принят закон, в соответствии которому за курение в общественных местах взимается штраф в 1000$. Более того, они стремятся, чтобы их считали некурящей страной.

У нас в Петербурге постановлением губернатора запрещено курить в больницах и школах.

Наша задача – создать здоровое пространство в школе.

Влияние алкоголя на организм человека.

В каждом классе есть дети, которые пробовали вино и пьют пиво. И ничего плохого в этом не видят. Ученик моего класса Григорьев Андрей заявляет: «Мама мне сама наливает в праздник». Кроме того, трудно разъяснять о вреде алкоголя, когда по телевидению в каждой рекламе хвалят пиво, когда дети в семье видят пьяных родителей.

* Показ книги.

Очень хорошо на учеников действует знакомство с книгой «Алкоголь». В ней говорится о том, к чему приводит употребление алкоголя.

В старших классах говорим о вреде наркомании. Здесь я не заостряю внимание – меньше про это слышат, в меньшей степени вырабатывается интерес.

Заканчивая выступление.

Надо чаще говорить детям: «Соблюдай правила безопасности, и в твоей жизни будет меньше огорчений, больше счастливых и радостных дней».

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме:«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Урок по "Основам безопасности жизнедеятельности" отражает работу по методической теме "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс". В ходе урока сочетаются  элементы...

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует по...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» календарно-тематическое планирование, пояснительная записка.Программа данного курса рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).Целью обучения ...

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует постав...

основа медицинских знаний и охрана здоровья для уч-ся 8 класса

      Данный элективный курс поможет учащимся шире узнать или немного подумать о таких вещах, как зависимость здоровья людей от образа жизни и поведения. Эта программа поможет ка...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»

Данная программа элективного курса«Основы медицинских знаний и охрана здоровья» составлена для учащихся 10-12х классов основной школы,  недельная нагрузка по предмету составляет один час....