Статья Поощрение и наказание учащихся с задержкой психического развития
статья (5 класс)

Поощрение и наказание с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Поощрение и наказание МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
с задержкой психического развития
 в процессе      обучения                                                                                     АВТОР СТАТЬИ А.Ю. ФЕДОТОВА

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем [1, с. 123].

Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально: они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний.

Как показал анализ психолого-педагогической литературы, по отношению к детям с задержкой психического развития, со стороны педагогического коллектива, чаще применяют «наказание» нежели «поощрение». Это, прежде всего, связано с их психологическими особенностями [2, с. 45].

Цель нашего исследования: выявить реальное состояние применения поощрения и наказания в процессе обучения младших школьников с задержкой психического развития в школе.

Базой исследования выступило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана «Основная общеобразовательная школа № 17» города Абакана. Выборку составили учащиеся 3 – 4 классов в количестве 37 человек (пятнадцать девочек и 22 мальчика), в возрасте 9–11 лет и учителя в количестве 5 человек.                                                                         В качестве метода исследования выступил метод анкетирования (анкета «Поощрение и наказание» Турнаевой Е. В.) [3, с. 23]. Данная анкета смешанного типа, она содержит вопросы, предложенные отдельно ученикам и учителям.                                                                Итак, анализ анкет позволил получить следующие результаты: времени» – 6,7 %, «редко» – 60 %.

На аналогичные вопросы учителя отвечали: как часто Вы наказываете учеников? «часто» – 0 %, «время от времени» – 42,8 %, «редко» – 57,2 %.

Используют поощрение «часто» – 0 % учителей, «время от времени» – 42,8 %, «редко» – 57,2 %.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты могут быть обусловлены тем, что педагогический коллектив достаточно часто делает «замечания» по поводу (неуспеваемости, плохого поведения) в адрес детей с задержкой психического развития, а учащиеся воспринимают это как «наказание». Поощрение – это признание, положительная оценка, одобрение действий воспитанников, которая способствует поддержанию позитивного поведения ребенка, вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, желание испытать это чувство ещё раз. Наказание – это воздействие на личность ребенка с целью предупреждения нежелательных действий ребенка. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что по отношению к младшим школьникам с задержкой психического развития, учителя чаще применяют поощрение, чем наказание.

Библиографический список

  1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: учебное пособие для студ. вуз. М., 2002. 123 с.
  2. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. М.: Электронная версия учебного пособия. 2002. 285 с.
  3. Гмурман В. Е. Поощрение и наказание в школе. М.: Знание. 1962. 248 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие орфографической зоркости в начальных классах у учащихся с задержкой психического развития."

На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с ЗПР. В повышении качества образования и воспитания немаловажную...

"Развитие когнитивных свойств личности у учащихся с задержкой психического развития на уроках географии"

Современные технологии воспитания культуры здоровья участников образовательного процесса...

Контрольный диктант с грамматическим заданием для учащихся 7 класса (2четверть) с ограниченными возможностями здоровья ( учащиеся с задержкой психического развития).

Контрольный диктант адаптирован для учащихся с логопедическим диагнозом и задержкой психического развития....

Адаптированные контрольные работы для учащихся с задержкой психического развития. 8 класс.

Итоговые контрольные работы по алгебре и геометрии в 8 классе (классы ЗПР)...

Статья по теме: « Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития речи и мелкой моторики учащихся с задержкой психического развития ».

В статье  кратко описываются особенности речевого и двигательного развития учащихся начальной школы с задержкой психического развития и  основные группы пальчиковых игр....

Статья по теме: «Занимательная этимология исторических фразеологизмов русского языка на занятиях с учащимися с задержкой психического развития».

В статье даются определения понятий этимология и фразеология, кратко описываются особенности усвоения фразеологизмов учащимися с задержкой психического развития и объясняется возникновение ряда  ...

Развитие психических процессов учащихся с задержкой психического развития на уроках в основной школе (приемы и упражнения).

Моя работа, как педагога-психолога с учащимися начальной школы, строится на развитии и коррекции эмоциональной и познавательной сферы. Большой аспект занятий отводится с детьми ЗПР – на развитие...