Обучение и воспитание успехом
статья

Краткие рекомендации по формированию у учеников веры в успех

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_i_vospitanie_uspehom.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение и воспитание успехом

Формирование у учеников веры в успех – важная стратегия в помощи ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Учащиеся должны поверить, что успех возможен. Помогите им приобрести эту уверенность с помощью следующих приемов.

Подчеркивайте любые улучшения. Обычно учитель ждет, когда сложная задача будет решена учеником безошибочно, тогда он похвалит его. Однако с такой установкой ждать придется долго. А что, если вместо этого больше внимания уделять процессу решения, чем результату, и замечать каждый маленький шаг вперед?..

Объявляйте о любых вкладах конкретного ученика в общее дело. Дети со страхом неудач могут вообще отказываться что-то писать. Они не доверяют бумаге, потому что любые их ошибки могут быть выставлены на всеобщее обозрение. Но в устных ответах и классных дискуссиях такие ученики могут участвовать весьма активно. Подчеркивайте ценность этих вкладов для других учеников, для педагогов и  родителей. Тем самым ученики будут удовлетворять потребность вносить свой собственный вклад в коллективную работу.

Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Каждый ученик имеет какие-то силы, не важно, насколько скрытые. Нужно искать хорошее в каждом ученике. Именно таким способом можно высвободить силы для формирования навыков учения. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его  тетради. Все ученики хотят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и подробно.

Демонстрируйте веру в своих учеников. Вера учителя в своих учеников проявляется в его ожиданиях. Невысокие ожидания объясняются неверием. Высокие – отражают уверенность в силах ученика, если, конечно, они реалистичны. Если вы сможете искренне демонстрировать веру в способности своих учеников, вы придадите им больше силы, чем любые отметки. Комментарии типа: «Ты сможешь это подтянуть», «Ты из тех учеников, которые это смогут сделать» или «Я знаю, что ты сможешь это сделать» - отражают вашу веру в учеников. Говорите: «С твоими способностями ты можешь делать лучше». Не говорите: «Для тебя и это не - плохой результат», даже если это правда.

Признавайте трудность ваших заданий. Многие ученики, особенно избегающие неудач, воспринимают любую новую задачу как трудную. Признайте, что это действительно так, старайтесь не объявлять всему классу, что ваше задание «легкое». В самом деле, если ученики не могут выполнить то, что вы назвали «легким», они, естественно, считают себя глупыми. Вместо этого поддержите мнение ученика о задаче, но скажите о своей уверенности в его способности решить ее: «Я знаю, это трудное задание. Имей это в виду. Но я уверена, что ты справишься с ним». Когда же ученик действует успешно, выполняя задание, названное вами «трудным», его самоуважение здорово вырастает.

Ограничивайте время на выполнение задания. Ученики с низким уровнем «Я могу» легче переносят ситуацию своего неуспеха, если время на выполнение задания было ограничено. Когда вы видите, что ученик теряет надежду, скажите: «Стоп, закончили работу». Этим вы спасете его от неудачи. Он решил не потому, что неспособный, а потому, что «время кончилось». Опытные учителя давно применяют этот прием.

Концентрируйте внимание учеников на его прошлый успех.

Очень часто ребенку указывают на то, что он делает неправильно, таким образом, надеясь заставить его в будущем делать это лучше. Сегодня психологи говорят, что истина в обратном. Единственный безопасный путь, который мотивирует детей к достижениям, - это подчеркивание всего того, что они делают верно.

Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения, чтобы содействовать продолжению успеха.

Анализ прошлого успеха. Мы должны помочь ученикам понять, что вера в собственные способности и количество приложенных усилий – самые главные составляющие успеха.

Раз, за разом анализируя прошлые успехи учеников, вы не только поможете им поверить в свои силы, но и поддержите их попытки добиться новых успехов в учебе.

 

Повторяйте и закрепляйте успехи. Если продвижение к новым учебным задачам затормозилось, не спешите, возвратитесь к успешно выполненному заданию и повторите сегодняшние достижения. Это очень важный прием. Когда ученики повторяют вчерашнюю работу, они используют уже отшлифованные навыки, поэтому делают меньше ошибок и переживают больше успеха.

