«Повышение эффективности дополнительного образования как следствие повышения профессиональной подготовленности педагога».
материал

Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего) образования. Таким образом, дополнительное образование – это непрерывная, многоуровневая система образования, в сочетании с системой базового образования составляющая единое образовательное пространство. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_arzhanova_a.v.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Повышение эффективности дополнительного образования как следствие повышения профессиональной подготовленности педагога».

Подготовила: инструктор-методист

Аржанова Ангелина Викторовна

Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего) образования. Таким образом, дополнительное образование – это непрерывная, многоуровневая система образования, в сочетании с системой базового образования составляющая единое образовательное пространство. [2, с.24]

Можно ли говорить об эффективности дополнительного образования? Какой эффект оказывает дополнительное образование на подрастающее поколение? Существует ли экономическая эффективность дополнительного образования?

Экономическая трактовка понятия эффективность определяется отношением полученных результатов к затратам. Тем большей будет эффективность, чем меньше будут затраты при неизменном качестве продукции. Но применима ли данная формулировка к сфере образования?        

Как педагогу сократить затраты (затратами в данном случае можно назвать усилия педагога по подготовке к занятиям, повышению собственной квалификации, продолжительность занятий) и на выходе получить «хороший, качественный продукт»?

Эффективность дополнительного образования нельзя рассматривать с позиций снижения затрат. Необходимо выделить критерии, по которым можно было бы судить об эффективной работе учреждения в системе дополнительного образования детей.

Образование составляет социально-экономическую сферу жизни общества. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества, и, прежде всего, потребностей, связанных с развитием человеческой личности. [3]

Задача развития творческой личности в процессе обучения и воспитания, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально-значимых задач современного развития российского общества. [1,с.20]  

Развитие личности может быть выполнено усилиями школы, семьи, окружения, СМИ и, конечно, дополнительным образованием детей.

Каждый ребенок уникален по-своему, каждый обладает различными талантами и способностями, каждый может стать творческой личностью, если найдет себя, найдет занятие, дело по душе. Поэтому одним из критериев эффективной деятельности учреждения дополнительного образования является его способность предоставить широкие возможности для развития творческих способностей ребенка в различных видах деятельности и областях знаний.

В связи с изменениями социально-экономических условий развития общества появляются потребности в новых дополнительных образовательных услугах, реализуемых через дополнительные образовательные программы по экономике, социологии, психологии, журналистике, рекламе, менеджменту, косметологии, компьютерной графике, дизайну и т.д. Реализация таких программ знакомит обучающихся с профессиями нового поколения, позволяет сориентировать в выборе будущей профессии.  

В отличие от школы, дополнительное образование способно предоставить большее количество часов на изучение таких программ, а педагогам возможность дать детям не только теоретические знания, но и практические навыки и умения.

По-прежнему актуальны программы художественно-эстетической, физкультурно-спортивной направленности, спрос на них среди обучающихся остается высоким. Развивая новые направления, не стоит забывать о видах деятельности, которые уже зарекомендовали себя и востребованы среди школьников.

Судить об эффективности или неэффективности какой-либо деятельности невозможно не анализируя результаты данной деятельности. Результаты обучения в школе прослеживаются через оценки, государственные экзамены. В дополнительном образовании результативность работы учреждения показывает участие обучающихся в конкурсах, соревнованиях, фестивалях различного уровня. Любой конкурс – это соревнование в знаниях, умениях, навыках, что-то вроде экзамена. Не только ребенок, участвующий в конкурсе проходит экзамен, но и педагог, подготовивший этого ребенка, показывает свою компетентность, профессионализм.

Участие в конкурсах можно оценивать как с качественной, так и с количественной стороны. Педагог весь учебный год может готовить к конкурсу  одного ребенка. Уделяя ему максимум времени, он способен  добиться хороших результатов (призовых мест), то есть качественного участия в конкурсе. Но как же остальные воспитанники?  Нельзя забывать и о них. Такое отношение способно  послужить отрицательной мотивацией к занятиям детей в данном творческом объединении. Необходимо предоставить равные возможности проявления своих способностей всем воспитанникам объединения. Поэтому критерием результативности является не только качественное участие одного-двух обучающихся, но и охват участия в конкурсах большего количества детей объединения, то есть количественная сторона.

