Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
статья

        Теоретико-методологической основой разработки программы развития универсальных учебных действий стали:

          - системно-деятельностный подход, позволяющий раскрыть основные психологические условия и поэтапные 

          действия усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся;

         - раздел психологии, изучающий возрастные особенности развития личности.

       В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока: личностные, регулятивные, 

         познавательные и коммуникативные. Приоритетное значение приобретают коммуникативные учебные действия. 

       Задача начальной школы "учить ученика учиться" переходит в новую задачу для основной школы -" учить

         ученика учиться в общении".

      Важным условием формирования коммуникативных универсальных действий в процессе учебной деятельности

      являются типовые задачи:

      - формирование коммуникативных действий учёта позиции собеседника;

     - формирование действий по организацции и осуществлению сотрудничества;

     - формирование коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению обменного 

      содержания деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ns.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Головина В.В.

Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Учитывая государственные, социальные, личные потребности и интересы, образование в стране, требует ускоренного совершенствования. Обществу нужны специалисты, способные самостоятельно принимать решение, уметь ориентироваться во всех сверах социальной жизни. Сейчас не удивить никого такими понятиями, как «мобильность», активность и успешность. Выпускники школы не только знакомы с этими определениями, но и стремятся к их реализации. На такой подход к образованию направлен новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. В рамках создания государвенного стандарта второго поколения была разработана программа развития универсальных учебных действий.

Теоретико-методологической основной разработки программы развития универсальных учебных действий стали:

  • системно-деятельностный подход, изложенный в трудах отечественных психологов Л.С Выготского, А.Н Леоньтева, П.Я Гальперина, Д.Б Эльконина, и др., позволяющий раскрыть основные психологические условия и поэтапные действия усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся;
  • раздел психологии, изучающий возрастные особенности развития личности и познания (Л.С Выготского и Д.Б Эльконина).

Программа универсальных учебных действий конкретизирует требования стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Программы Основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.

Освоение основной образовательной программы отражает:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
    использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности , учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исседовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применение различных методов познания[1].

Культурно-исторический, системно-деятельностный подход, основывающийся на теоретических положениях концепции Л.С Выготского, А.Н Леонтьева, Д.Б Эльконина, П.Я Гальперина, раскрывает основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. И как вывод одного из положений такого подхода - психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных изменений. Соответственно личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся зависит от характера организации деятельности, в первую очередь учебной. Обучение играет свою ведущую роль в умственном развитие учащихся прежде всего через содержание усваиваемых знаний[2]. А в основе усвоения системы научных понятий, определяющих познавательное развитие учащихся, лежит организация системы учебных действий.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью познания мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Что понимают под достижениями социального развития учащихся?

  • Социальное развитие-формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей;
  • развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
  • освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Под личностным развитием понимают:

  • развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения; готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию;
  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей; готовности к преодолению трудностей;

Познавательное развитие:

  • формирует у учащихся способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;
  • развитие логического, творческого мышления; продуктивного воображения.

Человеческое общество невозможно представить вне общения. Чтобы жить, устраивать свой быт люди вынуждены вступать в общение с другими людьми, т.е взаимодействовать. А любое взаимодействие определено совместной деятельностью. Под взаимодействием понимают как непосредственную  межличностную коммуникацию, важнейшим фактром который признается способность человека «принимать роль другого» , воспринимать его или группу как партнера по общению. При этом соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия[3].

Коммуникативное развитие - формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Таким образом в соответствии с системно-деятельностным подходом активность обучающихся в основной школе признается основой достижения развивающих целей образования. Знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в  процессе познавательной деятельности; содержание обучения включается в контекст решения учащимися жизненных задач, учение понимается как процесс образования и порождения смыслов; стихийная учебная деятельность заменяется ее целенаправленной организацией; решающая роль отводится учебному сотрудничеству в достижении целей обучения.

В программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. В подростковом возрасте ведущей становится деятельность  межличностного общения, приоритетное значение в развитии универсальных учебных действий в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. И поэтому задача начальной школы ,,учить ученика учиться” переходит в новую задачу для основной школы – ,,учить ученика учиться в общении”.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Поэтому в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничество с учителем и сверстниками-определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов-выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализации; управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках познавательно-возрастного развития личностной и познавательной  сфер обучающегося. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. В каждом виде; личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных положена концепция структуры и динамики психологического возраста[4] и теория задач развития[5], что позволяет реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в периоде своего развития и являются ключевыми в определении учиться для основного общего образования.