Помогайте ученикам «материализовать» процесс своего развития

Одной из причин, по которой ученики не верят в свои способности, является то, что они не ощущают прогресса. Оценки за контрольные и четвертные не всегда дают ученику необходимую информацию о его развитии. Например, если ученик в 1 и 2 четвертях имел «3» по какому-либо предмету, он может считать, что прогресса нет, тем не менее, это может быть не так. Именно поэтому необходимо переделать вопрос «Что ты получил?» в вопрос «Чему ты научился?».

Альбомы достижений. Ученикам старших классов можно предложить делать альбомы достижений, разделенные, например, на такие темы: «Математические проблемы, которые я смог решить», «Книги, которые я прочел», «Мои лучшие сочинения» и т.д. Так они могут охватить весь объем сделанного, просто перечисляя новые навыки, в которых приобрели мастерство. Важно, что разделы очень индивидуальны. Они тесно связаны с учебной программой соответствующего класса.

Ученики ни в коем случае не должны сравнивать свои альбомы достижений! Подчеркивайте, что это их личный рост. Альбом помогает ученикам увидеть, что научились делать или узнали они сегодня и чего не умели и не знали вчера.

Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем. Вместе с другими приемами полезен такой: быстро и коротко рассказывать о том, какой ты был вчера, какой сегодня, каким ты будешь завтра. Разговор такого плана должен быть очень конкретным, тогда он способствует повышению уверенности и самоуважения. Более того, неудача не кажется такой сокрушительной и неисправимой, когда мы часто говорим о прогрессе.

Говорите о «завтра» на основе уже имеющихся у учеников прошлых успехов, тогда он начинает предвидеть и ожидать будущие успехи: «Смотри, как много определений ты выучил за прошедший месяц (по списку или учебнику). Как ты думаешь, сколько слов ты можешь осилить в следующем месяце?» Такое предсказание, сделанное самим учеником, - отличная мотивация для того, чтобы попробовать более сложные задачи.

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением

Страх сделать ошибку очень снижает уровень «Я могу». Когда этот страх исчезает, у ученика происходит прорыв сознания и ученик начинает чувствовать гораздо больше возможности. Вот приемы для этой цели.

Рассказывайте об ошибках. Дети часто видят избирательно. Они могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть ошибок у других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, если покажет, что каждый делает ошибки, нет людей, которые не ошибаются.

Показывать ценность ошибки как попытки. Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом, таким образом мотивируя учеников продолжать работать.

Минимизируйте последствия от сделанных ошибок. Позиция «красного карандаша», к сожалению, типична для учителя. Годы педагогической практики, в течении которой учитель исправляет ошибки в ученических тетрадях, приводят к тому, что обнаружение и подчеркивание ошибок становится привычкой. Учитель указывает на малейшие ошибки просто автоматически. Если вы хотите повысить самоуважение учеников, которым присущ страх неудачи, откажитесь от этой неэффективной привычки. Вообще не используйте красный цвет и не возвращайте ученикам исчерканные тетради.

Это не означает, что мы запрещаем вам конструктивно критиковать или просить учеников исправить ошибки. Попробуйте ограничить работу над ошибками исправлением одной или двух за один раз. И вы добьетесь от учеников гораздо большего, ибо когда они видят исчерканную красным работу, то просто теряют мотивацию хоть что-то делать и исправлять.

Признание достижений

Есть ученики, которые уже достигли определенных успехов – благополучные, успешные ученики. И есть ученики, которые стараются и хотят улучшить свои результаты. Их нужно различать, потому что в поддержке нуждаются прежде всего вторые.

Для учащихся  очень важна одобряющая оценка его деятельности. Обучение должно быть успешным для каждого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение методической недели "Обучение и воспитание успехом"

Целью  школьного образования становится не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную...

Педсовет "Обучение и воспитание успехом"

Представлен план и ход  педагогического совета "Обучение и воспитание успехом"...

Обучение и воспитание успехом

Для создания эмоционально благоприятной атмосферы урока я использую технологию обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становле...

Обучение и воспитание успехом/

Обучение и воспитание успехом....

физическая культура Презентация: "ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УСПЕХОМ"

Результат участия обучающихся в спортивно-ассовых мероприятиях в 2017-2918 учебном году....

Обучение и воспитание успехом

В презентации представлен материал по обучению и воспитанию успехом...