Радость от побед, завоеванных мест со временем проходит, так как на смену приходят новые впечатления, новые эмоции, остаются лишь бумаги, подтверждающие когда-то завоеванные места. Но любая деятельность тем более ценна, чем более долговременный положительный эффект она способна принести.  Важной особенностью дополнительного образования детей является преобладание воспитательного характера образования, так как в сфере свободного выбора видов деятельности происходит «незаметное», а значит и более эффективное воспитание.

Основные направления развития воспитания в системе образования направлены на создание условий для воспитания духовно-нравственного поколения, развития личности каждого ребенка, его познавательных, созидательных способностей, умеющего самостоятельно принимать ответственные решения, отличающегося гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой, владеющего навыками здорового образа жизни. [1, с. 140]

Личностно-ориентированный подход, преобладающий в организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей предполагает:

  1. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса, который способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации ребенка;
  2. Формирование умения жить в обществе, сотрудничать;
  3. Развитие способности к взаимопониманию;
  4. Формирование ответственности;
  5. Формирование чувства уверенности;
  6. Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, самоконтроля.

Возможность развивать данные качества в воспитанниках – ещё один критерий эффективной деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Подводя итоги всего вышесказанного, необходимо отметить экономическую эффективность названных критериев.

  1. Удовлетворение потребности в развитии личности большего количества детей посредством расширения дополнительных образовательных программ.  Уровень жизни отдельного человека в стране тем выше, чем больше своих потребностей он может удовлетворить, соответственно, тем более эффективна экономика данной страны и всех функционирующих систем, включая образование.  Социально-экономической эффективностью обладает та экономическая система, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей: материальных, социальных, духовных, гарантирует высокий уровень и качество жизни.[3]
  2. Об эффективности дополнительного образования детей можно судить, анализируя результаты участия воспитанников объединений в различных конкурсах. Высокие достижения говорят о качественной работе педагогического состава учреждения дополнительного образования детей, заинтересованности в результатах своего труда. Экономическая формулировка эффективности, в которой приоритетом является продуктивность, в данном случае наиболее применительна, так как позволяет соотнести затраты (усилия педагога) с полученными результатами. Если же анализировать участие в конкурсах с количественной стороны, то экономической эффективностью здесь можно считать удовлетворение потребности  в самореализации большего количества детей, то есть повышения уровня жизни отдельного человека.
  3. Личностно-ориентированный подход, являющийся основополагающим принципом организации обучения в системе дополнительного образования детей, воспитывает личность, способную к взаимопониманию, сотрудничеству, развивает мотивацию ребенка к познанию и творчеству, самореализации. Преобладание данного подхода в обучении позволяет развивать в воспитанниках самостоятельность, уверенность в себе, ответственность за принимаемые решения. Перечисленные качества в будущем помогут в профессиональной сфере. Самостоятельные, ответственные работники заинтересованы в результатах своего труда, повышении производительности и качестве, создаваемых товаров и услуг, делают  их конкурентоспособными.  В этом заключается экономическая эффективность третьего критерия.

В заключении нужно сказать о том, что дополнительное образование сегодня социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...

«Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей».

Изменения в социальной, культурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности системы дополнительного образования детей. В кач...

Презентация ТЕМА : Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей в соревновательной деятельности, через представление и обобщение собственного педагогического опыта.

Цель темы: повышение компетентности педагогов при подготовке воспитанников  к соревновательной деятельности, в легкой атлетикеЗадачи :Обобщить и распространить опыт работы среди педагогов....

Презентация к методическому семинару-тренингу для педа-гогов дополнительного образования «Самообразование – путь повышения профессионального мастерства»

Презентация к методическому семинару-тренингу для педагогов дополнительного образования «Самообразование – путь повышения профессионального мастерства»...

Методическое сопровождение педагога дополнительного образования как условие его профессионального развития -Приращение компетенции: повышение квалификации.

В рамках республиканского семинара  в Республике Адыгея 7 февраля 2024 года  по теме «Новые возможности профессионального роста педагога дополнительного образования» затронули во...

Выступление на августовском совещании работников образования «Пути повышения эффективности физкультурного образования обучающихся в условиях внедрения ВФСК ГТО

В 1931 году вводится Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который становится программной и нормативной основой системы физического воспитания для всей ст...