При этом во внимании принимается кризис перехода изначальной школы в основную, требующий высокой степени проявления самостоятельной учебной деятельности учащихся (5-6 классы) и необходимости решения ими задачи предварительного профильного обучения и построением индивидуальной траектории развития.

Соответственно предметом обсуждения и целью создания формирующих программ должны встать и коммуникативные универсальные действия направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладения средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация) действия, направленные на кооперацию-совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты) действия, обеспечивающие формирования личностной  и познавательной рефлексии.

Период для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между обучающимися в основной школе исключительно благоприятный. В культурно-исторической традиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата[6].

Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служат способность к согласованным действиям с учетом позиции другого. Развитие коммуникативной деятельности приводят к формированию коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность-это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; способность и устанавливать контакты с другими людьми.

Каковы же условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий?

В основной школе формы и виды сотрудничества детей весьма многообразны и нередко выходят за рамки школы. Однако по прежнему большие возможности представляет организация совместной деятельности школьников на уроке поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников.

Работа участников в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления успеха и одобрению, способности самостоятельной оценки своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать  с другими детьми.

Обычно наблюдаются следующие фазы совместной деятельности преподавателя с учениками:

  1. Введение в деятельность;
  2. Разделённое действие;
  3. Имитируемое действие;
  4. Поддержанное действие;
  5. Саморегулируемое действие;
  6. Партнерство[7] (В.Я. Ляудис)

Развитие коммуникативных способностей невозможно без систематического использования такой формы учебного сотрудничества, как разнообразные дискуссии. Именно дискуссия помогает ребенку сформировать свою точку зрения, отличить ее от других точек зрения, а так же скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели.

Проектные формы деятельности, направленные на решение конкретной проблемы (задачи) или создание определенного продукта, организуют совместное планирование деятельности учителя и учащихся. При этом учитель выступает как организатор совместной работы с учениками, способствуя тем самым переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Персональный проект повышает учебную мотивацию в целом и при этом снижает школьную тревожность (напряжение и стресс об обучении), а это здоровье сберегающая технология.

Уверенное овладение основными коммуникативными действиями становится хорошей основой для формирования учащихся организаторских качеств: инициативности, умения  налаживать контакты и предлагать план общего действия, решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность.

Немалую роль в развитии коммуникативной деятельности учащихся играет демократический стиль педагога, который соответствует партнерской позиции педагога.

Важным условием формирования коммуникативных универсальных действий в процессе учебной деятельности являются типовые задачи:

  • формирование коммуникативных действий учета позиции собеседника;
  • формирование действий по организации и осуществлению сотрудничества;
  • формировие коммуникативной-речевых действий по передаче информации и отображению обменного содержания деятельности;
  • формирование коммуникативных универсальных учебных действий в ходе тренингов.

Рассмотренные выше теоретические положения позволяют сделать вывод о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается через формования универсальных убных действий, которыми должны владеть обучающиеся в связи с переменами, происходящими в современном обществе. Общая роль отдаться коммуникативной деятельности, развитие которой формирует коммуникативную компетентность.


Список литературы

Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина, Г.В. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. / Л.С Выготский. – М., 1982-1984. – Т. 4.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение,2011. – 48с.-Стандарты второго поколения.

А.Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основных школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя [А.Г. Асолов. Г.В. Бурменсая, И.А.Володарская и д.р.]; -М.: Просвещение,2010.
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельности метода общения ,,Школа 2000…”  методическое пособие под редакцией Л.Г.Петерсон – М.: АПК ,ГПРО,УМЦ ,,Школа 2000…” , 2010 – 160с.


[1]         Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение,2011. – 48с.-Стадарты второго поколения.

[2]         Л.С.Выготский,1996г.

[3]         Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие-Минск: Тетра Система, 2011

[4]         Л.С Выготский.

[5]         Р. Хевигхерст

[6]         М.И Лисина.

[7]         В.Я. Ляудис.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка

Данное обобщение опыта содержит необходимую информацию по успешному формированию корммуникативных УУД на уроках английского языка...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Педенко Л.А.., учительрусского языка и литературыФормирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №2001 «ФГОС ООО: теория, опыт, проблемы и перспективы» учителя русского языка и литературы Кузнецовой Елены Николаевны по теме: «Формирование коммуникатив...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...