памятка " Правильно работаем с текстом"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ваксильева Марина Анатольевна

памятка дляучащихся о том,как правильно работать с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchitsya_rabotat_s_tekstom.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки для учащихся  «Как работать с текстом»

Памятка: как работать с книгой

1. Понимать, как построена книга.

2. Отобрать важное, основное.

3. Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.

План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

Простой план – выделение и наименование главных частей.

В сложном плане главные части делятся на дополнительные.

Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.

Тезисы – прочитать, продумать основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание сосредоточить на выводах автора.

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

 

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.

Памятка для характеристики  и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

 

Памятка  для работы с источниками и документами

1.Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.

2.Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.

3.Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст? – и определите его основную идею.

4.Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как ни чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

5. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

6.Отвечайте точно на поставленные вопросы.

7.Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

8.Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.

9.Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.

10.Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

11.Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для работы с текстом

Эта памятка поможет ребятам вдумчиво, плодотворно прочитать любой текст. Может быть использована для занятий по любому предмету....

памятка по работе с учебным текстом

памятка содержит алгоритм работы с текстом для формирования информационной компетенции обучающихся...

Памятка преподавателю "Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста"

Памятка преподавателю "Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста"....

Памятка "Приёмы работы с текстом"

В памятке представлены некоторые интересные, на наш взгляд, приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы....

Работа с текстом. Как правильно понимать, анализировать и пересказывать прочитанное.

  Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть....

Памятка "Последовательность работы при восприятии текста на слух"

Памятка помогает выпускнику лучше уяснить приёмы сжатия текста и этапы работы с ним...

Памятка по работе с текстом

В материале представленна памятка по работе с текстом. Порядок действий, который поможет не только понять прочитанное, но и самостоятельно составить план и написать изложение...